Научная статья на тему 'Адаптация курсантов к обучению в образовательных организациях ФСИН России:диагностика и формирование'

Адаптация курсантов к обучению в образовательных организациях ФСИН России:диагностика и формирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / CADET / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / УРОВНИ АДАПТИРОВАННОСТИ / LEVELS OF ADAPTATION / ТИПЫ АДАПТИРОВАННОСТИ / TYPES OF ADAPTATION / СПЕЦКУРС / SPECIAL COURSE / ТРЕНИНГ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Полякова Я. Н.

Статья содержит результаты эмпирического исследования адаптации курсантов к образовательной среде ведомственного вуза ФСИН России. Дана характеристика четырех типов адаптированности курсантов к обучению в образовательных организациях (оптимальный, потенциальный, репродуктивный, дезадаптивный) с учетом уровней их адаптированности (высокий, средний, низкий, отрицательный). Представлена психолого-педагогическая технология формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of cadets to training in educational institutions of the Federal Penal Correction Service of Russia: diagnostics and formation

The article contains the results of empirical study of cadets adaptation to the educational environment of the departmental University of Federal Penitentiary Service of Russia. The characteristic of four types adaptation of cadets to training in educational institutions (optimal, potential, reproductive, deadaptive) is given with the levels of their adaptation (high, medium, low, negative) taken into account. Psychological and pedagogical technology of cadets adaptation formation to educational process of higher education institution is presented.

Текст научной работы на тему «Адаптация курсантов к обучению в образовательных организациях ФСИН России:диагностика и формирование»

НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ

Г. И. АКСЕНОВА G. I. AKSENOVA

профессор кафедры общей психологии психологического факультета Академии ФСИН России, доктор психологических наук, профессор, полковник внутренней службы

П. Ю. АКСЕНОВА P. Y. AKSENOVA

старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе психологического факультета Академии ФСИН России, кандидат психологических наук, майор внутренней службы

Я. Н. ПОЛЯКОВА Y. N. POLYAKOVA

старший научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, подполковник внутренней службы

Адаптация курсантов к обучению в образовательных организациях ФСИН России: диагностика и формирование

Adaptation of cadets to training in educational institutions of the Federal Penal Correction Service of Russia: diagnostics and formation

Аннотация. Статья содержит результаты эмпирического исследования адаптации курсантов к образовательной среде ведомственного вуза ФСИН России. Дана характеристика четырех типов адаптированности курсантов к обучению в образовательных организациях (оптимальный, потенциальный, репродуктивный, дезадаптивный) с учетом уровней их адаптированности (высокий, средний, низкий, отрицательный). Представлена психолого-педагогическая технология формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза.

Ключевые слова: курсант, обучение, адаптация, уровни адаптированности, типы адаптированности, спецкурс, тренинг адаптации.

Annotation. The article contains the results of empirical study of cadets adaptation to the educational environment of the departmental University of Federal Penitentiary Service of Russia. The characteristic of four types adaptation of cadets to training in educational institutions (optimal, potential, reproductive, deadaptive) is given with the levels of their adaptation (high, medium, low, negative) taken into account. Psychological and pedagogical technology of cadets adaptation formation to educational process of higher education institution is presented.

Key words: cadet, learning, adaptation, levels of adaptation, types of adaptation, a special course, adaptation training.

[email protected] www.or.fsin.su

2

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Одной из приоритетных задач высшего образования в меняющихся условиях современного общества является подготовка высококвалифицированных кадров. Особенно актуальна проблема подготовки квалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы (УИС), ориентированной сегодня на реализацию принципов гуманизма, приоритета общечеловеческих прав и свобод, индивидуально-личностного подхода к осужденным в процессе их ресоциали-зации и реадаптации, поскольку они существенным образом влияют на эффективность ее функционирования.

Решение проблемы становления специалиста невозможно без создания особой психолого-педагогической среды, способствующей адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу вуза [1, 2]. Особую значимость решение проблемы адаптации к обучению имеет для курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России).

В ходе исследования нами были выделены следующие типы адаптированно-сти курсантов к учебно-воспитательному процессу образовательных организаций ФСИН России (выборка составила 272 курсанта Академии ФСИН России, Псковского филиала Академии ФСИН России, ВИПЭ ФСИН России):

- оптимальный тип (курсанты с высоким уровнем адаптированности) -12 %;

- потенциальный тип (курсанты со средним уровнем адаптированности) -51 %;

- репродуктивный тип (курсанты с низким уровнем адаптированности) -33 %;

- дезадаптивный тип (курсанты с отрицательным уровнем адаптированно-сти) - 4 %.

