Научная статья на тему 'Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды'

Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация курсантов / адаптированность курсантов / смена культурно-образовательной среды / готовность к учебной и научно-исследовательской деятельности курсантов / подготовка специалистов пожарнотехнического профиля / вузы системы МЧС России. / cadets' adaptation / cadets' adaptiveness / changing cultural educational environment / cadets' readiness for learning and scientific research / fire-technical specialists' training / higher educational institutions of the Russian Ministry for Civil Defence / Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гапоненко Мария Викторовна, Трояк Евгений Юрьевич, Иванов Алексей Андреевич

Введение. Благодаря повышению уровня жизни сотрудников системы МЧС России возник неподдельный интерес молодежи к службе и обучению в высших образовательных организациях ведомства. Вместе с тем отмечается снижение уровня готовности выпускников школ к условиям и требованиям обучения в ведомственных вузах. Поэтому актуальным направлением исследований являются систематизированные в работе научные представления об адаптации курсантов к изменению культурно-образовательной среды. Материалы и методы. Для анализа и сбора данных применялась методика «Адаптированность курсантов», представляющая собой психологический опрос из 60 суждений, на которые курсанты должны выразить степень своего согласия (по шкале от 1 до 3). В опросе приняли участие (анонимно) 423 курсанта 1–5 курсов Сибирской пожарно-спасательной академии. Использовались контент-анализ документов, психологический опрос. Результаты и обсуждение. Рассмотрены проблемы адаптации курсантов вузов пожарно-технического профиля к учебной, научно-исследовательской и служебной деятельности, возникающие при смене культурно-образовательной среды и условий жизнедеятельности, которые оказывают прямое влияние на формирование будущих сотрудников системы МЧС России. Описываются результаты опроса обучающихся академии по методике «Адаптированность курсантов», доказывающие, что уровень адаптации обучающихся зависит от условий их жизни до поступления в вуз, а также от их национальной принадлежности. Определены направления работы, позволяющие повысить уровень адаптации курсантов, поступивших в ведомственные вузы, а также отмечено перспективное направление — создание при школах специализированных классов, позволяющих сформировать у будущих курсантов мотивы, ценностно-смысловые ориентации, нравственную культуру, понимание соблюдения порядка и дисциплины, чувство коллективизма, исполнительности и патриотизма. Выводы. На адаптацию курсантов-первокурсников влияют условия их жизнедеятельности до поступления в вуз, национальная принадлежность, культура, культурные обычаи и традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гапоненко Мария Викторовна, Трояк Евгений Юрьевич, Иванов Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of the Cadets of the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters in the Changing Cultural Educational Environment

Introduction. The improved level of life of the officers of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters has caused youth interest in service and learning at the higher educational organizations of the Ministry. Meanwhile, the level of school graduates' readiness for the conditions and requirements of studying at educational organizations of the ministry has decreased. Therefore, a relevant area of the research lies in the scholarly visions of cadets' adaptation in the changing cultural educational environment systematized by the authors. Materials and Methods. To analyze and collect the data the authors used the method “Cadets' Adaptation”, a psychological questioning of 60 judgments the cadets are to respond to according to the degree of their agreement (from 1 to 3) followed by the analysis of the results. The questioning covered 423 cadets from 1-5 courses of the Siberian Fire and Rescue Academy who anonymously participated in it. The methods used are content-analysis of the documents, psychological questioning. Results and Discussions. Under study are the problems of adapting cadets of fire-technical higher educational institutions to the learning, scientific research and professional service arising in the changing cultural educational environment and conditions of life activity which directly influence the formation of future officers of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. The paper describes the results of questioning the learners of the Academy according to the method “Cadets' Adaptation” and proves that the level of the learners' adaptation depends on the life conditions before their entering the Academy and their ethnicity. The authors outline the activities which will contribute to the higher level of adaptation among the cadets enrolled in the mentioned educational organizations. The prospects suggested in the paper lie in the creation of specialized classes at schools which will help form motives, value meaningful attitudes, moral culture, and comprehension of complying with the order and discipline, the feeling of collectivism, diligence and patriotism in future cadets. Conclusions. First-year cadets' adaptation is influenced by their pre-entrance life conditions, ethnicity, culture, cultural customs and traditions.

