Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в лингвистической подготовке курсантов МЧС России'

Применение информационных технологий в лингвистической подготовке курсантов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в лингвистической подготовке курсантов МЧС России»

(11). - С.92-94.

4. Использование инновационных технологий подготовки для повышения профессиональной компетентности специалиста / Л.Е. Механтьева, Т.П. Склярова, А.В. Склярова // Вестник ВГУ. Сер.: Проблемы высшего образования. - Воронеж, 2013. - № 1. - С. 109-112.

5. Особенности преподавания дисциплины медицина катастроф в ВГМА им. Н.Н. Бурденко / Г.И. Сапронов, Л.Е. Механтьева, А.В. Петрова, Т.П. Склярова. // Науч.-мед. вестник ЦЧ: науч.-практ. журнал. Актуальные проблемы профилактической медицины: Матер. науч.-практ. конф. с междунар. уч. - Воронеж: ВГМА им. Н.Н. Бурденко, 2014. - № 58. - С. 157-162.

6. Актуальность обучения специалистов социально значимых объектов практическим навыкам оказания первой помощи / О.В. Степаненко, А.В. Петрова, В.П. Ильичев // «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты». Т. 3. Сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 30 июня 2015 г., Тамбов, 2015. - С. 108-110.

7. Беляева Г.В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / Г.В. Беляева // Молодой ученый. - 2014. -№ 21.1. - С. 80-83.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ

С.В. Могильниченко, доцент, к.пед.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Во всех сферах деятельности возрастают требования к интеллектуальному и нравственному потенциалу человека, его общей культуре. Основной задачей образовательного учреждения становится воспитание гармонически развитой самостоятельной личности, способной к дальнейшему самообразованию в условиях постоянного технического прогресса. Такая парадигма подготовки специалистов технических профессий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения ставит новые задачи перед преподавателями гуманитарных дисциплин технических вузов, в том числе вузов МЧС России. Конкурентоспособность современного специалиста пожарной безопасности определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Важную роль в этом сыграла возросшая интеграция структур МЧС в соответствующие международные структуры.

Иностранный язык фигурирует как федеральный компонент государственного образовательного стандарта, что отражено в требованиях программных документов и подчеркивает важность владения иностранным языком для современного специалиста любого направления [1]. Требования к

уровню иноязычной подготовки специалиста предполагают формирование межкультурной коммуникативной профессионально ориентированной компетенции, необходимой для профессионального общения. Для решения этой задачи необходимо взаимодействие между всеми дисциплинами гуманитарного цикла, так как для профессиональной подготовки специалиста МЧС важны и языковые и культурологические аспекты образования.

Одной из тенденций развития образования является внедрение новых компьютерных технологий, расширяющих возможность преподавателя в организации эффективного учебного процесса и создании положительной мотивации к учебе. Современные компьютерные технологии способны в цвете, звуке и динамике организовать предъявление и смену логически построенных порций учебного материала.

Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому преподавателю необходимо создавать реальные и воображаемые ситуации общения на занятиях по иностранному языку, используя при этом различные методы и приемы работы (дискуссии, ролевые игры, творческие проекты и др.). Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования с учетом индивидуальных мотивов и способностей обучаемых. Но потенциал информационных технологий реализуется в учебно-воспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению.

Анализ опыта информатизации образовательных структур позволяет нам выделить три последовательных этапа этой деятельности:

- компьютеризация (функционирование отдельных компьютеризованных мест, создание определенного минимума научно-методического, технического, программного, финансового, организационного обеспечения);

- создание информационной инфраструктуры (соединение всех элементов в единую информационную систему на базе совместимых технических и программных ресурсов в виде локальной сети образовательного учреждения);

- вхождение в информационное образовательное пространство региона, страны, мира [2].

Очевидно, что информационные технологии не могут превзойти совершенства (профессионализма) преподавателя в учебном процессе, но дальнейшая интенсификация и индивидуализация процесса обучения только лишь за счет интенсивной преподавательской деятельности - утопия. Данное противоречие, на наш взгляд, разрешить при сохранении за преподавателем профессиональной, творческой составляющей, а рутинный процесс, обеспечивающий и формирующий лексико-грамматическое и контролирующее наполнение этой составляющей, передать средствам вычислительной техники.

Для эффективной самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы

курсантов в классах программированного обучения и в компьютерных классах необходимы специальные материалы - программы различных уровней сложности по всем изучаемым темам, снабженные разного типа ключами для обеспечения самокоррекции.

Для формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка на занятиях по английскому языку преподаватели Воронежского института ГПС МЧС России широко используются аутентичные учебные пособия, например, «English for the Military» и «Environmental Science» [3].

Использование аутентичных учебников в учебном процессе имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ. Во-первых, рассматриваемые учебные пособия сопровождаются аудиокурсами, что способствует формированию комплекса языковых навыков на основе большого разнообразия форм интерактивной работы. Кроме того, учебные пособия предполагают изучение богатого лексического материала, содержащего современные военные термины и профессионализмы, представленные в составе устойчивых словосочетаний. Наконец, аутентичные учебники, используемые на занятиях по иностранному языку, представляют преподавателю и курсантам обширный профессиональный фактический материал, основанный на достоверной информации и учитывающий межкультурные аспекты их взаимодействия в военной и техносферной областях.

В заключении следует отметить, что использование информационных и Интернет-ресурсов в учебном процессе по иностранному языку будет способствовать индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых, которое позволит достичь нового уровня коммуникативной компетенции курсантов, соответствующей современным требованиям их профессиональной подготовки.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность. - М.: 2015.

2. Могильниченко С.В. Формирование иноязычной компетенции курсантов вузов МЧС России: проблемы и решения // Вестник ВИ МВД России. № 2. 2014. - С.102-104.

3. Mellor Clark S., Y. Baker de Altamizano. Campaign. English for the Military. Text: - Macmillan Publishers Limited, 2004. - 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.