Сведения об авторах
Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), начальник института, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected] Сидакова Марина Александровна: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), старший научный сотрудник учебного отдела, кандидат филологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Dvortsov Vasilii Borisovich: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the chief of institute, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected] Sidakova Marina Alexandrovna: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), senior researcher of the Educational Department, candidate of philological sciences. E-mail: [email protected]
УДК 378
Н. Н. Ивашко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА ФСИН РОССИИ
В статье на основе психолого-педагогических исследований проблемы закрепления выпускников вузов ФСИН России в учреждениях и органах УИС, стимулирования их труда и заинтересованности в службе, а также кадровой ситуации в учреждениях УИС (необходимость непрерывного совершенствования профессиональных и специальных компетенций, формирования личностных психолого-педагогических качеств и профессионального ориентирования сотрудников в процессе службы в УИС), теоретически обоснованы, экспериментально проверены педагогические условия успешной адаптации курсантов в вузах ФСИН России. Автор утверждает, что адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России представляет собой сложный многосторонний процесс, успешность которого может быть достигнута путем внедрения в образовательную среду вуза системы подготовки к адаптации. Показана
система подготовки курсантов вузов ФСИН России к успешной адаптации к образовательной среде вуза и в процессе профессиональной деятельности в УИС. В процессе психолого-педагогических исследований и педагогического эксперимента выявлены и экспериментально доказаны педагогические условия успешной адаптации курсантов к образовательной среде вуза, что положительно влияет на их дальнейшее профессиональное становление.
Ключевые слова: педагогические условия; адаптация; образовательная среда; Федеральная служба исполнения наказаний России.
N. N. Ivashko
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL CADETS' ADAPTATION TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA
The article deals with the pedagogical conditions of successful cadets' adaptation to educational environment of the Institute of the Federal Penal Service of Russia. The author draws attention to the fact that the staffing situation in the institutions of the penal system necessitates a clear, consistent work to ensure that officers have a respectful attitude to their work activities and to improve the professional orientation of employees to serve in the penal system. Due to the fact that the attitude of the officers to the service in the Federal Penal Service begins its formation during the period of study in higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia, it is therefore necessary to develop a system of activities to create pedagogical conditions for successful adaptation of cadets in higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia. The problem offixing graduates of the FPS of Russia in institutions and bodies of the penal system, stimulating their work and interest in the service is currently relevant. The results ofpsychological and pedagogical research show that the success of the adaptation of cadets to the educational environment of the Institute has a positive effect on their further professional development. The author emphasizes that the adaptation of cadets to the educational environment of the Institute of the FPS of Russia is a complex multilateral process, the success of which can be achieved by introducing a set of pedagogical conditions into the educational environment of the Institute.
Keywords: pedagogical conditions; adaptation; educational environment; Federal Penal Service of Russia.
В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС РФ) большое внимание уделяется своевременному обеспечению учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами, так как обеспечение эффективного процесса исполнения уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, зависит в значительной степени от персонала учреждений, исполняющих наказания, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры. Работа с кадрами представляет собой один из основных элементов всякого профессионального института в развитом обществе. Особое значение это имеет для института исполнения наказаний с его установкой на исправительное воздействие на осужденных, требующей от работника специальных знаний, умений и навыков [4].
Однако условия осуществления служебной деятельности сотрудников характеризуется психическим напряжением, высоким уровнем профессиональной ответственности, постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, «финансовая привлекательность» службы уступает юридической практике вне уголовно-исполнительной системы (адвокатуре, прокуратуре, нотариате и др.), поэтому сотрудники покидают
службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).
Данные, представленные в информационно-аналитическом сборнике «Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2018 г.», показывают, что некомплект сотрудников УИС на первое января 2019 г. составил 9,64 %. За 2018 г. уволено 22476 человек, что составляет 10,56 % от штатной численности (АППГ — 19191 чел., или 9,02 %). Большая часть сотрудников уволилась по собственному желанию — 5042 человек; по отрицательным основаниям — 254 сотрудника; в связи с нарушением условий контракта — 348 сотрудников; по сокращению штатов — 348 сотрудников; 4,70 % сотрудников уволены на первом году службы, в том числе 189 чел., или 17,88 % от уволенных, на первом году службы не прошли испытательный срок [6].
