НАУЧНЫЙ РАЛЗДЕЛ
Е. А. ДРОЗДОВА старший научный сотрудник НИЦ-1
E. A. DROZDOVA
ФКУ НИИ ФСИН России, подполковник внутренней службы
Проблемы закрепления выпускников
образовательных организаций ФСИН России на службе в уголовно-исполнительной системе
Issues of keeping the graduates of the educational organizations of FPS of Russia in penal correction system servic
Аннотация. В статье рассмотрен ряд проблем, возникающих при адаптации молодых сотрудников - выпускников образовательных организаций ФСИН России, с которыми они сталкиваются, попадая на службу в уголовно-исполнительную систему, а также пути оптимизации процесса адаптации выпускников.
Ключевые слова: сотрудник, выпускник, адаптация, образовательная организация, кандидат, служба.
Annotation. In this article the author pays her attention to a number of the issues arising at adaptation of young employees - graduates of the educational organizations of FPS of Russia - when getting on service in the penal correction system. Also ways of optimization of process of adaptation of graduates are considered.
Key words: employee, graduate, adaptation, educational organization, candidate, service.
Глубокие перемены, происходящие во всех сферах жизни российского общества, повлекли изменения в государственном управлении, и в частности в Федеральной службе исполнения наказаний, как одном из важнейших социальных институтов, реализующем принцип неотвратимости наказания за нарушение законности. Концептуаль-
ным стержнем в реализации стратегического курса на осуществление реформы стала ориентация на личность сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - уголовно-исполнительная система, УИС), ее нужды и запросы.
Значимость функций, возложенных на ФСИН России, предъявляет повышен-
10
[email protected] www.or.fsin.su
ные требования к профессиональным качествам персонала, так как все без исключения решаемые в УИС задачи связаны со становлением сотрудника как личности, гражданина и профессионала. В первую очередь эти процессы затрагивают курсантов - будущих сотрудников. К одному из таких процессов относится профессиональная адаптация молодых офицеров, представляющая собой многогранный и сложный комплекс вхождения вчерашнего курсанта в служебную деятельность офицера ФСИН России. Поскольку получение офицерского звания, служебной должности совпадает с окончанием высшего профессионального учебного заведения и перемещением в специфическую социальную среду (работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными), это придает закреплению на службе данной категории сотрудников особую остроту. А неудавшаяся профессиональная адаптация молодого офицера редко осознается и рассматривается как негативное явление внутрисистемной среды.
Состояние динамики закрепления молодых офицеров на службе выступает одним из критериев, характеризующих функционирование уголовно-исполнительной системы. «Профессиональная адаптация молодых офицеров есть процесс и результат освоения ими ролей в сфере служебно-профессиональной деятельности» [1].
Окончание вуза и выход на службу в учреждение - одно из важнейших событий в жизни молодого офицера. Курсант, выйдя за пределы alma mater, покидает уже освоенную систему и сталкивается с необходимостью выработки самостоятельной линии поведения. Его выбор и дальнейшие действия определяются прежде всего набором знаний и компетенций, мировоззрением, сформированным за годы учебы. Фактически выпускник аккумулирует ряд компетенций, по которым можно судить как о качестве полученного образования на уровне учебного заведения (микроуровне), так и
о проблемах, требующих ведомственного решения (макроуровень). Поэтому задачи закрепления выпускников образовательных организаций ФСИН России на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы связаны не только с качеством подготовки, но и с диспропорциями требований работодателей, ожиданий молодых специалистов, с региональными и ведомственными особенностями службы.
Молодой офицер, прибывший в учреждение или орган УИС для дальнейшего прохождения службы, уже имеет определенный профессиональный багаж знаний, приобретенных за годы обучения в образовательной организации ФСИН России - социальной среде, оказывающей непосредственное влияние на дальнейшую социализацию выпускника. Степень профессиональной подготовленности, знаний, умений, навыков, способностей оказывает значительное влияние на их закрепление на службе, но, помимо этого, нельзя не отметить иные обстоятельства, влияющие на дальнейшее прохождение службы, а именно:
- личные планы курсанта относительно карьеры и своего будущего;
- склонность, интерес к определенным видам деятельности, пожелания;
- актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии.
Все эти факторы влияют на взаимоотношения вновь прибывшего офицера и руководителя подразделения ФСИН России.
Помощью для построения партнерских отношений между работодателем и образовательной организацией ФСИН России может стать внедрение системы дуального обучения. Его опыт широко применяется в Германии и других странах Западной Европы. Дуальное обучение -особая форма подготовки квалифицированных кадров на основе тесного взаимодействия предприятий и учреждений профобразования, предполагающая обучение профессии у прошедших специаль-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2019
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
ную подготовку мастеров. При этом весь курс обучения разбит на одинаковое количество семестров теоретического обучения и семестров практического обучения на рабочем месте. В учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы существует институт наставничества, способствующий закреплению молодого сотрудника на рабочем месте. При этом наставничество должно осуществляться не формально, как это часто происходит в настоящее время. Таким образом, «внедрение дуальной системы подготовки специалистов позволит устранить основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой» [2]. Увеличение сроков прохождения практики непосредственно в базовом учреждении позволит обучающимся не только получить реальную возможность освоить специфику будущего рабочего места, зарекомендовать себя и приобрести необходимые профессиональные компетенции, что увеличит эффективность закрепления курсантов на месте службы, но и мотивировать наставников к работе с практикантами как будущими сотрудниками своего учреждения. В то же время в целях ознакомления с работой всего учреждения необходимо каждый раз менять направление изучения деятельности учреждения (отделы, службы). В целях оптимизации учебного процесса (например, проектирование профессионального модуля* по формированию конкретных компетенций) и профессиональной ориентации курсанта считаем целесообразным по прибытии его в учебное заведение с места прохождения практики «проводить диагностику
* Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса (Л. И. Красно-плахтова «Основы педагогики и психологии высшего образования». Кубанский государственный аграрный университет, кафедра педагогики и психологии).
и мониторинг профессионального становления курсанта» [3].
Следует также включить в учебный процесс курс «Адаптация выпускников образовательных организаций ФСИН России», способствующий адаптации выпускников в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и формированию навыков построения карьеры.
Программа учебного курса должна выполняться не только посредством подачи лекционного материала, но и в диалоговом режиме. Целесообразно включить в программу изучения данной дисциплины такие вопросы, как «Проблема гармоничного развития личности (права, обязанности, карьера, ее виды, этапы и специфика, потребность в карьере)», «Теоретические аспекты адаптации выпускников в учреждениях и органах УИС», «Содержание и структура трудовой адаптации, виды трудовой адаптации, адаптация на рабочем месте, структура рабочих мест и структура занятости во ФСИН России» и другие.
Подводя итоги, следует отметить, что адаптация курсантов-выпускников во многом зависит от готовности молодых офицеров к службе, которая обеспечит им успешное освоение профессиональных компетенций и формируется еще во время учебы в образовательных организациях ФСИН России. ф
1. Примаков В. Л. Профессиональная адаптация молодых офицеров ВМФ и пути ее оптимизации. Социальный анализ : дис. ... канд. социол. наук. М., 1994. С. 154.
2. Герасименко О. А. Развитие государственно-частного партнерства в управлении региональной образовательной системой : дис____
канд. эконом. наук. Белгород., 2012. С. 65.
3. Дусь Т. Э. Результаты мониторинга системы непрерывного профессионального образования (выпускники образовательных организаций высшего образования) // Наука о человеке. 2017. № 3. С. 147-155.
12
[email protected] www.or.fsin.su