Научная статья на тему 'Где живет наш патриот? Искать его следует в себе самом'

Где живет наш патриот? Искать его следует в себе самом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПРИНЦИПЫ / СИСТЕМА / СУЩНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / PATRIOTISM / PRINCIPLES / SYSTEM / ESSENCE / CONTENTS / EDUCATION PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нимировский Валерий Петрович, Слепов Владимир Яковлевич

Статья посвящена проблемам совершенствования готовности современной молодежи защищать Отечество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нимировский Валерий Петрович, Слепов Владимир Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Where does our patriot live? You should look for him in yourself

The article is devoted to the problems of improvement of modern youth readiness to defend the Motherland.

Текст научной работы на тему «Где живет наш патриот? Искать его следует в себе самом»

изучения вышеуказанного предмета (поиск дополнительных практико-ориентированных материалов по организации досуга, научной и проектной работы и др.).

Более того, использование на практике возможностей ИКТ в ходе создания презентаций, вебсайтов, использование технических возможностей Moodle и социальных сетей позволяет реализовывать цели молодёжной политики, указанные в Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493) , а именно: 1) создание условий, направленных на всестороннее социальное, духовное, более того, физическое развитие молодежи и пр.; 2) участие детей и подростков в социально-экономическом развитии России; 3) сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения; 4) формирование гражданственности и патриотизма у детей, подростков и молодежи [4, 5].

Итак, указанные организационно-технические условия способствуют подготовке курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков.

Таким образом, разработанные нами организационно-педагогические условия (дидактические, учебно-методические, организационно-технические) нацелены на подготовку курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций к организации досуга детей и подростков на качественно новом уровне в условиях реализации последнего ФГОС ВПО.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 44.05.01 - Педагогика и психология девиантного поведения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2062.

2. Махов, Ф. С. Подросток и свободное время. - Л., 1982. - 180 с.

3. Лучанкин, А. И., Сияцкий, А. А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / 3-е изд., исправ. и реком. - Екатеринбург: УрО РАН, Ин КОТ, 1997. - 396 с.

4. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р).

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 гг.).

УДК 378.14

В.П. Нимировский*, В.Я. Слепов**

Где живет наш патриот? Искать его следует в себе самом

Статья посвящена проблемам совершенствования готовности современной молодежи защищать Отечество.

Ключевые слова: патриотизм, принципы, система, сущность, содержание, задачи воспитания.

V.P. Nimirovskiy*, V.J. Slepov**. Where does our patriot live? You should look for him in yourself.

The article is devoted to the problems of improvement of modern youth readiness to defend the Motherland. Keywords: patriotism, principles, system, essence, contents, education problems.

Нам уже приходилось публично подчеркивать, что в настоящее время характерной чертой российской государственности является глобальный преобразовательный процесс, охватывающий все стороны (сферы) нашего общества. Мы наблюдаем сегодня, как меняются приоритеты во внутренней и внешней политике Российской Федерации, её экономический, политический и государственный строй; на новых основах и в полный голос державности строятся отношения между странами различных регионов,

* Нимировский, Валерий Петрович, начальник Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 730-03-50.

** Слепов, Владимир Яковлевич, профессор Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812)759-66-33, 8-911-748-55-33.

* Nimirovskiy, Valeriy Pavlovich, Commander of St.-Petersburg military institute of Internal Troops. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1. Ph. 730-03-50.

** Slepov, Vladimir Jakovlevich, the professor of St.-Petersburg military institute of Internal Troops Doctor of the pedagogical sciences, the Honored figure of a science of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1. Ph.:(812) 759-66-33.

© Нимировский В.П., Слепов В.Я., 2016

несмотря на различные санкции европейского Запада, в т.ч. в военной и военно-политических областях; формируются новые механизмы обеспечения безопасности страны, в т.ч. и борьбы с глобальным терроризмом; продолжает корректироваться военная реформа. В основе реформы лежат процессы профессионализации армии и флота, внутренних войск МВД, их перевооружения и технической оснащенности новыми образцами, способствующими повышению боеготовности и боеспособности частей и подразделений, их боевого, технического и тылового обеспечения деятельности. Однако следует особо отметить, что многое меняется в войсках, но неизменной остается одна из многих задач - воспитание у воина патриотизма как чрезвычайно важной черты характера защитника Отечества, соответствующего новым реалиям и проблемам кризисного состояния самосознания военнослужащих.

