МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Н. В. Осипова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
В последнее время все большую актуальность для федеральных и региональных органов власти приобретают вопросы профориентации обучающихся. Обсуждается необходимость проведения системной про-фориентационной работы с обучающимися на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего, послевузовского и дополнительного профессионального.
С 2013 года ГБУ ДПО «КРИРПО» — федеральная экспериментальная площадка ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». В рамках деятельности площадки была разработана организационная модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в которую включены образовательные организации разных типов, управление образованием, предприятия и другие субъекты, участвующие в профориентацион-ной деятельности на уровне региона, муниципалитета. Апробация данной модели проходила в Ленинск-Кузнецком городском округе.
С целью систематического отслеживания результатов реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся разработаны критерии: планово-прогностический, организационно-дея-тельностный, результативно-обобщающий. Кри-
терии включали в себя качественные показатели (данные о профориентационной работе, отражающие содержание, процесс, взаимоотношения участников организационной модели сопровождения и результативность их деятельности) и количественные (наличие тех или иных видов деятельности, которые отражают содержание профориентационной работы).
В соответствии с критериями в мае 2015 года разработана программа и проведен мониторинг состояния сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, определен уровень результативности (низкий, средний, высокий) реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся по каждой образовательной организации в отдельности и муниципалитету в целом.
Низкий уровень (0-8 баллов) — профориен-тационная работа ведется от случая к случаю, отсутствует системный подход, организация не участвует в муниципальных профориентаци-онных мероприятиях, в реализации регионального, муниципального плана по профориентацион-ной работе, отсутствует план профориентацион-ной деятельности. В организации не заключены договоры о социальном партнерстве/сотрудничестве в сфере реализации профориентацион-ных мероприятий, не назначен специалист, ответственный за профориентацию обучающихся. Организация не принимает участие в проектах и конкурсах по профориентации.
На уровне муниципалитета профориентаци-онная работа слабо организована, отсутствует взаимодействие образовательных организаций разных типов с предприятиями, реализация совместных мероприятий не осуществляется.
Не назначены специалисты, осуществляющие профориентационную деятельность.
Средний уровень (9-20 баллов) — профори-ентационная работа проводится систематически, организация принимает участие в реализации муниципального плана по профориентаци-онной работе и разрабатывает собственный план профориентационной деятельности. Заключает договоры о социальном партнерстве/сотрудничестве в сфере реализации профориентаци-онных мероприятий, активно взаимодействует с различными организациями, предприятиями. Проводит мониторинг и диагностику профессионального самоопределения обучающихся, отслеживает результативность проведенных мероприятий. В организации назначен специалист, ответственный за профориентацию обучающихся. Организация участвует в проектах по профориентации, в том числе совместно с социальными партнерами и другими образовательными организациями. На сайте есть раздел, где обучающиеся и их родители могут получить необходимую профориентационную информацию. Организация проводит различные профориентаци-онные мероприятия как на уровне муниципалитета, так и области. Участвует в профориентаци-онных конкурсах, семинарах, конференциях.
На уровне муниципалитете профориентаци-онная работа организована системно, налажено взаимодействие с разными типами образовательных организаций и предприятиями, проводятся совместные мероприятия, назначены специалисты, ответственные за профориентацию обучающихся. Проводятся муниципальные конкурсы и проекты профориентационной направленности, обучающиеся и педагоги участвуют в региональных конкурсах и проектах.
