Таблица 2
Проблемы профессиональной школы и необходимость (возможность) их решения
с использованием механизмов ГЧП
Проблема Необходимость ГЧП для решения проблемы
Ситуация «А» Ситуация «В»
Устаревшая материально-техническая база Да Нет
Снижение уровня знаний у абитуриентов Нет Нет
Демографическая ситуация Да Да
Недостаточная квалификация педагогических кадров Да Нет
Трудоустройство выпускников Да Да
Рассогласование компетентности выпускников и требований, предъявляемых работодателями Да Да
Дефицит мест прохождения практики Да Да
Структурные диспропорции Да Да
Отсутствие внешней системы оценки качества обучения Да Да
Какую цель преследуют работодатели, вступая на путь партнерства с учреждениями образования? Ответ однозначный — желание получить квалифицированных специалистов. К сожалению, законодательство не дает гарантии того, что выпускники придут на предприятия, которые являются партнерами учреждений образования. Не решает этой проблемы и принятый Государ-
ственной Думой 1 июля 2015 года Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации».
Остается верить, что партнерство в деле подготовки квалифицированных специалистов в Кузбассе, имеет будущее, для чего необходимо совершенствование нормативной правовой базы.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА «ШКОЛА - ТЕХНИКУМ» КАК УСЛОВИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
И. А. Килина, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово Н. Т. Рылова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения,
г. Ленинск-Кузнецкий
В научных источниках социальное партнерство рассматривается как эффективное средство регулирования отношений между большими группами людей и слоями населения. Для нас данный феномен представляет интерес в качестве определенного типа общественных отношений, обеспечивающих баланс реализации интересов субъектов профориентации. Разделяя мнение К. С. Бурова, под взаимодействием образовательных организаций в сфере профориентации мы понимаем социальное партнерство (сотрудничество), проявляющееся в решении проблем профессионального самоопределе-
И. А. Килина Н. Т. Рылова
ния обучающихся, характеризующееся наличием общих целей и задач, объединением ресурсов в содержании, формах и методах профори-ентационной деятельности, наличием организационных структур, курирующих профориентаци-онную деятельность, или ответственного за про-фориентационную деятельность [1].
Зачастую партнерские взаимоотношения выстраиваются по вертикали «предприятие — регион — центр», реже социальное партнерство реализуется по горизонтали, на одном уровне. Для нас в процессе решения проблем профориентации старшеклассников, организации профессиональных проб актуальным является построение взаимоотношений горизонтального типа «школа — техникум».
Анализ психолого-педагогической литературы, практики работы по профессиональной ориентации молодежи показывает, что ожидания современного общества от профессионального самоопределения обучающихся не соответствуют развитию у них личностных качеств, обеспечивающих профессиональное самоопределение (умений делать выбор и обосновывать его, выстраивать профессиональную карьеру), представлений о путях получения профессии. В качестве эффективной практико-ориентированной формы профориентационной работы рассматриваем проведение профессиональных проб, в ходе которых обучающиеся могут осуществить «примерку» выбираемой профессии или специальности, получить базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности и освоить элементарные практические приемы. Одним из условий их организации выступает взаимодействие школы и техникумов, оптимальный вариант — социальное партнерство и с предприятиями.
Проведение профориентационной работы с учащимися школ становится обязательной составляющей деятельности педагогов, работающих не только в системе общего, но и среднего профессионального образования. Так, необходимость использования практико-ориентиро-ванных форм и методов подчеркивается в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», в рамках которого в качестве одной из обобщенных трудовых функций отмечается «проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)», включая информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам
профессионального самоопределения и профессионального выбора; проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями).
Еще в 80-90-е годы XX века в разработанном под руководством С. Н. Чистяковой профо-риентационном курсе «Твоя профессиональная карьера» была предложена идея осуществления практической пробы сил учащимися как этапа педагогического сопровождения профессионального самоопределения [2]. Нами профессиональная проба рассматривается как завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемый в условиях, максимально приближенных к производственным, а также средство развития интереса и способности учащегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора профессии.
В рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) ФГАУ ФИРО наш институт организует и проводит профессиональные пробы. Экспериментальной площадкой выступает Ленинск-Кузнецкий городской округ.
Так, на данный момент разработан и используется в профориентационной деятельности образовательных организаций общего и профессионального образования договор об организации и проведении профессиональных проб между техникумом (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум», Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум») и управлением образования администрации, предусматривающий порядок прохождения профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций, ответственность сторон за жизнь и безопасность обучающихся. Отобраны наиболее востребованные профессии, по которым осуществлена разработка программ профессиональных проб в муниципалитете: подземная разработка месторождений полезных ископаемых, электрослесарь подземный, автомеханик, повар-кондитер, продавец и др.
