путь в профессию
обеспечение преемственности
профессиональной ориентации на этапах общего и профессионального
образования
И. Ю. Вершинин, директор Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума Н. В. Белослудцева, заведующая методическим кабинетом
На этапе перехода от школьного образования к профессиональному важен момент точного определения абитуриента в нужное профессионально-информационное русло, но практика показывает, что более 50 % выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных планов. Эта ситуация практически не меняется на протяжении последних лет, свидетельствуя о необходимости пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы с молодежью в современной системе образования.
Различные вопросы профессионального самоопределения и профориентации раскрыты в трудах Т. А. Буяновой, Э. Ф. Зеера, Н. Э. Касаткиной, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой и др. [2; 3; 7; 10-12].
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии. Профессиональное самоопределение, по мнению Е. Ю. Пряжниковой, является высшим уровнем и результатом профориентации. На этом уровне человек уже готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы [9].
Профориентация — система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору или перемене профессии с учетом интере-
кгш
И. Ю. Вершинин Н. В. Белослудцева
сов, способностей, возможностей и необходимости отдельной отрасли, региона [5]. Профессиональная ориентация — процесс динамического «согласования человека с профессией», его самоопределение в профессии. В пространстве профориентации личность — это субъект, самоопределяющийся в мире профессий, личностных смыслов трудовой деятельности.
В Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования отмечается, что современный этап состояния профориентационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем:
— отсутствие государственной координации процессов сопровождения профессионального самоопределения, в силу чего ситуация на региональном, муниципальном и локальном уровнях меняется стихийно, качественные проф-ориентационные услуги остаются недоступными для подавляющего большинства обучающихся;
- путь в профессию -
— в образовательных учреждениях, муниципальных образованиях и регионах, где профори-ентационная работа с обучающимися ведется, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов, преобладает «мероприятийный подход»;
— кадровые проблемы профориентационной сферы, связанные с неопределенной принадлежностью функций по сопровождению профессионального самоопределения, которые распределены по различным должностям работников системы образования; отсутствие специальной подготовки квалифицированных кадров в данной области [5].
Новые приоритеты образования, определенные законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными государственными образовательными стандартами, требуют от педагогов овладения умением организации и проведения профориентационной работы с учащимися.
На практике существуют серьезные «разрывы» в профориентационной работе на разных уровнях образования (общего и профессионального образования). Школы и учреждения СПО преследуют свои цели, определенные или государством, или требованиями рынка труда. Не всегда эти цели согласуются между собой. В связи с чем профессиональное самоопределение учащихся школ будет результативнее, если выстроено взаимодействие между общеобразовательными организациями, учреждениями СПО и предприятиями по принципу преемственности.
Сегодня существует множество различных пониманий дефиниции «преемственность». По мнению Д. В. Легенчука, преемственность — общепедагогический принцип, требующий постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и внутри них; расширения и углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения; поступательно-восходящего развертывания всего учебного процесса в соответствии с содержанием, формами и методами работы [6].
Реализация преемственности основных форм и методов профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях и учреждениях СПО содействует выявлению тех молодых людей, которые проявляют склонности и способности к определенной профессиональной деятельности, а также дальнейшему развитию этих личностных свойств учащихся школы в системе профессионального образования.
Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность обусловливает развитие и устойчивость системы знаний, умений и навыков в процессе образования. Под преемственностью профессиональной ориентации мы понимаем реализацию профориентационной деятельности общеобразовательными организациями, учреждениями СПО и предприятиями — социальными партнерами, — основанную на последовательности, систематичности и согласованности действий, направленных на осознанный выбор профессии учащимися общеобразовательных организаций.
Говоря о школьном этапе профориентации, мы должны предварительно ограничить эту широкую проблематику, поскольку в центре нашего внимания — институциональный переход «школа — СПО». Координацию профориентацион-ной работы с учащимися и выпускниками школы, имеющими намерение продолжить образование по программам СПО, осуществляют профессиональные образовательные организации. Поскольку учреждения СПО в большей степени набирают абитуриентов на базе основного общего образования, то профориентационная работа Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума направлена на учащихся 8-9-х классов.
