Научная статья на тему 'Типы адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России'

Типы адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / АДАПТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / ТИПЫ АДАПТИРОВАННОСТИ / TYPES OF CADETS' ADJUSTMENT / ABILITIES OF ADJUSTMENT / ADJUSTIVE PERSONAL TRAITS / ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Полина Юрьевна

статья посвящена рассмотрению проблемы адаптации курсантов вузов ФСИН России. В ней определены уровни адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, приведена типология курсантов на основе выделенных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the problem of adjustment of cadets of higher educational establishments of the Federal Penal Service of the Russian Federation. The article determines the levels of cadets adjustment to the educational process, points out and describes the typology of cadets on the basis of the levels determined.

Текст научной работы на тему «Типы адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вузов ФСИН России»

10. Кудряшова Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 159 с.

11. Ломов Б.Ф. Человек в системах управления. — М.: Знание, 1967. — 48 с.

12. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. — М.: Знание, 1978. — 64 с.

13. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. — 279 с.

14. Малиновскийй А.В. Социально-психологические условия и факторы оптимизации профессиональной деятельности лидера детского объединения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1992. — 34 с.

15. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 308 с.

16. МоллЕ.Г. Психологические особенности оперативной управленческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1982. — 198 с.

17. Молл Е.Г. Психология управленческой карьеры: дис. ... д-ра психол. наук. — СПб., 1994. —

486 с.

18. Скворцов В.В. Влияние управленческой концепции руководителя на организацию исполнительской деятельности подчиненных: дис. ... канд. психол.

наук. — М., 1987. — 171 с.

19. Тронь О.С. К проблеме личности руководителя в зарубежной психологии // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. — 2008. — № 81. — С. 25-31.

20. Тронь О.С. К проблеме личностных качеств руководителя в отечественных исследованиях // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. — 2008. — № 1. — С. 124-131.

ТИПЫ АДАПТИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

П. Ю. Аксенова

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы адаптации курсантов вузов ФСИН России. В ней определены уровни адаптированности курсантов к учебно-воспитательному процессу вуза, приведена типология курсантов на основе выделенных уровней.

Ключевые слова: адаптационные возможности, адаптивные качества личности, адаптированность, типы адапти-рованности.

The summary: the article is devoted to the problem of adjustment of cadets of higher educational establishments of the Federal Penal Service of the Russian Federation. The article determines the levels of cadets' adjustment to the educational process, points out and describes the typology of cadets on the basis of the levels determined.

Keywords: abilities of adjustment, ad-justive personal traits, adjustment, types of cadets' adjustment.

Для успешной профессиональной адаптации сотрудников уголовноисполнительной системы, являющейся необходимым условием эффективного выполнения ими служебных обязанностей, важнейшее значение имеет формирование и развитие у них адаптивных качеств личности, приобретение успешного адаптационного опыта, в том числе на этапе вузовского обучения.

С целью определения уровней адаптированности курсантов к учебновоспитательному процессу вуза и выделения типологии курсантов на основе этих уровней нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 272 курсанта вузов ФСИН России (Вологда, Псков, Рязань). Для достижения поставленной цели использовались следующие методики: авторская анкета, направленная на определение структурных компонентов адаптации курсантов вузов ФСИН

Рис. 1. Распределение типов (уровней адаптированности курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу) во всей выборке испытуемых

России к учебно-воспитательному процессу; многофакторный опросник личности Р.Б. Кэттелла [4; с. 97-116]; методика «Самоактуализация личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калинина [5; с. 426-433]; методика «Диагностика социальной эмпатии» [5; с. 21-23]; методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи», предложенная А.А. Реаном [5; с. 102-103]; методика «Потребность в достижении», разработанная Ю.М. Орловым [1; с. 414-415]; методика «Коммуникативные и организаторские склонности», разработанная Б.А. Федоршиным и В.Н. Синявским [2; с. 581-583]; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чер-мяниным [3; с. 347-354].

Полученные данные были подвергнуты обработке методами математической статистики (критерий Х2 Пирсона, Фридмана, Манна-Уитни, Вилкоксона, кластерный анализ). В результате были выделены 4 кластера, которые позволили определить уровни адаптирован-ности курсантов ФСИН России к учебновоспитательному процессу вуза и выделить типологию курсантов на основе этих уровней:

1) оптимальный тип (курсанты с высоким уровнем адаптированности);

2) потенциальный тип (курсанты со средним уровнем адаптированности);

3) репродуктивный тип (курсанты с низким уровнем адаптированности);

4) дезадаптивный тип (курсанты с отрицательным уровнем адаптирован-ности).

