Научная статья на тему 'Организация патриотического воспитания курсантов и студентов: из опыта работы ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России'

Организация патриотического воспитания курсантов и студентов: из опыта работы ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / воспитательный процесс / ветеранская организация / ветеранское движение / образовательное учреждение / patriotic education / educational process / veteran organization / veteran movement / educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Рудольфович Павлушков, Сергей Яковлевич Бондаренко

В статье анализируется опыт деятельности ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России по патриотическому воспитанию обучающихся. Статья включает две части. В первой (теоретической) части кратко раскрывается история вопроса и значение патриотического воспитания; дается толкование термина «ветеран» и его дальнейшая трансформация; анализируется содержание публикаций с последующей классификацией их по определенным тематическим блокам. Во второй (практической) части статьи представлен опыт работы Вологодской городской общественной организации ветеранов по организации патриотического воспитания курсантов и студентов. Раскрываются особенности и направления патриотической работы ветеранской организации в качестве субъекта воспитательного процесса, дается характеристика отдельных мероприятий. Делается вывод о преемственности и системности данной работы, что может быть использовано в качестве положительного опыта в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of patriotic education of cadets and students: from the experience of the veteran organization of the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia

The article analyzes the experience of the veteran organization of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia on the patriotic education of students. The article includes two parts. The first (theoretical) part briefly reveals the history of the issue and the significance of patriotic education; gives an interpretation of the term "veteran" and its further transformation; the content of publications is analyzed with their subsequent classification according to certain thematic blocks. The second (practical) part of the article presents the experience of the Vologda city public organization of veterans in organizing patriotic education of cadets and students. The features and directions of the patriotic work of the veteran organization as a subject of the educational process are revealed, and the characteristics of individual events are given. The conclusion is made about the continuity and consistency of this work, which can be used as a positive experience in the activities of institutions of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Организация патриотического воспитания курсантов и студентов: из опыта работы ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России»

УДК 94.34.37

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2022-239-4-45-54

АЛЕКСАНДР РУДОЛЬФОВИЧ ПАВЛУШКОВ

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент И [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8838-5459

Вологда

СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ БОНДАРЕНКО

председатель Вологодской городской общественной организации ветеранов ВИПЭ ФСИН России, кандидат исторических наук И [email protected] Вологда

Организация патриотического воспитания курсантов и студентов: из опыта работы ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России

Аннотация. В статье анализируется опыт деятельности ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России по патриотическому воспитанию обучающихся. Статья включает две части. В первой (теоретической) части кратко раскрывается история вопроса и значение патриотического воспитания; дается толкование термина «ветеран» и его дальнейшая трансформация; анализируется содержание публикаций с последующей классификацией их по определенным тематическим блокам. Во второй (практической) части статьи представлен опыт работы Вологодской городской общественной организации ветеранов по организации патриотического воспитания курсантов и студентов. Раскрываются особенности и направления патриотической работы ветеранской организации в качестве субъекта воспитательного процесса, дается характеристика отдельных мероприятий. Делается вывод о преемственности и системности данной работы, что может быть использовано в качестве положительного опыта в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: : патриотическое воспитание, воспитательный процесс, ветеранская организация, ветеранское движение, образовательное учреждение

Для цитирования

Павлушков А. Р., Бондаренко С. Я. Организация патриотического воспитания курсантов и студентов: из опыта работы ветеранской организации Вологодского института права и экономики ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 4. С. 45-54. https://doi.org/51522/2307-0382-2022-239-4-45-54.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Патриотическое воспитание граждан как самостоятельное направление деятельности общественных организаций в последние годы получает общественное и государственное признание [1]. Необходимость укрепления политики по гражданско-патриотическому

© Павлушков А. Р., Бондаренко С. Я., 2022

воспитанию молодежи нашла отражение в федеральных законах и государственных программах, предусматривающих активное привлечение к этой работе различных общественных формирований [2, 3].

