УДК 378
Wagner P.A., senior teacher, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Varin E.A., senior teacher, Ball Choreography Department, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON THE SUBJECT OF "EUROPEAN BALLROOM DANCE AND METHODS OF ITS TEACHING" AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS. The article considers a system of training of higher education specialists in the profile of "Pedagogy of Ballroom Dance". The work is relevant in connection with introduction of innovative technologies in the educational process and a constant increase of the information volume of the material being studied not only in ballroom dance, but also in the educational process as a whole.The article discusses the importance of optimization of the system of educational work of students with the organization of independent work in the European Ballroom Dancing Course. The authors of the paper define stages of teaching the European ballroom dance starting with small simple "tester" assignments and lecture materials with a gradual complication and transition to practical tasks with the use of literature and technical means.
Key words: teacher, student, self-study, education, European ballroom dance, ballroom choreography.
П.А. Вагнер, ст. преп., каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Э.А. Варин, ст. преп., каф. бальной хореографии, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЕВРОПЕЙСКИЙ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ И МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ»
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья освещает систему профессиональной подготовки специалистов высшего профессионального образования в вузе культуры и искусств. Оптимизация системы управления учебной работой студента при помощи организация самостоятельной работы должна привести к планомерному развитию, повышению качества образовательного процесса и последовательному овладению профессиональными навыками. Подробно освещены этапы обучения европейскому бальному танцу начиная с небольших простых «тестирующих» заданий по лекционным материалам с постепенным усложнением и переходом к практическим заданиям с использованием методической литературы и технических средств.
Ключевые слова: преподаватель, студент, самостоятельная работа, образование, европейский бальный танец, бальная хореография.
Традиционная система профессиональной подготовки специалистов высшего профессионального образования предполагает субъектно-объектные отношения между участниками учебно-педагогического процесса, где субъектом является преподаватель, сообщающий готовую информацию при помощи различных средств, излагая знания в «готовом» виде. Студент выступает в роли объекта управления и его деятельность сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации выданной преподавателем.
Процесс внедрения инновационных технологий в сфере образования, связанный с развитием содержательного и организационного уровней образовательного процесса, способствует изменению характера взаимодействия преподавателя и студента в сторону субъектно-субъектных отношений. В данной модели взаимодействия студент перестает быть просто потребителем информации выдаваемой преподавателем и становится активным участником образовательного процесса, совершенствуя методы и средства научного познания и накапливая опыт индивидуальной деятельности. Вместе с тем, преподаватель проявляет себя в большей мере как наставник, консультант, помощник, помогая студенту организовать относительно самостоятельную поисковую деятельность при выстраивании траектории своего образовательного процесса. Акцент деятельности преподавателя переносится с контролирующей функции на функцию управления внешними факторами: формирование установок, ориентирование на информационные ресурсы, включение самостоятельного задания в структуру занятия, выбор методов работы в соответствии с поставленными целями. Управляя внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности - целевых и волевых установок, рефлексии, прояснения ценностей [1].
Данная модель взаимодействия предполагает организованный в соответствии с поставленной задачей педагогический процесс, который направлен на формирование у будущих специалистов теоретической и практической знаний и готовности к деятельности по решению профессиональных задач. Обучение студентов способам самостоятельного познания, проявление
интеллектуальной инициативы, формирование самостоятельной культуры мышления и способности к самоорганизации в учебно-познавательной деятельности - основные задачи самостоятельной работы.
Одним из перспективных направлений в оптимизации системы управления учебной работой студента на сегодняшний день является организация самостоятельной работы, позволяющей формировать ответственность, творческий стиль мышления, предоставляя возможность личностного саморазвития. При расширении форм и методов ведения учебного процесса происходит смещение акцента с традиционных видов занятий с преподавателем на самостоятельную работу студентов.