Текст научной работы на тему «Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды»

УДК 159.923 © М. В. Гапоненко, Е. Ю. Трояк, А. А. Иванов, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13006 19.00.07 Педагогическая психология

Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды

Гапоненко Мария Викторовна \

преподаватель кафедры пожарно-технических экспертиз. E-mail: mariiagaponenko@gmail.com

Трояк Евгений Юрьевич\

преподаватель кафедры пожарно-технических экспертиз. E-mail: trev191186@mail.ru

Иванов Алексей Андреевич 2,

начальник караула пожарно-спасательной части № 33. E-mail: Skivanovy@gmail.com

1 Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 662978, Железногорск, ул. Северная, 1, Россия 2 5-й отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю, 662010, Ачинск, 4-й микрорайон Привокзального района, 15, Россия

Аннотация

Введение. Благодаря повышению уровня жизни сотрудников системы МЧС России возник неподдельный интерес молодежи к службе и обучению в высших образовательных организациях ведомства. Вместе с тем отмечается снижение уровня готовности выпускников школ к условиям и требованиям обучения в ведомственных вузах. Поэтому актуальным направлением исследований являются систематизированные в работе научные представления об адаптации курсантов к изменению культурно-образовательной среды.

Материалы и методы. Для анализа и сбора данных применялась методика «Адаптированность курсантов», представляющая собой психологический опрос из 60 суждений, на которые курсанты должны выразить степень своего согласия (по шкале от 1 до 3). В опросе приняли участие (анонимно) 423 курсанта 1-5 курсов Сибирской пожарно-спасательной академии. Использовались контент-анализ документов, психологический опрос.

Результаты и обсуждение. Рассмотрены проблемы адаптации курсантов вузов пожарно-технического профиля к учебной, научно-исследовательской и служебной деятельности, возникающие при смене культурно-образовательной среды и условий жизнедеятельности, которые оказывают прямое влияние на формирование будущих сотрудников системы МЧС России. Описываются результаты опроса обучающихся академии по методике «Адаптированность курсантов», доказывающие, что уровень адаптации обучающихся зависит от условий их жизни до поступления в вуз, а также от их национальной принадлежности. Определены направления работы, позволяющие повысить уровень адаптации курсантов, поступивших в ведомственные вузы, а также отмечено перспективное направление — создание при школах специализированных классов, позволяющих сформировать у будущих курсантов мотивы, ценностно-смысловые ориентации, нравственную культуру, понимание соблюдения порядка и дисциплины, чувство коллективизма, исполнительности и патриотизма.

Выводы. На адаптацию курсантов-первокурсников влияют условия их жизнедеятельности до поступления в вуз, национальная принадлежность, культура, культурные обычаи и традиции.

Ключевые слова: адаптация курсантов; адаптированность курсантов; смена культурно-образовательной среды; готовность к учебной и научно-исследовательской деятельности курсантов; подготовка специалистов пожарно-

технического профиля; вузы системы МЧС России.

Для цитирования: Гапоненко М. В., Трояк Е. Ю, Иванов А. А. Адаптация курсантов вузов системы МЧС России к смене культурно-образовательной среды // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 283-288. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13006

Основные положения

1. Успех в учебной, научно-исследовательской и служебной деятельности курсантов зависит от уровня их адаптированности к новой культурно-образовательной среде.

2. На процесс адаптации курсантов к новой культурно-образовательной среде влияют условия жизнедеятельности, предшествующие поступлению в вуз МЧС России.

Введение

Актуальность и значимость. Несмотря на подверженное изменениям социально-экономическое положение в России, высшее образование по-прежнему пользуется заслуженным авторитетом в обществе [1]. Особенно в последние годы благодаря повышению уровня жизни сотрудников системы МЧС России возник неподдельный интерес молодежи к службе и обучению в высших об-

разовательных организациях ведомства. Об этом свидетельствует значительное увеличение числа абитуриентов данных вузов. В то же время преподаватели повсеместно отмечают снижение уровня готовности выпускников школ к условиям и требованиям обучения.

