Научная статья на тему 'Подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы, не имеющих профильного образования, по программам профессиональной переподготовки'

Подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы, не имеющих профильного образования, по программам профессиональной переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЁННЫМИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF FPS OF RUSSIA / EDUCATIONAL WORK WITH THE CONDEMNED / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / НАЧАЛЬНИК ОТРЯДА / THE CHIEF OF GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чириков Анатолий Геннадьевич

Обосновывается служебная и экономическая целесообразность реализации в образовательных организациях, подведомственных ФСИН России, программ про-фессиональной переподготовки начальников отрядов исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чириков Анатолий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of staff of the penal system which doesn''t have profile education, according to programs of professional retraining

Office and economic feasibility of realization locates in the educational organizations subordinated to FPS of Russia, programs of professional retraining of chiefs of groups of correctional facilities.

Текст научной работы на тему «Подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы, не имеющих профильного образования, по программам профессиональной переподготовки»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

The professional education in Penal System

УДК 378

А. Г. Чириков

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ, НЕ ИМЕЮЩИХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

A. G. Chirikov

TRAINING OF STAFF OF THE PENAL SYSTEM WHICH DOESN'T

HA VE PROFILE EDUCATION, ACCORDING TO PROGRAMS OF PROFESSIONAL RETRAINING

Обосновывается служебная и экономическая целесообразность реализации в образовательных организациях, подведомственных ФСИН России, программ профессиональной переподготовки начальников отрядов исправительных учреждений.

Office and economic feasibility of realization locates in the educational organizations subordinated to FPS of Russia, programs ofprofessional retraining of chiefs of groups of correctional facilities.

Ключевые слова: образовательные организации ФСИН России, профессиональная переподготовка, начальник отряда, воспитательная работа с осуждённ ыми.

Keywords: the educational organizations of FPS of Russia, professional retraining, the chief of group, educational work with the condemned.

В последнее время на службу в уголовно-исполнительную систему принято и продолжает приниматься большое количество лиц из числа выпускников «гражданских» государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего образования.

Практически у большинства из них непрофильное для основных отделов и служб УИС образование (гуманитарное, техническое и т. д.). Отсюда проблемы: плохое знание специфики службы, основ нормативно-правового обеспечения деятельности, недостаточное умение работать с людьми, спецконтингентом, отсутствие навыков взаимодействия между отделами и службами. Это относится как к вновь принятым, так и уже работающим сотрудникам.

В настоящее время в Федеральной службе исполнения наказаний активно прорабатывается вопрос о качественной подготовке сотрудников из числа лиц, окончивших гражданские учебные заведения, для основных структурных подразделений, в том числе и подразделений по воспитательной работе с осуждёнными.

Одним из направлений подготовки сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными может служить профессиональная переподготовка в образовательной организации высшего образования лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное и/или высшее образование, замещающих или претендующих на

замещение должностей воспитателя/старшего воспитателя в воспитательной колонии, инспектора по организации воспитательной работы в следственном изоляторе, начальника отряда исправительного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 профессиональная переподготовка в образовательной организации высшего образования осуществляется по профилю основных профессиональных образовательных программ.

Основным признаком того, что программа профессиональной переподготовки разработана и реализуется в рамках основной образовательной программы, является наличие результатов обучения по программам профессиональной переподготовки, которые соотносятся с результатами обучения (компетенциями), сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования и (или) основных образовательных программах профессионального образования и направлены на приобретение новой квалификации.

В образовательных учреждениях высшего образования ФСИН России реализуются основные профессиональные образовательные программы по специальностям 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Исходя из этого, необходимо решить основные вопросы: в рамках какой специальности необходимо осуществлять подготовку и кем должен быть выпускник - юристом, психологом, педагогом или педагогом-психологом.

Для решения поставленной задачи необходимо исходить из требований ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными, основных сфер и объектов деятельности, видов и основных задач профессиональной деятельности сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в рамках которых возможно осуществить подготовку, а также требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста.

Перечень должностей сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными включает в себя воспитателя/старшего воспитателя в воспитательной колонии, инспектора по организации воспитательной работы в следственном изоляторе, начальника отряда исправительного учреждения (ИУ).

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 2012. 31 декабря.

В соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции РФ от 30.12.2005 г. № 259 «Об утверждении положения об отряде осуждённых исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний»1 к основным обязанностям начальников отрядов относится:

1. разъяснение осуждённым их обязанностей и прав, условий отбывания наказания, труда и отдыха, оказание содействия в ознакомлении с Правилами внутреннего распорядка ИУ и воспитательных колоний, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы;

2. проведение с осуждёнными занятий по социально-правовым вопросам;

3. оказание осуждённым помощи и содействие в защите их прав и законных интересов;

4. изучение личностных качеств осуждённых, проведение с ними индивидуальной воспитательной работы; предупреждение и своевременное разрешение возникающих конфликтных ситуаций между осуждёнными;

5. выявление и осуществление учёта лиц, склонных к противоправным действиям, проведение с ними комплекса воспитательно-профилактических мероприятий, принятие мер по нейтрализации и разобщению группировок лиц отрицательной направленности;

