ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ
П. Ю. Аксенова
Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы адаптации курсантов вузов ФСИН России. В ней выделены уровни развития адаптации, дано определение адаптивности как системообразующего качества адаптации.
Ключевые слова: адаптивные личностные качества, учебная и служебная деятельность, адаптивность, адаптация.
The summary: the article is devoted to the problem of adjustment of cadets of higher educational establishments of the Federal Penal Service of the Russian Federation. It reveals adjustment levels and defines the notion of adjustability as an integral part ofadjustment.
Keywords: adjustive personal traits, academic and service activities, adjustability, adjustment.
В условиях развития пенитенциарной системы, ориентированной на реализацию принципов гуманизма, приоритета общечеловеческих прав и свобод, индивидуально-личностного подхода к осужденным в процессе их ресоциали-зации и реадаптации [5, с. 3] (Д.В. Сочив-ко, А.В. Пищелко, Ю.А. Александровский и др.), особенно актуальной является проблема подготовки высококвалифицированных кадров для Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) как основных субъектов ее деятельности, непосредственно влияющих на эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы
(УИС). Для успешной профессиональной адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы, выступающей необходимым условием эффективного выполнения ими своих функциональных обязанностей, необходимо наличие и развитие у них адаптивных качеств личности, формировать которые, на наш взгляд, следует уже на этапе вузовского обучения.
Важно отметить, что период адаптации курсантов к вузовскому обучению осложняется специфичностью их учебной и служебной деятельности: 1) совмещение учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей (курсантам необходимо владеть приемами саморегуляции, умением эффективно организовывать учебную работу, требуется повышенное внимание и эмоционально-волевые усилия); 2) учебная деятельность жестко регламентируется распорядком дня (курсанты должны обладать навыками самостоятельной учебной работы, большей организованностью и рациональностью в ее планировании); 3) учебный процесс, как и вся деятельность, строится на принципах подчинения и субординации (что, с одной стороны, ведет к нивелированию индивидуальных особенностей личности курсантов, изменяет привычную систему общения, а с другой — формирует этику поведения, учит корректности и сдержанности); 4)преобладание групповых видов деятельности в процессе всего обучения (у курсантов формируется спо-
собность эффективной индивидуальной работы в группе и умение коллективной работы)[1,с. 46].
Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение уровня адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу ведомственного вуза и сформированности у них базисных адаптивных качеств личности, детерминирующих успешность данного процесса. Всего в исследовании приняли участие 90 человек (40 курсантов 1-го курса Вологодского института права и экономики ФСИН России и 50 курсантов 1-го курса Псковского юридического института ФСИН России).
В исследовании использовались следующие методы и методики:
1. Для определения уровня развития адаптивных личностных качеств курсантов — многофакторный опросник личности Р.Б.Кэттелла(16Р1=-0ПР0СНИК)[6]. В нашем исследовании изучались факторы, наиболее существенно отражающие те индивидуально-психологические особенности и качества курсантов, которые влияют в целом на успешность процесса адаптации. Анализу подвергались следующие факторы, объединенные в такие блоки:
• поведенческий блок: факторы А, Р, 0,02;
• когнитивный блок: факторы В, М,
01;
• аффективный блок: факторы С, О,
03.
В результате анализа полученных данных было выявлено три уровня развития адаптивных личностных качеств (АЛК) курсантов: высокий (19 %), средний (54 %), низкий (27 %).
Курсанты с высоким уровнем развития АЛК общительны; активны при
решении конфликтов и преодолении адаптационных трудностей и барьеров; динамичны в установлении социально значимых контактов (с сокурсниками, преподавателями, офицерами); уверены в себе и своих силах; независимы в принятии решений, при этом мнение группы для них имеет весомое значение; мышление носит абстрактный характер. Такие курсанты интеллектуально активны; стремятся к повышению общей эрудированности; легко и быстро осваивают новые для них формы учебной работы; имеют высокий творческий потенциал, обладают творческим воображением. Они легко воспринимают новые для них перемены в жизни, усваивают и следуют интересам и требованиям группы; обладают высокой работоспособностью; настойчивы в достижении цели; ответственны; соблюдают установленные нормы и правила поведения; имеют развитый самоконтроль; целенаправленны в решении поставленной задачи.
