Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание в условиях ведомственного вуза'

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях ведомственного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / КУРСАНТЫ / CADETS / ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВУЗ / DEPARTMENTAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Леонидовна

В статье представлен обзор проблемы гражданско-патриотического воспитания, рассмотрен содержательный аспект реализации данного вида воспитания. Автор приводит примеры из практики реализации гражданско-патриотического воспитания на примере курсантов ведомственного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of civil-patriotic education in terms of governmental universities

The article presents a theoretical overview of the problem of education and meaningful aspects of civil-patriotic education. The author gives examples from the implementation of various aspects of civil-patriotic education on the example of cadets of the departmental University.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях ведомственного вуза»

3. Латышева, Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты : монография. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017.

4. Мелентьев, М. П. Пенитенциарные системы зарубежных стран. — Киев: РИО МВД Украины, 1993.

5. Рыбак, М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. — Саратов: СГАП, 2004.

6. Хамадишин, Д. З. Рецидив или ресоциализация? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. — № 3.

Сведения об авторе

Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: olly1309@yandex.ru

Information about the author

Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), assistant professor of Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru

УДК 37.035.6

© Морозова А. Л., 2018

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

В статье представлен обзор проблемы гражданско-патриотического воспитания, рассмотрен содержательный аспект реализации данного вида воспитания. Автор приводит примеры из практики реализации гражданско-патриотического воспитания на примере курсантов ведомственного вуза.

Ключевые слова: воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; курсанты; ведомственный вуз.

© Morozova A. L., 2018

IMPLEMENTATION OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION IN TERMS OF GOVERNMENTAL UNIVERSITIES

The article presents a theoretical overview of the problem of education and meaningful aspects of civil-patriotic education. The author gives examples from the implementation of

various aspects of civil-patriotic education on the example of cadets of the departmental University.

Keywords: education; civil-patriotic education; cadets; departmental University.

Одним из обязательных условий реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), направленного на

эффективную подготовку будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы, обладающего указанными в ФГОС ВО компетенциями, выступает организация и проведение гражданско-патриотического воспитания обучающихся (курсантов) ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Вкратце рассмотрим основные вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций на примере Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк). Сразу оговорим, что в предлагаемом исследовании мы не можем не опираться на следующие документы:

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). Целью данной Стратегии признается не только определение приоритетов государственной политики РФ в сфере воспитания, но и выработка ключевых ориентиров развития современного воспитания, наконец, определение механизмов и ожидаемых результатов реализации данной Стратегии. Более того, она направлена на формирование гражданской идентичности россиянина [10];

- План мероприятий по реализации Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). В документе представлены в том числе план мероприятий как на местном, так и на федеральном уровнях [7];

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493). Целью государственной политики в области патриотического воспитания граждан признается как «повышение гражданской ответственности, так и формирование чувства сопричастности наших граждан к культуре и истории Отечества, наконец, воспитание гражданина, любящего Родину и семью и имеющего активную жизненную позицию» [1].

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся ведомственных вузов реализуется не только с учетом вышеуказанных документов, но и положений текущего ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки и специальностями, а также с учетом актуальных требований, предъявляемых к сотрудникам уголовно-исполнительной системы непосредственно ФСИН России [3; 4; 11]. В данном исследовании мы учитываем положения:

- приказа ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации вос-

питательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы»;

- Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ;

- ФГОС ВО (40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специали-тета) [12], 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) [13] и по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [14]), реализуемых на базе Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк Кемеровской обл.).

Вышеуказанные документы и приказы рассматриваются нами с педагогической точки зрения, в частности, с позиции теории и методики воспитания. Педагогическая наука сегодня ищет ответы на следующие важные вопросы:

4) каким образом процесс обучения, в частности, в условиях ведомственных образовательных организаций, способствует воспитанию обучающихся (поиск актуальных методов воспитания и способов их применения на практике) [2];

5) как формировать положительное отношение к выбранной профессии, развивать любовь к Родине и пр.

