Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков'

Организационно-педагогические условия подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОСУГ / CADETS / TRAINING OF CADETS AND STUDENTS / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / LEISURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Леонидовна

В статье автор рассматривает актуальные вопросы подготовки курсантов и слушателей ведомственных вузов к организации досуга детей и подростков и разрабатывает соответствующие организационно-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-pedagogical conditions of training of cadets and students of departmental universities to the organization of children and adolescents leisure

The author views modern issues of training of cadets and students of departmental universities to the organization of children and adolescents leisure.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков»

Педагогика

УДК 378

А.Л. Морозова *

Организационно-педагогические условия подготовки

курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций

к организации досуга детей и подростков

В статье автор рассматривает актуальные вопросы подготовки курсантов и слушателей ведомственных вузов к организации досуга детей и подростков и разрабатывает соответствующие организационно-педагогические условия.

Ключевые слова: курсанты, подготовка курсантов, организационно-педагогические условия, досуг.

A.L. Morozova*. Organizational-pedagogical conditions of training of cadets and students of departmental universities to the organization of children and adolescents leisure. The author views modern issues of training of cadets and students of departmental universities to the organization of children and adolescents leisure.

Keywords: cadets, training of cadets and students, organizational and pedagogical conditions, leisure.

Сегодня, в условиях перманентных изменений в социально-экономической и политической жизни нашего Отечества и в рамках формирования единого образовательного пространства и реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (далее - ФГОС ВПО), государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г., государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.), актуальным представляется пересмотр организационно-педагогических условий подготовки курсантов и слушателей ведомственных вузов к организации досуга детей и подростков. На основе вышеизложенного практическое владение курсантами ведомственных образовательных организаций ФСИН способами организации досуга детей и подростков представляется востребованным, что должно реализовываться в процессе обучения в соответствующей ведомственной образовательной организации по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения.

Поэтому одним из важных направлений реформирования профессионального образования, как нам кажется, сегодня является развитие не только профессиональной компетентности в целом, но и её важной компоненты, диктуемой самим ФГОС ВПО по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения, а именно, способности реализовывать психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников УИС. Более того, в указанном ФГОС ВПО заявлено, что процесс обучения по данной специальности должен быть направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:

- способности понимать социальную значимость выбранной профессии, а также специфику и содержание государственной службы в УИС, выполнять гражданский и служебный долг в соответствии с нормами общепринятой в обществе морали, служебного этикета и профессиональной этики;

- способности проявлять психологическую устойчивость в условиях службы;

- способности проявлять инициативу, креативно мыслить, творчески решать разнообразные профессиональные задачи;

- способности соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов [1].

Далее считаем необходимым уточнить рабочие понятия предлагаемого исследования: досуг и

его содержание, организация досуга, организационно-педагогические условия подготовки курсантов и слушателей ведомственных вузов к организации досуга детей и подростков.

А.И. Лучанкин, Ф.С. Махов и А.А. Сияцкий полагают, что досуг является одной из форм жизнедеятельности детей и подростков. Необходимо уточнить, что понятие досуга для подростков, с учётом их возрастных психологических особенностей, представляется некой сферой социальной жизнедеятельности, позволяющей им выступать в принципиально иных (отличных от семейных и школьных) социальных ролях. Подростки особенно остро ощущают потребность в личностной свободе и независимости от мнения взрослых, активной деятельности и всестороннем самовыражении. Указанные исследователи верно полагают, что отличительной характеристикой детско-юношеского досуга выступает творческое поведение и нестандартное взаимодействие с окружающей детей и подростков средой.

Необходимо отметить, что содержание досуга детей и подростков понимается данными авторами как некая совокупность определенных элементов детских и подростковых увлечений, хобби и интересов. Уточним, что к структурным элементам содержания самого досуга можно отнести следующее: компьютер, кино, книги, телевидение, художественное и техническое творчество, прикладной труд,

* Морозова, Анна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-905-967-95-20. E-mail: [email protected].

* Morozova, Anna Leonidovna, PhD, senior lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. E-mail: [email protected].

© Морозова А.Л., 2016

Морозова А.Л. Организационно-педагогические условия подготовки курсантов и слушателей.

наконец, спорт, совместное творчество, музыку, театр, путешествие и коллекционирование и пр. При этом каждый отдельно взятый элемент досуга имеет свои формы, вариации, модели, что актуализирует проблему его четкой организации и структурирования.

Ключевой формой организации досуга детей и подростков традиционно выступают мероприятия. Мы выделяем следующие признаки мероприятия: созерцательно-исполнительская позиция его участников (детей и подростков); организаторская роль сотрудников внутренней службы и педагогического состава.

Как справедливо полагает В.С. Безрукова, содержание самого мероприятия не должно быть формальным, т.к. в подобном случае теряется воспитательный потенциал проводимого мероприятия.

Далее логичным представляется рассмотрение организационно-педагогических условий подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций, обучающихся по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения, к организации досуга детей и подростков, чему и посвящено предлагаемое исследование. Заявленные нами условия понимаются нами как определенная совокупность обстоятельств, определяющих эффективность подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к качественной организации досуга детей и подростков.