Курсанты со средним уровнем развития АЛК формально общительны, но при этом сами не проявляют инициативу при установлении контактов; в конфликтах и при решении проблем принимают позицию выжидания; умеренно искренны в межличностных контактах; социальные контакты не несут для них большой эмоциональной значимости. Они умеренно спокойны и уверены в своих силах, могут впасть в депрессивное состояние в результате критики их личностных особенностей или деятельности; склонны принимать решения, следуя общественному мнению; имея свое мнение, не стремятся доказать и навязать его окружающим. Для них характерен средний уровень эрудиции и вербальной культуры; испытывают сложности при освоении новых
форм учебной деятельности; ориентированы в большей степени на внешнюю реальность; имеют средний уровень развития креативности, воображение носит в основном воссоздающий характер. Достаточно настороженно воспринимают жизненные перемены; уровень интеллектуальной активности нестабилен; вполне выдержаны; при повышенных нагрузках им свойственно нервное утомление; соблюдают нормы и правила поведения, внутренне не всегда принимая и соглашаясь с ними; достаточно легко выполняют социальные требования, при этом иногда испытывают внутренние конфликты.
Курсанты с низким уровнем развития АПК замкнуты; необщительны; скептически настроены по отношению к окружающим; озабоченны и пессимистичны в восприятии действительности; тревожны; склонны впадать в депрессивные состояния даже при незначительных неудачах. Всегда и во всех решениях ориентируются на социальное одобрение; у них полностью отсутствует инициатива в принятии решений; склонны к ригидности мышления; имеют низкий уровень эрудиции и культуры. Интеллектуально пассивны; с большим трудом осваивают новые для них формы учебной работы; склонны к излишней внимательности к мелочам; практичны; консервативны; тяжело переживают какие-либо нововведения и изменения в окружающей действительности; имеют низкий уровень толерантности по отношению к фрустрации; свойственна повышенная утомляемость даже при незначительных нагрузках; переменчивость интересов; непостоянны; безответственны по отношению к выполнению установленных социальных норм, что может привести к
асоциальному поведению; недисциплинированны; испытывают постоянные внутренние конфликты.
2. Для изучения адаптационных возможностей личности курсантов — многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и C.B. Чермяниным [4]. В нашем исследовании мы использовали две шкалы опросника: достоверность (Д) и адаптивные способности (АС) или адаптивность. Шкала «Адаптивные способности» считается шкалой более высокого уровня, включает в себя шкалы: «Нервно-психическая устойчивость», «Коммуникативные особенности» и «Моральная нормативность» [5] и отражает в целом адаптационные возможности личности курсантов. С помощью этой методики мы классифицировали испытуемых на три группы по критерию развития уровня адаптивности: высокий (16 %), средний (48 %), низкий (36 %).
Курсанты с высоким уровнем адаптивности легко адаптируются к новым условиям деятельности; быстро учатся совмещать учебную деятельность (лекционные и семинарские занятия, участие в конференциях и др.) и служебные обязанности (наряды, строевую подготовку и др.); легко устанавливают социальные контакты с новым окружением (сокурсниками, преподавателями, офицерами). Они быстро ориентируются в новых для них ситуациях и вырабатывают оптимальные стратегии поведения; неконфликтны; обладают высоким уровнем эмоциональной устойчивости.
Курсанты со средним уровнем адаптивности в основном обладают признаками различных акцентуаций, которые в различных ситуациях компенсируются и могут нивелироваться. Успех адаптаци-
онного периода у них зависит в большей степени от внешних воздействий. Как правило, такие курсанты адаптируются к одному из видов деятельности в вузе (учебной или служебной), при этом испытывая трудности в другой. У НИХ ВОЗМОЖНЫ конфликты с окружением, проявления асоциального поведения; уровень эмоциональной устойчивости зависит от степени воздействующего раздражителя.
Курсанты с низким уровнем адаптивности имеют низкий уровень адаптационных возможностей. Они испытывают трудности во всех видах деятельности в вузе; конфликтны; обладают низким уровнем нервно-психической устойчивости; могут допускать асоциальные поступки.