Высокий уровень (21-30 баллов) — про-фориентационная работа проводится в системе, организация участвует в профориентацион-ных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровней, принимает участие в реализации регионального, муниципального плана по профориентационной работе, разработан и реализуется план профориентационной деятельности. Представитель от организации участвует в работе координационного совета по профессиональной ориентации молодежи города. Заключает договоры о социальном партнерстве/сотрудничестве в сфере реализации профориентационных мероприятий. Проводит мониторинг и диагностику профессионального самоопределения обучающихся. В организации назначен специалист, ответственный за профориентацию обучающихся и прошедший кур-
сы повышения квалификации по данному направлению деятельности. Организация участвует в грантах, проектах, экспериментальных площадках по профориентации совместно с социальными партнерами и другими образовательными организациями. На сайте есть раздел, где обучающиеся и их родители могут получить необходимую, достоверную профориентацион-ную информацию. Проводятся различные про-фориентационные мероприятия как на уровне муниципалитета, так и области. Участвует в про-фориентационных конкурсах, семинарах, конференциях (муниципального, регионального, всероссийского уровней), в разработках методических материалов, программ на разных уровнях.
На уровне муниципалитета профориента-ционная работа организована и проводится системно, разработан и осуществляется план профориентационной деятельности муниципалитета. Организации участвуют в реализации регионального и муниципального планов по профориентации. Налажено взаимодействие с разными типами образовательных организаций и предприятиями (разработан алгоритм взаимодействия, заключены договора/соглашения о сотрудничестве и т. д.), проводятся совместные мероприятия, назначены специалисты, ответственные за реализацию профориентационной работы, которые прошли курсы повышения квалификации по данному направлению. Представители муниципалитета активно участвуют в региональных и федеральных конкурсах, проектах, семинарах по профориентации. В муниципалитете созданы методические разработки и рекомендации по проведению профориентационных мероприятий, утвержденные на методическом объединении, зарегистрированные или прошедшие внешнюю экспертизу.
Согласно результатам проведенного мониторинга в Ленинск-Кузнецком городском округе высокий уровень результативности отмечается в 30 % образовательных организаций, не выявлено организаций с низким уровнем. Минимальное значение набранных баллов составило 9, максимальное — 24 балла.
Наличие системной, комплексной, целенаправленной профориентационной работы образовательных организаций, участвующих в деятельности федеральной экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО, отражено в высоких результатах мониторинга:
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» — 24 балла;
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73» — 24 балла;
- ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум» — 23 балла;
- ГОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж» — 23 балла;
- МБОУ ДПО «Научно-методический центр» — 22 балла;
- Отделение ГОО «Кузбасский РЦППМС» Ленинск-Кузнецкого городского округа — 21 балл.
В целом по муниципалитету получены следующие результаты: уровень результативности реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Ленинск-Кузнецкого городского округа относится к среднему и составил 17,5 балла. При проведении в дальнейшем подобного мониторинга считаем необходимым внести дополнения в бланк: специалистам, которые его заполняют, важно указать не только количественные данные по участию в конкурсах, грантах, проектах, но и название, сроки, место проведения, результат, что позволит получить более полную информацию о состоянии профориентационной работы, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
При реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся специалистам, ответственным за профориентацию в образовательной организации, муниципалитете, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации.