Мы считаем, что эти условия направлены на реализацию основополагающих идей ФГОС последнего поколения, а также компетентностного подхода, определяющих уточнение принципов образования в части практического применения разрабатываемых нами организационно-педагогических условий подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к качественной организации досуга детей и подростков:

- принцип практико-ориентированной направленности всего процесса изучения дисциплин гуманитарного и социального, естественнонаучного циклов и предметов выбранной специализации в ведомственной образовательной организации, что способствует, согласно мнению Е.Н. Зарецкой, установлению межпредметных связей и формированию заявленных во ФГОС компетенций;

- принцип активизации квазипрофессионального вида учебной деятельности, ориентированного на развитие мотивации у курсантов и слушателей профессионального самообразования (А.А. Леонтьев и др.);

- принцип ведущей роли совместной практико-ориентированной деятельности всех участников образовательного процесса.

Вышеизложенное было нами учтено при конструировании организационно-педагогических условий подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к качественной организации досуга детей и подростков, а именно: дидактических, учебно-методических и организационно-технических.

I. Под дидактическими условиями подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к качественной организации досуга детей и подростков мы подразумеваем, во-первых, уточнение самого содержания образования не только по одноименному предмету «Организации досуга детей и подростков», но и дисциплин гуманитарного и социального (Иностранный язык, Философия, Социология и пр.), а также естественнонаучного (Пенитенциарная педагогика, Коррекционная педагогика, Социальная педагогика, Психология личности и др.) циклов и предметов выбранной специализации. Более того, при организации учебной и производственной практики в полном соответствии со специальностью 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения. Необходимо уточнить, что нам близка позиция И.П. Подласого в понимании содержания образования как заранее простроенной системы компетенций, знаний и умений по отдельно взятому предмету в рамках образовательного процесса образовательной организации

Напомним, что изучению вышеуказанных дисциплин гуманитарного и социального цикла свойственен определенный пропедевтический и практико-ориентированный характер согласно ООП по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения, что отражено в учебно-методических комплексах по данным предметам. Принимая во внимание тот факт, что дисциплины указанного цикла осваиваются курсантами и слушателями на 1-2-м курсах обучения в ведомственной образовательной организации, информация по специальности в рамках этого цикла должна содержать ключевые сведения об основных направлениях планируемой службы курсантов в УИС [2; 3]. Подобного рода организация образования поможет курсантам и слушателями получить более четкое представление о внутренней службе, наконец, подготовит их к дальнейшему изучению предметов выбранной специализации.

Важным аспектом при отборе содержания образования по вышеуказанным дисциплинам гуманитарного и социального, естественнонаучного циклов нами признаётся их направленность на формирование и развитие учебной мотивации изучения данных предметов за счёт:

- уточнения профессионально-личностного смысла процесса изучения этих дисциплин (изучение и анализ актуального опыта по вопросу организации досуга детей и подростков, а также государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.) и пр.);

- принятие социальной значимости как собственно профессии сотрудника УИС, так и организации досуга детей и подростков, т.к. сегодня приоритетной задачей Российской Федерации, согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.), признается «формирование новых поколений, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих

Педагогика

традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей» [4; 5; 6].

Далее логичным представляется обратиться к анализу практики, когда в условиях организации образовательного процесса по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения в ведомственной образовательной организации Федеральной службы исполнения наказания России актуальным становится междисциплинарное понятие «организация досуга», фактически затрагиваемое в процессе конструирования учебно-методических комплексов по вышеуказанным дисциплинам ведомственной образовательной организации, когда это понятие анализируется в контекстах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы», стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.) [2].

Принимая во внимание специфику подготовки курсантов и слушателей ведомственных вузов ФСИН по данной специальности, мы предлагаем использовать отдельные положения метода проекта и кейс-метода с учётом требований компетентностного подхода и текущего ФГОС ВПО:

- метод проекта нацелен на развитие заявленных во ФГОС ВПО по соответствующей специальности результатов освоения дисциплин за счёт активизации самостоятельной работы обучающихся в процессе подготовке и реализации проекта. Наконец, проект в качестве конечного результата предполагает наличие конкретного продукта, коим могут выступать: презентация, доклад, статья, собственно мероприятие с детьми и подростками, различные отчёты и пр. Практическое применение метода проекта позволит курсантам и слушателям получить более полное и чёткое представление о специфике своей службы в УИС, а также внесёт смыслообразующую компоненту в процесс изучения дисциплин вышеуказанных циклов и будет способствовать развитию учебной мотивации;

- применение кейс-метода позволит преподавателю значительно увеличить объём практико-ориентированных знаний и умений курсантов и слушателей. К преимуществам метода относится увеличение времени, отводимого на самостоятельную работу, при этом количество аудиторных часов на изучение отдельно взятой темы сохраняется. Необходимо указать, что это достаточно трудоёмкий метод, требующий от всех участников образовательного процесса определенной подготовки. Практика показывает, что применение данного метода способствует развитию учебной мотивации обучаемых, т.к. имеет очевидную связь с практикой [4].

