Педагогика и психология
УДК 343.83 T. A. SIMAKOVA*, O.l. JJURINA**
ББК 88.472 С37
INVESTIGATION OF MOTIVATED DIRECTION OF THE GRADUATES FROM THE ACADEMY OF THE RF PENAL SERVICE, 2012
Аннотация: в статье анализируютсярезультатыин-кетирования вытускников Академии ФСИН России после прохожденияпреддипломнойпрактики с целью изученияготовностислужить в учреждениях УИС России, предлагаются меры по развитию профессиональной подготовленностивытускниковакадемии.
Ключевые слова: Академия ФСИН России, выпускники, анкетирование, предварительное распределение, самооценка готовности выпускников к работе в учреждениях ФСИН России, профессиональное самоопределение, мотивы деятельности в УИС.
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА СИМАКОВА*, ОЛЬГА ИГОРЕВНА ЮРИНА**
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
2012 ГОДА
Annotation: analysis of the tests results of the graduates from the Academy of the RF Penal Service after their pre-diploma practice is implemented in the article. It aims at studying readiness to serve at the Russian penal institutions. Measures for professional skills development are proposed in the article.
Key-words: the Academy of the RF Penal Service, graduates, test, preliminary distribution, self-appreciation of the graduates for professional activity in the RF Penal Service institutions, professional self-determination, activity motives in the Penal Service.
В апреле 2012 г. в соответствии с планом организационно-практических мероприятий Академии ФСИН России на 2011/12 учебный год отделом психологического обеспечения учебно-воспитательной работы проведено анкетирование выпускников всех факультетов после прохождения преддипломной практики. Целью данного исследованияявлялось изучениеготовности выпускников служить в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) России на заключительном этапе вузовской подготовки. Респондентами выступили 282 слушателя выпускного курса Академии ФСИН России, в частности: юридический факультет- 153 человека; экономический - 65; психологический факультет - 64 человека В ходе исследования были изучены следующие параметры:
- предварительное распределение выпускников академии для прохождения преддипломной практики в учреждениях УИС России;
- самооценка готовности выпускников к работе в учреждениях ФСИН России;
- профессиональное самоопределение;
- намерение работать (не работать) в УИС;
- мотивы деятельности в УИС.
Актуальность проведенного исследования
подтверждается тем, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, направленного на повышение эффективности ее деятельности, приведение ее в соответствие с современными и перспективными потребностя-
* Кандидат психологических наук, доцент;
ведущий научный сотрудникнаучно-исследовательскогоотдела научного центра;
* * начальник отдела психологическогообеспеченияучебно-воспитательной работы (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
ми, проявляющимися прежде всего в признании международных стандартов в области обращения с заключенными, возрастает значение оптимизации профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников УИС. Поиск эффективных форм и методов управления профессиональной подготовкойи переподготовкойвоз-можен при условии обеспечения активизации человеческогофактора в целях повышения эффективности функционирования УИС за счет всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника, повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативы. В связи с этим работа по отбору, подготовке и закреплению на службе молодых сотрудников является одной из основных составляющих процесса эффективного управления этой системой, входя в состав управленческо-кадровой политики.
У правленческо-кадровая политика уголовноисполнительной системы - это совокупность принципов, целей, задач, методов и направлений совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений УИС. Реформирование УИС в современных условиях во многом определяется качеством формирования высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного состава сотрудников, осуществляющих разноуровневые функции в уголовно-исполнительной сфере деятельности.
Организационная основа проведения деятельности по распределению выпускников для прохождения преддипломной практики должна учитывать специфику всей функционально-организационной системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Поскольку именно на этом этапе требуется соблюдение строгой иерархии, дисциплины, приближенной к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности, высокой степени риска, деятельность на данном этапе связана со сложным режимом труда, большой самоотдачей, постоянной психоэмоциональной напряженностью, непосредственными контактами с осужденными и криминальной субкультуройв их среде.
Сложность этого этапа профессиональной подготовки усугубляется и тем, что в ходе практики слушатели не только получают и апробируют навыки служебного поведения, но и решают задачи исследовательскогохарактера в контексте выполнения квалификационных работ.
