Научная статья на тему 'Актуальные вопросы повышения профессиональной компетентности специалиста'

Актуальные вопросы повышения профессиональной компетентности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Механтьева Л.Е., Склярова Т.П., Петрова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы повышения профессиональной компетентности специалиста»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Л.Е. Механтьева, заведующая кафедрой, профессор, д.м.н.,

Т.П. Склярова, доцент, к.м.н., А.В. Петрова, ассистент, Воронежский государственный медицинский университет

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

Для повышения качества подготовки специалиста и активизации познавательной деятельности необходимо подготовить студента к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

В силу развития высоких технологий, которые, с одной стороны, являются более совершенными, с другой стороны, могут создавать новые угрозы, требующие особых мер защиты и обеспечение безопасности на производстве и в быту. Это особенно актуально для населения крупных промышленных городов, в том числе и для жителей города Воронежа. На здоровье человека, его жизнеспособность и жизнедеятельность большое влияние оказывают опасные и вредные факторы непосредственного отрицательного действия на организм человека, а также опосредованное воздействие, вызывающее осложнение нормального функционирования организма [2].

Материальными носителями вредных и опасных факторов выступают объекты, которые формируют трудовой процесс, а также факторы окружающей среды. Ежегодно в мире в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, пожаров, несчастных случаев погибают около двух и получают травмы несколько десятков миллионов человек. Все чрезвычайные ситуации такого рода нередко представляют значительную проблему для системы здравоохранения, так как они создают массовый поток пострадавших, превосходящий возможности медицинского обслуживания.

Специалисты, которые принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказываются под воздействием огромного количества стрессогенных факторов: физические нагрузки, воздействие различных вредных веществ, высоких и низких температур, влажности, снижение концентрации кислорода, новизна психогенных раздражителей, чрезмерное эмоциональное напряжение [1]. В неблагоприятных условиях жизнедеятельности пониженные адаптационные возможности или эмоциональная неустойчивость являются своеобразными факторами риска, способствующими возникновению психосоматических нарушений здоровья. Поэтому, становится очевидной проблема здоровьесбережения специалистов, работающих в экстремальных условиях. В целях профилактики соматических и психосоматических расстройств необходимо:

- в рамках мониторинга осуществление регулярных наблюдений за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и их оценки, с последующей разработкой мероприятий по снижению рисков чрезвычайных ситуаций;

- проведение профессионально-психологической подготовки;

- организация оказания допсихологической и психологической помощи поэтапно на индивидуальном, групповом и семейном уровне

Готовность страны к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера основывается на подготовке соответствующих служб и структур, но кроме этого и на общей готовности населения. Основа такой готовности - широкое информирование населения о чрезвычайных ситуациях и обучение его навыкам оказания первой помощи и психологическим основам выживания.

Одним из обязательных компонентов медико-психологической подготовки спасателей в МЧС является профилактика стрессовых состояний. Известно, что возможность получения психического расстройства спасателем во время выполнения спасательной операции мало зависит от его опыта работы. Фактически, работник с многолетним опытом работы также беззащитен перед психотравмирующими факторами чрезвычайной ситуации, как и не имеющий опыта работы. Возникшее стрессовое состояние характеризуется значительным снижением уровня функциональных возможностей и качества выполняемой работы. Имеются данные, свидетельствующие о значительной роли ведения здорового образа жизни в профилактике развития стрессовых стояний и посттравматических психических расстройств. В связи с чем, актуально реальное обучение каждого сотрудника навыкам оказания первой помощи и формирование культуры безопасности.

С целью формирования у будущего специалиста культуры безопасной жизни, приобретения знаний и понятий о чрезвычайных ситуациях, Российской системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на кафедре медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности (МК и БЖ) ВГМУ им. Н.Н. Бурденко используются различные образовательные технологии [4]. Это личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, модульное обучение, обучение в сотрудничестве, дистанционное обучение, метод проектов. Студентами старших курсов дневного отделения лечебного факультета совместно с преподавателями кафедры МК и БЖ были разработаны творческие проекты. Технология проектного обучения способствует развитию у студентов рефлексивности, креативности, диалогичности, гуманистической направленности. Творческий проект способствует выработке умений самостоятельно добывать и анализировать информацию, осознанно принимать решения, творчески и самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, умения выстраивать взаимодействие с другими людьми [3, 5].

В Воронежском государственном медицинском университете им.