Любая профессия, связанная с выполнением профессиональных задач в критических, стрессовых условиях, требует наличия у человека определенных личностных качеств. Так и деятельность сотрудников МЧС России, сопряженная с постоянными рисками, невозможна без проявления стрессоустойчивости, четких действий, быстрого принятия решений, психологической готовности к выполнению своих обязанностей в любых нестандартных ситуациях, когда возникает угроза опасностей, вызванных деятельностью человека, природными явлениями, технологическими процессами и др. Необходимые для этого личностные качества, знания, навы-

ки формируются при подготовке специалистов в вузах. У многих ребят после окончания школы возникают трудности в адаптации к условиям, в которые они попадают, поступив в ведомственный вуз.

Происходящие преобразования и социально-экономические процессы как в Министерстве, так и в государстве в целом качественно изменили ситуацию и требуют поиска принципиально новых направлений оптимизации обучения и воспитания офицерских кадров [2].

Таким образом, целью статьи являются систематизация научных представлений об адаптации курсантов к изменению культурно-образовательной среды, выяснение влияния процесса адаптации на обучение и профессиональную подготовку будущих сотрудников, а также определение возможных методов повышения уровня адаптации обучающихся, имеющих трудности, и направлений работы с ними.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Как известно, нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов общественной и природной среды. Во многом работа человеческого организма и степень социальной адаптации самой личности в окружающем мире зависит от условий, в которых протекает психологическая деятельность. Поэтому адаптация играет большую роль в оптимальном функционировании человека в новой обстановке.

Сама по себе социально-психологическая адаптация служит средством защиты личности, оказывая ослабляющее и устраняющее действие против возникающих у человека внутреннего психического напряжения, беспокойства, дестабилизирующих состояний, которые имеют место при его взаимодействии с обществом [3-6]. Отсюда немаловажным фактором психологической адаптации являются особенности социальной адаптации и межличностные отношения курсантов в учебной группе.

В научной литературе [2; 6] освещаются также иные функции социально-психологической адаптации, например, регулирование общения и взаимоотношений, формирование эмоционально-комфортных позиций личности, достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность — социальная среда», сохранение психического здоровья и др. Предлагаем остановиться на том, что успешной социально-психологической адаптации способствует адаптивный потенциал личности, который зависит от уровня овладения ею механизмами психологической защиты.

Смена окружающей среды, как известно, является одним из механизмов процесса адаптации человека [1]. В частности, при поступлении в специализированное высшее учебное заведение речь идет о вовлечении в новый микросоциум и смене культурно-образовательной среды, которая включает в себя предметно-пространственный, социальный (коммуникативный), психодидактический компоненты. При этом адаптация к новому пространственно-предметному окружению начинается с момента подачи абитуриентом заявления о поступлении в вуз и может быть завершена к концу

первого месяца нахождения в его стенах [1]. Кроме того, успешность адаптации зависит от соответствия особенностей личности предстоящей деятельности [7], так как нередко на выбор будущей профессии существенное влияние оказывают родители.

Большинство курсантов, зачисляемых на первый курс очной формы обучения, приходят в вуз системы МЧС России после окончания средней школы, без какого-либо жизненного опыта [2]. Многие из них не имеют должной мотивационно-профессиональной направленности, что является основной причиной несфор-мированности готовности к обучению профессиональным дисциплинам, участию в научно-исследовательской деятельности и служебно-боевой подготовке, которые представляют неотъемлемую часть образовательной среды специализированных вузов [8; 9].

Не столько новые, сколько жесткие регламентированные условия образования, службы, казарменное положение, строгое соблюдение распорядка дня вызывают у значительной части курсантов трудности в адаптации на начальном этапе обучения [10], а именно от успешной адаптации во многом зависят актуализация внутренних резервов курсантов, их готовность к преодолению сопровождающих процесс обучения потенциальных препятствий.