Освещение практического опыта работы общественных объединений по па-

ALEXANDER R. PAVLUSHKOV

Assistant Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor E [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8838-5459

Vologda

SERGEY Y. BONDARENKO

Chairman of the Vologda city public organization of veterans of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Historical Sciences El [email protected] Vologda

Organization of patriotic education of cadets and students:

from the experience of the veteran organization of the Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia

Abstract. The article analyzes the experience of the veteran organization of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia on the patriotic education of students. The article includes two parts. The first (theoretical) part briefly reveals the history of the issue and the significance of patriotic education; gives an interpretation of the term "veteran" and its further transformation; the content of publications is analyzed with their subsequent classification according to certain thematic blocks. The second (practical) part of the article presents the experience of the Vologda city public organization of veterans in organizing patriotic education of cadets and students. The features and directions of the patriotic work of the veteran organization as a subject of the educational process are revealed, and the characteristics of individual events are given. The conclusion is made about the continuity and consistency of this work, which can be used as a positive experience in the activities of institutions of the penitentiary system.

Keywords: patriotic education, educational process, veteran organization, veteran movement, educational institution

For citation

Pavlushkov A. R., Bondarenko S. Y. Chairman of the Vologda city public organization of veterans of the VILE of the FPS of Russia, Candidate of Historical Sciences // Vedomosti penitentiary system. 2022. No. 4. P. 45-54. https://doi.org/ 51522/2307-0382-2022-239-4-45-54.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

триотическому воспитанию молодежи представляется актуальным. Публикация такого рода материалов является основой формирования своеобразной методической платформы для обмена опытом и дальнейшего использования наиболее удачных форм воспитательной работы.

Подчеркнем, что в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в качестве приоритетной цели обо-

значено формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала, что невозможно достичь при отсутствии хорошо организованного воспитательного процесса [4]. Деятельность ветеранских организаций по патриотическому воспитанию является частью общего процесса формирования личных и профессиональных качеств сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

(далее также - уголовно-исполнительная система, УИС), позволяющих успешно решать поставленные перед ними задачи.

Анализ публикаций ведомственных изданий говорит о том, что деятельность ветеранских организаций является объектом пристального внимания специалистов различных областей научных знаний: права, истории, социологии, теории управления. Наиболее интересные формы работы ветеранских объединений заимствуются территориальными органами и учреждениями ФСИН России для совершенствования управления, мобилизации коллективов. За последнее десятилетие в свет вышло немалое количество работ различной направленности, где затрагивалась роль ветеранской организации в деятельности учреждений ФСИН России.

Публикации такого рода можно разделить на несколько блоков.

Во-первых, это описание опыта работы наиболее активных ветеранских организаций, внесших значительный вклад в формирование и сплочение профессиональных коллективов [5, 6]. Патриотическое направление освещается контекстно или параллельно с другими направлениями работы ветеранов. Во многих публикациях акцент сделан на характеристику мероприятий по социальной поддержке ветеранов [7, 8]. Особо выделяется роль региональных советов и отделений ветеранов, выступающих в роли управленческих звеньев ветеранского движения [9, 10].

Во-вторых, это воспоминания о ветеранах [11]. Такие работы заслуживают особого внимания, поскольку по своему жанру относятся к историческим источникам, иллюстрирующим особенности определенных периодов эволюции отечественной уголовно-исполнительной системы. Сюда можно отнести и публикации по истории ветеранского движения, в которых собраны уникальные материалы и фотодокументы о деятельности ве-

теранских организаций различных территорий [12, 13].

Сборники, приуроченные к юбилейным датам, также можно отнести к данной группе публикаций. Как правило, они информативны, содержат основные сведения о ветеранских организациях и об их наиболее ярких представителях, внесших значительный вклад в развитие правоохранительных органов [14]. Отдельные материалы о деятельности ветеранов УИС оформлены в виде самостоятельных разделов более крупных научных изданий. В них отражена деятельность сотрудников системы исполнения уголовных наказаний в советский период на основе воспоминаний, документальных источников [15].

Еще один тип публикаций, в которых отражена работа ветеранов, составляют статьи и отчеты, посвященные организации воспитательной работы учебно-строевых подразделений [16, 17, 18]. Как правило, в них освещается опыт работы с различными группами молодежи, над которыми берут шефство территориальные органы УИС и их структурные подразделения.