В выборке выделенные типы распределились следующим образом (рис. 1):

Оптимальный тип —12 % от всей выборки. Курсанты оптимального типа проявляют положительное отношение к системе обучения в ведомственном вузе, уровень успеваемости высокий по всем дисциплинам («отлично» и «хорошо»). Для них характерно владение методами самостоятельной работы, ярко выраженная инициативность в обучении, активное участие в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности. Они более склоны к экспериментированию, высоко эрудированны и интеллектуально активны. У адаптантов, принадлежащих к оптимальному типу, наблюдается абстрактность и аналитичность мышления, быстрая обучаемость, высокий творческий потенциал и творческое воображение. Для них характер-

на хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки, и реалистичная оценка своих адаптационных возможностей.

Курсанты этой группы характеризуются устойчивым состоянием эмоционального комфорта как в учебной деятельности, так и при выполнении служебных обязанностей; толерантностью к фрустрирующему воздействию адап-тогенных факторов; настойчивостью в достижении цели и преодолении адаптационных трудностей. Такие курсанты имеют высокий уровень развития эмпатии и самоконтроля; осознанно соблюдают установленные нормы и правила поведения в новой для них среде адаптации.

Курсанты с высоким уровнем адап-тированности к учебно-воспитательному процессу вуза ФСИН России обладают мотивацией на успех в учебно-служебной деятельности; большой настойчивостью в достижении цели; стремлением к самосовершенствованию, самопознанию и саморазвитию; учебному и служебнопрофессиональному росту.

Для них присущ высокий уровень общественной активности; полная удовлетворенность сложившимися как личными (в коллективе курсантов), так и служебными взаимоотношениями (с командирами, курсовыми офицерами, преподавателями). В общении они искренны и энергичны; динамичны в установлении социально значимых контактов; уверены в себе и своих силах; адекватно воспринимают критику в свой адрес. Они быстро и легко адаптируются к новой для них социальной роли — «курсант», кругу и специфическому содержанию общения (в частности, взаимоотношения с

вышестоящими офицерами строятся на принципах субординации и единоначалия); гармонично усваивают традиции и нормы, сложившиеся в вузе. Адаптан-ты этой группы быстро ориентируются в трудных и незнакомых для них ситуациях; инициативны, предпочитают в сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято окружающими.

Курсанты, относящиеся к оптимальному типу, легко и быстро адаптируются к новым условиям деятельности; способны совмещать учебную деятельность (лекционные и семинарские занятия, участие в конференциях, круглых столах, олимпиадах и др.) с выполнением служебных обязанностей (наряды, строевые и пр.), вырабатывая оптимальные стратегии поведения и корректируя их в зависимости от сложности и интенсивности воздействия на них адаптогенных факторов; при этом поведение адаптан-тов нацелено не на простое приспособление, а на гармоничное развитие собственной личности.

Потенциальный тип — 51 % от всей выборки. Курсанты потенциального типа в целом проявляют положительное отношение к системе обучения в специализированном вузе; достаточно высокий уровень успеваемости (в основном на «хорошо», возможны также оценки «отлично» и «удовлетворительно»); средний уровень сформированности умений учебно-познавательной деятельности; достаточно развитое владение методами самостоятельной работы. Они активно участвуют в учебно-служебной и научно-исследовательской деятельности, но преимущественно под внешним контролем со стороны курсовых офице-

ров, преподавателей и др. Для них характерен средний уровень эрудиции и обучаемости; уровень интеллектуальной активности нестабилен. Курсанты этого типа имеют средний уровень развития креативности. В проблемных ситуациях иногда склонны к недооценке или переоценке своих адаптационных возможностей или подмене своих представлений мнением социального окружения.

Адаптанты этой группы характеризуются достаточно устойчивым состоянием эмоционального комфорта как при выполнении учебных заданий, так и при исполнении служебных обязанностей. Они выдержаны и работоспособны, но при повышенных нагрузках им свойственно нервное утомление; при сильном воздействии адаптогенных факторов деструктивного характера начинают испытывать трудности; характеризуются преобладанием реалистического настроя в различных жизненных ситуациях; достаточно легко выполняют предъявляемые социальные требования, при этом иногда испытывают внутренние конфликты в связи с несогласием с ними или их неприятием. Курсанты, относящиеся к потенциальному типу, имеют средний уровень самоконтроля; достаточно настойчивы в достижении цели (если, по их мнению, конечный результат будет для них полезен, а сам процесс будет сопровождаться только позитивными эмоциями, и не будет требовать гиперусилий).