Указанные выше ФГОС ВО содержат требования к уровню подготовки выпускников образовательных организаций. Эти требования представлены в виде комплекса общекультурной (ОК), общепрофессиональной (ОПК) и профессиональной (ПК) компетенций, более того, компетенции профессионально-

специализированной направленности (ПСК; заявлены в ФГОС ВО по специ-

альностям 40.05.02 — Правоохранительная деятельность и 44.05.01 — Педагогика и психология девиантного поведения). Конкретное содержание этих компетенций и приведенных нормативно-правовых актов задают ориентир для профессорско-преподавательского состава (ППС) при конструировании и реализации гражданско-патриотического воспитания [12; 13; 14].

На основе анализа компетенций, перечисленных в ФГОС ВО, можно сделать вывод, что, независимо от профиля подготовки курсантов, их содержание обращено прежде всего к базовой культуре личности сотрудника УИС. Разработчики ФГОС ВО полагают, что у сотрудников УИС должна присутствовать не только активная гражданская позиция, но и уважение к чести и достоинству, правам и свободам человека и гражданина. Представленные в ФГОС ВО требования к уровню сформированности профессиональной компетенции выпускников подразумевают организацию и реализацию гражданско-патриотического направления в воспитательной работе.

Педагогический опыт подсказывает, что гражданско-патриотическое воспитание курсантов в наши дни носит универсальный характер и требования по его реализации представлены во всех приведенных нами ФГОС ВО, однако объем содержания и специфика воспитательной работы по гражданско-патриотическому направлению незначительно отличаются. Изучение направлений данной работы, указанных в ФГОС ВО, показывает, что сегодня при работе с «бакалаврами» ППС должен формировать готовность

обучающихся к последующему профессионально-личностному саморазвитию и самовоспитанию. Однако воспитательная работа с обучающимися по программе специалитета больше направлена на формирование и совершенствование активной гражданской позиции как основы профессиональной (юридической, правоохранительной) деятельности. Признаки универсальности гражданско-

патриотического воспитания проявляются в умении обучающихся уважительно относиться к человеку и к его правам и свободам, более того, в готовности и способности вести законопослушный образ жизни и т. д. Помимо этого гражданско-патриотическое воспитание выражается в умении учиться и работать в многонациональном и многоконфессиональном коллективе, что полностью соответствует вышеупомянутой Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. и Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» [1; 7; 10].

Таким образом, сегодня государство озабочено вопросами теории и практики реализации гражданско-патриотического воспитания граждан РФ, что нашло свое отражение в соответствующих постановлениях, стратегиях, приказах, кодексах, стандартах и пр.

Обратимся к накопленному педагогическому опыту. Анализ педагогической литературы по вопросам конструирования и реализации воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН России подтверждает актуальность данной проблемы. Особое вни-

мание в ходе изучения проблем воспитания в условиях вузов ФСИН России уделяется не только организации различных воспитательных мероприятий в рамках культурно-массовой работы [5; 6; 8; 15], но и выявлению роли и содержания воспитания самих обучающихся. Вопросы теории и практики реализации воспитания обучающихся (курсантов) ведомственных образовательных организаций ФСИН России представлены в исследованиях О. В. Игумновой, И. В. Кареевой, Л. И. Кундозеровой, О. А. Овчинникова, И. А. Острякова, И. А. Пушкаревой, О. А. Реймер и др. [5; 6; 8; 15]. Однако вопросы реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся указанными педагогами недостаточно освещены.

В предлагаемом исследовании мы разделяем позицию В. А. Сластенина в понимании воспитания как некой специально организованной деятельности ППС и обучаемых (воспитанников, курсантов), нацеленной на их образование в рамках педагогического процесса (в частности, ведомственной образовательной организации) [9]. В свою очередь, гражданско-патриотическое воспитание курсантов вузов ФСИН России может пониматься как целенаправленно организованный процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса (сотрудники института, ППС, курсанты), направленный на гражданско-патриотическое воспитание курсантов в рамках образовательного пространства ведомственной образовательной организации.