Сегодня мало кто может отрицать тот факт, что в результате Сочинской олимпиады, добровольного воссоединения Крыма с Россией, оказания военной помощи Сирии в борьбе с терроризмом на её территории, празднования 70-летия Великой Победы и т.д. произошел быстрый и неконтролируемый подъём в обществе русского державного патриотизма (самосознания), который является неотъемлемым компонентом программ и предвыборных платформ большинства политических партий страны (будь то ЕР, КПРФ, ЛДПР и т.д.). Основными составляющими элементами этой идеологии являются приверженность социальной справедливости; православие; духовные ценности; соборность, общность и коллективизм; приверженность «сверх идее» как катализатору самосознания и патриотизма; лидерство, жертвенность и ряд других [9, с. 168]. Как образно заметил Н.А. Бердяев, без духовности «нельзя нести жертвы и совершать подвиги». Нет сомнения в том, что в процессе обретения духовности человек приближается к сути бытия, осознанию всеобщей ответственности перед собой, людьми и миром.

Давно известно то, что проблемы войны, мира и патриотизма чрезвычайно связаны конкретно исторически и существуют в неразрывной связи с объективными причинами социального развития.

В связи с этим нельзя не вспомнить, что в 1990-е гг. вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни в нашей стране произошел резкий спад (развал системы) в деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию граждан России. С началом «перестройки» процесс патриотического воспитания потерял свою актуальность, подвергался почти официальной обструкции, нещадной критике, что привело к глубокому кризису во взглядах и ориентациях большинства граждан, во взглядах которых стали доминировать ценности материально-потребительского, индивидуально-прагматического и даже асоциально-маргинального характера. Небезызвестный Ходорковский откровенно признался, что «бизнес всегда ксмополитичен - деньги не имеют отечества... Для многих наших предпринимателей, сделавших состояние в 90-е гг., Россия - не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты. Их основные интересы и жизненные стратегии связаны с Западом».

Поэтому не приходится удивляться отсутствию патриотизма значительной части российских граждан различных возрастов, ибо их бездуховность выступает главной причиной слабого, порой лишь символического проявления любви к Отечеству, родной земле, святыням героических предков. Духовный вакуум, культ материальных ценностей, прагматическая расчётливость, усиление иррационализма обрекают многих людей на личную деградацию, деформируют понимание истинного смысла жизни, толкают к извращенным проявлениям: бездумному потребительству, бессмысленной роскоши, псевдокультуре, культу секса, алкоголизму, наркомании, преступности и даже к суициду. К сожалению, героем нашего времени и в определённой степени примером для подражания СМИ выставляется «негативный лидер» - эгоистичный, циничный, агрессивный, примитивный, но преуспевающий и добивающийся успеха любым путем неправедным.

В этом процессе более всего пострадало военно-патриотическое воспитание. С началом так называемой «перестройки» именно военно-патриотическое воспитание, равно как и Вооруженные Силы, и другие силовые структуры, оказались в числе главных объектов борьбы против «тоталитаризма», «империи зла» и «сверхмилитаризации». В ходе осуществления крайне агрессивной и хорошо организованной кампании система военно-патриотического воспитания была дискредитирована и разрушена, изгнана почти из всех государственных институтов, прежде всего из СМИ, образовательной, культурной, научной и других сфер, лишилась, какой бы то ни было поддержки со стороны властных структур. Дело доходило до того, что военнослужащие стеснялись выходить со службы в форменной одежде, ибо могли услышать себе вослед унизительное слово «дармоеды» [8, с. 4].

Да, был такой период, когда временно была прервана величайшая традиция всей нашей драматической и героической истории, в которой высшим проявлением духовности всегда являлось выполнение воинского долга, служение своему Отечеству с оружием в руках. Высший патриотизм -это именно самоотверженная борьба с врагами Отечества, что особенно наглядно проявилось в годы Великой Отечественной войны с фашизмом в 1941-1945 гг.

