Научная статья на тему 'Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере академии ФСИН России'

Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере академии ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / КУРСАНТ / CADET / НРАВСТВЕННЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL AND MORAL VALUES / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ПОИСКОВЫЙ ОТРЯД / SEARCH GROUP / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ / POSITIVE IMAGE / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / ТРАДИЦИИ / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарин Дмитрий Александрович, Луканин Виктор Викторович

Рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания курсантов Академии ФСИН России, совершенствования форм и методов подготовки высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний через формирование системы духовно-нравственных ценностей курсантов на примере Академии ФСИН России. Раскрываются значение, основные направления и передовой опыт совершенствования воспитательной работы в академии. Духовно-нравственное воспитание курсантов способствует развитию у них дисциплины, ответственности и взаимовыручки. Оно должно опираться на безусловное выполнение нормативных предписаний и требований Федеральной службы исполнения наказаний и проводиться системно и комплексно. В работу должны быть вовлечены все сотрудники образовательной организации, а также родители курсантов, ветераны уголовно-исполнительной системы, Великой Отечественной войны, локальных войн, труженики тыла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панарин Дмитрий Александрович, Луканин Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CADETS ON THE EXAMPLE OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

Questions of spiritual and moral education of cadets of the Academy of the FPS of Russia, improvement of forms and methods of training of highly qualified specialists for penal system in the educational organizations of the Federal Penitentiary Service through formation of a system of cadets’ spiritual and moral values on the example of the Academy of the FPS of Russia are considered. The value, the main directions and the best practices of improvement of educational work at the Academy are revealed. Spiritual and moral education of cadets contributes to the development of their discipline, responsibility and mutual assistance. It should be based on certain implementation of standard instructions and requirements of the Federal Penal Service and to be carried out systemically and in a complex. All staff of the educational organization and also parents of cadets, veterans of penal system, Great Patriotic War, local wars, home front workers are to be involved in this work.

Текст научной работы на тему «Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере академии ФСИН России»

УДК 343.83

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАНАРИН, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: panarin.1979@mail.ru;

ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ ЛУКАНИН, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: lukanin83@mail.ru

ОПЫТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ НА ПРИМЕРЕ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Реферат: рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания курсантов Академии ФСИН России, совершенствования форм и методов подготовки высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний через формирование системы духовно-нравственных ценностей курсантов на примере Академии ФСИН России. Раскрываются значение, основные направления и передовой опыт совершенствования воспитательной работы в академии. Духовно-нравственное воспитание курсантов способствует развитию у них дисциплины, ответственности и взаимовыручки. Оно должно опираться на безусловное выполнение нормативных предписаний и требований Федеральной службы исполнения наказаний и проводиться системно и комплексно. В работу должны быть вовлечены все сотрудники образовательной организации, а также родители курсантов, ветераны уголовно-исполнительной системы, Великой Отечественной войны, локальных войн, труженики тыла.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, духовно-нравственное воспитание, курсант, нравственные и моральные ценности, патриотическое воспитание, поисковый отряд, положительный имидж, развитие личности, традиции.

DMITRY ALEKSANDROVICH PANARIN, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: panarin.1979@mail.ru;

VICTOR VIKTOROVICHLUKANIN, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: lukanin83@mail.ru

EXPERIENCE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CADETS ON THE EXAMPLE OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

Abstract: questions of spiritual and moral education of cadets of the Academy of the FPS of Russia, improvement of forms and methods of training of highly qualified specialists for penal system in the educational organizations of the Federal Penitentiary Service through formation of a system of cadets' spiritual and moral values on the example of the Academy of the FPS of Russia are considered. The value, the main directions and the best practices of improvement of educational work at the Academy are revealed. Spiritual and moral education of cadets contributes to the development of their discipline, responsibility and mutual assistance. It should be based on certain implementation of standard instructions and requirements of the Federal Penal Service and to be carried out systemically and in a complex. All staff of the educational organization and also parents of cadets, veterans of penal system, Great Patriotic War, local wars, home front workers are to be involved in this work.

Keywords: education, educational work, spiritual and moral education, cadet, moral and moral values, patriotic education, search group, positive image, development of the personality, tradition.

В условиях обострения международных отношений в современном мире достойное будущее нашему государству может обеспечить только молодое поколение патриотов, здоровое нравственно и духовно, воспитанное в русле исконно русских традиций. Именно такую цель при подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы (УИС) ставит перед собой коллектив Академии ФСИН России, и эта цель достигается ежедневным кропотливым трудом ка-

© Панарин Д. А., Луканин В. В., 2017 © Panarin D. A., Lukanin V. V., 2017

ждого сотрудника начиная с первого дня обучения курсанта.

Воспитательная работа с курсантами заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у обучающихся необходимых профессиональ-

ных качеств. В основу организации воспитательной работы, проводимой в Академии ФСИН России, положены принципы системности и комплексности, а также гибкости, возможности ее модификации и переориентации, исходя из изменяющихся условий функционирования УИС и ведомственной образовательной среды. При этом организационно-методическое обеспечение воспитательной работы с курсантами опирается на безусловное выполнение нормативных предписаний и требований Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, приказа ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы».