Обращаясь к компонентам образовательной среды, можно отметить, что в психологической адаптации курсантов различают адаптации:

— к учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму отдыха и несения службы, соблюдению распорядка дня, целенаправленной подготовке по специальным дисциплинам);

— к учебной группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);

— к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств, практическая подготовка в области обязательных и необходимых предметов, диктуемых будущей специализацией) [10; 11];

— к научно-исследовательской деятельности (приспособление к преимущественно новому для себя виду деятельности, не только направленному на изучение каких-то вопросов, но и требующему проведения исследований, их научного обоснования и т. д.) [8; 9].

Если адаптация к будущей профессии приходится в основном на старшие курсы (стажировки, учебно-тренировочные занятия и практики) и продолжается в первый год после окончания учебного заведения при назначении на должность в подразделениях системы МЧС России, то адаптация к учебной и научной деятельности, специфике соблюдения распорядка дня, несению службы в суточных нарядах, порядку обращения к офицерам курса и соблюдению субординации при решении вопросов повседневной деятельности, правил единоначалия и жизни в учебной группе и на курсе должна быть осуществлена как можно раньше. Именно адаптация по этим компонентам важна в становлении курсанта как офицера. В ином случае у курсанта неизбежно возникнут затруднения при

актуализации необходимых для успешного обучения, несения службы в суточном наряде и овладения профессией познавательных и ценностно-личностных ресурсов. Если курсант не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему требования, основанные на нормативных документах различного уровня, а также прийти к взаимопониманию с командованием, однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его служебных и учебных успехах, а также желании учиться и приведет к отчуждению от служебной деятельности, образовательной среды и к последующему отчислению из учебного заведения, дальнейшему увольнению из системы.

Таким образом, адаптированность курсантов к обучению как результат процесса адаптации предполагает:

— удовлетворительное психологическое и физическое состояние курсанта в повседневной деятельности, во время учебы и службы;

— принятие курсантом социальных ожиданий и четкое понимание предъявляемых к нему требований, обусловленных кодексом чести сотрудника системы МЧС России, обязанностями курсанта и уставом вуза;

— способность умело сочетать ответственность за успешное обучение по программе специальности с использованием имеющихся условий и свободного от учебы и несения службы времени для успешного осуществления своих личностных стремлений и целей, всестороннего развития.

Важно учесть, что курсантам, пришедшим в вуз после окончания кадетских корпусов, а также имеющим опыт службы в вооруженных силах, к условиям обучения адаптироваться намного проще, нежели выпускникам средних общеобразовательных школ (СОШ). Что касается категории «выпускники СОШ», то и здесь наблюдается своего рода градация по уровням адаптиро-ванности. Особенно остро проблемы адаптации проявляются у курсантов из регионов с культурологическими и национальными особенностями.

В такой ситуации, например, нередко оказываются курсанты из республик Бурятия, Тыва, Хакасия, Саха, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России». Поэтому, наряду с адаптацией, характеризующей процесс и результат вхождения человека в пространство иной культуры, нужно обратить внимание на такие феномены, как ассимиляция (идентификация с группой этнического большинства, отказ от собственных культурных традиций и их вытеснение нормами и традициями принимающей культуры), аккультурация (сохранение и развитие культурного наследия своего народа, подлинная интеграция культур с сохранением отличительных черт каждой из них) и маргинальность (межкультурная адаптация; этническая идентичность становится неопределенным) [1; 11].

Не менее актуальной проблемой является адаптация выпускников сельских школ, в том числе национальных, поступивших в вузы системы МЧС России, расположенные в крупных городах, где темп, характер и качество жизни отличаются от тех, что свойственны сельской местности или малым городам [1]. В этом

убеждают результаты опроса курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Материалы и методы. Среди методик отсутствуют специальные психодиагностические процедуры, предназначенные для исследования именно адаптированно-сти курсантов к обучению в вузе, вследствие этого была разработана методика «Адаптированность курсантов», которая использовалась для анализа и сбора данных обучающихся 1-5 курсов Сибирской пожарно-спасательной академии. Методика представляет собой набор из 60 суждений, в отношении которых курсанты должны выразить степень своего согласия (по шкале от 1 до 3). Данная методика позволяет исследовать уровень адаптированности обучающихся академии разных курсов.