Для определения уровня готовности к выбору профессии мы использовали следующие методики: «Анкета профориентации учащихся 8-9-х классов»; «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская); «Мотивы выбора профессий» (Р. В. Овчарова); «Готовность к выбору профессии» (В. Б. Успенский).
Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников сделали выбор профессии, но сомневаются в его правильности. Более половины респондентов имеют средний уровень готовности к выбору профессии. Основная часть школьников планируют получить образование в родном городе. Наиболее значимыми мотивами выделены внутренние социально значимые мотивы. Низкий уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению, подтверждается тем, что большинство из них мало знакомо с содержанием тех или иных выбираемых профессий, требованиями, предъявляемыми профессией к специалисту, уровнем востребованности профессии на рынке труда и т. д.
Для формирования готовности к осознанному выбору профессии с учащимися общеобразовательных организаций Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум и управление образования Ленинск-Кузнецкого городского округа заключили соглашение о профориентационной работе.
Среди основных направлений профориента-ционной работы выделим наиболее значимые:
1. Привлечение профессионалов — предприятий-партнеров — в процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Профильные специалисты «реальной сферы экономики» выступают наиболее эффективными информационными, ценностно-смысловыми и деятельностными посредниками между учащимися, находящимися в процессе профессионального самоопределения (а также их родителями), и миром труда и профессий. Формы работы могут быть разнообразными и соответствовать профориентационным технологиям. Например, в работе со школьниками и их родителями — встречи и беседы (рассказы о предприятии и его профессиях), проведение проф-ориентационных экскурсий, а также участие в профориентационных исследованиях и проектах в качестве консультантов, членов жюри. Результатом деятельности, направленной на организацию непосредственного диалога обучающихся (и их родителей) с профессионалами, является понимание сущности и содержания выбираемой профессиональной деятельности, условий будущего места работы, перспектив трудоустройства по профессии, возможностей для профессионального и личностного роста.
2. Работа с трудовыми династиями. Трудовая династия, по данным А. Е. Белоусова, положительно влияет на выбор выпускниками школы учреждения СПО, опережая такие факторы, как репутация образовательной организации, авторитетность профессии (специальности) и специальные профориентационные мероприятия. Типичной является ситуация, когда дети поступают в то же профессиональное учебное заведение для получения той же профессии, что и их родители, что объяснимо определяющей ролью семьи как фактора профессионального выбора и подтверждается мнениями В. И. Блинова, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова [1; 4; 8] и других специалистов в данной области.
Работа с семьями учащихся выступает одной из ведущих идей Концепции организационно-педагогического сопровождения самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.
3. Привлечение специалистов центра занятости населения к профориентационной работе с учащимися общеобразовательных организаций. Специалисты центра занятости выступают официальными представителями рынка труда, основной задачей которых является предоставление информации о мире профессий, социаль-
путь В пРОфЕССИю
но-экономической ситуации на рынке труда, возможностях получения профессионального образования. Специалисты центра участвуют в родительских собраниях, классных часах, оформляют информационные стенды и уголки профориентации в школах, оказывают информационно-методическую помощь, также проводят уроки занятости «Современный рынок труда и выбор профессии», «Как устроен и работает рынок труда моногорода».
4. Профориентационная работа с родителями обучающихся школ. Преподаватели и администрация техникума подготовили для проведения родительских собраний в школах города анкеты, памятки, видеофильмы, информационные бюллетени и раздаточный материал с информацией об имеющихся профессиях и специальностях, по которым техникум ведет подготовку квалифицированных рабочих и специалистов; материально-технической базе техникума; студенческой жизни и достижениях студентов на международных, областных и городских конкурсах и фестивалях; видах социальной поддержки обучающихся в техникуме; возможностях реализовать свои творческие и спортивные способности в кружках и секциях.
В школах города размещены стенды техникума с профориентационным материалом. Сайт стал визитной карточкой техникума для абитуриентов. На сайте есть виртуальный кабинет профориентации со следующими разделами: Профессиональное тестирование, Мир профессий, Моя новая профессия и др.