Н.Н. Бурденко на кафедре медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности для формирования умений и навыков оказания первой и медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях разработаны методические рекомендации с алгоритмами действий при оказании первой помощи и психологической поддержки. Важной составляющей является отработка практических навыков оказания первой помощи с небольшими пояснениями и комментариями инструктора на базе симуляционных центров (ВГМУ и Воронежского областного центра медицины катастроф), осмотр пострадавшего, а также способы выноса (вывоза) пораженных из очага ЧС с последующей доставкой на этапы медицинской эвакуации. Наибольшую ценность в обучении представляет решение ситуационных задач. Профессионально подготовленные студенты, являющиеся членами научного студенческого кружка кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности, проводили занятия по отработке практических навыков первой помощи со школьниками старших классов. Кроме этого, проводили беседы, демонстрировали короткие фильмы о правилах поведения при наводнениях, завалах, пожарах, землетрясениях, терактах, ДТП, а также подчеркивали важность ведения здорового образа жизни как одного из факторов предупреждения возникновения стресса. Особое внимание уделялось профилактике алкоголизма и наркомании. Комментировали увиденное, добавляли несказанную в роликах информацию, поясняли наиболее трудные для усвоения моменты и отвечали на вопросы школьников. С целью проверки качества усвоения полученной информации был проведен контроль в форме викторины. Навыки и приемы простейших мероприятий, усвоенные специалистами разных профессий, школьниками, специалистами социально значимых объектов, позволяют быстро и эффективно устранить угрозу жизни в конкретно складывающейся ситуации, и предупредить развития возможных серьезных осложнений [6].

Статистика показывает, что человек, обладающий даже самыми минимальными знаниями о первой помощи, в критической ситуации тратит меньше времени на оценку происходящего, реже впадает в панику и способен более объективно оценивать исходящие угрозы.

Список использованной литературы

1. Актуальность психологической помощи на этапах медицинской эвакуации / Т.А. Бережнова, Л.Е. Механтьева, Д.А. Тарасов, Т.П. Склярова, А.В. Склярова //Междунар. науч.-исслед. журнал. 2013. - Ч. 3. 6 (13). - С. 61-67.

2. Профессиональная заболеваемость и её взаимосвязь с психогенными факторами / Т.А. Бережнова, А.В. Склярова, Т.П. Склярова // Сб. матер. I Междунар. конф. «Морфоклинические аспекты безопасности жизнедеятельности», г. Воронеж, ООО «Просто типография» 2013. - С. 242-245.

3. Использование технологии проектного обучения в преподавании дисциплины «Медицина катастроф». / Т.П. Склярова, Л.Е. Механтьева, А.В. Петрова, Г.И. Сапронов // Наука и мир: Междунар. науч. журнал. - 2014.- № 7

(11). - С.92-94.

4. Использование инновационных технологий подготовки для повышения профессиональной компетентности специалиста / Л.Е. Механтьева, Т.П. Склярова, А.В. Склярова // Вестник ВГУ. Сер.: Проблемы высшего образования. - Воронеж, 2013. - № 1. - С. 109-112.

5. Особенности преподавания дисциплины медицина катастроф в ВГМА им. Н.Н. Бурденко / Г.И. Сапронов, Л.Е. Механтьева, А.В. Петрова, Т.П. Склярова. // Науч.-мед. вестник ЦЧ: науч.-практ. журнал. Актуальные проблемы профилактической медицины: Матер. науч.-практ. конф. с междунар. уч. - Воронеж: ВГМА им. Н.Н. Бурденко, 2014. - № 58. - С. 157-162.

6. Актуальность обучения специалистов социально значимых объектов практическим навыкам оказания первой помощи / О.В. Степаненко, А.В. Петрова, В.П. Ильичев // «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты». Т. 3. Сб. науч. тр. по матер. междунар. науч.-практ. конф. 30 июня 2015 г., Тамбов, 2015. - С. 108-110.

7. Беляева Г.В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / Г.В. Беляева // Молодой ученый. - 2014. -№ 21.1. - С. 80-83.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ

С.В. Могильниченко, доцент, к.пед.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Во всех сферах деятельности возрастают требования к интеллектуальному и нравственному потенциалу человека, его общей культуре. Основной задачей образовательного учреждения становится воспитание гармонически развитой самостоятельной личности, способной к дальнейшему самообразованию в условиях постоянного технического прогресса. Такая парадигма подготовки специалистов технических профессий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения ставит новые задачи перед преподавателями гуманитарных дисциплин технических вузов, в том числе вузов МЧС России. Конкурентоспособность современного специалиста пожарной безопасности определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Важную роль в этом сыграла возросшая интеграция структур МЧС в соответствующие международные структуры.

Иностранный язык фигурирует как федеральный компонент государственного образовательного стандарта, что отражено в требованиях программных документов и подчеркивает важность владения иностранным языком для современного специалиста любого направления [1]. Требования к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.