Утверждено Положение об организации и проведении профессиональных проб, ориентированное на обучающихся 8-9-х классов, где описаны цели и задачи проведения профессиональных проб, регламентирование образовательного процесса при реализации программ
профессиональных проб, распределение ответственности при организации профессиональных проб в сетевом взаимодействии организаций общего, профессионального образования и работодателей всех организационно-правовых форм собственности и т. д. В городской план профо-риентационной работы включены мероприятия, предусматривающие организацию и проведение профессиональных проб. Утверждено сетевое расписание проведения профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций: один раз в неделю.
Использование возможностей муниципального органа управления образованием позволяет решать проблемы, существующие между школами и профессиональными образовательными организациями, способствует налаживанию тесного социального партнерства школ с организациями профессионального образования и другими субъектами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
В соответствии с городским планом профори-ентационной работы в конце 8-го класса и дважды в 9-м классе (октябрь, апрель) профконсуль-тантами школ совместно со специалистами МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» проводится диагностика профессиональных интересов, склонностей, способностей, особенностей мышления учащихся. По результатам диагностики формируются группы школьников для прохождения профессиональной пробы в соответствии с типами профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».
Профессиональные пробы проводятся для старшеклассников вне стен школы с использованием материально-технической базы (учебных лабораторий, мастерских, учебно-производственных полигонов и т. д.) и кадровых ресурсов организаций профессионального образования, что соответствует организационно-педагогическим условиям выполнения проб, описанным С. Н. Чистяковой:
- направленность содержания деятельности учащихся на развитие их склонностей и способностей;
- ориентация на интересы учащихся;
- учет уровня подготовленности школьников к выполнению заданий различной степени сложности;
- обязательное обеспечение материально-технической базой выполнения заданий пробы с выделением и соблюдением преемственности целей, задач, условий их осуществления;
- определение продуктов деятельности учащихся и критериев для объективной оценки выполнения задания профессиональной пробы;
- оперативный контроль и корректировка процесса выполнения профессиональной пробы;
- сочетание индивидуальных и групповых форм выполнений заданий пробы [3].
Профессиональные пробы проводятся в два этапа. Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются учащимся, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня — школьникам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Уровни сложности заданий различаются не только по содержанию и объему, но и по формам, методам помощи учащимся при выполнении проб. На первом и втором уровнях предусматривается помощь в форме обращения с вопросом к преподавателю, в виде самостоятельного использования схем, справочно-информа-ционной литературы. Третий уровень исключает какие-либо формы помощи и требует от испытуемого максимального проявления индивидуальных качеств, знаний, умений и навыков.
Профессиональные пробы завершаются подведением итогов в форме беседы, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.
В целом система профориентационного сопровождения участников образовательного процесса, осуществляемая в муниципальной системе образования Ленинск-Кузнецкого городского округа, реализуется в условиях взаимодействия управления образования с департаментом образования и науки Кемеровской области, Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования, Кемеровским областным психолого-валеологическим центром, центром занятости населения, профессиональными образовательными организациями, промышленными предприятиями и организациями города.
Проведение профессиональных проб в 2014/2015 учебном году способствовало:
1) увеличению числа школьников, желающих участвовать в проведении профессиональных проб;
2) преобладанию позитивных отзывов от школьников и их родителей (законных представителей) относительно организации и проведения профессиональных проб;
3) позитивной динамики развития профессионального самоопределения школьников через составление личного профессионального плана (наличие мотивов выбора профессии; активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии; наличие запасных вариантов профессионального выбора; потребность проверить свои способности в деятельности);
4) повышению уровня информированности учащихся о мире профессий и требованиях, предъявляемых к специалистам;
5) расширению знаний учащихся о своих профессиональных интересах, склонностях и возможностях.
В дальнейшем планируется обобщить опыт организации и проведения профессиональных
проб для школьников данного муниципалитета, представить его в методических рекомендациях и тиражировать как успешный профориентаци-онный опыт на уровне региона.
1. Буров К. С. Сетевая организация взаимодействия образовательных организаций общего и профессионального образования в сфере профориента-ционной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2014. — № 2 (6). — С. 26-30.
2. Программы общеобразовательных учреждений: «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы» / под общ. ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2006. — 125 с.
3. Чистякова С. Н. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / Л. А. Бара-банова, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, О. В. Кузина, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова, Е. В. Титов, И. А. Умовская, Н. А. Хаймовская, Е. О. Черка-шин; под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.