Нами был организован и проведен опрос по указанной методике в целях создания необходимых условий для повышения качества обучения в вузе и определения уровня микроклимата по вопросу адаптации курсантов. В опросе приняли участие (анонимно) 423 курсанта. Обработка полученных результатов заключалась в переводе цифр в баллы в соответствии с ключом, которые в последующем отдельно суммировались по каждой шкале [1; 2].

Результаты и обсуждение. Исходя из полученных результатов исследования (рис. 1), картина адаптации курсантов в целом благоприятная.

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

Рис. 1. Уровень адаптированности курсантов СПСА ГПС МЧС России (Fig. 1. Level of Adaptiveness of Cadets at the Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters)

Тенденция к увеличению результатов в зависимости от курса позволяет предположить, что адаптация носит постепенный характер, зависящий от повседневных условий жизнедеятельности, требований уставов, учебного процесса, соблюдения распорядка дня.

Дальнейшее исследование предполагало обработку результатов в зависимости от региона и национальности. Полученные данные бы ли условно разделены на две категории: 1) местные курсанты; 2) курсанты других национальностей и из иных регионов.

Исследование показало, что курсанты-выпускники 2-й категории обладают более низкой адаптацией в сравнении с курсантами-выпускниками 1-й категории,

80-- 70-- *г FT! !f + * +4 ♦ 4_ *4

60-- 50-- 40-- 1 ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ 1 1 i: Ü ♦ ♦ ♦ 1 +4 ♦ 1 *4 *4 *4 +4

30-- 20-- ! ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ i № i! I +4 ♦ 1 *4 *4

10-- 1 ♦ ♦ ♦ ♦ 1 - Ii ¡1 1 +4 *4_ *4 *4

1 курс

2 курс

□ Категория 1

3 курс

4 курс

□ Категория 2

5 курс

Рис. 2. Уровень адаптированности курсантов СПСА ГПС МЧС России в зависимости от региона и национальности (Fig. 2. Level of of Adaptiveness of Cadets at the Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters according to the region and ethnicity)

т. е. адаптированность курсантов-выпускников 2-й категории хоть и отмечается ростом к пятому курсу обучения, но в среднем остается ниже, чем у курсантов-выпускников 1-й категории (рис. 2).

Проведенное исследование показало значимые различия в адаптированности курсантов-выпускников 1-й и 2-й категорий. Более низкая адаптированность курсантов 2-й категории прослеживается на протяжении всего периода обучения и оказывает немаловажное влияние на их мотивацию к составляющим учебной деятельности.

Результаты свидетельствуют о необходимости более внимательного отношения со стороны психологов вуза, профессорско-преподавательского состава, руководства курса и Академии к обучающимся, поступившим в вуз из других регионов и имеющих иную национальность, чем местное население.

Первоочередной задачей психологической службы вузов можно назвать оперативное выявление обучающихся, испытывающих трудности в адаптации для последующей работы с ними, т. е. психологическое обеспече-

ние процесса адаптации курсантов к специфике обучения в высшем военно-учебном заведении [2; 10].

Далее уже возникает необходимость всестороннего изучения особенностей адаптации новобранцев к условиям обучения, а также влияния личностных характеристик на расширение их адаптивного потенциала путем использования таких методов, как наблюдение, беседы, методики, направленные на диагностику адаптированно-сти курсантов, и, прежде всего, адаптированности к учебной деятельности и учебной группе [12].

Выводы. На уровень адаптации курсантов-первокурсников оказывают влияние условия их жизнедеятельности до поступления в вуз, национальность и связанная с ней культура. Курсанты, приехавшие из таких регионов, как Хакасия, Тыва, Бурятия, Якутия, имеющих характерные культурные обычаи и традиции, испытывают трудности в адаптации к новой культурной среде и, как следствие, показывают слабые результаты в учебной деятельности, низкую мотивированность к проведению научно-исследовательских работ, а также к прохождению связанной с будущей профессией подготовки в целом. Поэтому проведение диагностики по вопросам адаптации обучающихся является неотъемлемой частью работы воспитательных отделов и психологов образовательных организаций. С помощью полученных результатов можно оценить уровень тех или иных курсантов, спланировать мероприятия, помогающие им преодолевать адаптационные сложности.