Курсанты с высоким уровнем адаптированности (оптимальный тип) характеризуются положительным отношением к обучению, высоким уровнем успеваемости по всем дисциплинам. Инициативность в обучении у них ярко выражена; хорошо владеют методами самостоятельной работы; активно участвуют в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности. Они реалистично оценивают свои адаптационные возможности, обладают хорошо осознаваемой позитивной я-концеп-цией и устойчивой адекватной самооценкой. В учебной деятельности и при выполнении служебных обязанностей им свойственно устойчивое состояние эмоционального комфорта.

Такие обучающиеся проявляют стремление к учебному и служебно-про-фессиональному росту, саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию. Уровень общественной активности у курсантов оптимального типа высокий. Они характеризуются полной удовлетворенностью сложившимися личными и служебными отношениями. В трудных и незнакомых для них ситуациях быстро ориентируются, проявляют высокий уровень активности и инициативности при решении проблемных ситуаций.

К новым условиям деятельности курсанты этой группы адаптируются быстро, в процессе всего обучения вырабатывают оптимальные стратегии поведения, позволяющие совмещать учебную деятельность с выполнением служебных обязанностей. При этом их поведение характеризуется не простым приспособлением к новым условиям, а нацеленностью на гармоничное развитие собственной личности.

Курсанты со средним уровнем адап-тированности (потенциальный тип) характеризуются положительным отношением к обучению в вузе. В учебной

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

3

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

и научно-исследовательской деятельности участвуют достаточно активно, но при этом им необходим внешний контроль со стороны профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров, кураторов, наставников и др.

Интеллектуальная активность отличается нестабильностью, уровень обучаемости и эрудиции средний. Курсанты потенциального типа при решении проблем чаще всего недооценивают или переоценивают потенциал своих адаптационных возможностей, подменяют свои мнения представлениями социума. Они отличаются выдержанностью и работоспособностью, при этом испытывают нервное утомление при повышенных нагрузках; предъявляемые социальные требования выполняют достаточно легко, но иногда испытывают внутри-личностные конфликты, поскольку не согласны с ними. Уровень эмпатии и эмоциональной отзывчивости средний (стараются оказать помощь и поддержку своим сокурсникам только тогда, когда, как им кажется, те действительно в ней нуждаются). Такие курсанты отличаются решительностью в преодолении трудностей адаптационного характера, средним уровнем потребности в достижении успеха и реалистическим уровнем притязаний, адекватно оценивают себя и свои способности, но при этом инициативу проявляют не всегда, мотивация к самосовершенствованию, саморазвитию сформирована не в полной мере.

Уровень общественной активности в учебно-служебной деятельности у курсантов со средним уровнем адаптиро-ванности средний. Они характеризуются общительностью, к сотрудничеству готовы, сложившимися в коллективе отношениями достаточно удовлетворены, однако сами не всегда инициативны при установлении социальных контак-

тов. Таким курсантам необходимо прилагать достаточные усилия для адаптации к новым условиям деятельности. Им свойственна «легкость» овладения одним из видов деятельности (учебной или служебной) при некоторых трудностях функционирования в другой.

Курсанты с низким уровнем адапти-рованности (репродуктивный тип) характеризуются неопределенным отношением к системе обучения в вузе, зависящим от конкретных условий. Уровень сформированности умений учебно-познавательной деятельности, активности в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности низкий, обучающиеся слабо владеют приемами и методами самостоятельной работы. Они отличаются невысоким уровнем интеллектуальной активности и неактуали-зированной потребностью в познании, уровень обучаемости у них средний, но с тенденцией к снижению (при отсутствии поощрений и стимулирования со стороны профессорско-преподавательского состава). В учебной деятельности и при выполнении служебных обязанностей состояние эмоционального комфорта характеризуется нестабильностью, уровень работоспособности и выдержанности недостаточно развит.

Курсантам этой группы в различных жизненных ситуациях свойственно преобладание пессимистического настроя, уровень развития их эмоциональной отзывчивости и эмпатии достаточно низкий, в проблемных ситуациях они недостаточно настойчивы в преодолении адаптационных трудностей.

Они характеризуются незначительным стремлением к познанию нового в учебной и служебной деятельности, низким уровнем мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, у них отсутствует инициатива для достижения поставленных целей. Им свойст-

4

[email protected] www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

венен низкий уровень общественной активности, непостоянный, слабо выраженный характер удовлетворенности своим положением в группе. Курсанты репродуктивного типа испытывают трудности как при выполнении служебных обязанностей, так и в учебной деятельности, при этом в одном случае они носят эпизодический характер, а в другом - систематический.