Великий патриот А.С. Пушкин в своем знаменитом письме к П.Я. Чаадаеву «решительно не соглашался» с мыслями своего друга по поводу исторического развития России и восклицал: «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал» [6, с. 336-337].

Понимание норм жизнедеятельности предшествующих поколений, наших героических предков помогает нам и сегодня использовать опыт и достижения их, правильно поступать в жизненных ситуациях и развиваться. Вряд ли кто может усомниться в том, что каждого человека всегда учили и учат люди,

давно покинувшие этот мир. А духовно просветленный патриотизм А.С. Пушкина является образцом для подражания, к которому может и должен стремиться молодой человек в сегодняшней России.

Сегодня мы переживаем период, когда актуальность и востребованность военно-патриотического воспитания значительно возрастает. На то есть определенные причины: вследствие весьма сложной военно-политической обстановки в мире и вокруг России, появления новых угроз её национальной и военной безопасности, возможности возникновения вооруженных конфликтов с её участием; после развала СССР Вооруженные Силы еще нуждаются в признании их статуса и престижа в российском обществе и необходимости повышения морально-политической готовности военнослужащих к самопожертвованию в защите Отечества; необходимости подготовки молодёжи допризывного возраста к военной службе, к защите Отечества.

По своей сути военно-патриотическое воспитание - многоплановая (разносторонняя) целенаправленная и хорошо скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении её военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз.

Содержание военно-патриотического воспитания определяется его целью, а именно: развитием у российской молодежи гражданственности и патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, укреплении российского общества и государства, а также целенаправленным воспитанием у молодежи допризывного возраста готовности к успешному выполнению специфических функций по обеспечению национальной и военной безопасности РФ в различных сферах деятельности, особенно военной, правоохранительной и других.

На современном этапе развития российского общества достижение указанной цели осуществляется через решение первостепенных задач: утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально-значимых ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной и правоохранительной службы; воспитание граждан в духе уважения к Конституции страны, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации профессионального и воинского долга; привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами; создание условий для усиления патриотической направленности в СМИ, художественной литературе, учебниках и работе учреждений культуры и искусства и др.

Реализация задач патриотического воспитания осуществляется более успешно, на наш взгляд, с учётом следующих принципов:

- принцип системно-организационного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию;

- принцип адресного подхода в воспитании патриотизма, требующий использования особых форм и методов с учётом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп -объектов воспитания;

- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения воспитуемых и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы Российской Федерации;

- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий необходимость задействовать такие факторы, как опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих героических предков, национальные традиции в быту, внутрисемейных отношениях, учебе, подходах к труду и его мотивации, методах творчества и разумных инициатив;

- принцип учёта региональных условий в реализации патриотических идей и ценностей местного значения, которые характеризуются привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, школе, спортивной команде, отчему крову и т.д.

В свою очередь, принципы реализуются в определенной системе деятельности субъектов, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; образовательные организации всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации; различные ветеранские организации и многочисленные молодежные форумы и др.

Ответственность за функционирование системы патриотического воспитания в нашей стране лежит на государстве как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за её функционирование с общества и каждого гражданина, который проявляет неформальный патриотизм, верность своему гражданскому и воинскому долгу, становясь побудительным примером и образцом для подражания. Это касается прежде всего государственных служащих, людей власти.

Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на сферы:

- духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);

- нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);

- историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

- государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, её суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).

Среди ценностей, составляющих основу содержания военно-патриотического воспитания, следует особо выделить готовность к достойному служению Отечеству как многокомпонентному образованию. К числу ценностей, на которых основывается военная служба в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, относятся:

- гражданский долг - постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;

- воинский долг - система духовно-религиозных, социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающих готовность отстаивать высшие цели, приоритеты и национальные интересы страны, изложенная в Конституции Российской Федерации, российских законах, военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников;

- профессионализм - высокая степень овладения различными категориями личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;

- воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности военнослужащего (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к ведению боевых действий. Примером этому могут служить действия российских военнослужащих в небе, на земле и на море в борьбе с международным терроризмом на территории Сирии.