Они обладают средним уровнем эм-патийности и эмоциональной отзывчивости на переживания других. Такие адаптанты стараются оказать помощь и поддержку своим сокурсникам, когда, по их мнению, те действительно нуждаются в ней.

Мотивация курсантов со средним уровнем адаптированности к вузовскому обучению ближе к стремлению к успеху как в учебной, так и в служебной деятельности. Они имеют реалистический уровень притязаний и средний уровень потребности в достижении успеха; адекватно оценивают себя и своих способности; достаточно решительны в преодолении адаптационных трудностей, однако не всегда при этом инициативны; мотивация на саморазвитие и самосовершенствование у них не полностью сформирована.

Курсанты потенциального типа отличаются средним уровнем общественной активности в учебной и служебной деятельности; достаточно удовлетворены сложившимися в коллективе отношениями (при некоторых проблемах во взаимодействии с командирами, курсовыми офицерами, преподавателями). Адаптанты этого типа достаточно общительны; готовы к сотрудничеству, но при этом сами не всегда проявляют инициативу при установлении контактов; в конфликтных ситуациях иногда принимают позицию «выжидания». Они умеренно спокойны и уверены в себе и своих силах; адекватно воспринимают критику в свой адрес, однако могут впасть в депрессивное состояние в результате чрезмерной или, как им кажется, субъективной критики их личностных особенностей или деятельности; усваивают традиции и нормы, сложившиеся в вузе (иногда при этом внутренне их не вполне осознавая или принимая). Достаточно часто, играя роль организатора и активного участника деятельности, адаптант руководствуется не внутренними устремлениями, а получением возможной вы-

годы в результате осуществления этой функции.

Для адаптации к новым условиям деятельности курсантам этого типа необходимо прилагать достаточные усилия. При этом они испытывают некоторые трудности при функционировании в одном из видов деятельности (учебной или служебной) при легкости овладения другой. В целом они осознают необходимость адаптации к вузовскому обучению для своей дальнейшей эффективной саморегуляции.

Репродуктивный тип — 33 % от всей выборки. Для курсантов, принадлежащих к репродуктивному типу, характерно неопределенное отношение к системе обучения в ведомственном вузе, зависящее от конкретных условий: учатся в основном на «удовлетворительно». Имеют низкий уровень сформированно-сти умений учебно-познавательной деятельности; низкую активность в учебнослужебной и научно-исследовательской деятельности; освоение методов и приемов самостоятельной работы носит формальный характер и слабо выражено. Уровень эрудиции и вербальной культуры у таких курсантов ниже среднего; уровень интеллектуальной активности низкий, имеют неактуализированную потребность в познании; уровень обучаемости средний с тенденцией к его снижению (при отсутствии стимулирования со стороны преподавателей).

Курсанты с низким уровнем адапти-рованности к учебно-воспитательному процессу вуза с трудом воспринимают все новое; имеют достаточно низкую степень развития воображения. У таких курсантов слабо выражена рефлексивная позиция по отношению к себе, своим качествам, индивидуально-

психологическим особенностям, адаптационным возможностям и своей роли в коллективе.

Они характеризуются нестабильностью состояния эмоционального комфорта и в учебной и в служебной деятельности; недостаточно выдержаны и работоспособны. Уровень толерантности по отношению к фрустрирующему воздействию адаптогенных факторов ниже среднего, что приводит к достаточно частому возникновению у них депрессивных состояний. Учащиеся, относящиеся к этой группе, характеризуются преобладанием пессимистического настроя в различных жизненных ситуациях; достаточно низким уровнем развития эмпатии и эмоциональной отзывчивости; они недостаточно настойчивы в достижении цели и преодолении адаптационных трудностей, проявляют активность только при легкости достижения конечного результата деятельности и приложения минимума энергетических затрат; уровень самоконтроля ниже среднего.

Мотивация адаптантов этой группы ближе к избеганию неудач как в учебной, так и в служебной деятельности. У испытуемых репродуктивного типа присутствует понимание своих возможностей, но при этом часто отсутствует инициатива для достижения поставленных целей; стремление к познанию нового в учебной и служебной деятельности незначительно; мотивация на саморазвитие и самосовершенствование находится на низком уровне.

Курсанты, относящиеся к репродуктивному типу, отличаются низким уровнем общественной активности; удовлетворенность своим положением в группе носит непостоянный, слабо выраженный

характер. Они формально общительны; активность в установлении социально значимых контактов проявляют только по необходимости, в остальное время занимают пассивную позицию; в устранении конфликтов и решении проблемных ситуаций также пассивны. Учащиеся репродуктивного типа характеризуются недостаточной уверенностью в себе и своих силах; часто склонны принимать решения, следуя общественному мнению. Они характеризуются включенностью в деятельность группы чаще как исполнители, чем организаторы, при этом как исполнители разовых поручений.

