УДК 37.017.4
Д. Н. ЖЕЛТУХИН
начальник отдела по работе с личным составом ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, подполковник внутренней службы
Самара
DENIS N. ZHELTUKHIN
Head of the Department for work with the personnel of the SLI of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service
Samara
Роль ветеранской организации в патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся в образовательных организациях ФСИН России
The role of the veteran organization in the patriotic, spiritual and moral education of cadets in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль ветеранов образовательных организаций ФСИН России в патриотическом и духовно-нравственном воспитании курсантов. Основополагающим аспектом в организации данной работы является преемственность поколений - передача опыта, знаний и убеждений от старшего поколения к молодому, в процессе которого происходит формирование и становление личности будущих сотрудников среднего и старшего начальствующего состава УИС.
Ключевые слова: обучаемые, ветераны, преемственность, воспитание.
Abstract. The article discusses the role of veterans of the FPS of Russia educational institutions in the patriotic, spiritual and moral education of cadets. The fundamental aspect in the organization of this work is the continuity of generations - the transfer of experience, knowledge and beliefs from the older generation to the young one, during which the formation and shaping of the identity of future middle and senior commanding staff of the penal correction system takes place.
Key words: trainees, veterans, succession, education.
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации (УИС), как и любой другой институт государственной власти, имеет свою продолжительную и уникальную историю. За годы своего существования тюремное
ведомство претерпело значительные изменения и преобразования, но главным ее стержнем всегда был и остается человек - сотрудник, выполняющий поставленные задачи, несмотря на трудности и лишения службы.
Сегодня Федеральная служба исполнения наказаний - это динамично развивающийся орган исполнительной власти Российской Федерации, ядро которого составляют как персонал (сотрудники и работники), так и ветераны, имеющие за плечами большой трудовой опыт и знания. Авторитет любой службы и ее значимость для страны во многом определяется и зависит от характера и уровня управленческого воздействия на коллектив, объективного использования руководителями всех уровней административных ресурсов. Воспитание в служебном коллективе сотрудников, наделенных высокими моральными и деловыми качествами, - это задача, требующая полного и всестороннего воздействия со стороны непосредственных руководителей и активной общественной позиции Совета ветеранов.
Ветеранская организация в образовательной организации ФСИН России - это прочная опора руководителя, двигатель механизма воспитания будущих специалистов для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Ветераны принимают активное участие в жизни учебного заведения, решая важные задачи по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию личного состава.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. В современной науке существуют разные суждения по вопросу о сущности патриотизма. Многие философы определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.
Патриотическое воспитание в образовательных организациях ФСИН России -многоплановая, систематическая и ско-
ординированная деятельность, направленная на формирование у обучающихся чувства верности Отечеству, готовности к выполнению служебных задач по защите интересов Родины.
Роль ветеранской организации в этом направлении неоднозначна.
Для успешной реализации своей деятельности местные отделения Советов ветеранов образовательных организаций ФСИН России обеспечивают всестороннее взаимодействие с общественными организациями ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, с Российским Союзом ветеранов Афганистана и союзом ветеранов Чеченской войны.
В рамках общественной деятельности ветеранские организации оказывают поддержку и практическую помощь руководству образовательных организаций ФСИН России в проведении мероприятий патриотической направленности с обучающимися. Так, ветеранская организация ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России осуществляет мероприятия, среди которых необходимо выделить:
- уроки мужества, приуроченные к Дням воинской славы и памятным датам России;
- смотры-конкурсы строя и песни среди переменного состава, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- акции «Живая история», «День добра и уважения», «Ветеран живет рядом», целью которых является оказание посильной помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранам УИС, пожилым людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, одиноким старикам;
- военно-полевые сборы с учащимися старших классов муниципальных бюд-
жетных общеобразовательных учреждений города;
- организация выставок и мемориальных досок (уголков памяти) в подшефных детских домах и общеобразовательных учреждениях, целью которых является увековечивание памяти героев Советского Союза, Героев России, сотрудников УИС, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- проведение спортивных турниров среди постоянного и переменного состава, посвященных памяти ветеранов УИС;
- привлечение ветеранов к проведению экскурсий по музеям города с целью ознакомления обучающихся с экспозициями по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Помимо этого, необходимо отметить, что члены Совета ветеранов принимают активное участие в организации и проведении торжественных мероприятий, посвященных приведению обучающихся на первом курсе к Присяге сотрудника УИС, выпуску специалистов для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Дню работника УИС, Дню ветерана УИС и другим памятным датам.
Во время празднования дней воинской славы члены ветеранской организации совместно с почетным взводом курсантов участвуют в церемониях возложения цветов к мемориалам памяти, координируют деятельность волонтерских отрядов для организации работы по наведению порядка в местах захоронений ветеранов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранов УИС, сотрудников образовательной организации ФСИН России.
Члены ветеранской организации оказывают непосредственную помощь в организации работы постоянно действующей экспозиции по истории УИС:
передают экспонаты, имеющие историческое значение, проводят экскурсии для обучаемых и почетных гостей института. Особое значение в этой деятельности отводится организации работы по сбору накопительного материала в Книгу Памяти.
Книга Памяти в образовательных организациях ФСИН России - ценный исторический источник минувшей военной эпохи, это журнал воспоминаний участников и ветеранов Великой Отечественной войны о тех событиях и людях, кто отдал свою жизнь за Отечество.
Значение Книги Памяти как исторического документа неоценимо и актуально для всей уголовно-исполнительной системы в целом, это опыт героизма и мужества, на котором будут воспитываться будущие поколения сотрудников УИС.
Патриотическое воспитание в образовательных организациях ФСИН России тесно переплетается с духовными и нравственными аспектами и является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.