В проведенном исследовании наиболее остро обозначилась проблема профессионального самоопределения слушателей выпускного курса академии. Так, в ходе исследования было
установлено, что другое учебное заведение выбрали бы 77 человек (27 %), другой факультет - 16 человек (5,7 %), на вопрос о правильности своего выбора учебного учреждения и факультета затруднились ответить 30 человек (10,6 %). Полученные данные свидетельствуют об актуальности проведения более дифференцированного отбора кандидатов в УИС. Отбор кандидатов в уголовно-исполнительную систему должен осуществляться с учетом изменений, произошедших в обществе, социально-экономической и политической сферах. Основу такого отбора должна составлять система профессиональной ориентации, представляющая собой комплекс психолого-педагоги-ческих и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства граждан в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребностей в специалистах для различных сфер деятельности. Цель профессиональной ориентации, проводимой в уголовноисполнительной системе образовательными учреждениями ФСИН России, заключается в привлечении граждан к службе, а также в комплектовании курсантами и слушателями образовательных учреждений. Важно учитывать желание обучаться в образовательных учреждениях ФСИН России и проходить службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, чтобы повысить качество отбора кандидатов для уголовно-исполнительной сферы деятельности.
Профессиональная ориентация личности представляет собой процесс, в ходе которого субъект получает по каналам межличностной, публичной и массовой коммуникации доступную информацию о профессии, в том числе об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Профессиональная ориентация имеет два аспекта по формированию: во-первых, мотива выбора профессии; во-вторых, готовности к освоению профессиональных умений, навыков, к приобретению и развитию профессиональной компетентности.
На решение о выборе профессии значительное влияние оказывают объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: экономический, политический, нравственный, информационный, которые определяют социальный престиж и обусловливают социально-личностный смысл будущейпрофесси-ональной деятельности. Большое значение при этом имеет общественное мнение. Субъектив-
Педагогика и психология
Педагогика и психология
ные факторы не нуждаются во внешних стимулах и источниках информации, они относительно изолированы от влияния макросреды. В качестве субъективных факторов надо выделить принадлежность к трудовой династии, семейные трудовые традиции, личностный выбор, нравственные потребности, личностный интерес к определенной сфере человеческой жизнедеятельности.
В целом профессиональная ориентация должна носить комплексный характер, учитывать влияние на выбор профессии субъективных и объективных факторов и предусматривать реализацию социально-экономического, медикопсихологического и педагогического подходов.
Социально-экономический подход предполагает анализ потребности государства в сотрудниках УИС, их подготовки с учетом качественных и количественных показателей ресурсов, изучение общественного мнения о социальной значимости и престиже службы сотрудников в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
Медико-психологический подход подразумевает осуществление оценки индивидуально-психологических особенностей личности человека и их соответствие требованиям профессиональной деятельности, установление медицинских противопоказаний и на этой основе разработку рекомендаций по выбору профессии.
Педагогический подход предусматривает целенаправленное воспитание сотрудников активное формирование у них устойчивого интереса и желания работать в уголовно-исполнительной системе, подготовленности к обучению в образовательном учреждении, к будущейпрофесси-ональной деятельности.
Оптимизация профессиональной ориентации возможна посредством комплексной реализации ресурсов информационного, педагогического и диагностического направлений.
Информационное направление профессиональной ориентации связано с необходимостью обеспечить потенциальных кандидатов, поступающих в учебные заведения и на службу, всесторонней и адекватной информацией по вопросам функционирования УИС, о мерах правовой и социальной защиты сотрудниковуголовно-ис-полнительной системы. Особо важной задачей является пропаганда наиболее распространенных специальностей в соответствии с новыми требованиями в условиях реформирования.
Педагогическое направление предусматривает ознакомление с историей возникновения, развития и структурой уголовно-исполнительной системы, разнообразными специальностя-
ми, потребностью в офицерах УИС различного профиля подготовки, формами профессионального обучения, правилами приема в учебные заведения, условиями и особенностями деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, перспективами профессионального и служебного роста.
Диагностическое направление профессиональной ориентации связано с работой по всестороннему изучению индивидуально-психологических качеств, физиологических возможностей, состояния здоровья и физического развития человека в процессе выбора профессии по специальностям, востребованным в УИС; оказанию непосредственной помощи в случаях, требующих перепрофилирования и дополнительного психологического сопровождения.