Реализация этих и других принципиально важных ценностей в процессе военно-патриотического воспитания защитников Отечества способствует: развитию у воинов стремления быть достойными гражданами великой державной России и соответствовать её статусу при выполнении конституционных обязанностей по защите Отечества; формированию уважительного отношения к лучшим традициям нашего российского воинства от Святослава, Александра Невского, Александра Суворова до Георгия Жукова и наших дней (героических летчиков России в небе Сирии) и готовности следовать им при выполнении духовно-патриотического и воинского долга; консолидации, объединению на основе обеспечения надежной защиты Отечества и его безопасности независимо от различных этногрупп, региональных, религиозных, демографических и иных общностей (казачество); аккумулированию и возможно более активному проявлению всеми категориями военнослужащих высших духовных и социально значимых ценностей, способностей, качеств, личного опыта, приобретённых в условиях воинской службы (после срочной - переход на контрактную службу).

Следует отметить, что результатом военно-патриотического воспитания на личностном уровне выступает патриотическая воспитанность, содержание которой варьируется в пространстве культуры и исторического времени. Основными показателями воспитанности человека (воина) в патриотическом контексте можно, наверное, считать любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг (по защите Отечества) современные патриотические реалии: мировоззрение, установки и ценности, социальную толерантность, в т.ч. религиозную и национальную, общественно значимые поведение и деятельность (воинская служба) и др.

Совокупность поступков человека, имеющих патриотическое значение и совершаемых за относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Именно поведение человека служит объективным показателем его патриотизма. В народе говорят: «Судить о человеке надо не по его словам "Я хороший", а по его делам и поведению». Как правило, патриотическое поведение личности соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, иначе говоря, действия в его рамках соответствуют правилам, традициям и социальным установкам, отражающим идею беззаветного служения Отечеству, и выражаются в общественном признании, коллективном одобрении.

Патриотическое поведение может быть чрезвычайно разнообразным. Одни и те же его виды по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте. Индивидуальные черты людей касаются мотивов поведения, форм проявлений, динамики, частоты и степени выраженности вышеназванных признаков.

Рассматривая проблему военно-патриотического воспитания, нельзя не обратить внимания на вредность искажения патриотизма, связанного с чрезмерной национализацией его сущности, содержания и особенно внешнего (реального) проявления, которое может быть названо национал-патриотизмом. Возникновение и развитие национал-патриотизма вызвано и даже спровоцировано тотальностью и агрессивностью антинационального по своей направленности космополитизма. По мнению его сторонников, на пути глобальной вестернизации, представляющейся им магистральным направлением развития человечества (земной цивилизации), одни страны якобы уже преуспели (США, Германия, Франция), а другие, пока ещё «нецивилизованные», отстают в силу «шовинизма» и неприобщенности к «общечеловеческим ценностям», в их числе и Россия.

Однако известно, что на протяжении многовековой истории Руси и России разнообразные военные коалиции стран Запада так и не смогли поработить, сломить мощь России, и только идеологическая агрессия (холодная война), развернутая против нашей страны сразу же после Великой Победы в войне 1941-1945 гг., привела со временем к небывалому успеху, на радость противникам мощи России. В результате насаждения разрушительных для нашего общества и государства прозападных идей и ценностей созданы немалые препятствия на пути самостоятельного развития России, препятствующие ей в реализации потенциала своего возрождения. В связи с этим В.В. Путин говорит: «В современной ситуации, сегодня мы имеем возможность более трезво... оценить угрозы, с которыми Россия сталкивается как часть мировой системы, угрозы, которые представляют опасность внутреннему развитию. нашей страны» [5].