Для адаптации к новым условиям деятельности (обучение в специализированном вузе) им необходимо прилагать значительные усилия. Такие курсанты испытывают трудности и в учебной деятельности, и при выполнении служебных обязанностей, но в одном случае они носят эпизодический характер, а в другом — систематический. В целом такие учащиеся осознают необходимость адаптации к вузовскому обучению, но при этом у них отсутствует инициатива в ее достижении.

Дезадаптивный тип — 4 % от всей выборки. Курсанты дезадаптивного типа характеризуются безразличным или негативным отношением к системе обучения в специализированном вузе; учатся на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Они имеют самый низкий уровень сформирован-ности умений учебно-познавательной деятельности; не владеют методами и приемами самостоятельной работы; активность в учебно-служебной и научноисследовательской деятельности у них отсутствует. Адаптанты этого типа имеют низкую потребность в познании и

низкий уровень эрудиции и культуры; интеллектуально пассивны; склонны к конкретности и ригидности мышления. Они тяжело переживают любые нововведения и изменения в окружающей действительности; консервативны; не осуществляют рефлексию по отношению к себе, своим качествам, индивидуальнопсихологическим особенностям, адаптационным возможностям и своей роли в группе курсантов.

Курсанты с отрицательным уровнем адаптированности к учебновоспитательному процессу вуза отличаются состоянием эмоционального дискомфорта при выполнении учебных заданий и исполнении служебных обязанностей; негативным эмоциональнопсихологическим отношением к специфическим особенностям учебнослужебной деятельности специализированного вуза. Они характеризуются низким уровнем толерантности по отношению к фрустрирующему воздействию адаптогенных факторов; повышенной утомляемостью даже при незначительных нагрузках; беспринципностью, неорганизованностью и безответственностью; гибкими установками по отношению к социальным нормам; низким уровнем развития эмпатии и эмоциональной отзывчивости; эмоциональные проявления в поступках социального окружения часто кажутся им непонятными и лишенными смысла.

Для курсантов дезадаптивного типа характерна мотивация на неудачу при выполнении любой деятельности. Реальным мотивом их учебной и служебнопрофессиональной деятельности выступает стремление избежать личной ответственности и отрицательной оценки со стороны курсантов, офицеров, на-

чальства, родителей и др. Для них характерна недооценка собственных возможностей при достижении поставленных целей, отсутствие инициативы и находчивости при решении поставленных задач и преодолении адаптационных трудностей. Мотивация на саморазвитие и самосовершенствование у этих испытуемых практически не развита; отсутствует стремление к учебному и служебнопрофессиональному росту.

Курсанты дезадаптивного типа характеризуются пассивностью в учебной и служебной деятельности; безразличием или крайней степенью неудовлетворенности своим положением в группе. Они устанавливают чисто формальные межличностные отношения, практически не имеют близких друзей; замкнуты; скептически настроены по отношению к окружающим; не проявляют активности в установлении социально значимых контактов, поскольку любят быть в одиночестве. Учащиеся, принадлежащие к этой группе, характеризуются тревожностью и неуверенностью в себе; при принятии решений следуют за общественным мнением и ориентируются на социальное одобрение; у них полностью отсутствует инициатива в принятии решений. Они отличаются безразличным или демонстративно негативным отношением к принятию традиций и норм, сложившихся в вузе; практически всегда уклоняются от выполнения служебных обязанностей.

Адаптанты с отрицательным уровнем адаптированности к вузовскому обучению имеют низкий уровень адаптационных возможностей; испытывают серьезные трудности в адаптации как к учебной, так и служебной деятельности, при этом подобные трудности носят постоянный характер. При решении проблемных ситуаций и преодолении трудностей адаптационного характера они выбирают стратегию «ухода от проблемы» или «отрицания», которые, в свою очередь, приводят к формированию лжеадаптации курсантов и регрессивным проявлениям в развитии личности. В целом такие курсанты полагают, что не надо прилагать никаких усилий для того, чтобы успешно адаптироваться к обучению в вузе; они считают, что «все произойдет само собой».

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2004. — 509 с.

2. Практическая психодиагностика. Методики и те<ны: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгород-ский. — Самара: Бахрам-М, 2000. — 672 с.

3. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2003. — 640 с.

4. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей). — СПб.: Речь, 2004. — 408 с.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2005. — 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.