Сложившаяся кадровая ситуация в учреждениях УИС обусловливает необходимость четкой, последовательной работы по формированию у сотрудников уважительного отношения к служебной деятельности и совершенствованию профессионального ориентирования сотрудников на службу в УИС.
Отношение сотрудников к службе в УИС начинает свое формирование в
период обучения в высших учебных заведениях ФСИН России. На этой стадии происходит вырабатывание адаптационных механизмов, обеспечивающих, в частности, определенное отношение к службе.
Проблема закрепления выпускников вузов ФСИН России в учреждениях и органах УИС, стимулирование их труда и заинтересованности в службе является на сегодняшний день актуальной. Поэтому необходимо развивать систему деятельности по созданию педагогических условий успешной адаптации курсантов в вузах ФСИН России, способствующую формированию позитивного эмоционально-психологического отношения к службе.
Результаты психолого-
педагогических исследований демонстрируют, что успешность адаптации курсантов к образовательной среде вуза положительно влияет на их дальнейшее профессиональное становление. Адаптация — процесс и результат взаимодействия курсантов с образовательной средой, выражающийся в интериоризации ими норм, правил, требований и ожиданий образовательной среды, в переходе личности из зоны актуального в зону потенциального развития, который является своеобразным микроциклом развития [3].
Исследование различных аспектов адаптации к образовательной среде
находит отражение в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. И. Кундозеровой и др. Деятельности образовательных учреждений ФСИН России посвящены исследования А. М. Лафуткина, В. М. Морозова, Н. С. Фурсова, Л. А. Ширяева и др.
Процесс обучения в вузе является новым этапом в жизни курсанта и требует от него большей самостоятельности и активности в приобретении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям обучения и социального бытия. Существенным аспектом успешности адаптации курсантов к новым образовательным условиям является образовательная среда высшего учебного заведения ФСИН России, обеспечивающая оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности.
Образовательная среда вуза выступает в качестве внешних объектов и условий, обеспечивающих процесс образования человека, в который посредством общения «погружаются» обучающие и обучаемые.
Обучение в вузе ФСИН России сопряжено с определенными трудностями. Эти трудности вызваны особенностями образовательной среды вуза. К отличительным особенностям образовательной среды вуза ФСИН
России следует отнести: строгое соблюдение принципа единоначалия и субординации, как во время учебного процесса, так и вне его; обязательное соблюдение общеустановленного распорядка дня; проживание в общежитиях казарменного типа; относительно небольшая продолжительность личного времени курсанта, проводимого, как правило, в расположении вуза; прохождение курсантами в течение всего периода обучения службы, которая в то же время является и практикой применения полученных в ходе обучения компетенций.
Согласно социально-когнитивной теории А. Бандуры, связь между личностью и окружающей средой фактически двунаправлена: люди формируют среду, а среда одновременно формирует людей [5]. Следовательно, одна из основных задач, стоящих перед вузом ФСИН России, — это создание педагогических условий для успешной адаптации курсантов к его образовательной среде.
В педагогической литературе понятие «условие» представлено в широком и в узком смысле. Рассматривая данное понятие в широком смысле, авторы определяют его как совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу в целенаправленно созданной обстановке.
В узком смысле понятие «условие» рассматривается в качестве компонента образовательной среды либо совокупности объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.
Н. М. Борытко определяет условие как внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [1].
Б. С. Гершунский и Р. Шейерман определяют педагогические условия как «обстоятельства процесса обучения, обеспечивающие достижение поставленных целей, среду, в которой педагогические условия возникают, существуют и развиваются»[2].
Вышеизложенное позволяет отнести к педагогическим условиям те объекты, среду или обстановку, в которых возникает, развивается и совершенствуется исследуемый педагогический процесс или явление [7].