Учёт требований компетентностного подхода и ныне реализуемого ФГОС ВПО при уточнении содержания образования по ранее указанным предметам гуманитарного и социального, естественнонаучного циклов на основе данных методов обучения способствует практико-ориентированному наполнению этих дисциплин. Это предполагает составление курсантами и слушателями плана мероприятий по организации досуга, письменных работ по современным проблемам организации разнообразного досуга детей и подростков сотрудниками УИС (аннотации, составление отчётов, планов и пр.) с целью приобретения обучаемыми актуальных практико-ориентированных знаний и умений, в т.ч. в ходе анализа опыта ученых-пенитенциаристов.

Подобного рода организация образовательного процесса определённо будет способствовать как углублению и расширению знаний курсантов и слушателей по исследуемой проблеме, так и развитию умения переносить полученные теоретические знания на практику. Таким образом, мы считаем, что дидактическим условием подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к качественной организации досуга детей и подростков является конкретизация и профориентация содержания образования по дисциплинам гуманитарного и социального, естественнонаучного циклов специализации 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения

II. Рассмотрим учебно-методические условия подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков, диктующие разработку и внедрение учебно-методического комплекса (далее УМК), на примере дисциплины «Организация досуга детей и подростков», отвечающего требованиям текущего ФГОС ВО [1].

Анализ УМК, программ и учебных пособий данному курсу позволил нам констатировать, что их разработчики не уделяют должного внимания вопросам подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков, ограничиваясь вопросами изучения видов досуга. В вариативную часть УМК дисциплины необходимо включить примерные планы, в т.ч. календарное планирование, по организации разнообразных мероприятий, методические рекомендации по организации досуга, а также план-конспекты и технологические карты по разработке конкретных материалов, примерную тематику возможных мероприятий и пр.

Заявленное условие обусловливает разработку соответствующих рабочей программы и учебного пособия по дисциплине «Организация досуга детей и подростков», нацеленных на подготовку курсантов ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков.

III. Организационно-технические условия подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков подразумевают организацию и проведение различных мероприятий с применением возможностей информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), включая интернет-ресурсы, подготовку видеослайдов, презентаций и т.д. в ходе организации разнообразных форм деятельности курсантов и слушателей (учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной) и внедрения вышевыделенного комплекса методов обучения.

Практическое использование ИКТ в рамках преподавания данной дисциплины открывает широкие возможности в обучении курсантов и слушателей профессиональному общению в области

Нимировский В.П., Слепов В.Я. Где живет наш патриот? Искать его следует в себе самом

изучения вышеуказанного предмета (поиск дополнительных практико-ориентированных материалов по организации досуга, научной и проектной работы и др.).

Более того, использование на практике возможностей ИКТ в ходе создания презентаций, вебсайтов, использование технических возможностей Moodle и социальных сетей позволяет реализовывать цели молодёжной политики, указанные в Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493) , а именно: 1) создание условий, направленных на всестороннее социальное, духовное, более того, физическое развитие молодежи и пр.; 2) участие детей и подростков в социально-экономическом развитии России; 3) сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения; 4) формирование гражданственности и патриотизма у детей, подростков и молодежи [4, 5].

Итак, указанные организационно-технические условия способствуют подготовке курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков.

Таким образом, разработанные нами организационно-педагогические условия (дидактические, учебно-методические, организационно-технические) нацелены на подготовку курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков на качественно новом уровне в условиях реализации последнего ФГОС ВПО.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2062.

2. Махов, Ф. С. Подросток и свободное время. - Л., 1982. - 180 с.

3. Лучанкин, А. И., Сияцкий, А. А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / 3-е изд., исправ. и реком. - Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. - 396 с.

4. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.).

УДК 378.14

В.П. Нимировский*, В.Я. Слепов**

Где живет наш патриот? Искать его следует в себе самом

Статья посвящена проблемам совершенствования готовности современной молодежи защищать Отечество.

Ключевые слова: патриотизм, принципы, система, сущность, содержание, задачи воспитания.

V.P. Nimirovskiy*, V.J. Slepov**. Where does our patriot live? You should look for him in yourself.

The article is devoted to the problems of improvement of modern youth readiness to defend the Motherland. Keywords: patriotism, principles, system, essence, contents, education problems.

Нам уже приходилось публично подчеркивать, что в настоящее время характерной чертой российской государственности является глобальный преобразовательный процесс, охватывающий все стороны (сферы) нашего общества. Мы наблюдаем сегодня, как меняются приоритеты во внутренней и внешней политике Российской Федерации, её экономический, политический и государственный строй; на новых основах и в полный голос державности строятся отношения между странами различных регионов,

* Нимировский, Валерий Петрович, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 730-03-50.

** Слепов, Владимир Яковлевич, профессор Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812)759-66-33, 8-911-748-55-33.

* Nimirovskiy, Valeriy Pavlovich, Commander of St.-Petersburg military institute of Internal Troops. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1. Ph. 730-03-50.

** Slepov, Vladimir Jakovlevich, the professor of St.-Petersburg military institute of Internal Troops Doctor of the pedagogical sciences, the Honored figure of a science of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1. Ph.:(812) 759-66-33.

© Нимировский В.П., Слепов В.Я., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.