Используя методы математической статистики, мы установили, что полученные данные по методике «Адаптивность» (высокий уровень развития АЛК, средний уровень развития АЛК, низкий уровень развития АЛК) соответственно коррелируют с данными по 16РР-ОПРОСНИК (высокий уровень адаптивности, средний уровень адаптивности, низкий уровень адаптивности). При этом адаптивность личности курсанта, под которой мы понимаем явные и латентные возможности его личности вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса вуза, на наш взгляд, является системообразующим качеством АЛК и адаптации курсантов к вузовскому обучению в целом. Специальное развитие этого качества в условиях учебной и служебной деятельности курсанта способно качественно оптимизировать адаптационный процесс.
3. Для диагностики мотивов учебной и служебной деятельности курсантов была использована методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи», предложенная A.A. Реаном [2]. В результате было выявлено три показателя: курсанты с мотивацией на успех (26 %); курсанты с мотивацией на неудачу (23 %); курсанты, у которых мотивационный полюс (МП) не выражен (51 %).
Экспериментально было показано, что у курсантов с мотивацией на успех адаптационные возможности намного выше; они всегда стремятся преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в учебной и служебной деятельности; постоянно самосовершенствуются, реализуют свои возможности и способности, тем самым повышая самооценку и самоуважение.
У курсантов с мотивацией на неудачу адаптационные возможности находятся на низком уровне. Как в учебной деятельности, так и при выполнении служебных обязанностей они боятся потерпеть неудачу; нацелены скорее на отрицательный результат, чем на положительный; в случае неудач (низкая успеваемость, «несдача» зачетов, экзаменов, замечания от офицеров, преподавателей и др.) значимость обучения для них снижается. У таких курсантов отсутствует уверенность в себе и своих возможностях.
Курсанты с невыраженным МП имеют средний уровень адаптационных возможностей. Кроме того, было выявлено, что из числа курсантов, принадлежащих к этой группе, 14 % получили показатели, свидетельствующие о том, что их мотивация ближе к избеганию неудачи, и лишь 4 % получили показатели, свидетельствующие о том, что их мотивация
ближе к стремлению к успеху. Причина данной «невыраженности», по нашему мнению, лежит, с одной стороны, в их индивидуально-личностных особенностях (неуверенность в себе, постоянная лабильность настроения, зависимость от общественного мнения, ориентировка в большей степени на внешние воздействия и др.), а с другой — в самом адаптационном периоде.
4. В качестве дополнительного инструментария для изучения индивидуальных особенностей мотивации достижений курсантов была использована методика «Потребность в достижении», разработанная Ю.М. Орловым. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (в том числе учебной и служебной), степени заряженности на успех. Иными словами, это потребность, превратившаяся в личностное свойство [3]. С помощью данной методики мы классифицировали курсантов на три группы по степени выраженности у них потребности в достижении (ПД): высокий уровень (27 %), средний (56 %), низкий (17 %).
У курсантов с высоким уровнем ПД в большей степени проявляются адаптационные возможности и качества личности. Они всегда нацелены на успешное выполнение своей деятельности (учебной, служебно-профессиональной); для них характерен внутренний и осознанный мотив деятельности; стремление к самосовершенствованию, учебному и служебно-профессиональному росту. Эти испытуемые четко осознают собственные возможности в достижении поставленной цели; инициативны и решительны в преодолении адаптационных трудностей.
У курсантов с низким уровнем ПД адаптационные качества и возможности находятся на низком уровне. Реальным мотивом их учебной и служебно-профессиональной деятельности выступает стремление избежать личной ответственности и боязнь отрицательной оценки со стороны (в лице курсантов, офицеров, начальства). У них практически отсутствует интерес к процессу обучения, состязательный мотив и стремление к самосовершенствованию; превалирует мотив избегания неудач; пессимистический настрой в оценке своей деятельности; незнание и недооценка своих возможностей и способностей.
