Информация об авторе
Малышева Инна Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Malysheva Inna Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of State and Law Disciplines, candidate of law, assistant professor. E-mail: [email protected]
УДК 37.043
© Морозова А. Л., 2018 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье проведен обзор актуальных проблем современного воспитания. Обобщен современный опыт реализации воспитания обучающихся ведомственных образовательных организаций ФСИН России. Автор приводит примеры из практики реализации различных аспектов воспитания на примере курсантов ведомственного вуза.
Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, культура межнационального общения, патриотическое воспитание, курсанты, ведомственные образовательные организаций.
© Morozova A. L., 2018 CURRENT PROBLEMS OF EDUCATION OF STUDENTS
In article the review of current problems of modern education is carried out. Modern experience of realization of education of the studying departmental educational organizations of the FPS of Russia is generalized. The author gives examples from practice of realization of various aspects of education on the example of cadets of departmental higher education institution.
Keywords: education, family education, culture of international communication, patriotic education, cadets, departmental educational organizations.
Реализация воспитания обучающихся (курсантов) образовательных организаций, подведомственных Федеральной службе исполнения наказания (далее — ФСИН России), признается в наши дни неотъемлемым условием эффективной реализации федерального государственного образовательного стандарта высше-
го образования (далее — ФГОС ВО), направленного на успешную подготовку сотрудника уголовно-исполнительной системы. В предлагаемой статье мы вкратце рассмотрим ключевые направления воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН
России на примере Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк).
Актуальной проблемой сегодня в педагогике является формирование и развитие у наших граждан любви к Родине, чувства патриотизма, духовно-нравственных и социальных ценностей. Осознавая заявленную проблему, 30 декабря 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493), главным исполнителем этой программы выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Принимая во внимание актуальные задачи развития Российской Федерации, целью образовательной политики в сфере гражданско-патриотического воспитания, в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ № 1493, признано «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». К планируемым результатам реализации Программы можно отнести развитие чувства патриотизма у
наших граждан как некой духовно-нравственной и социальной ценности.
В связи с этим актуальным становится обращение к накопленному педагогическому опыту по реализации гражданско-патриотической воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций ФСИН России. Уточним, что целью воспитания обучающихся (курсантов) образовательных организаций, подведомственных ФСИН России, в соответствии с приказом ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» и Концепцией воспитательной работы в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, является разностороннее развитие обучающихся, способных к гражданско-патриотическому, духовно-
нравственному, а также и к физическому самосовершенствованию и саморазвитию и к самореализации.
В рамках реализации воспитательной работы (гражданско-патриотическое направление) курсанты активно принимают участие в проведении городских общественно-культурных праздничных мероприятий: парады ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, торжества к Дням воинской славы и пр. Более того, в институте создана комната истории, где постоянно действует экспозиция по истории уголовно-исполнительной системы Западной Сибири Кузбасского института ФСИН России. Кафедра гуманитарных-социально-экономических и естественно-научных дисциплин ежегодно проводит научно-практическую конфе-
ренцию, посвященную Великой Отечественной войне, которую посещают ветераны войны и труда. Также кафедра проводит ежегодную научно-
практическую конференцию «История уголовно-исполнительной системы России: человек — общество — государство», направленную на развитие не только гражданско-патриотического воспитания, но и любви к профессии.
Помимо гражданско-патриотического воспитания, в институте реализуются следующие воспитательные мероприятия и конкурсы: «Папа, мама, я — дружная семья». Проведение данного конкурса нацелено на развитие семейных ценностей и чувств, более того взаимной любви, что задает духовно-нравственную атмосферу в семьи.
Более того, с целью развития любви к выбранной профессии и сплочения курсантов среди курсантов учебно-строевого подразделения факультета правоохранительной деятельности проводятся следующие конкурсы самодеятельного художественного творчества: «Звездные судьбы» (соревнования по водительскому мастерству), «Я — курсант», игры КВН, конкурс театрального искусства, конкурс «Дары осени» и пр.
Другой проблемой воспитания является формирование и развитие культуры межнационального общения. Культура межнационального общения является сложным и разноструктурным явлением, которое включает ряд структурных компонентов: когнитивный (знание и понимание норм, наконец, принципов и требований общегуманистической этики), эмоционально-коммуникативный, пове-
денческо-деятельностный и мотивацион-ный (стремление знать историю и культуру своего народа).