При реализации направлений были использованы следующие формы профориентации школьников 8-9-х классов:
1. Профориентационная экскурсия — одна из самых эффективных форм ознакомления обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий, основной целью которой является формирование у учащихся представлений о содержании и условиях труда, определение профессиональной пригодности. Во время экскурсии учащиеся знакомятся с требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья. Организация профориентационных экскурсий способствует привлечению молодежи к освоению рабочих профессий и снижению дефицита профессиональных кадров в сфере производства.
2. Профориентационный мастер-класс. Особенностью мастер-классов является то, что они проводятся для слушателей, не имеющих в этой области теоретических знаний и опыта работы. Во время мастер-класса специалист рассказы-
ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ
вает и показывает элементы технологического (производственного) процесса, что способствует формированию представления о содержании конкретной профессии или специальности. Проведены мастер-классы «Товаровед-эксперт — тайны профессии», «Приготовление блинов и напитков», «Волшебное колесо» и др. В программу мастер-классов входят краткий анализ муниципального и регионального рынка труда по определенной профессии, презентация «Современный специалист — экономике будущего», элементы профессиональной пробы. Профори-ентационный мастер-класс можно совмещать и с другими формами, такими как день открытых дверей, Ярмарка профессий и т. д.
3. Профессиональные пробы. Одним из главных и перспективных направлений стало проведение профессиональных проб, в ходе которых учащиеся получают базовые сведения о видах профессиональной деятельности и осваивают практические приемы, через профессиональные пробы старшеклассники знакомятся с миром профессий, содержанием, характером и условиями труда, формируют допро-фессиональные знания, умения, навыки, опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности. Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки КРИРПО «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных организациях общего и профессионального образования» реализует четыре программы профессиональных проб: «Продавец, контролер-кассир», «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Парикмахер». С 2013 года внедрение программ профессиональных проб осуществлялось всеми профессиональными образовательными организациями.
Программы профессиональных проб разработаны на основе идей С. Н. Чистяковой с учетом профессиональной направленности и устойчивости интереса учащихся к конкретной сфере профессиональной деятельности, которые определялись общеобразовательными организациями по месту обучения учащихся. Для диагностического направления привлекались специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС» по договору с управлением образования Ленинск-Кузнецкого городского округа с целью определения профильных, профессиональных намерений, спроса на определенные виды профориентаци-онной и психологической помощи. По результа-
там диагностики и консультирования для прохождения профессиональной пробы формируются группы учащихся. Профессиональные пробы завершаются подведением итогов на заключительном этапе, учащиеся получают сертификат участника профессиональных проб.
1. Блинов В. И. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии : материалы II Международного совещания (12-13 ноября 2013 г., Москва). — Вып. III. — М. : ФИРО, 2013. — С. 5-19.
2. Буянова Т. А. Соотношение профессиональных намерений учащихся старших классов и реального выбора ими профессии // Труды лаборатории социально-педагогических проблем профессиональной ориентации учащейся молодежи. — Кемерово : Кемеровский гос. пед. ин-т, 1974. — Вып. 2. — С. 38-52.
3. Зеер Э. Ф. Психология профконсультирова-ния / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — М. : Академия, 2014. — 224 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
5. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев и др. — М. : ФИРО; Перо, 2014. — 38 с.
6. Легенчук Д. В. Преемственность содержания среднего и высшего профессионального образования. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ preemstvennost-soderzhaniya-srednego-i-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.05.2017).
7. Организация профориентационной работы в условиях образовательной практики / под науч. ред. Н. Э. Касаткиной. — Кемерово, 2012. — 144 с.
8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
Пряжникова Е. Ю. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения // Вопросы образования. — 2006. — № 3. — С. 224.
Чистяков Н. Н. Профессиональная ориентация в УПК: Из опыта работы УПК Кемеровской области / Н. Н. Чистяков, Т. А. Буянова, Н. Э. Касаткина. — М. : Педагогика, 1985. — 112 с.
9. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. — М. : Академия, 2007. — 128 с.
10. Чурекова Т. М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Т. М. Чурекова, Г. А. Грязнова. — Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2014. — 161 с.