У курсантов со средним уровнем ПД адаптационные возможности и качества находятся на среднем уровне. У курсантов, ориентированных на достижение успеха, наблюдается способность адекватно оценивать себя и свои способности, успехи и неудачи [7]. Для них характерен реалистический уровень притязаний; развит внутренний мотив деятельности, но при этом отсутствует стремление к познанию нового или оно доминирует в одной из сфер (учебной или служебной). У курсантов с преобладанием мотива на неудачу присутствует понимание своих возможностей, но при этом часто отсутствует инициатива для достижения поставленных целей, из-за боязни отрицательного результата. Результаты учебной или служебной деятельности они относят к личностно значимым, но при внешнем одобрении социального окружения. Экспериментальные данные, полученные в ходе проведения методик «Мотивация успеха и боязнь неудачи» и «Потребность в достижении», на наш взгляд, целесообразно объединить в мотивационный блок, содержа-
щий адаптивные личностные качества курсантов (мотивация на успех/боязнь неудачи; степень выраженности потребности в достижении; заряженность на успех; уверенность в себе и своих силах и др.), непосредственно влияющие на успешность процесса адаптации.
Обобщая данные, полученные с помощью перечисленных методик, мы классифицировали курсантов по уровню развития их адаптации к учебно-воспитательному процессу ведомственного вуза и сформированности у них базисных адаптивных качеств личности.
1 группа (22 %) — высокий уровень адаптации и адаптивных личностных качеств. Курсанты этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности; быстро и легко совмещают учебную деятельность и служебные обязанности; достаточно быстро адаптируются к специфике учебно-служебной деятельности ведомственного вуза. Они общительны, активны в решении конфликтов и преодолении адаптационных трудностей и барьеров; динамичны в установлении социально значимых контактов (с сокурсниками, преподавателями, офицерами); уверены в себе и своих силах; легко воспринимают новые для них перемены в жизни; интеллектуально активны; стремятся к повышению общей эрудированности; легко и быстро осваивают новые для них формы учебной работы; имеют высокий творческий потенциал; осознанно соблюдают установленные нормы и правила поведения; имеют развитый самоконтроль.
У курсантов, принадлежащих к 1 -й группе, выражена мотивация на успех; они всегда стремятся преодолеть препятствия и добиться высоких показателей в учебной и служебной деятельно-
сти; постоянно самосовершенствуются. Для них характерен высокий уровень потребности в достижении; внутренний и осознанный мотив деятельности; стремление к учебному и служебно-профессиональному росту. Они четко осознают собственные возможности в достижении поставленной цели; инициативны и решительны в преодолении адаптационных трудностей.
2 группа (53 %) — средний уровень адаптации и адаптивных личностных качеств. Основная часть курсантов этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в различных ситуациях компенсируются и могут нивелироваться. Успех адаптационного периода у них зависит в большей степени от внешних воздействий. В основном такие курсанты адаптируются в одном из видов деятельности (учебной или служебной), при этом испытывая трудности в другой. Курсанты, относящиеся ко 2-й группе, формально общительны, но при этом сами не проявляют инициативу при установлении контактов; в конфликтах и при решении проблем принимают позицию выжидания. Социальные контакты не несут для них большой эмоциональной значимости; умеренно спокойны и уверенны в своих силах, могут впасть в депрессивное состояние в результате критики их личностных особенностей или деятельности; склоны принимать решения, следуя общественному мнению, имея свое мнение, не стремятся доказать и навязать его окружающим. Они достаточно настороженно воспринимают жизненные перемены; уровень интеллектуальной активности носит нестабильный характер; вполне выдержаны; при повышенных нагрузках им свойственно нервное утомление; уровень
эмоциональной устойчивости зависит от степени воздействующего раздражителя; соблюдают нормы и правила поведения, внутренне не всегда принимая и соглашаясь с ними. Потребность в достижении на среднем уровне.
У курсантов этой группы мотиваци-онный полюс не выражен; результат их деятельности (успех или неудача) в большей степени зависит от внешних обстоятельств. Курсанты,ориентированные на достижение успеха, способны адекватно оценивать себя и свои способности, успехи и неудачи; имеют реалистический уровень притязаний; достаточно развитый внутренний мотив деятельности, но при этом у них отсутствует стремление к познанию нового или оно доминирует в одной из сфер (учебной или служебной). Курсанты с преобладанием мотива на неудачу достаточно адекватно понимают свои возможности, но у них часто отсутствует инициатива для достижения поставленных целей, из-за боязни отрицательного результата; результаты своих достижений в учебной или служебной деятельности относят к личностно значимым, но при внешнем одобрении социального окружения.