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является духовно-нравственное воспитание, которое формирует у сотрудников высокие нравственные и моральные ценности, укрепляет личные качества гражданина - патриота и сподвигает на активное участие сотрудников в общественной жизни общества, укрепляет общественный строй и порядок. Духовно-нравственная работа способствует развитию у сотрудников дисциплины, ответственности и взаимовыручки.

Академия ФСИН России имеет богатую историю и сложившиеся традиции: в стенах вуза проводятся такие мероприятия, как: приведение к присяге курсантов первого курса; посвящение в курсанты и студенты; праздник урожая «Дары осени»; международные научно-практические конференции; Международный турнир имени М. Т. Калашникова по стрельбе из автомата (карабина); День образования вуза; День выпускника академии и выпуск молодых специалистов. Накануне Дня Победы в академии проходит комплекс торжественных мероприятий. Парадные расчеты и группа обеспечения торжественных мероприятий академии - постоянные участники городских парадов и смотров-конкурсов «Песня в солдатском строю», посвященных Дню Победы.

Доска почета академии является одним из главных инструментов формирования положительного имиджа, повышения престижа и авторитета сотрудника УИС, укрепления положительных традиций и устоев, привития обучающимся чувства гордости и уважения к избранной профессии и вузу.

В ноябре 2004 г. на территории академии была открыта стела памяти выпускников, погибших при исполнении служебного долга. Каждое торжественное мероприятие в стенах академии начинается и заканчивается исполнением всем коллективом Гимна Российской Федерации и сопровождается возложением к стеле гирлянды Памяти, что, несомненно, вызывает духовный подъем, чувства гордости и готовности к самопожертвованию каждого стоящего в строю.

Большое воспитательное значение имеет открытие на территории академии памятника Александру II, который своим указом от 1879 г. создал тюремный департамент, ставший основой современной уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также открытие на территории загородного учебного центра памятника выдающемуся военачальнику и стратегу, генералу от инфантерии, уроженцу Рязанской губернии Михаилу Скобелеву. Сейчас на территории вуза установлено более десяти памятников выдающимся людям, прославившим Россию.

Важным средством духовно-нравственного воспитания выступает шефская индивидуально-воспитательная работа. За каждой учебной группой приказами Академии ФСИН России закреплен куратор от профессорско-преподавательского состава, а за каждым курсантом - индивидуальный наставник. Любое нарушение служебной дисциплины не ограничивается наложением дисциплинарного взыскания, а побуждает комплекс мер индивидуально-воспитательного характера со стороны руководства курса, ветеранов, сотрудников отделения психологического обеспечения учебно-воспитательной работы, кураторов учебных групп и индивидуальных наставников. В то же время широко используется комплекс мер поощрения. За добросовестное исполнение служебных обязанностей, образцовое выполнение поставленной задачи и хорошую учебу к курсантам применяется более двадцати видов поощрений, среди которых особое место занимает награждение фотографией, снятой у развернутого знамени Академии ФСИН России.

Академия ФСИН России гордится своими выпускниками. Особой гордостью академии являются выпускники, погибшие при исполнении служебного долга, о которых благодаря созданному в 2016 г. Залу славы и регулярному проведению уроков мужества знает каждый курсант академии.

За Академией ФСИН России и его Псковским филиалом закреплено одиннадцать школ-интернатов, детских домов, кадетских классов общеобразовательных школ, два центра патриотического воспитания детей и молодежи и два клуба: «Юннат» на базе Рязанской городской станции юных натуралистов для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, и инклюзивный военно-патриотический клуб «Десантное братство». Выполняя шефскую работу, курсанты педагогического отряда академии сами становятся субъектами патриотического воспитания молодежи, передавая им свои знания и опыт. Рязанским кадетам и воспитанникам детских домов и школ-интернатов нужны люди, на которых они хотели бы равняться, и курсанты академии за годы работы в подшефных

образовательных организациях становятся для детей таким примером образованности, мужественности и патриотизма. Регулярно в стенах академии для воспитанников подшефных образовательных учреждений организуется спортивный праздник.

В рамках духовно-нравственного воспитания курсантов академии происходит взаимодействие вуза с Рязанской епархией Русской православной церкви, представители которой присутствуют на всех торжественных мероприятиях Академии ФСИН России.

В декабре 2012 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Академией ФСИН России и Рязанской епархией Русской православной церкви. В рамках достигнутого сотрудничества было освящено знамя академии и проделана большая работа по восстановлению и благоустройству церквей Рязанской области. Данная работа была отмечена ведомственными наградами Министерства культуры Российской Федерации, наградами Рязанской митрополии, а также Национальной премией «Культурное наследие», учрежденной в 2005 г. Национальным фондом «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры России и освященной Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

С 1996 г. на базе загородного учебного центра Академии ФСИН России под эгидой министерства образования Рязанской области работает спортивно-оздоровительный лагерь «Зарница» для организации полноценного отдыха детей и подростков из неблагополучных семей, проживающих в Рязани и области, их социально-психологической реабилитации и оздоровления, профилактики и предупреждения правонарушений.