Реализация воспитания по формированию и развитию культуры межнационального общения представляется важным в рамках нашего института, так как здесь обучаются представители разных народностей, традиций и религиозных конфессий. Поэтому даже при проведении дня УИС учитывается данное направление воспитательной работы и курсанты имеют возможность продемонстрировать танцы и песни разных народов. Более того, само содержание учебных занятий нацелено на развитие данного общения, так как воспитание и развитие культуры межнационального общения подразумевает: знакомство курсантов с системой научных знаний человеке; формирование гражданских и общечеловеческих чувств; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий и т. д. Напомним, что методика воспитания культуры межнационального общения основывается прежде всего на знаниях преподавателя о личностных особенностях курсантов и о их межличностных отношениях с сокурсниками. В ходе конструирования и реализации воспитательной работы, направленной на развитие культуры межнационального общения, необходимо учитывать как индивидуально-культурные особенности обучаемого, национальный состав взвода (обучающихся), так и возможные проблемы межличностных отношений. Поэтому в ходе проведения занятий преподаватели не только соблю-
дают основные принципы развития культуры межнационального общения (гуманизм, равноправие и сотрудничество), но и учат курсантов воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль, а также доверять друг другу [1, с. 11-14; 4, с. 29].
Определенный интерес при изучении актуальных проблем современного воспитания обучающихся ФСИН представляет опыт сотрудников кафедр института. Преподаватели принимают активное участие в общеинститутских воспитательных мероприятиях, более того, сами организуют и проводят подобного рода воспитательные мероприятия. Так кафедра гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин проводит творческие вечера, посвященные классикам отечественной литературы (А. С. Пушкину, И. С. Тургеневу, М. М. Пришвину и др.); а также различные конкурсы чтецов, где курсанты и слушатели заочной формы обучения читают стихи, в том числе на патриотическую тематику. Необходимо указать, на кафедре гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию обучающихся. Преподаватели кафедры на регулярной основе организуют кружки по духовно-нравственному развитию обучающихся. Также в процессе конструирования занятий, преподаватели
уделяют особое внимание воспитательной компоненте, когда организуют беседы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию [3, с. 182; 6, с. 86]. Уточним, что непосредственно содержание занятий соотносится с целями воспитания, обозначенными в приказе ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555. В ходе реализаций занятий преподаватели используют ряд методов воспитания: беседа, дискуссия, личный пример. Преподаватели используют отдельные аспекты метода проекта и кейс метода, поэтому тематика используемых кейсов и проектов обязательно содержит воспитательную составляющую, допустим: проект «Моя будущая профессия», кейс «Противодействие коррупции», проект «Нет наркотикам» и пр. [5, с. 148].
Таким образом, проблеме
воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН уделяется особое внимание в процессе подготовки будущих сотрудников УИС. Накопленный институтом
педагогический опыт по данному направлению работы показывает, что для оптимизации воспитательного процесса данной работой следует заниматься всем сотрудникам образовательной
организации.
Литература
1. Киселев, М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования : автореф. дис. канд. пед. наук. — Томск 2007. — 23 с.
2. Кундозерова, Л. И., Чириков, А. Г. Методические подходы к формированию организационно-управленческих компетенций курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 5— С. 28-30.
3. Морозова, А. Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 4 (76).
— С. 181-184.
4. Наумова, В. Н. Теория + практика=знания // Преступление и наказание. — 2015. — № 9.
5. Морозова, А. Л. Кейс метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.
— 2017. — № 3 (67). — С. 147-153.
Информация об авторе
Морозова Анна Леонидовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Morozova Anna Leonidovna: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the ^air of humanities, social, economic and natural sciences, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected]
УДК 37. 022
© Новоселова Д. В., 2018
МНОГОМЕРНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ
Статья посвящена современным технологиям обучения, в частности, дидактической многомерной технологии. Рассматриваются особенности данной технологии, конкретная ее реализация с помощью логико-смысловых моделей. Также представлены принципы построения логико-смысловых моделей. Разбирается пример работы с ЛСМ при изучении темы: «Программный комплекс автоматизированной картотеки учета спецконтингента».
Ключевые слова: многомерный дидактический инструментарий, логико-смысловая модель, опорный конспект, опорные гранулы.