Известно, что мы живем в эпоху информационной войны, когда информация управляет человеком. В мире существует два вида её. Положительная информация, направленная на созидание, на гармонию, на любовь ко всему миру, и отрицательная, направленная на разрушение, на хаос, на растление. Человек зачастую не осознаёт, что распахивает свою душу навстречу последней, потому что она, как наживка, медленно, но верно проникает в человека, в его сознание, засоряя и разрушая его. Постепенно он становится её рабом и исполнителем. Более того, информация способна проникать в сознание человека, даже если он сознательно не стремится к ней. Отрицательная информация как яд пропитывает сознание человека и заражает его. Составители программ четко выполняют заказ мира Зла на растление человеческой души. Зная человеческие пороки, они создают машины и технологии для углубления этих пороков. Идет целенаправленное моральное растление и духовная деградация населения, особенно нашей молодёжи.

Как человеку вырваться из сетей Зла и духовного насилия? Путь становления у каждого человека свой. Но есть наиболее типичный подход к решению этого вопроса. Только проведя анализ своей жизни, своего жизненного опыта, своих ошибок и устремившись к их устранению, человек способен ощутить себя творческой личностью, духовно зрелым человеком, раскрывшим свою суть и свой духовно-нравственный потенциал, т.е. стать самим собой, именно тем и кем он должен быть -патриотом. Где живет наш патриот? Ответ прост: патриот живет в самом себе. При этом можно отрыто сказать, что если в душе каждого из нас поселится антипатриотизм, то это надо видеть «глазами» духа и выдавливать его из себя, хотя бездуховным очень хочется слепо верить, что можно неплохо жить и космополитом, человеком без Родины. Нельзя. Нельзя, как нельзя принимать наркотики.

Свое глубоко внутреннее состояние души чистосердечно высказала участница парада в честь 70-летия Победы курсант Санкт-Петербургского университета МВД России Евгения Горбунова: «Отныне и навсегда - честно можно сказать, патриотизм - это не просто любовь к Родине, это что-то внутреннее, присущее каждому из нас, то, что мы сами на себе ощутили, всем нутром, каждой клеточкой. Это наша Победа!».

Можно привести и другой пример того, как целенаправленно умеют в данном университете формировать духовный стержень патриотизма у молодых воспитанников. В загородном учебном центре Санкт-Петербургского университета МВД России в п. Сосново с 4 по 16 июня 2015 г. проходил военно-спортивный сбор воспитанников суворовских военных училищ МВД России «Наследники Победы», в котором принимали участие и кадеты Самарского кадетского корпуса. В ходе сбора юные защитники Отечества продемонстрировали свои военно-спортивные навыки и умения в командных играх, спортивных соревнованиях, викторинах, смотрах строя и песни. Также они встречались с ветеранами Великой Отечественной войны и героями Советского Союза и Российской Федерации. Воспитанники боролись за победу в командной игре «Ни шагу назад», в рамках которой опытные преподаватели провели мастер-класс по тактике специальной подготовки (захват и уничтожение террористической группировки). На сборах нашлось время для похода в район Карельского перешейка, где суворовцы прошли по местам боевой славы солдат, погибших в годы Русско-финской и Великой Отечественной войны, посетили музеи, театры, познакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга и области.

Значимость воспитания патриотического поколения в традициях патриотизма, уважительного отношения к героической истории своих предков и суворовского движения в своем выступлении подчеркнул начальник университета генерал-лейтенант полиции В.А. Кудин. А начальник ДГСК МВД России генерал-лейтенант внутренней службы В.Л. Кубышко, обращаясь к воспитанникам, отметил: «Кем бы вы в жизни ни стали, важно, чтобы вы гордились своей Родиной, были настоящими патриотами своей России, образованными, порядочными и здоровыми людьми. Храните славные традиции своих предшественников, дорожите идеалами товарищества, патриотизма и гражданственности.» [11, с. 8-13].

Нет сомнения в том, что подобные солидные мероприятия воспитывают у молодежи соборность, социальную справедливость, совестливость, патриотизм - главные составляющие русской духовности. Они позволяют человеку остро чувствовать границу добра и зла, истины и лжи, добродетели и бездушия.