Публикаций, которые непосредственно посвящены патриотической работе ветеранских организаций, немного [19, 20]. В тоже время подчеркнем, что так или иначе любая деятельность ветеранской организации отвечает задачам патриотического воспитания, это пример добросовестного отношения к службе, образец гражданской позиции.

История ветеранского движения берет начало в послевоенный период, когда участники Великой Отечественной войны после возвращения в гражданскую жизнь создавали ячейки внутри трудовых коллективов и помогали восстанавливать народное хозяйство [13]. К ветеранам относили людей старшего поколения, за плечами которых был боевой

опыт и жизненная мудрость. Длительное время понятие «ветеран» ассоциировалось с непосредственными участниками боевых действий или тружениками тыла, а проводимые мероприятия с их участием посвящались событиям Великой Отечественной войны и подвигу советского народа. Вместе с тем уже в послевоенное время сложилось и иное представление о ветеране как человеке, длительное время добросовестно отработавшем в определенной сфере профессиональной деятельности [21].

Современное понятие «ветеран» имеет более широкое толкование [22]. Из смысла закона вытекает, что деятельность такого рода общественных объединений направлена прежде всего на решение вопросов социальной поддержки ветеранов. В действительности их сфера деятельности более объемна. Ветеранские организации занимаются большим кругом вопросов.

Патриотическое направление относится к числу наиболее востребованных в воспитательной работе, которая в целом является важнейшим условием подготовки будущих специалистов для уголовно-исполнительной системы. Жесткие реалии и новые вызовы диктуют повышенные требования к сотруднику УИС. Другими словами, простого овладения профессиональными навыками, знаниями и компетенциями недостаточно для успешного решения задач по исправлению осужденных. Необходимо формировать у сотрудников такие личностные качества, которые позволяют противостоять давлению агрессивной социальной среды и мотивируют на выполнение служебных обязанностей на основе внутренних убеждений. Воспитательный процесс в этом отношении имеет огромное значение.

В целом воспитательная работа в образовательных учреждениях ФСИН России

строится на основе сложившихся традиций, преемственности опыта работы предыдущих поколений. Преемственность в развитии - важнейший показатель стабильности в деятельности коллектива. Ветеранская организация является своеобразным социальным механизмом не только передачи положительного опыта, но и формирования традиций трудового коллектива.

Ветеранская организация в Вологодском институте права и экономики ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России) была создана в 1993 году. Почти за 30-летнюю историю существования она сохранила многие традиции и по-прежнему занимает важное место в образовательном и воспитательном процессах учебного заведения. Количество и структура организации постепенно меняются, что вызвано объективными причинами. Если в 2013 году в ее состав входило 300 членов [6], то на 1 января 2022 года на учете состоит 193 человека. Не осталось участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. 12 ветеранов являются участниками боевых действий в горячих точках и награждены государственными наградами [23]. 60 % членов организации составляют лица старше 60 лет. Вместе с тем именно они составляют «мотор» организации, показывая пример активной жизненной позиции.

В 2021 году произошло реформирование ветеранской организации, что было обусловлено необходимостью ее организационно-правового оформления в соответствии с действующим федеральным законодательством. Она стала юридическим лицом в статусе Вологодской городской общественной организации Вологодского института права и экономики (далее - ВГООВ). На учредительной конференции был принят устав организации, избраны руководящие органы, утверждена новая структура. На конференции был

поднят вопрос о необходимости сохранения преемственности в деятельности организации, обобщения работы организации за предыдущий период. В том же году было подписано соглашение о сотрудничестве между ВГООВ и ВИПЭ ФСИН России. Стороны обязались обмениваться опытом и взаимодействовать по вопросам духовно-нравственного и гражданского воспитания сотрудников, курсантов и студентов, а также оказания помощи в решении социальных проблем.

На текущий момент ветеранская организация ВИПЭ ФСИН России обладает достаточным опытом работы, который получил положительную оценку [6, 24].