Одной из профилирующих дисциплин в системе подготовки специалиста бальной хореографии, несомненно, является предмет «Европейский бальный танец и методика его преподавания» который входит в раздел дисциплин обучения студентов отделений бальной хореографии и является неотъемлемой частью в подготовке специалистов по профилю «Педагогика бального танца».
Специфика работы педагога бальной хореографии предполагает решение широкого круга вопросов. Помимо овладения профессиональными знаниями в области хореографического искусства специалист данной сферы должен обладать знаниями в смежных искусствах, широким кругозором, помогающим ему в процессе освоения материала, сочинительства и постановочной деятельности.
Самостоятельная работа студента по предмету «Европейский бальный танец и методика его преподавания» предусматривает умение работать с научно-исследовательской и методической литературой по бальной хореографии таких авторов как А. Мур, Г. Говард, Г. Регацциони, С.И. Темлянцев, Т.Б. Кузовнико-ва, П.А. Вагнер. Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение и практическую наработку основных понятии и принципов исполнения европейского бального танца такие как: постановка корпуса, постановка в паре, техника шага, работа стопы, повороты, наклоны, счет, ритм и т. д., а также движений, фигурй и примерных вариаций, описанных в данной литературе,
требующих внимательного изучения и практического освоения материала. Репетиционная работа студентов также является немаловажным аспектом развития внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста бальной хореографии.
На начальном этапе обучения европейскому бальному танцу студенты получают небольшие задания «тестирующего» характера, часть из которых выполняется индивидуально, некоторые необходимо выполнить небольшой группой. Качество выполнения заданий позволяет судить об уровне ассоциативного и образного мышления каждого студента, интеллектуальном и психологическом развитии, творческом потенциале, коммуникативных свойствах.
Лекционные занятия предполагают вычитывание конкретных тем, которые являются необходимыми для понимания специфики европейского бального танца, создавая своего рода теоретический фундамент для профессионального образования. Однако без приобретения индивидуально знания, самостоятельного поиска здесь не обойтись. Традиционно используется в самостоятельной работе конспектирование, просмотр периодических изданий по специальности, популярной литературы, работа с интернет ресурсами, подготовка докладов и экспресс-сообщений по теме. К документальным формам работы относятся академический реферат, курсовая работа, расширяющая сферу предметных знаний и выпускная квалификационная работа как итоговая форма, отражающая уровень развития самостоятельности студента.
Большая часть практических и лабораторных занятий по европейскому бальному танцу требует предварительной индивидуальной самостоятельной подготовки, без которой осуществлять работу в учебной аудитории невозможно. В связи с этим возникает необходимость разъяснять студентам важность самоподготовки в образовательном процессе, приучать к систематическому и качественному выполнению самостоятельной работы, помогать в овладении навыками поиска нужной информации.
В связи с тем, что творческая специальность требует определенного напряжения не только умственных, физических, но и душевных сил, целесообразно предоставить студенту возможность работать над заданием в оптимальном для каждого темпе, без излишнего давления со стороны преподавателя. На наш взгляд это поможет избежать формального подхода к заданию. Однако при такой структуре учебного процесса необходимо четко спланировать этапы овладения предметом и организовать систему контроля качества выполнения работы. Здесь преподаватель больше общается со студентами в качестве консультанта по творческим проектам и различным учебным вопросам, координируя и направляя их деятельность.
При наработке практических навыков техники исполнения движений, фигур, вариаций европейского бального танца следует учитывать методичность подхода к работе с учебным материалом, что должно привести к планомерному развитию профессиональных навыков. В данном случае планирование самостоятельной работы студента должно заключаться в следующем:
1. Постановка целей и задач самостоятельной работы способствующих достижению определенных знаний и умений по данному предмету.
2. Определение конечного результата самостоятельной работы. Овладение навыками профессионального мастерства.
3. Разделение самостоятельной работы на этапы: а) тренаж; б) работа над подготовительными упражнениями с целью наработки мышечной памяти; в) работа над движениями и фигурами, изученными на практических и лабораторных занятиях в строго выстроенной последовательности: под счет, в пол темпа
Библиографический список
музыки, в полный темп; г) работа над движениями и фигурами в паре в том же порядке; д) работа над комбинациями или вариациями с использованием изучаемых движений и фигур.