Образовательным организациям:
• назначить приказом руководителя специалиста, ответственного за профориентационную работу и/или совет по профориентации;
• руководствоваться в своей деятельности утвержденными департаментом образования и науки Кемеровской области нормативно-правовыми документами, регламентирующими организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся организаций общего и профессионального образования: Типовым положением об организации профильного обучения старшеклассников и профессиональной ориентации молодежи на базе ресурсных центров (№ 1167 от 27.06.2014); Положением о деятельности профконсультан-та (№ 1595 от 12.09.2014), Положением о работе по профессиональной ориентации обучающихся в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области (№ 1597 от 12.09.2014), Положением о работе по профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях Кемеровской области (№ 1596 от 12.09.2014);
• разработать программу и/или план профо-риентационной работы на учебный год с учетом реализации муниципального и регионального плана профориентационных мероприятий и иную документацию, необходимую специалисту, ответственному за профориентацию обучающихся, для реализации профильного обучения и проведения профессиональных проб — договор/соглашение и совместный план профориен-тационной работы общеобразовательной и профессиональной образовательной организаций;
• создать методические рекомендации, разработки, электронные ресурсы в области профессионального самоопределения, профориентации обучающихся и их родителей (законных представителей), построения карьеры, утвердив их на методическом объединении, представить на внешнюю экспертизу;
• взаимодействовать с различными организациями и предприятиями по вопросам профориентации обучающихся, используя разные механизмы (договор о социальном партнерстве/сотрудничестве, соглашение, план совместных мероприятий, проведение профессиональных проб, элективных курсов и т. д.);
• выявлять и отслеживать результативность проводимых мероприятий, используя мониторинг, диагностику, аналитические справки и отчеты и др.;
• систематически повышать квалификацию специалистам, ответственным за профориентаци-онную работу, в области профессионального самоопределения и построения карьеры обучающихся;
• создать разделы по профориентации на сайте организации, где размещать актуальную информацию о мероприятиях, справочные материалы и др.;
• участвовать профконсультантам и обучающимся образовательных организаций в про-фориентационных конкурсах, проектах, конференциях, выставках, семинарах, круглых столах и т. д. профориентационной направленности;
• анализировать, обобщать, тиражировать положительный опыт организации и проведения профориентационной работы.
Муниципальным органам управления:
• создать координационный совет по кадровой политике и профессиональной ориентации, на заседаниях которого утверждать план профориентационной работы муниципалитета, обсуждать актуальные вопросы профильного и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки рабочих кадров для предприятий города, проведения муниципальных проектов, конкурсов, грантов профориентационной направленности и т. д.;
• организовывать и координировать работу по профориентации в муниципалитете лицам, назначенным ответственными за профориен-тационную работу в городском округе, муниципальной районе;
• привлекать социальных партнеров для организации и проведения профориентационных мероприятий на уровне муниципалитета и образовательной организации;
• принимать участие специалистам, ответственным за профориентационную деятельность в муниципалитете, в областных мероприятиях, в том числе круглый столах, проводимых ГБУ ДПО «КРИРПО» совместно с ДОиН КО, на которых обсуждаются актуальные проблемы и направления профориентационной работы Кемеровской области;
• проводить городские мероприятия по профориентации совместно с предприятиями, организациями разных типов, средствами массовой информации и другими субъектами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Выполнение данных рекомендаций позволит осуществлять сопровождение профессионального самоопределения системно, комплексно, на более высоком уровне.
В мае 2016 года планируется проведение данного мониторинга во всех муниципалитетах, что позволит выявить уровень результативности реализации организационной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Н. В. Чернушкина, О. А. Роут, методисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Прокопьевск
Процессы профессионального становления личности в связи с их высокой социальной значимостью постоянно находятся в фокусе общественного внимания. Для многих молодых людей, поступивших в профессиональную образовательную организацию, проблема выбора профессии окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом курсе, другие — в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи — после 3-5 лет работы по профессии. Значительная часть молодежи после окончания профессиональной школы не может найти работу по полученной профессии и пополняет ряды безработных. Значит, вопрос выбора профессии снова становится актуальным [1].
В практике организаций профессионального образования реализуются традиционные формы и методы профориентационной работы: дни открытых дверей, виртуальные экскурсии на предприятия, дни выпускника, фестивали рабочих профессий, профессиональные пробы и практики, профориентационные игры, конкурсы «Лучший по профессии» и др. В последнее время активность самоопределения и становления обучающихся снизилась, чему в определенной степени способствовали устаревшие формы
О. А. Роут
Н. В. Чернушкина
работы. В связи с этим в профессиональных образовательных организациях (ПОО) происходит поиск эффективных форм и методов содействия профессиональному становлению обучающихся. Возникает потребность в разработке качественно новых современных технологий, направленных на повышение активности обучающихся на этапе самореализации и самоутверждения в выбранной профессии.
На наш взгляд, внедрение новых профориентационных форм и методов способствует формированию активной позиции обучающегося в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.