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание является самостоятельным направлением деятельности организации и нацелено на формирование у сотрудников и обучаемых устойчивых морально-волевых качеств законопослушной и образованной личности, способной успешно решать профессиональные задачи. В соответствии с Уставом ВГООВ определены задачи и формы работы организации по патриотическому воспитанию:

- оказание содействия в организации и проведении с участием ветеранов массовых мероприятий, посвященных государственным и профессиональным праздникам, памятным и юбилейным датам в истории государства и уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;

- содействие в решении задач воспитания сотрудников уголовно-исполнительной системы в духе неукоснительного соблюдения законности и норм служебной этики, безупречного исполнения служебного долга. Привлечение ветеранов к работе по патриотическому, нравственному, культурному воспитанию молодых сотрудников, повышению их профессионального мастерства.

Из сказанного можно сделать вывод, что в основе патриотической работы организации лежат принципы единства воспитания и профессиональной деятельности, опоры на положительное воспитание, принцип единства воспитательного воздействия. Обязательным условием данной работы является непосредственное участие самих ветеранов в мероприятиях патриотической направленности. Работа ветеранской организации должна соотноситься с воспитательным процессом института в целом и служить вспомогательным элементом по подготовке специалистов в соответствии с профилем вуза.

Организация работы по патриотическому воспитанию требует учета специфики различных категорий обучаемых: студентов, курсантов, школьников. Подход является единым - формирование у обучающихся высокой гражданской позиции осуществляется на основе привития патриотических и нравственных установок, но формы и методы воспитательного процесса различаются.

Основной акцент делается на работу с курсантами, поскольку их удельный вес в институте является доминирующим. Кроме того, ведомственная направленность образовательного учреждения предполагает уделять пристальное внимание формированию морально-волевых качеств сотрудников. В этой связи проводимые встречи ветеранов с курсантами посвящены таким важным вопросам, как воинская дисциплина, служебный этикет, история правоохранительных органов.

Формы работы ветеранов с курсантами разнообразные и определяются текущими задачами. Ветераны работают в совете по наставничеству ВИПЭ ФСИН России, оказывают помощь преподавателям в образовательном процессе, участвуют в разработке программы развития профессиональных компетен-

ций курсанта, в общегородских мероприятиях. В то же время наставничество как традиционная форма работы постепенно меняет свой облик и содержание. Если раньше институт наставничества был ориентирован на работу с проблемными курсантами (отстающими по учебе, нарушителями дисциплины), то постепенно он стал приобретать более гибкий и универсальный характер и направлен на решение широких задач. В институте функционирует совет наставников, в состав которого входят ветераны. Их миссия заключается в оказании помощи в организации воспитательного процесса. Решением руководящего органа ветераны закреплены за каждым учебно-строевым подразделением. Они проводят с курсантами беседы по истории учебного заведения, истории уголовно-исполнительной системы, правоохранительных органов. Часть ветеранов по-прежнему выполняет роль кураторов.

К числу наиболее масштабных мероприятий, которые проводятся с участием ветеранов, можно назвать принятие присяги, выпуск молодых специалистов, присвоение специальных званий, празднование памятных дат и государственных праздников, подготовка юбилеев учреждения и уголовно-исполнительной системы. Ветераны принимают непосредственное участие в качестве почетных гостей и выступают с обращениями перед курсантами, мотивируя их добросовестное отношение к службе, выполнение служебного долга. Традицией стало привлечение ветеранов к мероприятиям, приуроченным к годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества, работника уголовно-исполнительной системы, образования учебного заведения.

Более предметные встречи ветеранов с курсантами проводятся в форме бесед, рассказов о буднях советского времени.

Погружение в историческую эпоху всегда вызывает живой интерес, поскольку дает возможность сравнить быт, интересы, увлечения, повседневную культуру молодежи различных периодов. В частности, запланированы встречи с участниками боевых действий на Северном Кавказе. Беседы с курсантами проходят в форме круглого стала, где ветераны являются одновременно модераторами и приглашенными гостями. Общение проходит в непринужденной форме, имеет живой характер и вызывает неподдельный интерес у аудитории. Такой формат имеет большое педагогическое значение, поскольку личный пример и личная биография приглашенных ветеранов являются образцом выполнения служебного долга. Приглашенные рассказывают о буднях военнослужащих, организации быта и службы, профессиональной подготовке, особенностях проведения отдельных военных операций, в которых требовалась проявлять волевые качества.