Далее логичным представляется обратиться к изучению накопленного педа-

гогического опыта по реализации гражданско-патриотического воспитания на примере Кузбасского института ФСИН России (с точки зрения реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. на местном уровне). Важно уточнить, что цель и специфика воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН России отражены в приказе ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» и Концепции воспитательной работы в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. Целью воспитательной работы в институте признается всестороннее развитие обучающихся, способных и готовых к гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, физическому самосовершенствованию и саморазвитию, наконец, к самореализации.

Необходимо упомянуть, что воспитание будущих офицеров УИС является систематической и целенаправленной деятельностью сотрудников и ППС института по развитию у обучающихся вышеуказанных качеств. Задачи гражданско-патриотического воспитания в Кузбасском институте ФСИН России реализуются с учетом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки региона.

В Кузбасском институте ФСИН России гражданско-патриотическое воспитание курсантов реализуется на следующих уровнях: 1) общеинститутский уровень (отдел по работе с личным составом); 2) кафедральный уровень и 3) ППС.

Имеющаяся в институте Концепция воспитательной работы нацелена на оптимизацию воспитательной работы в образовательном учреждении, создание оптимальной воспитательной среды для развития активной, всесторонне развитой и социально-ответственной личности курсанта, востребованного в УИС. Вкратце опишем данные уровни.

5. Обратимся к опыту реализации гражданско-патриотического воспитания на общеинститутском уровне (рассмотрим основные мероприятия). Так, Кузбасский институт ФСИН России принимает активное участие в работе областного и городского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию граждан. В рамках данного сотрудничества проводились следующие мероприятия:

- на базе Музея боевой и трудовой славы кузнецких металлургов г. Новокузнецка были проведены уроки мужества (для личного состава). На данное мероприятие были приглашены не только ветераны уголовно-исполнительной системы, но и работники, проявившие мужество и самоотверженность при исполнении служебного долга;

- кафедра гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин ежегодно организует городскую научно-практической конференцию, посвященную Великой Отечественной войне, куда приглашаются ветераны войны и труда.

Кузбасский институт ФСИН России регулярно участвует в ключевых областных и городских общественно-культурных мероприятиях, когда курсан-

ты включаются в состав знаменных групп и групп возложения цветов, в торжественных приемах губернатора Кемеровской области, главы г. Новокузнецка, посвященных профессиональным праздникам и памятным датам. Курсанты привлекаются к организации и проведению таких общественно-культурных праздничных мероприятий, как парады ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, торжества ко дням воинской славы, праздничные концерты, открытия памятников и мемориальных досок памяти погибшим воинам. Данные мероприятия всегда интересны курсантам, которые принимают активное участие в них, что способствует привитию любви к Родине, малой Родине, истории Отечества и выбранной профессии.

Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании курсантов 1 курса на общеинститутском уровне играет приведение к Присяге курсантов. Данное мероприятие проводится на Бульваре Героев — мемориальном комплексе погибшим во время Великой Отечественной войны. Принятие присяги — очень важное событие в жизни курсанта, когда ему присваивается его первое звание, это дает ему чувство принадлежности к УИС, осознание долга перед Родиной и понимание выбранной профессии. Там же традиционно проводится и торжественная церемония выпуска молодых офицеров УИС.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся отводится комнате истории УИС. В 2011 г. силами сотрудников института была оборудована комната истории УИС,

где на постоянной основе проводятся как уроки мужества, так и встречи с ветеранами и сотрудниками УИС. Помимо этого, здесь регулярно проводятся учебные занятия по дисциплинам, связанным непосредственно с историей уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, в Кузбасском институте ФСИН проводится активная работа по развитию гражданско-патриотического воспитания курсантов.