Н. Г. Чернышевский - русский философ-утопист, публицист и научный деятель, глубоко ценил русскую культуру, духовность и традиции, заложенные предками. В своих научных трудах он писал: «Заботьтесь прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова» [1]. Благородство, честь и образованность Н. Г. Чернышевский считал основными постулатами нравственного воспитания молодежи.
Духовно-нравственное воспитание в образовательных организациях ФСИН России направлено на формирование у обучающихся гуманности и культуры общения, чувства долга и ответственности, уважения к культуре и традициям своего народа.
От качества духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательных организациях ФСИН России зависит, смогут ли будущие офицеры УИС реализоваться в профессиональной и общественной деятельности, быть полезными для системы, общества и государства в целом.
Ветеранской организации в этом контексте отводится особая роль. Здесь на первый план выступает преемственность -процесс передачи уровня культуры, знаний, духовных ценностей и традиций от старшего поколения молодому. Благодаря этому взаимодействию молодые сотрудники могут продолжить развитие и совершенствование уголовно-исполнительной системы. Взаимодействие поколений в педагогике изучали многие ученые современности. А. С. Макаренко в своих произведениях особое внимание уделял проблеме деятельности педагогического коллектива. В своих трудах он высказывал: «Если педагогический коллектив будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет слаб, так как без достаточного опыта и крепких традиций ему просто нечего передать молодому поколению, по-настоящему увлечь воспитанников, быть примером для подражания и повести за собой» [2].
Преемственность поколений в ведомственных образовательных организациях ФСИН России - планомерный и длительный процесс, который строится из особенностей социокультурной деятельности современного общества. Именно социокультурная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гармоничной личности, формирования патриотических чувств и приобщения к историко-культурному наследию, а также преобразует соци-
альный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность [3]. Задачи ветеранской организации и отдела по работе с личным составом в этот период направлены на постепенную адаптацию первокурсников к новым условиям жизни, с применением основных форм индивидуально-воспитательного воздействия (беседы, диспуты, экскурсии), способных мотивировать интерес к учебе и дальнейшей службе. В рамках постоянного диалога и общения с ветеранами первокурсники с большим интересом изучают материал, связанный с культурой, природой и историей Родины, особенно, если они сами являются участниками творческого процесса. Главная цель ветеранской организации на первых и последующих курсах обучения - научить курсантов самостоятельно выражать свои мысли, формировать потребность в получении ими новых знаний и убеждений, принимать на себя ответственность за свои мысли, действия и осознавать последствия необдуманных и неоправданных поступков.
Сформировать к выпуску дисциплинированного и ответственного сотрудника, настоящего патриота своей страны -задача не из легких. «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан сделать» [4]. Ветеранская организация при осуществлении своих полномочий должна руководствоваться прежде всего требованиями к самой личности: необходимо детально изучать характер и личные качества обучаемых, их эмоциональное состояние и настрой, с которым они приходят для обучения (службы), нужно знать социальное положение и морально-психологическую обстановку в семье, их отношение к религии и окружающему миру.
Огромную роль в упорядочении механизма по изучению личности обучаемых играет кураторская деятельность, осуществляемая членами ветеранской организации. В зависимости от общего количества членов в составе местного отделения Совета ветеранов формируется состав ветеранов-кураторов, закрепляемых в дальнейшем за учебно-строевыми подразделениями. Идеальный вариант -это присутствие ветерана, как куратора, в каждом взводе (группе) учебно-строевого подразделения, потому что работа с людьми в небольшом коллективе более эффективна для организации процесса обучения и внеслужебного общения.
В рамках кураторской деятельности члены ветеранской организации вместе с кураторами из числа профессорско-преподавательского состава участвуют в проведении общих мероприятий института, направленных на формирование у обучаемых гармоничной личности, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Кураторы-ветераны организуют
классные часы с участием представителей религиозных конфессий, работников сферы культуры и творчества, присутствуют на подведении итогов во взводах (курсах) факультетов, организуют и проводят профилактические беседы и встречи с будущими сотрудниками среднего и старшего начальствующего состава УИС, имеющими слабую успеваемость и низкий уровень дисциплины, присутствуют на заседаниях аттестационных комиссий и общих собраний работников института, где слово ветерана может сыграть значительную роль в принятии правильного решения.
Подводя итоги, еще раз подчеркнем значимость роли ветеранской организации в преемственности поколений. Пока существуют традиции, пока мы храним память о героизме народа и истории своей страны, у нас и у следующих поколений сотрудников УИС есть будущее и возможность стать настоящими патриотами Родины: высоконравственными людьми, обладающими необходимыми качествами и достоинствами, заложенными ветеранами. ф
1. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. В 15 т. Т. 3 / под ред. В. Я. Кирпотина. М. : ОГИЗ Госуд. изд-во худож. литер., 1947. 884 с.
2. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. М. : УЧПЕДГИЗ, 1946. С. 325.
3. Молчанова Н. В. Патриотическое воспитание молодежи средствами социально-культурной деятельности мемориальной направленности // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11, № 4. С. 115-122.
4. Макаренко А. С. Указ. соч. С. 61.
1. Chernyshevsky, N. G. (1947) Complete Works. In 15 volumes, vol. 3 / ed. by Kirpotin, V. Ya. Moscow : OGIZ State publishing house of fiction, 884 p.
2. Makarenko, A. S. (1946) Selected pedagogical works. Moscow : UCHPEDGIZ (S.P. for student's and pedagogical literature), p. 325.
3. Molchanova, N. V. (2017) Patriotic upbringing of young people with the historically and commemoratively orientation of social and cultural activity // Universities for Tourism and Service Association Bulletin. Vol. 11, 4, 115-122.
4. Makarenko, A. S. Directory of Complete Works, p. 61.