Научная статья на тему 'Особенности организации процесса воспитания курсантов первого курса в период их адаптации к обучению в образовательных организациях ФСИН России'

Особенности организации процесса воспитания курсантов первого курса в период их адаптации к обучению в образовательных организациях ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ОБУЧАЕМЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / АДАПТАЦИЯ / CADETS / TRAINEE / EDUCATIONAL WORK / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтухин Д. Н.

Рассмотрены особенности процесса воспитания курсантов первого курса в период их адаптации к обучению в учебном заведении ФСИН России. Показана роль планирования воспитательной работы, направленной на становление личности будущих офицеров уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of process of education of cadets of the first course during their adaptation to training in the educational organizations of FPS of Russia

The features of process of education of cadets of the first course during their adaptation to training in educational institutions of FPS of Russia are considered. The role of planning of the educational work directed to formation of the identity of future officers of penal correction system of the Russian Federation is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности организации процесса воспитания курсантов первого курса в период их адаптации к обучению в образовательных организациях ФСИН России»

Д. Н. ЖЕЛТУХИН D. N. ZHELTUKHIN

начальник отдела по работе с личным составом ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, подполковник внутренней службы

Особенности организации процесса воспитания курсантов первого курса в период их адаптации к обучению в образовательных организациях ФСИН России

Features of the organization of process of education of cadets of the first course during their adaptation to training in the educational organizations of FPS of Russia

Аннотация. Рассмотрены особенности процесса воспитания курсантов первого курса в период их адаптации к обучению в учебном заведении ФСИН России. Показана роль планирования воспитательной работы, направленной на становление личности будущих офицеров уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: курсанты, обучаемые, воспитательная работа, адаптация.

Annotation. The features of process of education of cadets of the first course during their adaptation to training in educational institutions of FPS of Russia are considered. The role of planning of the educational work directed to formation of the identity of future officers of penal correction system of the Russian Federation is shown.

Key words: cadets, the trainee, educational work, adaptation.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система, УИС) организация процесса воспитания молодых сотрудников, пути его совершенствования являются приори-

тетными задачами для формирования кадрового резерва учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.

Воспитательная работа при подготовке специалистов в ведомственных учебных заведениях (образовательных

18

[email protected] www.or.fsin.su

организациях) ФСИН России - многогранный процесс, требующий решения разносторонних задач, направленных на формирование у них патриотического сознания и чувства национального достоинства.

Для адаптации курсантов на первом году обучения предполагается проведение комплекса мероприятий по укреплению служебной дисциплины, развитию у них чувства индивидуальной и коллективной ответственности, творческой инициативы, стремления достигать поставленные цели. Свою роль в станов -лении личности будущего офицера уголовно-исполнительной системы играет правильное планирование воспитательной работы, в ходе которого необходимо определить основные задачи, сфокусированные на постепенном вхождении вчерашних школьников в новую жизнь, приобретении ими навыков, позволяющих преодолевать все трудности и тяготы службы.

План как каркас воспитательного процесса должен быть кратким и конкретным по своему содержанию, простым в смысловом понимании. Его основу должны составлять мероприятия информационно-пропагандистского, культурно-досугового, социального и спортивно-массового характера, направленные в том числе на укрепление законности и служебной дисциплины. В то же время необходимо рассматривать вопросы по изучению таких интегратив-ных аспектов, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Планирование воспитательной работы с курсантами первого курса в период адаптации к обучению в образовательных организациях ФСИН России - это процесс, требующий компетентных и согласованных действий всех субъектов

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

воспитания. «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан сделать» [1].

Процесс адаптации будущих офицеров УИС проходит, как правило, на территории загородной учебной базы ведомственного вуза. Огромная роль в период знакомства и привыкания курсантов к новым условиям службы отводится психологам и сотрудникам, ответственным за организацию воспитательной работы в институте. С обучаемыми проводятся тренинги, посвященные знакомству с сокурсниками, сплочению коллектива, индивидуальные и групповые беседы, консультации, деловые игры, конкурсы. Отдельно проводятся занятия с курсантами-девушками, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, чтобы помочь им быстрее адаптироваться среди сверстников. Используя методы первичного сбора информации, такие как опрос, анкетирование и наблюдение, сотрудники-воспитатели формируют базу данных (социальные паспорта) обучаемых. В социальных паспортах указывается первоначальная психологическая характеристика, сведения о социальном положении курсанта, составе семьи, национальности, о его отношении к религии, наличии спортивных разрядов и творческих способностей. Детальное изучение личных качеств курсантов позволяет находить индивидуальный подход к каждому из них.