6. Гражданско-патриотическое воспитание реализуется и на уровне кафедр института. На заседаниях кафедр не реже одного раза в семестр рассматриваются итоги реализации гражданско-патриотического воспитания, организуются разнообразные мероприятия по оптимизации воспитательной работы в заявленном направлении. Обратимся к опыту кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин. Кафедрой регулярно проводятся заседания научных кружков и конференции, посвященные Великой Отечественной войне, истории УИС и пр. Помимо этого кафедрой организуются творческие вечера и конкурсы чтецов, где обучаемые декламируют стихи на гражданско-патриотическую тематику.

7. Отметим, что преподаватели кафедр принимают активное участие в общеинститутских воспитательных мероприятиях, помимо этого, они самостоятельно проводят различные мероприятия по реализации гражданско-патриотического воспитания.

Важно отметить, что в ходе конструирования и проведения занятий, в том числе в инновационных формах,

преподаватели кафедры уделяют особое внимание его воспитательным составляющим. Преподаватели на регулярной основе проводят беседы по гражданско-патриотическому воспитанию, помимо этого, содержание самих занятий отвечает целям воспитания, указанным во всех вышеперечисленных документах [1; 3; 4; 7; 10; 11; 12; 13; 14].

В процессе проведения занятий с курсантами преподаватели прибегают к использованию таких методов воспитания, как дискуссия, личный пример, проблемная беседа, наконец, отдельные аспекты кейс-метода и метода проекта, когда собственно тематика проектов и кейсов содержит гражданско-патриотическую компоненту, например: проект «Служу УИС — служу России», кейс «Противодействие коррупции», проект «Великая Отечественная война: страницы памяти» и др. [2; 8].

Определенный интерес представляет педагогический опыт по реализации гражданско-патриотического воспитания в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык». И. А. Пушкарева применительно к изучению возможностей и специфики практического применения профессионально-ориентированного обучения курсантов ведомственных вузов иностранному языку отмечает, что подбор современных методик и инновационных форм обучения, а также регулярное применение технических средств обучения нацелено не только на оптимизацию качества подготовки будущего офицера УИС, но и на формирование активной личности обучаемого, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовер-

шенствованию, в том числе в области гражданско-патриотического самовоспитания [8]. Автор справедливо полагает, что разноструктурность реализации гражданско-патриотического воспитания в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык» обусловлена многоплановостью самого понятия профессионально-ориентированного обучения, которое включает в себя не только освоение курсантами лингвострановедческих знаний по предмету, знание основ межкультурной коммуникации, но и активизацию механизмов самообразования и самовоспитания, в том числе в сфере гражданско-патриотического самовоспитания. Мы разделяем позицию И. А. Пушкаревой и считаем, что в ходе изучения неродного языка необходимо реализовывать воспитательные цели, направленные на развитие личности обучаемого на культурно-профессиональном уровне. В рамках преподавания иностранного языка данная (воспитательная) цель подразумевает не только воспитание толерантного отношения и уважения к представителям других национальностей, любви к Родине и активизацию механизмов к самовоспитанию, но и гражданско-патриотическое самовоспитание [8].

Таким образом, ППС, кафедры и сотрудники других подразделений института особое внимание уделяют гражданско-патриотическому воспитанию курсантов.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня государство озабочено вопросами гражданско-патриотического воспитания своих граждан, для чего было создано и реализуется (на федеральном и местном уровнях) достаточное количе-

ство нормативных документов. Как пока- щих мероприятий. Наконец, гражданско-

зывает практика реализации гражданско- патриотическое воспитание внутри от-

патриотического воспитания, положения дельной образовательной организации

данных документов, стратегий, приказов, логично структурировать (общеинститут-

стандартов и пр. были учтены и на мест- ский уровень, кафедры, 1111С), что позво-

ном уровне (опыт Кузбасского института лит более успешно и эффективно реали-

ФСИН России) при разработке локаль- зовывать воспитание в ходе подготовке

ных актов и проведении соответствую- будущих офицеров УИС.