6. обеспечение выполнения осуждёнными Правил внутреннего распорядка ИУ и воспитательных колоний, требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы;

7. составление и согласование с сотрудниками заинтересованных служб характеристик на осуждённых, определение совместно с ними степени исправления осуждённых, использование в организации этой работы информацию психологической и социальной служб;

8. принятие мер, способствующих развитию общественно полезной инициативы осуждённых, формирование и направление работы самодеятельных организаций на укрепление дисциплины и поддержание порядка в помещениях отряда и на закреплённой территории, организацию досуга и быта;

9. организацию подготовки и проведение с осуждёнными просветительских, культурно-массовых, физкультурно-спортивных и иных мероприятий, обеспечивающих их полезную занятость в свободное от работы и учёбы время;

10. оказание помощи осуждённым в восстановлении утраченных социально полезных связей, в предварительном решении вопросов

1 Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 (ред. от 23.08.2012) // Российская газета. 2006. 02 марта.

трудового и бытового устройства при подготовке к освобождению от наказания;

11. проведение индивидуальной воспитательной работы, направленной на решение социальных задач, связанных с трудовой адаптацией осуждённых.

Сферу профессиональной деятельности выпускников по рассматриваемому профилю можно охарактеризовать как правоприменительную, оперативно-служебную, организационно-управленческую, воспитательную (психолого-педагогическую) деятельность в сфере исполнения уголовных наказаний, обеспечение безопасности исправительных учреждений.

Объектами профессиональной деятельности специалистов будут являться события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, осуществления правоохранительной деятельности.

Видами профессиональной деятельности выпускников по профилю подготовки будут - правоприменительная, воспитательная, аналитическая, организационно-управленческая и социальная.

Исходя из вышеизложенного, подготовку и деятельность выпускников - сотрудников подразделений по воспитательной работе с осуждёнными необходимо рассматривать в трёх основных аспектах -правовом, педагогическом и психологическом.

Таким образом, профессиональная переподготовка сотрудников подразделений по воспитательной работе может вестись в двух направлениях:

а) по программам профессиональной переподготовки, основанным на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» и предусматривающим углублённое изучение дисциплин правовой направленности;

б) по программам профессиональной переподготовки, основанным на требованиях федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» и предусматривающим углублённое изучение дисциплин психологической и педагогической направленности.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»1 программы профессиональной переподготовки разрабатываются образовательной организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных

1 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета. 2013. 28 августа.

стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Соответственно, программа переподготовки начальников отряда из числа лиц, не имеющих профильного (гуманитарного) образования, должна быть направлена на получение слушателями знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения воспитательной работы с осуждёнными. Поэтому основу переподготовки должны составлять дисциплины психолого-педагогической направленности: «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Психология развития и возрастная психология», «Психология девиантного поведения», «Пенитенциарная педагогика», «Пенитенциарная психология», «Воспитательная работа с осуждёнными», а также «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Для переподготовки начальников отрядов, имеющих профильное образование и обладающих спектром психолого-педагогических компетенций, должна быть подготовлена комплексная система специальных учебных дисциплин и дисциплин специализации, которая предполагает получение слушателями базовых теоретических знаний в правовом аспекте деятельности начальника отряда.

В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 27.08.2012 г. № 169 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» освоение слушателями образовательной программы переподготовки завершается итоговой аттестацией и выдачей диплома о профессиональной переподготовке (для лиц, прошедших обучение по программе свыше 500 час.). Наиболее оптимальным является продолжительность обучения 520 час. (из них: 250 аудиторных, 192 -самостоятельной работы, 78 - стажировка), 42 учебных дня, 6 часов в день.

Таким образом, переход на реализацию программ профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы даст ряд положительных результатов:

- позволит перейти на удобный, недорогой и, главное, быстрый (программа включает только профильные дисциплины) способ получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от получения второго высшего образования, которое длится 3 года, значительно дороже и насыщено общими дисциплинами;

- как и в случае с основными профессиональными образовательными программами высшего образования, обучение по программам профессиональной переподготовки можно организовать в любой форме: с отрывом или без отрыва от службы (работы), с частичным отрывом от службы (работы) и по индивидуальным формам обучения. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки;

- содержание обучения (стажировки) максимально приближено к реальным условиям профессиональной деятельности, так как оно определяется образовательным учреждением с учётом предложений территориальных органов и курирующих управлений ФСИН России;

- содержание обучения (стажировки) может носить как индивидуальный, так и групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

• самостоятельная работу с учебными изданиями;

• приобретение профессиональных и организаторских навыков;

• непосредственное участие в планировании работ;

• работ с технической, нормативной и другой документацией4

• выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве ВРИО или дублера);

• участие в совещаниях, деловых встречах;

- позволит образовательным учреждениям ФСИН России максимально использовать учебно-материальную базу территориальных органов и экономить значительную сумму денежных средств на оплату учебных отпусков и проезд, а также минимизировать негативные последствия отсутствия сотрудников (работников) на службе.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. -2012. - 31 декабря.

2. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 (ред. от 23.08.2012) // Российская газета. - 2006. - 02 марта.

3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета. - 2013. - 28 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.