Исследование проблемы по изучению намерений слушателей выпускного курса работать в УИС показало следующие результаты работать в УИС России по специальности планируют 200 выпускников академии 2012 г. (70,9 %), в других силовых структурах по специальности -34 человека (12,1 %), предлагают поменять специальность, но остаться служить в УИС -27 выпускников (9,6 %).
Ежегодно территориальные органы УИС недополучают значительное количество специалистов из числа обучавшихся по очной форме в образовательных учреждениях ФСИН России. По данным НИИ ФСИН России, в период обучения увольняются около 15 % курсантов, из них каждый пятый - на последнем году обучения, по собственному желанию - 60 %, по отрицательным мотивам - 23, за академическую неуспеваемость -13, по болезни - 1, по иным причинам - околоЗ % курсантов.
Процесс профессионального становления молодых сотрудников УИС представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов: профессиональной пригодности, профессиональной направленности, профессиональной подготовленности профессиональной адаптации, самоопределения в профессии, профессионального развития, профессиональной компетентности. Период профессионального становления молодого сотрудника УИС - это часть жизненного пути, когда человек активно и сознательно включается в новую для него сферу правоохранительной деятельности и соответствующуюсоциальную среду. В это время происходит усвоение и апробация норм и правил профессионального поведения, которые позволяют успешно решать профессиональные задачи. От полноты и завершенности этого про-
цесса во многом зависит принятие решения о продолжении служебной деятельности, закреплении в органах УИС, о перспективах построения индивидуальной карьеры. Следует отметить, что в настоящее время система организации профессионального становления молодых специалистов требует дальнейшей научно-прикладной разработки.
При изучении проблемы мотивации будущих сотрудниковУИС на заключительном этапе вузовской подготовки нами были выявлены некоторые противоречия. Одни и те же мотивационные факторы (материально-финансовое обеспечение, социальное обеспечение, престижность службы в УИС) были отмечены и как положительные, и как отрицательные; другие только как отрицательные, например реформирование УИС. Эти противоречия могут быть объяснены тем, что у разных людей возникают различные оценочные суждения об одних и тех же явлениях. Так, материальное обеспечение сотрудников УИС жителями сельской местности может расцениваться как нормальное и высокое, а жителями крупных городов, мегаполисов - как низкое. В связи с этим необходимо затронуть вопрос не столько об ограниченности возможностей стимулирования труда сотрудников УИС в части, касающейся механизмов правового, организационного и психолого-педа-гогического аспектов регулирования профессиональной деятельности, сколько о дополнительных ресурсах, обладающих мотивационной нагрузкой, способных существенно влиять на служебную активность сотрудников.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Требуется усилить координационную деятельность с территориальными управлениями Федеральной службы исполнения наказаний, в которых предварительно не были определены подразделения и должности.
Существует потребность в создании комплексной организационной программы, направленной на объединение разрозненных попыток решения этой проблемы со стороны практических органов, кадровых структур, учебных
заведений. Отсутствие такой программы поддержки молодых специалистов на этапе вхождения в должность приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений ФСИН России распределяются без учета специальности и не получают должной помощи на первых этапах самостоятельной профессиональной деятельности. В результате молодые специалисты испытывают разочарование в профессии, ощущение своей невостребованности, невозможности проявить самостоятельность. Появляется нежелание расти по службе, строить карьеру стремиться к руководящим постам. Положение усугубляется и тем, что начинающие сотрудники иногда усваивают негативный опыт, сомнительные традиции, подрывающие позитивные намерения, связанные с самореализацией личности в профессии.
Необходимодополнительно изучать социально-демографические показатели респондентов, имеющих положительную мотивацию на старших курсах, и учитывать эти показатели при отборе кандидатов для зачисления на учебу.
В основе оптимизации системы стимулирования служебной деятельности должно лежать соблюдение принципов: личной заинтересованности, сочетания материальных и моральных стимулов, методов поощрения и порицания, определенности или критериальной обоснованности желаемого поведения в условиях выполнения служебных обязанностей, справедливости, индивидуального и дифференцированного подхода, своевременности, гласности.
Психологическая составляющая направления совершенствования организации стимулирования служебной деятельности ориентирована на многообразие видов поощрения, избегания шаблонности, использование неординарных видов поощрения. Мощным стимулирующим эффектом обладает использование рекламных площадей, распространение сведений о заслугах и достижениях наиболее отличившихся сотрудников Доведение информации до членов их семей способно благоприятно воздействовать на мотивацию сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Педагогика и психология