3 группа (25 %) — низкий уровень адаптации и адаптивных личностных качеств. Курсанты этой группы имеют низкий уровень адаптационных возможностей; испытывают трудности во всех видах деятельности; конфликтны; обладают низким уровнем нервно-психической устойчивости; могут допускать асоциальные поступки; замкнуты; необщительны; скептически настроены по отношению к окружающим; озабоченны и пессимистичны в восприятии действительности; тревожны; склонны впадать в депрессивные состояния даже
при незначительных неудачах. У курсантов полностью отсутствует инициатива в принятии решения; ригидны; имеют низкий уровень эрудиции и культуры; интеллектуально пассивны; с большим трудом осваивают новые для них формы учебной работы; тяжело переживают какие-либо нововведения и изменения в окружающей действительности; имеют низкий уровень толерантности по отношению к фрустрации; им свойственна повышенная утомляемость даже при незначительных нагрузках; безответственны по отношению к выполнению установленных социальных норм, что может привести к асоциальному поведению.
У курсантов, принадлежащих к 3-й группе, выражена мотивация на неудачу; в учебной деятельности и при выполнении служебных обязанностей они всегда боятся потерпеть неудачу; нацелены скорее на отрицательный, чем на положительный результат; в случае неудач значимость обучения для них снижается. Потребность в достижении находится на низком уровне; реальным мотивом учебной и служебно-профессиональной деятельности выступает стремление избежать личной ответственности и боязнь отрицательной оценки со стороны; интерес к процессу обучения отсутствует; преобладает пессимистический настрой в оценке своей деятельности; им свойственны незнание и недооценка своих возможностей и способностей.
Таким образом, можно констатировать, что у большинства курсантов вузов ФСИН России доминирует средний уровень развития адаптации к учебно-воспитательному процессу. При этом важно обратить внимание на тот факт, что достаточно большая доля курсантов (25 %) имеют низкий уровень развития
адаптации, который может привести к дезадаптации или лжеадаптации. Решение этой проблемы видится нам в разработке и апробации в образовательном процессе вуза специальных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности.
Литература
1. Даугава В.Ю., Резепин A.B., Михайлов В.Б. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников кусловиям учебно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. — №2. — С. 44-48.
2. ИльинЕ.П. Мотивация и мотивы, — СПб.: Питер, 2004.
3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородско-го. — Самара: БАХРАМ-М, 2000.
4. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Л.Г. Лаптева. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
5. Соболев Н.Г. Психологическое обеспечение адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в УИС ФСИН России: дис. ... канд. психол. наук. — Рязань, 2007.
6. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности (для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей). — СПб.: Речь, 2004.
7.Харина H.A., Пивоварова Т.В. Личностный адаптационный потенциал сотрудников ФСИН России: диагностика, коррекция, развитие: монография. — Рязань: Академия ФСИН России, 2010.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПРИ ИХ НАХОЖДЕНИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
М.М. Калашникова
Аннотация: в статье дан анализ психолого-педагогических исследований ответственности личности несовершеннолетних — девушек — правонару-шительниц. Дана обобщенная психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных женского пола отбывающих наказание в воспитательных колониях.
Ключевые слова: ответственность, несовершеннолетние осужденные, ответственность личности, поведение, исследование ответственности, воспитательные колонии.
The summary: this article deals with the psychological and educational research of juvenile female offenders per-
sonal responsibility. The article is devoted to the generalized psychological characteristics of female juveniles serving sentences injuvenile colonies.
Keywords: responsibility, juvenile offenders, personal responsible, behavior, study ofresponsibility,juvenile colonies.
Категория несовершеннолетних осужденных женского пола считается наиболее сложной среди всей популяции осужденных и при небольшой численности незаслуженно редко выделяется в ранг самостоятельной в пенитенциарно-психологических публикациях, так как обычно включается в анализ в рамках более широких групп, подменяясь об-