Важным звеном воспитательной работы является оказание курсантами непосредственной помощи тем ветеранам, которые нуждаются в особом попечении: заготовке дров, уборке территории, посещении больных, решении некоторых бытовых вопросов. Такие встречи, как правило, трогательны и эмоциональны и вызывают чувство благодарности. Советом организации подготовлен список ветеранов, нуждающихся в помощи. Курсанты фиксируют встречи с ветеранами, готовят фото и экспресс-подборки для размещения на официальных информационных ресурсах института.

Еще одним направлением работы ветеранской организации является нравственно-патриотическое воспитание студентов и школьников. Речь идет о тех студентах, которые проходят обучение в Вологодском институте права и экономики. Работа со студентами имеет свою

специфику, обусловленную их статусом и режимом работы учебного заведения. Студенты вовлечены в общеинститутскую жизнь и активно принимают участие в различных мероприятиях. Деятельность ветеранской организации со студентами и школьниками встроена в комплекс мероприятий института.

Школьная аудитория охватывает среду тех образовательных организаций, которые готовят выпускников для поступления в профильные (военные или правоохранительные) вузы. С некоторыми из них заключены договоры о сотрудничестве. В кадетских классах преподаватели ведут уроки, а ветераны рассказывают об истории и традициях учебного заведения, формируют установки на поступление в ведомственные учебные заведения.

Новым форматом стала инициатива ветеранской организации по проведению загородных мероприятий, в которых принимают участие семьи, дети сотрудников. Для этого используется территория загородной базы, парковой зоны. Как правило, проводимые массовые встречи соотносятся с традиционными праздниками (Новый год, масленица и другие), проходят в игровой форме и способствуют сплочению трудового коллектива. Подрастающее поколение впитывает атмосферу единства, что влияет на дальнейший выбор профессии.

Таким образом, воспитательный процесс силами ветеранской организации охватывает различные категории обучаемых, где используются различные формы работы.

Деятельность ветеранской организации по патриотическому воспитанию осуществляется на основе общего плана основных мероприятий института. В 2015 и 2020 годах в институте были проведены комплексные мероприятия, приуроченные к празднованию юбилея победы над фашистской Германией. Еже-

годно отмечаются события, связанные с яркими событиями и славы русского оружия. Они охватывают переменный и постоянный состав. Прежде всего это циклы лекций, в разработке и освещении которых принимают непосредственное участие ветераны.

Новым направлением также стало проведение ветеранами экскурсий для студентов и курсантов в музее военной техники, расположенном на открытой площадке города. Содержание экскурсий для студентов и курсантов разрабатывают сами ветераны. За последние пять лет проведено более 20 таких экскурсий. В тематике программ есть разделы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, участию Советской армии в локальных конфликтах.

В самом институте функционирует собственный музей истории учебного заведения, который был открыт к 25-летию учебного заведения. В подготовке его экспозиций принимала участие ветеранская организация. Оформлены стенды о ветеранах войны и тружениках тыла, об участии личного состава учебного заведения в наведении конституционного порядка во время Карабахского конфликта в Закавказье в 1989 году. Наряду с преподавателями экскурсии ведут и ветераны. Поскольку ветераны являлись участниками событий, которые представлены в музее, рассказ получается особенно интересным.

В институте оформлена Книга Памяти. В разработке ее концепции и сборе материалов принимал участие совет ветеранов. В книгу включены материалы воспоминаний детей войны. Обсуждаются планы издания монографии об истории учебного заведения и наиболее ярких его представителях.

Ветеранская организация института активно участвует в жизни города и области, что неоднократно отмечалось орга-

нами власти. Партнерские соглашения о сотрудничестве ВГООВ подписаны с различными общественными организациями города, в этих рамках осуществляется совместная работа по патриотическому воспитанию молодежи. Приняты соглашения с ветеранскими организациями образовательных учреждений УИС других территорий страны. В ходе дружеских визитов проводятся встречи с личным составом, дается информация об истории ВИПЭ ФСИН России, его вкладе в развитие уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, в институте сложилась собственная методика осуществления патриотического и духовного воспитания молодежи силами ветеранской организации. Деятельность ветеранской организации в этом направлении носит системный характер, является частью организации воспитательного процесса института и способствует формированию у студентов и курсантов твердой гражданской позиции, развитию профессиональных компетенций, связанных с обеспечением законности и правопорядка.