Соответственно, адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России, являясь сложным многосторонним процессом, обусловливает необходимость подбора компонентов, способствующих ее эффективности. В качестве таких компонентов
могут выступать педагогические условия, которые рассматриваются как взаимодействие различных мероприятий в процессе учебной, внеучебной и служебной деятельности, способствующие достижению курсантами высокого уровня адаптированности.
На основе анализа результатов психолого-педагогических исследований определился комплекс педагогических условий, способствующий успешной адаптации курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России. Принимая во внимание тот факт, что курсантами вуза ФСИН России осуществляется три основных вида взаимодействия с образовательной средой, выделяют три составляющих процесса адаптации обучающихся: учебную адаптацию, осуществляющуюся во время аудиторных и внеаудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия), предусмотренных учебными планами вуза; внеучебную адаптацию, происходящую за пределами, организованных в соответствии с учебным планом, занятий; служебную адаптацию, направленную на приобщение к будущей профессии. Таким образом, педагогические условия адаптации курсантов представлены следующими направлениями:
- адаптация к учебной деятельности;
- адаптация к внеучебной деятельности;
- адаптация к служебно-профессиональной деятельности.
Следовательно, реализация педагогических условий успешной адаптации курсантов к учебной деятельности должна осуществляться через:
- оптимизацию образовательного процесса посредством групповых консультаций при подготовке к учебным занятиям, а также с использованием ресурса взаимообучения;
- развитие научного потенциала обучающихся посредством организации научных кружков по изучаемым дисциплинам, в рамках которых курсанты могут рассматривать интересующие их вопросы в области интересующих их наук.
В рамках создания педагогических условий адаптации курсантов к внеучебной деятельности необходимо:
- создание условий для реализации творческих способностей курсантов посредством включения их в деятельность творческих коллективов института;
- совершенствование методики организации физкультурно-спортивной деятельности вуза с целью реализации спортивных интересов курсантов.
По направлению адаптации курсантов к служебной деятельности
необходима реализация следующих педагогических условий:
- формирование положительного образа сотрудника ФСИН России посредством проведения воспитательной работы с курсантами, а также демонстрации личного примера сотрудниками вузов ФСИН России;
- снижение уровня адаптационного барьера с помощью методик преодоления негативного эмоционально-
Литература
1. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001.
2. Гершунский, Б. С., Шейерман, Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. — 1992. — № 5-6.
3. Ивашко, Н. Н. Адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новокузнецк, 2009.
4. Куликов, М. В. Особенности организации работы с кадрами пенитенциарных учреждений США: вопросы профессионального образования // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2018. — № 3 (3).
5. Марцинковская, Т. Д. История психологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России, январь-декабрь 2018 г. : информационно-аналитический сборник / ФКУ НИИИТ ФСИН России. — Тверь, 2019.
7. Отраднова, А. С. Педагогические условия адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-служебной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 4 (72).
психологического состояния и конфликтности.
Таким образом, адаптация курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России представляет собой сложный многосторонний процесс, успешность которого может быть достигнута путем внедрения в образовательную среду вуза комплекса педагогических условий.
Сведения об авторе
Ивашко Наталья Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Ivashko Natalya Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), head of the f the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, candidate of pedagogical sciences, assistant professor. E-mail: [email protected]
УДК 37.013.73
© Кундозерова Л. И., 2019
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ
ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
В статье определена сущность понятия «научно-методическое обеспечение учебных дисциплин в вузе», даны понятия основных категорий педагогики и дидактики, выявлены виды профессиональной педагогической деятельности и особенности подходов к обучению в XXи в XXI вв., определены типы взаимодействий в обучении, соответствующие особенностям подходов к обучению в XXI в., выделены принципы формирования содержания образования и принципы обучения, представлены классификации методов обучения, методов продуктивного обучения, средств и форм обучения в высшей школе, основные организационные формы асинхронного и синхронного обучения — микролекции, вебинары и веб-конференции
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение учебных дисциплин в вузе; профессионально-педагогическая деятельность; типы взаимодействий в обучении; принципы формирования содержания образования и принципы обучения; методы продуктивного обучения; организационные формы асинхронного и синхронного обучения; микролекции; вебинары; веб-конференции.