Помимо мероприятий, проводимых психологами вузов в отношении курсантов, перспективным направлением представляется создание в средних общеобразовательных школах специализированных классов «МЧС-ресурс», которые позволят потенциальным абитуриентам подготовиться к условиям обучения в вузах, сформировать у них мотивы, ценностно-смысловые ориентации, нравственную культуру, понимание соблюдения порядка и дисциплины, чувство коллективизма, исполнительности и патриотизма еще на школьной скамье, что также окажет благотворное воздействие на профессиональную успешность будущих офицеров.

Список литературы

1. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Проблема адаптации студентов в вузе в условиях смены культурно-образовательной среды // Высшее образование сегодня. 2009. № 11. С. 77-80.

2. Волкова М. Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 239 с.

3. Иванова А. И. Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 9. С. 255-259.

4. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология : учебник. М., 2004. 336 с.

5. Тюрина Н. В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник АГТУ 2007. № 5(40). С. 152-157.

6. Петрушина Л. В. Теоретические аспекты понимания сущности социально-психологической адаптации // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 12. С. 136-140.

7. Забегалина С. В., Кириллова Т. В. Особенности личностной сферы и уровень прогностических способностей курсантов Академии ФСИН России как факторы их адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 47-53. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-00009

8. Трояк Е. Ю. Изучение состояния готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сб. науч. тр. Ялта, 2018. Вып. 60. Ч. 1. С. 318-323.

9. Трояк Е. Ю., Пожаркова И. Н., Лагунов А. Н. Модель формирования готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология : сб. науч. тр. Ялта, 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 331-336.

10. Серебрякова М. В. Проблемы адаптации личности курсанта в период ранней взрослости и их решение в условиях обучения в образовательных организациях системы МЧС России // Problems of modern education : materials of the VII international scientific conference on September 10-11, 2016. Prague : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. 202 p. ISBN 978-80-7526-126-7. Pp. 160-164.

11. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 39-45.

12. Ерошенков Н. В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2014. 243 с.

Поступила 19.11.2018

UDC 159.923 © M. V. Gaponenko, Е. Yu. Troyak, А. А. Ivanov, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13006 19.00.07 Pedagogical Psychology

Adaptation of the Cadets of the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters in the Changing Cultural

Educational Environment

Maria V. Gaponenko \

lecturer at the department of Fire-Technical Expertise. E-mail: mariiagaponenko@gmail.com

Evgeny Yu. Troyak 1,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

lecturer at the department of Fire-Technical Expertise. E-mail: trev191186@mail.ru

Alexey A. Ivanov 2,

Chief of the Guard Fire Station No 33. E-mail: Skivanovy@gmail.com

1 Siberian Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters, Zheleznogorsk, 662972, Severnaya st., 1, Russia 2 Squad 5 of the Federal Fire Service in Krasnoyarsk Krai, Achinsk, 662155, neighborhood 4 of Privokzalny district, 15, Russia

Abstract

Introduction. The improved level of life of the officers of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters has caused youth interest in service and learning at the higher educational organizations of the Ministry. Meanwhile, the level of school graduates' readiness for the conditions and requirements of studying at educational organizations of the ministry has decreased. Therefore, a relevant area of the research lies in the scholarly visions of cadets' adaptation in the changing cultural educational environment systematized by the authors.

Materials and Methods. To analyze and collect the data the authors used the method "Cadets' Adaptation", a psychological questioning of 60 judgments the cadets are to respond to according to the degree of their agreement (from 1 to 3) followed by the analysis of the results. The questioning covered 423 cadets from 1-5 courses of the Siberian Fire and Rescue Academy who anonymously participated in it. The methods used are content-analysis of the documents, psychological questioning.