При организации самостоятельной работы следует уделить особое внимание дополнительным средствам, помогающим повысить качество наработки изучаемого материала: работа с зеркалом; видеосъемка; просмотр видеозаписей с профессиональными танцорами. Работа с зеркалом важна на первом этапе занятия при наработке тренажа, подготовительных упражнений, работы над движениями и фигурами под счет и в пол темпа. Использование этого средства позволяет визуально отслеживать правильность исполнения позиций и линий. Использование видеосъемки целесообразно на втором этапе самостоятельной работы. Видеосъемка позволяет проанализировать исполнение движений и фигур под музыку, работу над взаимодействием в паре, а также работу над комбинациями и вариациями.
Особого внимания заслуживает работа с видеоматериалом. Европейский бального танца, как и другие виды хореографии, подвержен социальному воздействию, влиянию моды, изменению стиля и манеры исполнения. Прочувствовать характер и манеру исполнения, проследить тенденции времени, почерпнуть новые хореографические приемы, свежие идеи невозможно без знакомства с исполнительским мастерством известных танцоров, с практикой хореографов-постановщиков. Помимо «прочтения» видеоматериала, как источника информации, студенты в процессе самостоятельной работы осуществляют методическую видеозапись движений, фигур и вариаций. Тем самым обучаются приемам записи хореографического текста с использованием технических средств. Просмотр видеозаписей с профессиональными танцорами имеет смысл использовать на заключительном этапе [2].
Так как европейский бальный танец является парным видом хореографии, одной из форм организации самостоятельной работы студента является групповая форма и работа в паре. В групповой форме работа осуществляется небольшими группами. Студенты работают над решением одной задачи, выполняя задание преподавателя по наработке техники исполнения. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом учитывается уровень информированности, учащихся по данному предмету, их совместимость и психологическая комфортность.
Очевидно, что в европейском бальном танце выстроена партия партнера и партнерши. Следовательно, процесс работы над лексикой результативнее проводить в паре. Парная форма работы приемлема и на этапе демонстрации фигур и вариаций. В отличие от предыдущей формы работы, состав пары более постоянный и меняется редко.
Организация самостоятельной работы студентов, обучение рациональным способам самостоятельного приобретения знаний и активизация творческой активности позволяет повышать уровень обучения будущих специалистов и способствует их дальнейшему профессиональному и личностному росту.
По своей сути, все задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, нацелены на то, чтобы стимулировать их активность как субъектов учебно-творческой деятельности, способствуют развитию творческого потенциала, порождая тем самым потребность в самостоятельном поиске, в расширении компетентностей.
Именно поэтому в образовательном процессе важно уделить особое внимание формированию самостоятельности и проявлению творческой активности как профессионально значимых качеств личности [3]. Это, безусловно, будет способствовать повышению качества образовательного процесса и последовательному овладению профессиональных навыков.
1. Беляева А.Н. Управление самостоятельной работой студентов. Высшее образование в России. 2003; 6.
2. Вагнер П.А. Организация самостоятельной работы студентов по предмету «Конкурсный бальный танец и методика его преподавания: Материалы XIV Всероссийской научно-методической конференции АГАКИ, 2014.
3. Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста. Педагогика. 2003; 2.
References
1. Belyaeva A.N. Upravlenie samostoyatel'noj rabotoj studentov. Vysshee obrazovanie vRossii. 2003; 6.
2. Vagner P.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentovpo predmetu «Konkursnyj bal'nyj tanec i metodika ego prepodavaniya: Materialy XIV Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii AGAKI, 2014.
3. Trofimova N.M., Eremina E.I. Samoobrazovanie i tvorcheskoe razvitie lichnosti buduschego specialista. Pedagogika. 2003; 2.
Статья поступила в редакцию 17.09.16