Литература

1. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. — Режим доступа: http://government.ru/docs/21341 (дата обращения: 10.09.2017).

2. Игумнова, О. В. Роль методов формирования сознания и их применение в рамках контактной аудиторной работы с обучающимися ведомственных вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2018. — № 1. — С. 66-76.

3. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 54152/ (дата обращения: 14.01.2018).

4. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. — № 41.

5. Овчинников, О. А. Военно-патриотическое воспитание курсантов в вузах ФСИН России: сущность, значение и основные критерии // Вестник Владимирского юридического института. — 2014. — № 1 (30). — С. 50-56.

6. Остряков, И. А., Реймер, О. А. Религиозно-эстетическое воспитание курсантов вузов ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 г. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. — С.203-207.

7. План мероприятий по реализации Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 195441/29bb26c0704ea27f2f75ec4188ceb138a8427120/ (дата обращения: 01.09.2017).

8. Пушкарева, И. А. Практико-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 3 (32). — С. 179-183.

9. Сластенин, В. А. [и др.] Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). — Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/открытое_министерство/стратегия (дата обращения: 01.09.2017).

11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c022849f6/ (дата обращения: 04.11.2017).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета): утв. приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (дата обращения: 01.09.2017).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) : утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1611. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/ploadfiles/fgosvospec/440501.pdf (дата обращения: 01.09.2017).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата): утв. приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения: 01.09.2017).

15. Чириков, А. Г., Кундозерова, Л. И., Остряков, И. А. Подготовка сотрудников уголовно-исполнительной инспекции в вузах ФСИН России — проблема педагогическая // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 10. — С. 142-143.

Сведения об авторе

Морозова Анна Леонидовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: llg04@yandex.ru

Information about the author

Morozova Anna Leonidovna: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences, assistant professor. E-mail: llg04@yandex.ru

УДК 37.01

© Новикова О. В., 2018

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРИОБРЕТЕНИИ НАВЫКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Высокие требования, предъявляемые к современному юристу, далеко не всегда реализуются в его практической деятельности. Автор подчеркивает важность формирования у студентов профессиональных и универсальных компетенций в их единстве, где связующим звеном выступает всестороннее овладение русским языком, в том числе официально-деловым стилем. Именно такой подход будет способствовать овладению навыками юридической техники, что, в свою очередь, является условием успеха в профессиональной деятельности в современной ситуации жесткой конкуренции на рынке труда. Важность сказанного иллюстрируется на примере фрагмента судебной лингвистической экспертизы спорного текста договора аренды жилого помещения. В статье показывается роль русского языка в процессе воспитания языковой личности и овладения юридической техникой будущими специалистами с целью успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход; официально-деловой стиль; юридическая техника; лингвистическая экспертиза.

© Novikova O. V., 2018

THE ROLE OF THE COMPETENCE APPROACH IN ACQUIRING SKILLS IN LEGAL TECHNOLOGY

The relevance of this article is dictated by the fact that the high demands placed on modern lawyers are not always implemented in their practice. The author emphasizes the importance of the formation of students ' professional and universal competencies in their unity, where the link is a comprehensive mastery of the Russian language, including the official and business style. It is this approach that will facilitate the acquisition of skills in legal technology, which, in turn, is a condition for success in professional activities in the current situation of fierce competition in the labor market. The importance of this is illustrated by the example of a fragment of the judicial linguistic expertise of the disputed text of the lease agreement of premises. The article shows the role of the Russian language in the process of education of the linguistic personality and mastering of legal technique by future specialists for the purpose of successful professional activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: competence approach; official-business style; legal technique; linguistic expertise.

Политическая, экономическая и со- го общества претерпевает сегодня серь-циальная жизнь современного российско- езные изменения. В этой связи высокие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.