Results and Discussions. Under study are the problems of adapting cadets of fire-technical higher educational institutions to the learning, scientific research and professional service arising in the changing cultural educational environment and conditions of life activity which directly influence the formation of future officers of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. The paper describes the results of questioning the learners of the Academy according to the method "Cadets' Adaptation" and proves that the level of the learners' adaptation depends on the life conditions before their entering the Academy and their ethnicity. The authors outline the activities which will contribute to the higher level of adaptation among the cadets enrolled in the mentioned educational organizations. The prospects suggested in the paper lie in the creation of specialized classes at schools which will help form motives, value meaningful attitudes, moral culture, and comprehension of complying with the order and discipline, the feeling of collectivism, diligence and patriotism in future cadets.

Conclusions. First-year cadets' adaptation is influenced by their pre-entrance life conditions, ethnicity, culture, cultural customs and traditions.

Keywords: cadets' adaptation, cadets' adaptiveness; changing cultural educational environment; cadets' readiness for learning and scientific research; fire-technical specialists' training; higher educational institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters.

Citation: Gaponenko M. V., Troyak E. Yu., Ivanov A. A. Adaptation of the Cadets of the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters in the Changing Cultural Educational Environment. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 283-288. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13006

References

1. Dubovitskaya T. D., Krylova A. V. The Problem of Students' Adaptation at the Higher Educational Institutions in the Changing Cultural Educational Environment. Higher Education Today. 2009. No 11. Pp. 77-80. (In Russ.)

2. Volkova M. G. Military Cadets' Adaptation in the Changing Social Environment. Candidate of Sciences dissertation on Psychology. Yaroslavl, 2003. 239 p. (In Russ.)

3. Ivanova A. I. Social Psychological Adaptation: Classification and Mechanisms. University Bulletin (State University of Management). 2014. No 9. Pp. 255-259. (In Russ.)

4. Sosnin V. A., Krasnikova E. A. Social Psychology. Moscow, 2004. 336 p. (In Russ.)

5. Tyurina N. V. Concept of Adaptation in Modern Psychology. Bulletin of Astrakhan State Technical University. 2007. No 5(40). Pp. 152-157. (In Russ.)

6. Petrushina L. V. Theoretical Aspects of Understanding the Essence of Social Psychological Adaptation. Psychological Pedagogical Search. 2009. No 12. Pp. 136-140. (In Russ.)

7. Zabegalina S. V., Kirillova T. V. Peculiarities of Personal Sphere and Level of Predictive Capability of the Cadets of the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service as Factors of their Adaptation. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2018. No 1(72). Pp. 47-53. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-00009. (In Russ.)

8. Troyak E. Yu. Studying the Readiness of the Cadets of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters for Scientific Research Work in the course of Professional Training. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology. Yalta, 2018. Issue 60. Part 1. Pp.318-323. (In Russ.)

9. Troyak E. Yu., Pozharkova I. N., Lagunov A. N. Model of Forming the Readiness of the Cadets of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters for Scientific Research Work in the course of Professional Training. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology. Yalta, 2018. Issue 60. Part 1. Pp.331-336. (In Russ.)

10. Serebryakova M. V. Problems of Cadets' Personal Adaptation in their Early Adultness and their Solutions in Learning Environment of the Educational Organizations of the Russian Ministry for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Problems of Modern Education. 7th International Scientific Conference, September 10-11, 2016. Prague: Védecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016. 202 p. ISBN 978-80-7526-126-7. Pp. 160-164. (In Russ.)

11. Dubovitskaya T. D., Krylova A. V. Method of Studying Higher Educational Institution Students' Adaptiveness. Psychological Science and Education. 2010. No 2. Pp. 39-45. (In Russ.)

12. Yeroshenkov N. V. Moral Professional Training of Cadets in the Learning Environment of the Higher Educational Institution of the Russian Ministry of Internal Affairs. Candidate of Sciences dissertation on Pedagogy. Belgorod, 2014. 243 p. (In Russ.)

Submitted 19.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.