Необходимо отметить, что первые месяцы обучения являются самыми трудными, так как в это время начинается становление будущего офицера УИС, формируются его профессиональные и морально-деловые качества.

Эффективность воспитательной работы с курсантами первого курса в пе-

19

риод их адаптации к обучению достигается скоординированными действиями должностных лиц всех уровней, наличием подготовленных в профессиональном отношении кадров и необходимой материальной базы [2].

В связи с этим при назначении сотрудников-кураторов, ответственных за организацию воспитательной работы с обучаемыми, необходимо учитывать их опыт практической деятельности, общественную позицию, наличие творческой инициативы и желания работать с молодежью. Часто первокурсники, прибывшие для прохождения обучения из других регионов нашей страны, обращаются к сотрудникам за отцовским или материнским советом. Поэтому умение слушать и слышать другого человека, понимать его чувства, оказать помощь и поддержать в нужный момент -наиболее важные навыки командира, преподавателя, необходимые для того, чтобы завоевать доверие курсанта.

Чтобы у обучающихся сформировалось правильное понимание, где они служат, какие задачи и цели поставлены перед уголовно-исполнительной системой на современном этапе ее развития, необходимо провести комплекс мероприятий информационно-пропагандистского характера. В первую очередь - познакомить курсантов с историей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и региона, где они проходят обучение. Экскурсия по действующей экспозиции музея, посвященной истории уголовно-исполнительной системы, встреча с ветеранами института, знакомство с подвигами сотрудников УИС - героев Российской Федерации - лучшие мероприятия для зарождения живого интереса к будущей службе.

Информационные классные часы по изучению основ нормативной правовой базы деятельности уголовно-исполнительной системы, направленные на укрепление служебной дисциплины, правопорядка, профилактику коррупционной и экстремистской деятельности, формируют у обучающихся правовое сознание и чувство ответственности за выполнение поставленных задач в будущем. В воспитательном процессе широко применяются средства технического обеспечения и наглядной агитации, а именно: осуществляется просмотр научных и учебных документальных видеофильмов, демонстрация тематических презентаций, оформление стенной печати.

Одним из важных методов получения информации для дальнейшего анализа личных качеств обучаемых является диалог. Умение выслушать проблему подчиненного - главное качество настоящего руководителя. Конструктивный диалог офицеров с курсантами в период их адаптации в коллективе является отличным способом для раскрепощения, воплощения в жизнь идей, мыслей и желаний последних. Беседы с личным составом курса, где подводятся итоги учебного дня, вспоминаются положительные и неудачные моменты, поощряются успехи в спорте и творческой деятельности, должны быть организованы ежедневно. При проведении таких встреч командирам и психологам необходимо давать возможность курсантам для самореализации (больше общаться с однокурсниками, вести открытый диалог, задавать друг другу вопросы, тем самым знакомиться ближе). Огромным успехом в общении с коллективом пользуются рассказы о себе, своих друзьях, родном крае, своих увлечениях.

20 [email protected] www.or.fsin.su

Важную роль в формировании и развитии личности будущего офицера играет воспитание чувства патриотизма. Патриотическое воспитание - это неотъемлемая составляющая развития гармоничной личности. Очень важно для воспитания настоящего офицера и гражданина привить курсанту уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны. Определенную роль в формировании патриотического сознания первокурсников играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, героев художественных фильмов и литературных произведений. Обязательным условием для адаптации курсантов в период их обучения в вузе является просмотр классических отечественных фильмов патриотической направленности, таких как «Офицеры», «В бой идут одни старики». Эти киноленты воспитывают в молодом поколении любовь к Родине, честность, справедливость и товарищество. В условиях службы в органах УИС пример руководителей и рядовых сотрудников оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение обучаемых, а также становится для кого-то образцом для подражания. Нельзя забывать, что многие курсанты идут по стопам своих родителей, бывших или настоящих сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации. Поэтому раскрытие понятий офицерской чести и воинского долга, доблести мундира, необходимости уважения и сохранения традиций предыдущих поколений является очень важным для воспитания патриотического мировоззрения молодых курсантов.