Таким образом, с учётом развития современных тенденций в мировоззренческо-идеологической сфере общественной жизни (особенно в её патриотическом аспекте) соответствующего переосмысления требуют, в первую очередь, ценностные основы воспитания, определяющие его суть и исходные принципы. В России издревле таковым основанием всегда являлся патриотизм -преданность и верность Отечеству, братское сотрудничество всех наций и народов, населявших необъятные просторы страны, стремление к свободе, независимости, социальной справедливости. Именно на этом основании можно безошибочно ответить на вопрос: «Где живет наш патриот?» и четко видеть глобальную миссию будущей России, способной внести свой вклад в спасение цивилизации от катастрофы. Оказывается патриот живет в душе, в сердце каждого из нас. «Надо быть, а не казаться» [10]. Действительно, от познания себя в мире мы движемся к познанию мира в себе.

Список литературы

1. В поисках национальной идеи // Российская газета. - 2013. - 20 декабря.

2. Бердяев, Н. А. Смысл истории. - М., 1990.

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 716).

4. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург, 1996.

5. Путин, В. В. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2006. - 11 мая.

6. Пушкин, А. С. Письмо П.Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г. // А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. - Т. Х. - Л.: Наука, 1977-1979.

7. Покровский, Н. Е. Российское общество на путях глобализации // Человек и современный мир. - М.: Инфра-М, 2002.

8. Нарочницкая, Н. Государства слагаются веками, а границы пишутся кровью // Шпион. -1994. - № 1.

9. Современная Русская Идея и Государство. - М., 1995. - С. 168.

10. Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, Акад. пед. наук СССР, 1985.

11. Кубышко, В. Л. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. - 2007. - № 6. - С. 8-13.

УДК 37.034

В.С. Олейников*, А.И. Король**

Современные проблемы формирования нравственности молодого сотрудника полиции

Статья посвящена проблемам формирования нравственных качеств молодого сотрудника полиции на современном этапе развития общества и государства. С практической точки зрения, рассматриваются первостепенные проблемы, на основе которых начинает формироваться нравственность молодого сотрудника полиции, курсанта образовательной организации МВД России. Подчёркивается необходимость опоры на исторически сложившиеся элементы воспитательного процесса, культуру и уважительное отношение к обучающимся, а так же личную примерность в служебной деятельности.

Ключевые слова: нравственность, полиция, курсант, проблемы формирования, чувства, личная примерность, педагогический такт.

VS. Oleinikov*, A.I. Korol**. Modern problems of formation of moral a young police officer.

The article is devoted to problems of formation of moral qualities of the young police officer at the present stage of development of society and the state. From a practical point of view, the article deals with the main problems which form the morality of the young policeman, cadet of the educational institutional of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The need to rely on historical elements of the educational process, culture and respect for the educability, as well as personal example in service activities is stressed.

Keywords: morality, police, cadet, problems of formation, feelings, personal example, pedagogical tact.

В современном обществе сложилась одна из самых передовых, самых гуманных систем нравственных норм и общественных ценностей. Глубочайшие изменения произошли в социальной психологии миллионов людей. Нравственность, которую мы берем за основу, есть совокупность беззаветной преданности идеалам современного правового государства и гражданского общества, любви к своей Родине и уважительному отношению к представителям иностранных государств, сотрудничества и непримиримости к нарушениям общественного долга.

Современное понятие нравственности проявляется в высокой сознательности человека, готовности и умении добросовестно трудиться на благо личности, семьи, общества и государства [5, с. 184]. Справедливость, честность, скромность, чувство собственного достоинства, сотрудничество, взаимоуважение - все это базовые черты нравственного, культурного и воспитанного человека и гражданина. Помочь выработать такое отношение к своему долгу каждым гражданином нашей

* Олейников, Владимир Стефанович, профессор кафедры педагогики и социальной психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7447035.

** Король, Александр Иванович, адъюнкт кафедры педагогики и социальной психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7447035. E-mail: korolbelgorod@mail.ru.

* Oleinikov, Vladimir Stefanovich, Professor of the chair, Doctor of pedagogic, Honored worker of higher school. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 7447035.

** Korol, Alexander Ivanovich, post-graduate of the department of pedagogics and social psychology St.-Petersburg University of the Ministry of the Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph.: 7447035. E-mail: korolbelgorod@mail.ru.

© Олейников В.С., Король А.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.