1. Самигуллина В. Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в образовательной организации высшего образования // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1. С. 33-38.

2. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распор. Правительства Рос. Федерации от 12.11.2020 № 2945-р // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_367728/ (дата обращения: 20.01.2022).

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) (ред. от 30.12.2021) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: https://clck. ru/BaFcT (дата обращения: 20.01.2022).

4. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // Информационно-правовой портал Гарант.Ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 20.01.2022).

5. Гудилин В. А., Новиков С. А. Ветераны учреждений УИС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 10. С. 46-50.

6. Волгин М. А., Изотов Ю. В. Ветеранская организация ВИПЭ ФСИН России отметила 20-летний юбилей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 3. С. 26.

7. Бодько П. П., Кузнецов М. И., Лузгин С. А. Ветеранские организации образовательных организаций ФСИН России: опыт и перспективы совершенствования работы // Преступление, наказание, исправление : сб. тез. выступлений и докладов участников IV Междунар. пенитенц. форума (Рязань, 20-22 ноября 2019 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2019. Т. 6. С. 64-67.

8. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. Ветеранские организации в системе воспитательной и социальной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России // Глобальный научный потенциал. 2019. № 9 (102). С. 33-35.

9. Григорьев Р. С. Роль регионального Совета ветеранов УИС в процессе реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 11. С. 21-22.

10. Ерофеев С. В., Морозов С. С. Опыт совместной работы с Региональным отделением Общероссийской общественной организации ветеранов УИС по Пермскому краю по патриотическому воспитанию сотрудников, членов их семей и гражданской молодежи // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 3. С. 72-75.

11. Казанцев В. Н., Мадоян С. М. Николай Александрович Огурцов - фронтовик, ученый, педагог. К 100-летию со дня рождения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 2. С. 70-71.

12. Все остается людям. Летопись ветеранского движения / под ред. И. М. Королева. Вологда : Полиграфист, 2005. 399 с.

13. Ветераны в строю / сост. Б. П. Павлов. М. : Воениздат, 1981. С. 3.

14. Товарищ ветеран. К 50-летию со дня образования Вологодской городской общественной организации ветеранов войны и военной службы. Вологда : Принт, 2013. 68 с.

15. Калашникова Н. В., Павлушков А. Р. История пенитенциарной системы Вологодского края : монография. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2011. 315 с.

16. Панарин Д. А. Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт Академии ФСИН России) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 8. С. 19-24.

17. Кваша Б. Ф., Витольник Г. А. Воспитание личности сотрудника органов внутренних дел : учебное пособие. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. С. 89.

18. Мисюрев А. С. Модель системы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в ведомственных вузах ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 12. С. 32-36.

19. Желтухин Д. Н. Роль ветеранской организации в патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся в образовательных организациях ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 4. С. 13-17.

20. Морозов П. Н. Мы участвуем в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 10. С. 9-13.

21. Ветеран // Словари и энциклопедии на Академике : [сайт]. URL: https://clck.ru/eYQSM (дата обращения: 21.01.2022).

22. О ветеранах : федер. закон. Рос. Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ (последняя редакция) // Правовой Сервер КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/ (дата обращения: 21.02.2022).

23. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи // Вологодский институт права и экономики ФСИН России : [сайт]. URL: https://vipe.fsin.gov.ru/veteran/patrioticheskoe_vospitanie.php (дата обращения: 20.01.2022).

24. Вологодский институт права и экономики Министерства юстиции Российской Федерации: 25-летию института посвящается. Вологда : Полиграфист, 2004. 17 с.

1. Samigullina V. G. Civil-patriotic education of students in the educational organization of higher education // Kazan Pedagogical Journal. 2015. No. 4-1. pp. 33-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. On the approval of the action plan for the implementation in 2021-2025 of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025: raspor. Government of Ros. Federation dated November 12, 2020 No. 2945-r // Legal Server ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_367728/ (date of access: 01/20/2022).