Курсантам с отрицательным уровнем адаптированности (дезадаптив-ный тип) свойственно безразличное или негативное отношение к обучению в «военном» вузе. Уровень сформиро-ванности умений учебно-познавательной деятельности довольно низкий, отсутствуют навыки владения методами и приемами самостоятельной работы, а также активность в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности. Они характеризуются низкой потребностью в познании и низким уровнем культуры и эрудиции, склонны к конкретности и ригидности мышления.

Курсанты дезадаптивного типа характеризуются негативным отношением к специфическим особенностям учебно-служебной деятельности «военного» вуза, при выполнении учебных заданий и исполнении служебных обязанностей им свойственно состояние эмоционального дискомфорта. Отличаются низким уровнем развития эмпатии и эмоциональной отзывчивости. Характерна мотивация на неудачу при выполнении любой деятельности. Мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию практически не развита, стремление к учебному и служебно-профессиональ-ному росту отсутствует.

Курсанты этого типа характеризуются безразличным или в крайней степени неудовлетворенным отношением к положению в своей группе, пассивностью в учебно-служебной деятельности.

Учащиеся, принадлежащие к этой группе, отличаются безразличным или демонстративно негативным отношением к принятию традиций и норм, сложившихся в вузе, практически всегда уклоняются от выполнения служебных обязанностей. Уровень адаптационных возможностей у них низкий, они испытывают серьезные систематические трудности в адаптации и к учебной, и к служебной деятельности. При решении проблемных ситуаций и преодолении трудностей адаптационного характера выбирают стратегию ухода от проблемы или отрицания, которые, в свою очередь, приводят к формированию лжеадаптации курсантов и регрессивным проявлениям в развитии личности [3].

Для оптимизации адаптационного процесса мы использовали авторскую психолого-педагогическую технологию формирования адаптации курсантов к обучению, которая состояла из следующих блоков:

- реализация в образовательном процессе спецкурса «Психологические основы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу образовательных организаций ФСИН России»;

- разработка и проведение тренинга формирования адаптации курсантов к учебно-служебной деятельности.

Спецкурс «Психологические основы адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу образовательных организаций ФСИН России» включал в себя три раздела и реализовывался в образовательном процессе. Задачей первого раздела было знакомство курсантов с уголовно-исполнительной системой Российской Федерации. Этот раздел включал следующую информацию: история становления УИС, современное состояние УИС, пути развития; требования к сотруднику УИС, его права и обязанности, свод профессионально-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

5

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы и др. Второй раздел спецкурса был посвящен знакомству курсантов с особенностями обучения в высшей школе, уставом Академии ФСИН России, правами и обязанностями учащихся, специфическими особенностями учебно-служебной деятельности специализированного вуза. Третий раздел нашего спецкурса знакомил курсантов с сущностью и спецификой процесса адаптации к вузовскому обучению, с факторами и механизмами адаптационного процесса, с основными видами адаптации курсантов к обучению в специализированном вузе, с адаптационными трудностями, с основными структурными составляющими феномена адаптации (такими как адаптивность, адаптационные возможности, адаптивные качества личности, эмоциональная устойчивость, фрустра-ционная толерантность, интеллектуальная и творческая активность) [4, 5].

Вторым компонентом психолого-педагогической технологии являлось проведение тренинга формирования адаптации курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебно-служебной деятельности.

Основными целями тренинга выступали: развитие у участников интеллектуальной и творческой активности в решении проблемных ситуаций адаптационного характера; формирование эмоционально устойчивого поведения в неопределенных, проблемных и напряженных ситуациях; развитие умения проводить анализ и самоанализ с целью саморегуляции и самокоррекции поведения и адаптивных качеств личности; формирование и развитие благоприятного социально-психологического климата, взаимопомощи и взамоподдерж-ки в курсантской среде; ориентация курсантов на мотивацию достижения

успеха в учебной и служебной деятельности, самопознание, саморазвитие и самосовершенствование; развитие уверенности в себе и навыков уверенного поведения при решении и преодолении адаптационных трудностей [6].

Реализация спецкурса и комплексной программы тренинга в образовательном процессе позволит улучшить показатели адаптации курсантов, повысить эффективность их учебной и служебной деятельности, увеличить стремление к личностному и служебно-про-фессиональному росту. ^

1. Аксенова Г. И, Аксенова П. Ю. Психолого-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу вуза // Развитие личности как стратегия современной системы образования : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). Воронеж : Научная книга. С. 35-39.

2. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Развитие адаптированности курсантов в образовательной среде // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4 (37). С. 12-18.

3. Аксенова П. Ю. Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 10 (102). С. 123-127.

4. Аксенова П. Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу (на примере образовательных учреждений ФСИН России) : автореф. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. 24 с.

5. Волкова М. Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.

6. Аксенов А. А., Аксенова П. Ю. Психолого-педагогические условия формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 125-134.

[email protected] www.or.fsin.su

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.