Руководящему составу учебно-строевых подразделений в первые месяцы службы обучаемых не следует прибегать к частой дисциплинарной практике. Ис-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

пользование системы поощрений и наказаний в отношении первокурсников должно носить четко сбалансированный характер. Настоящий офицер-воспитатель должен использовать и применять в учебном и воспитательном процессах методы убеждения и разъяснения. Растолковать подчиненному существующую проблему - значит добиться от него осознания сущности определенных понятий, явлений, событий. Даже если в диалоге возник деловой спор, командир не должен сразу опровергать суждение или мнение подопечного. Руководитель должен выслушать собеседника, внести ясность в ситуацию, чтобы курсант сам поставил оценку своим действиям и определил свое отношение к предмету разговора. В воспитательной работе очень важно умение непосредственных начальников аргументированно и корректно указать на недостатки или неверные убеждения подчиненных, если они носят ошибочный характер.

Для того чтобы воспитуемые поняли ту или иную ошибку, порой необходимо разъяснять ее несколько раз, и делать это надо терпеливо. Толерантность к поведению подчиненных - это также одно из основных качеств, необходимых командиру, особенно в период адаптации курсантов первого курса.

В организации воспитательной работы с первокурсниками большое значение имеет соблюдение внутреннего распорядка дня и поддержание дисциплины, выполнение требований Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11.01.2012 № 5.

Здесь активно используется метод упражнения, направленный на форми-

21

рование и развитие у обучаемых морально-волевых качеств, смелости и решительности, физической стойкости и общей выносливости, которые соответствуют требованиям современного общества и содействуют претворению нравственных принципов в жизнь. Утренняя физическая зарядка, строевая и физическая подготовка, учебные занятия, служба в суточных нарядах закаливают, морально укрепляют курсантов и готовят к дальнейшей службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Сдаться и сломаться в первые дни службы может каждый, но чувство долга и ответственность за выполнение поставленной задачи, а самое главное - чувство коллективизма помогают преодолевать обучаемым все тяготы и преграды служебной деятельности.

Особое место в организации воспитательной работы с обучаемыми занимают мероприятия спортивно-массового характера. Совместные подвижные игры, регулярные соревнования между взводами в выходные, праздничные и свободные от службы дни помогают сплотить коллектив, развить чувство лидерства и стремление побеждать. Занятия по физической подготовке с первокурсниками в период специальной первоначальной подготовки проводятся ежедневно в форме физических упражнений в течение дня (утренняя физическая зарядка, физкультурная пауза, плановые занятия по физической подготовке, самостоятельная подготовка). Основным средством физической подготовки являются упражнения, применение которых должно сочетаться с соблюдением гигиенических требований [3]. При проведении спортивно-массовых

мероприятий необходимо учитывать физические показатели каждого обучаемого и правильно распределять нагрузку при выполнении силовых и скоростно-силовых упражнений. Главными задачами в организации занятий по физической подготовке с курсантами первого курса в период их адаптации являются дозирование нагрузки с максимальным отдыхом между упражнениями и исключение случаев травматизма. Основной акцент при организации соревновательной деятельности внутри коллектива необходимо делать на игровых видах спорта, которые являются одним из самых эффективных средств формирования и сплочения коллектива. Командиры взводов в процессе игры должны уделять внимание каждому обучающемуся, смотреть за поведением игроков в команде, формой их общения и тактичностью обсуждения спорных игровых моментов, выделять явных лидеров в физическом плане и курсантов с хорошими организаторскими способностями. Постоянные физические тренинги первокурсников позволяют определить их склонность к занятиям определенными видами спорта, вовлекать их в активную спортивную деятельность и вести за собой курсантов с менее развитыми физическими способностями. Показателем коллективной работы с курсантами первого курса в адаптационной период, как правило, являются марш-броски на пять или десять километров в зависимости от погодных условий и сложности прохождения трассы. Марш-бросок - командный старт, где оцениваются не только индивидуальные качества, но и совместная работа команды взводов курса и командиров учебно-строевых подразделений. Про-

22

[email protected] www.or.fsin.su

хождение дистанции от начала до конца с преодолением на пути преград, сухопутных и водных препятствий предоставляет каждому курсанту возможность доказать свою значимость в коллективе.

На протяжении всего периода обучения, начиная со времени, проведенного на загородной учебной базе, у курсантов постепенно формируется образ будущего офицера уголовно-исполнительной системы. Фундамент образа складывается из состояния психологического климата коллектива сотрудников, где проходят обучение курсанты, их отношения к служебной деятельности, точности и своевременности выполнения приказов, корректности в общении между собой.

Надо помнить, что курсанты - это лицо учебного заведения, а сотрудники - воспитатели, ответственные за правомерность их будущих поступков. ф

1. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. М. : Учпедгиз, 1946. С. 61.

2. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН России от 28.12.2010 № 555. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2019

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.