Научная статья на тему 'Особенности практико-ориентированного подхода к подготовке начальников отрядов'

Особенности практико-ориентированного подхода к подготовке начальников отрядов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ / НАЧАЛЬНИК ОТРЯДА / THE PRACTICE APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCES OF GRADUATES / THE CHIEF OF GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пиюкова С.С.

В статье анализируется сущность и раскрываются принципы практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в ведомственном вузе. Обосновываются преимущества и особенности реализации указанного подхода при подготовке начальников отрядов исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пиюкова С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the practically focused approach to training of the group chiefs

In the article the author analyses the essence and the principles practical approach to the organization of educational process in departmental higher education institutions. Advantages and features of realization of the specified approach when training chiefs of groups of correctional facilities have been proved.

Текст научной работы на тему «Особенности практико-ориентированного подхода к подготовке начальников отрядов»

С. С. ПИЮКОВА начальник кафедры пенитенциарной

Б Б Р1УиКОУЛ психологии и педагогики

ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, полковник внутренней службы

Особенности практико-ориентированного подхода к подготовке начальников отрядов

Features of the practically focused approach to training of the group chiefs

Аннотация. В статье анализируется сущность и раскрываются принципы практико-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в ведомственном вузе. Обосновываются преимущества и особенности реализации указанного подхода при подготовке начальников отрядов исправительных учреждений.

Ключевые слова: практико-ориентиро-ванный подход, образовательный процесс, педагогическая технология, профессиональная компетентность, компетенции выпускников, начальник отряда.

Annotation. In the article the author analyses the essence and the principles practical approach to the organization of educational process in departmental higher education institutions. Advantages and features of realization of the specified approach when training chiefs of groups of correctional facilities have been proved.

Key words: the practice approach, educational process, pedagogical technology, professional competence, competences of graduates, the chief of group.

Эффективность планирования, организации и проведения воспитательной работы с осужденными во многом зависит от особенностей личности и профессиональной компетентности начальника отряда исправительного учреждения - ключевого элемента воспитательной системы, представителя администрации, наиболее тесно соприкасающегося с нуждами и проблемами лиц, отбывающих уголовные наказания.

В сфере обязанностей начальника отряда - обеспечение условий для исправления осужденных посредством выполнения режимных требований, проявления различного рода полезных инициатив, привлечения к общественно полезному труду, получению образования, что обусловливает необходимость развития у сотрудника способности анализировать и критически оценивать воспитательную практику в исправи-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019

41

тельном учреждении, творчески подходить к осуществлению воспитательного воздействия на осужденных.

Квалифицированному специалисту недостаточно знания теоретических основ исправления осужденных и развитого педагогического мышления, он должен уметь составлять служебную документацию (планы, отчеты, характеристики, протоколы и другую), организовывать и проводить индивидуальные и групповые воспитательные мероприятия с различными категориями осужденных в отряде, своевременно корректировать свою деятельность, взаимодействовать с сотрудниками других служб, руководством исправительного учреждения, родственниками осужденных, представителями общественности и религиозных конфессий.

Рассматривая образовательный процесс вуза уголовно-исполнительной системы, А. А. Вотинов указывает, что на первое место необходимо выдвигать не уровень теоретических знаний курсантов, а умение разрешать проблемы, возникающие в профессиональных и жизненных ситуациях [1].

Достижение подобного образовательного результата становится возможным в условиях практико-ориентированного обучения - педагогического процесса, предполагающего формирование у обучающихся умений и навыков повседневной служебной деятельности за счет включения их в реальную профессиональную среду или посредством применения практико-ориентированных технологий обучения. Его сущность заключается в достижении баланса между теоретической и прикладной подготовкой обучающихся, интенсификации процесса формирования у них профессиональных компетенций за счет усиления учеб-

но-познавательной мотивации, повышения сознательности и активности.

По мнению Л. Е. Солянкиной, формирование профессиональной компетентности в значительной степени определяется влиянием практико-ори-ентированной образовательной среды, так как только при таком подходе к организации обучения у будущих специалистов актуализируется стремление к саморазвитию [2].

Анализируя особенности реализации практико-ориентированного подхода в учебном процессе ведомственного вуза, Е. А. Тимофеева также указывает на постоянное повышение требований работодателя к профессиональной подготовке современного сотрудника уголовно-исполнительной системы, призывающего максимально адаптировать образовательную среду к реалиям профессиональной жизни, сделать ее адекватной веяниям времени и одновременно с этим нацеленной на перспективы развития пенитенциарной системы [3].

Принимая во внимание сказанное, можно определить ключевые принципы практико-ориентированного подхода к подготовке начальников отрядов:

- взаимосвязь и взаимопроникновение теоретического и практического обучения;

- формирование интереса и положительного отношения обучающихся к будущей профессиональной деятельности;

- развитие субъектности обучающихся, выражающейся в сознательном и активном отношении к учебно-познавательной деятельности, высоком уровне самоорганизации, стремлении к самореализации в профессиональной деятельности.

В ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России (Самарский юридический институт ФСИН

42

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

России) уже на протяжении нескольких лет успешно применяется практико-ориентированный подход к организации образовательного процесса обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (специализация согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» - «Воспитательно-правовая», ведомственная специализация - «Организация воспитательной работы с осужденными»). Указанный ФГОС ВО определяет перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Исходя из квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников, разработанных работодателем в лице Федеральной службы исполнения наказаний и по согласованию с ним в Самарском юридическом институте ФСИН России были определены следующие профессионально-специализированные компетенции (ПСК), обязательные для овладения обучающимися по воспитательно-правовой специализации: способность организовывать и проводить воспитательную работу с различными категориями осужденных (ПСК-1); способность выявлять и предотвращать правонарушения в среде осужденных, осуществлять содействие в их ресоциализации и социальной адаптации (ПСК-2).

Практико-ориентированный подход к организации подготовки начальников отрядов предполагает сквозной характер формирования ПСК на протяжении всех пяти лет обучения в вузе, что достигается за счет введения элементов узкой специализации в дисциплины обще-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019

профессиональной подготовки, увеличения доли практических занятий по сравнению с иными формами аудиторной работы, внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных междисциплинарных занятий. По мнению А. А. Вотинова и других авторов, указанные меры позволяют достичь необходимого баланса между теоретической и практической подготовкой, а также добиться погружения обучающихся в область решения профессиональных задач [4].

Рассмотрим реализацию практико-ориентированного подхода к образовательному процессу на примере формирования ПСК-1. Содержание данной компетенции включает в себя знания, умения и навыки, необходимые для решения служебных задач сотрудникам отделов воспитательной работы с осужденными (начальникам отряда, начальникам отделов).

Процесс формирования указанной компетенции начинается на втором курсе в процессе изучения дисциплин «Пенитенциарная педагогика», «Пенитенциарная психология», спецкурса «Организация служебной деятельности начальника отряда». На третьем курсе происходит приумножение умений и навыков обучающихся, являющихся составными компонентами ПСК-1, в процессе изучения дисциплины «Уголовно-исполнительное право» и прохождения учебной практики. Четвертый год обучения является ключевым в процессе формирования ПСК-1 у будущих начальников отрядов: обучающиеся приступают к изучению дисциплины «Воспитательная работа с осужденными» и на протяжении полутора лет осваивают умения и навыки, составляющие основу формируемой компетенции. Для изуче-

43

ния указанной дисциплины учебным планом предусмотрено 232 часа аудиторной нагрузки, при этом 140 из них отведены на практические и практико-ориентированные междисциплинарные занятия. Производственная практика, также предусмотренная на четвертом курсе, предназначена для закрепления элементов формируемой компетенции в процессе выполнения должностных обязанностей сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными исправительных учреждений УФСИН России по Самарской области и сбора эмпирического материала для подготовки научных и курсовых работ. Завершается формирование ПСК-1 у обучающихся в десятом семестре пятого курса в процессе изучения дисциплины «Ресоциализация и социальная адаптация в УИС», спецкурса «Пенитенциарная конфликтология», прохождения преддипломной практики в должности начальника отряда исправительного учреждения и осмысления накопленного опыта в выпускной квалификационной работе.

Хотелось бы подчеркнуть, что прак-тико-ориентированный подход приме -няется к формированию всего комплекса компетенций выпускников, обозначенных в требованиях к результатам освоения программы специалитета ФГОС ВО по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и затрагивает различные аспекты организации образовательного процесса в вузе.

Во-первых, практико-ориентирован-ный подход к обучению заставляет переосмыслить методическое обеспечение учебного процесса, нацеливая преподавателей на учет актуальных тенденций в организации воспитательной работы с осужденными и создание методичес-

ких продуктов (курсы лекций, учебно-методические пособия, практикумы, сборники задач), в которых теоретические положения рассматриваются на конкретных практических примерах, содержится описание типичных профессиональных ситуаций, анализируются сложные и неоднозначные явления, с которыми начальник отряда может столкнуться в служебной деятельности. Преподавателю целесообразно постоянно обращать внимание обучающихся на практическое значение изучаемого на занятии материала, способствуя тем самым осмысленному, заинтересованному и активному усвоению знаний.

Во-вторых, актуализируется поиск новых форм аудиторной работы, позволяющих наиболее эффективно формировать компетенции, определенные ФГОС ВО по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». К примеру, указанный процесс привел к пониманию необходимости проведения пр актико - ориентир ов анных междисцип -линарных занятий по темам, находящимся в предметном поле нескольких учебных дисциплин (которые могут быть закреплены за различными кафедрами вуза). Форма проведения междисциплинарного занятия обусловливается планируемыми результатами обучения и может представлять собой деловую или ролевую игру, тренинг, практическое занятие, а также сочетать несколько различных вариантов организации учебной работы. Методическое обеспечение междисциплинарных занятий осуществляется на основе разработки общего сценария мероприятия, в котором отдельные элементы последовательно выстроены в соответствии с логикой достижения поставленной цели (формирования определенной компетенции или

44

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ее компонентов). Оценка уровня знаний обучающихся по итогам междисциплинарного занятия производится в форме тестирования. Уровень сформированно-сти умений и навыков будущих начальников отрядов выявляется в процессе наблюдения за выполнением заданий на занятии с помощью специального методического инструментария.