С 2005 г. в академии функционирует военно-патриотический клуб «Поиск», который входит в Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». В клубе состоят более 100 курсантов, которые осуществляют поисковую деятельность и патриотическую работу с молодежью. Наиболее яркими и эффективными мероприятиями в деятельности клуба стали: военно-археологические раскопки, в результате проведения которых были обнаружены обломки советских бомбардировщиков, установлены личности летчиков; перезахоронение солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны; участие в ежегодных автопробегах «Дорогами войны»; участие в создании второго и третьего томов Книги Памяти Рязанской области «Солдаты Победы. 1941-1945 годы».

«В поисковых отрядах работают уже тысячи людей, причем делают это абсолютно добровольно. Я хочу вас поблагодарить за эту инициативу и за такой выбор вашего хобби, если это можно так назвать. Это такое увлечение,

которое интересно и важно не только для вас, но и для всей страны», - отметил Президент Российской Федерации В. Путин на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны и членами поисковых отрядов в феврале 2013 г.

Огромную воспитательную и культурную функцию несет также Музей Академии ФСИН России, где собраны не только уникальные экспонаты истории вуза, но и предметы, обнаруженные военно-патриотическим клубом академии в ходе археологических раскопок.

Значительный вклад в становление и развитие личности будущего сотрудника УИС в духе любви к Отечеству вносит ветеранская организация академии. Мероприятия, проводимые комитетом ветеранов, имеют задачей оказание помощи руководству академии, факультетов и курсов в организации и проведении работы по патриотическому и нравственному воспитанию курсантов и студентов. С этой целью за каждым факультетом и курсами ежегодно закрепляются наиболее опытные и авторитетные ветераны войны и правоохранительных органов. Многие ветераны принимают активное участие в работе по патриотическому воспитанию курсантов по месту жительства, выступают на торжественных построениях академии и праздничных мероприятиях. Комитет ветеранов стал инициатором проведения постоянно действующего смотра-конкурса по организации работы по патриотическому и нравственному воспитанию личного состава на курсах и факультетах.

Курсанты не забывают о ветеранах академии и регулярно посещают их с целью оказания помощи в решении мелких бытовых вопросов, получая от них бесценный жизненный опыт. Силами курсантов организуются концерты, посвященные праздничным дням и памятным датам, в Рязанском областном госпитале ветеранов войн.

Регулярно личный состав принимает участие в акциях по безвозмездной сдаче крови в качестве донора. Каждый курсант должен понимать, что он выбрал службу, которая предполагает бескорыстное служение гражданам и государству, поэтому он должен в любое время быть готовым оказать помощь тем, кто попал в беду.

Деятельность академии освещается на официальном сайте http://www.apu.fsin.su, где каждый курсант может попробовать себя в роли журналиста, подготовив в установленном порядке статью. Сайт академии неоднократно становился победителем и призером всероссийских конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания.

Большая работа проводится по привитию курсантам любви к их малой родине - Рязанскому краю. За период обучения в академии для каждого

курсанта организуется посещение всех музеев, театров и памятных мест региона. Личный состав академии участвует во всех основных мероприятиях, проводимых в регионе, в том числе в проведении городских субботников.

«Сегодня во всех сферах жизни, в том числе в правоохранительной системе, необходимы грамотные специалисты. В этих условиях выпускники Академии ФСИН России чрезвычайно востребованы благодаря высокому профессионализму и ответственному отношению к службе. Они всегда честно и добросовестно выполняют служебные обязанности, стоят на страже законных интересов и прав граждан», - такую оценку выпускникам вуза дал на одном из торжественных мероприятий, посвященных очередному выпуску моло-

дых специалистов для уголовно-исполнительной системы, глава Рязанской области.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание курсантов образовательных организаций ФСИН России имеет большое значение в подготовке высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы. Оно должно опираться на безусловное выполнение нормативных предписаний и требований ФСИН России и проводиться системно и комплексно. При этом в работу должны быть вовлечены все сотрудники образовательной организации, а также родители курсантов, ветераны уголовно-исполнительной системы, Великой Отечественной войны, локальных войн, труженики тыла.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Панарин Дмитрий Александрович - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Академии ФСИН России по работе с личным составом, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: panarin.1979@mail.ru;

Луканин Виктор Викторович - заместитель начальника курса юридического факультета Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: lukanin83@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Панарин, Д. А. Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере Академии ФСИН России / Д. А. Панарин, В. В. Луканин // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 4. -С.681-684.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Panarin Dmitry Aleksandrovich - phd in law, associate professor, deputy head of the academy on work with staff, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: panarin.1979@mail.ru;

Lukanin Victor Viktorovich - deputy head of a course of law department, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: lukanin83@mail.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Panarin D. A., Lukanin V. V. Opyt duhovno-nravstvennogo vospitanija kursantov na primere Akademii FSIN Rossii [Experience of spiritual and moral education of cadets on the example of the Academy of the FPS of Russia]. Chelovek: prestu-plenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 681-684.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.