3. On education in the Russian Federation (as amended and supplemented, entered into force on 03/01/2022) : feder. Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on December 30, 2021) // Legal Server ConsultantPlus. URL: https://clck.ru/BaFcT (date of access: 01/20/2022).

4. On the approval of the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: raspor. Government of Ros. Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // Information and legal portal Garant. Ru. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (date of access: 01/20/2022).

5. Gudilin V. A., Novikov S. A. Veterans of penitentiary institutions of St. Petersburg and the Leningrad region // Gazette of the penal system. 2010. No. 10. pp. 46-50.

6. Volgin M. A., Izotov Yu. V. Veteran organization of the VIPE Federal Penitentiary Service of Russia celebrated its 20th anniversary // Bulletin of the penal system. 2014. No. 3. p. 26.

7. Bodko P. P., Kuznetsov M. I., Luzgin S. A. Veteran organizations of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia: experience and prospects for improving work // Crime, punishment, correction: collection of articles. abstract speeches and reports of the participants of the IV Intern. Penitentiary Forum (Ryazan, November 20-22, 2019). Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2019. V. 6. pp. 64-67.

8. Kirillova T. V., Kuznetsov M. I. Veteran organizations in the system of educational and social work with cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Global Scientific Potential. 2019. No. 9 (102). pp. 33-35.

9. Grigoriev R. S. The role of the regional Council of veterans of the penal system in the process of implementing the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020 // Bulletin of the penitentiary system. 2012. No. 11. pp. 21-22.

10. Erofeev S. V., Morozov S. S. Experience of joint work with the Regional Department of the All-Russian public organization of veterans of the penal system in the Perm region on patriotic education of employees, members of their families and civilian youth // Bulletin of the penal system. 2020. No. 3. pp. 72-75.

11. Kazantsev V. N., Madoyan S. M. Nikolai Alexandrovich Ogurtsov - front-line soldier, scientist, teacher. To the 100th anniversary of the birth // Bulletin of the penal system. 2020. No. 2. pp. 70-71.

12. Everything remains for people. Chronicle of the veteran movement / ed. I. M. Koroleva. Vologda : Polygraphist, 2005. 399 p.

13. Veterans in the ranks / comp. B. P. Pavlov M. : Military Publishing House, 1981. p. 3.

14. Comrade veteran. To the 50th anniversary of the formation of the Vologda city public organization of veterans of war and military service. Vologda : Print, 2013. 68 p.

15. Kalashnikova N. V., Pavlushkov A. R. History of the penitentiary system of the Vologda Territory : monograph. Vologda : VIPE FSIN of Russia, 2011. 315 p.

16. Panarin D. A. Educational work with personnel as a means of effective life of departmental educational organizations (experience of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia) // Bulletin of the penal system. 2014. No. 8. pp. 19-24.

17. Kvasha B. F., Vitolnik G. A. Education of the personality of an employee of the internal affairs bodies : a textbook. SPb. : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2002. p. 89.

18. Misyurev A. S. Model of the professional training system for employees of the penitentiary system in departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia // Bulletin of the penitentiary system. 2016. No. 12. pp. 32-36.

19. Zheltukhin D. N. The role of the veteran organization in the patriotic and spiritual and moral education of students in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia // Bulletin of the penal system. 2020. No. 4. pp. 13-17.

20. Morozov P. N. We participate in the military-patriotic education of the younger generation // Gazette of the penal system. 2012. No. 10. pp. 9-13.

21. Veteran // Dictionaries and encyclopedias on Academician : [website]. URL: https://clck.ru/eYQSM (date of access: 01/21/2022).

22. About veterans : feder. law. Ros. Federation of January 12, 1995 No. 5-FZ (last edition) // Legal Server ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5490/ (date of access: 02/21/2022).

23. Patriotic and spiritual and moral education of youth // Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia : [website]. URL: https://vipe.fsin.gov.ru/veteran/patrioticheskoe_vospitanie.php (date of access: 01/20/2022).

24. Vologda Institute of Law and Economics of the Ministry of Justice of the Russian Federation: dedicated to the 25th anniversary of the Institute. Vologda : Polygraphist, 2004. 17 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.