В-третьих, неотъемлемым элементом практико-ориентированного обучения является взаимодействие с сотрудниками территориальных органов, представителями управлений ФСИН России, ветеранами уголовно-исполнительной системы, привлечение их к проведению лекционных и практических занятий с обучающимися. Практические работники, обладающие большим жизненным опытом и стажем профессиональной деятельности, имеют возможность в увлекательной и доступной форме на собственном примере поделиться с будущими начальниками отрядов секретами профессионального мастерства, способствовать формированию положительного отношения к службе, раскрыть перспективы профессионального роста. Подобные занятия имеют большое значение для подготовки начальников отрядов, так как помогают молодым людям сформировать представление о личности воспитателя как об одном из важнейших инструментов профессионально-педагогической деятельности.

В-четвертых, воспитательная работа в вузе претерпевает концептуальные изменения и рассматривается в качестве основы для формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся [5]. Принимая участие в информационно-пропагандистских, патриотических, духовно-нравственных, культурно-до-суговых, спортивно-массовых и иных

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019

мероприятиях, будущие начальники отряда развивают важные для профессиональной деятельности качества (в том числе организаторские и коммуникативные способности) и осваивают азы подготовки и проведения воспитательных мероприятий. В дальнейшем это позволит им экстраполировать личный опыт участия в социокультурной деятельности на организацию воспитательной работы с осужденными.

Так, во втором полугодии 2018 года в рамках информационно-пропагандистской работы в институте были организованы встречи личного состава с представителями Государственной инспекции безопасности дорожного движения по проблеме соблюдения правил дорожного движения; с работниками прокуратуры и отдела собственной безопасности - с целью недопущения коррупционных правонарушений, предупреждения экстремизма и терроризма; с представителями православной епархии и Регионального духовного управления мусульман Самарской области -в целях противодействия распространению среди работников уголовно-исполнительной системы идей религиозного экстремизма.

В-пятых, практико-ориентирован-ный подход к организации подготовки начальников отрядов актуализирует необходимость сотрудничества с различными социальными институтами, в том числе с общественными и религиозными организациями. Это обусловлено тем, что в силу своих профессиональных обязанностей сотрудникам отдела воспитательной работы с осужденными необходимо уметь взаимодействовать с представителями гражданского общества, привлекать ресурсы региональных и муниципальных органов власти,

45

общественных объединений, религиозных конфессий и иных организаций для осуществления воспитательного воздействия на осужденных.

Становится очевидным, что практи-ко-ориентированный подход к подготовке начальников отрядов является актуальной педагогической технологией, позволяющей получить результат образовательного процесса, соответствующий требованиям ФГОС ВО по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и запросам работодателя.

Преимуществом данного подхода является акцентирование усилий профессорско-преподавательского состава и сосредоточение иных ресурсов образовательной организации на создании условий для погружения обучающихся в предметное поле будущей профессиональной деятельности с первого года обучения, что позволяет поддерживать у них устойчивый интерес к выбранной специальности, способствует развитию профессиональной и общей культуры выпускников.

Таким образом, специфика подготовки начальников отрядов в рамках практико-ориентированного подхода заключается в сквозном характере формирования ПСК на протяжении всех лет обучения в вузе, увеличении практического сегмента учебного процесса, переосмыслении содержания методического обеспечения образовательного процесса, проведении практико-ориентиро-ванных междисциплинарных занятий, привлечении к проведению лекционных и практических занятий с обучающимися практических работников, включении

будущих специалистов в широкую социокультурную деятельность и взаимодействие с представителями различных институтов гражданского общества.

Кроме этого, представляется целесообразным переосмыслить организацию, проведение и содержание всех видов практик обучающихся (учебной, производственной, преддипломной) в контексте конкретизации образовательных результатов и создания методического инструментария для оценки достижений обучающихся. ф

1. Вотинов А. А. Формирование учебной мотивации курсантов вузов ФСИН России в условиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 5. С. 89-93.

2. Солянкина Л. Е. Практико-ориентиро-ванная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста // Вестник ТГУ 2010. № 11. С. 79-85.

3. Тимофеева Е. А. Особенности реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе ведомственного вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. 2014. № 3. С. 198-205.

4. Вотинов А. А., Вдовин С. А., Немов Я. Н. Компетентностный подход к воспитанию курсантов Самарского юридического института ФСИН России : учебное пособие. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. 120 с.

5. Алиева Л. В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза -ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 278-284.

46

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.