О главном
УДК 378
В.А. Кудин*, Н.Ф. Гейжан**, С.Н. Трипутин***
Патриотическое воспитание курсантов в Санкт-Петербургском университете МВД России
В статье рассмотрены вопросы практического решения современных задач патриотического воспитания в образовательной организации МВД России. Акцент в статье делается на концептуальный подход к воспитанию гражданина-патриота, который заключается в создании условий для развития личности будущего специалиста, ответственно относящегося к своей профессии, стране, окружающим людям. Раскрываются девять направлений патриотического воспитания, реализуемых в практике воспитательной работы в университете. Обсуждаются пути совершенствования работы в этом направлении.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, направления воспитательной работы, совершенствование патриотического воспитания в образовательных организациях МВД России.
V.A. Kudin*, N.F. Geyzhan**, S.N.Triputin***. Patriotic education of cadets in St. Petersburg University of MIA of Russia. In the article the questions of theoretical study and practical experience of solving contemporary problems of Patriotic education in the educational organization of MIA of Russia. The focus of the article is on the conceptual change approach to understanding the education of the citizen-patriot, which is to create conditions for the development of personality of future professional accountability related to their work, the country, the people around them. Reveals the nine directions of Patriotic education implemented in practice of educational work at the University. Discusses ways of improving the work in this direction.
Keywords: Patriotic education, directions of educational work, improvement of Patriotic education in educational institutions of the MIA of Russia.
С начала ХХ! в. общественное сознание граждан России вступило в новый этап национального развития, и немалую роль в этом процессе сыграло внимание, уделяемое государством патриотическому воспитанию в стране. Начиная с 2001 г. последовательно решаются задачи, утверждаемые Государственными программами по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, которые принимаются каждые пять лет, и разрабатываются «в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны» [1].
Само понимание патриотического воспитания претерпело за эти годы важные изменения, менялись и конкретизировались задачи, вытекающие из основного определения. Первоначально это направление воспитания рассматривалось как систематическая деятельность по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
* Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail: [email protected].
** Гейжан, Наталия Федоровна, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8911771-6485. E-mail [email protected].
*** Трипутин, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Kudin, Vasily Anatolievich, head of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, candidate of legal sciences, professor, honored lawyer of the Russian Federation. Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel.: 744-70-65. E-mail: [email protected].
** Geyzhan, Natalya Fyodorovna, Doctor of Education, Professor of Education and Social Psychology, Department St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected]
*** Triputin, Sergey Nikolayevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected]. © Кудин В.А., Гейжан Н.Ф., Трипутин С.Н., 2016
Из такого определения вытекали задачи этой деятельности: формирование у молодёжи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом; доведение до молодёжи боевых традиций Вооружённых сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в военные годы; сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству; воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии; формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством; побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм; изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Как видно из перечисленных задач, приоритет отдавался формам военно-патриотического воспитания. Анализ опыта деятельности образовательных организаций высшего образования в этом направлении показывает, что на первом этапе возрождения патриотического сознания в стране более всего были распространены мероприятия, имеющие целью развитие исторической памяти. Среди них - торжественные собрания по поводу общенародных праздников, встречи с ветеранами и забота о них. Это, безусловно, важное направление патриотического воспитания, которое позволяет молодым людям, участвующим в них, испытать чувство гордости за своё Отечество и благодарности к поколениям, созидавшим и защищавшим страну на всех этапах её исторического развития.
По мере достижения определённых результатов в этой работе становилась понятной её необходимость, но недостаточность. Одновременно с формированием патриотически ориентированных взглядов на прошлое народа важно создавать условия для развития позитивного и оптимистического мировоззрения молодых людей, их отношения к настоящему и будущему Отечества. Любовь к Родине зиждется не только на уважении её прошлого, но главным образом на чувстве единства с современниками и осознании собственных перспектив в тесной связи с будущим страны. Решение этой задачи требует расширения содержания и форм работы с молодыми людьми.
Уже в федеральной Программе патриотического воспитания на 2011-2015 гг. формы и методы работы в этом направлении существенно расширены. В неё включены мероприятия, связанные с развитием молодёжного предпринимательства, поддержки молодых учёных, добровольческих и волонтерских движений, творческих, самодеятельных и спортивных организаций, исследовательской работы обучающихся в различных образовательных организациях [1].
Та же тенденция прослеживается на следующем этапе - в Программе на 2016-2020 гг. Цель государственной политики в сфере патриотического воспитания определяется как создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [2].
Как видно, понятие патриотического воспитания значительно расширилось, акцент перенесён с организации мероприятий на создание условий, а цель стала гораздо более общей, требующей ответственности и активности каждого члена общества, причастности к истории и культуре страны, гражданского самосознания людей.
В Санкт-Петербургском университете МВД России работа по патриотическому воспитанию в последние годы строилась в соответствии с Планом мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Тем не менее в реализации этого плана прослеживается комплексность, ориентация на профессионально-нравственное и культурное развитие курсантов (слушателей) в различных сферах их жизнедеятельности. Можно выделить девять направлений воспитательной работы, которые реализуются в Университете. Объединяет эти направления их общая целевая направленность - в процессе разных видов творчества, самодеятельности, организации, самоуправления развиваются способности и ценности, важные для личности специалиста и гражданина. Ещё раз следует подчеркнуть комплексность видов деятельности по каждому направлению. Как известно, личность не формируется по частям. Система отношений к себе, другим, делу связывается с разными аспектами бытия, с накоплением и осознанием опыта социальной жизни во всех её проявлениях. Разделить эти направления можно лишь в целях анализа, на практике каждое из них решает множество задач патриотического воспитания.
Первое из направлений - это создание условий со стороны руководства Университета для деятельности патриотического движения имени старшего лейтенанта В.М. Новикова, героя, погибшего при исполнении служебных обязанностей в 1989 г. Ежегодно с первокурсниками отмечался день памяти героя, и со временем эта традиция оформилась в постоянную деятельность. Активисты движения поддерживают связь с внешними организациями сходной направленности, сотрудничают с участниками поискового отряда «Урицк», участвуют в заседаниях активистов межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», в координационном совещании волонтерского корпуса 70-летия Победы. Поисковый отряд Университета «Урицк» принял участие в торжественной церемонии открытия плит с именами 176 воинов, погибших в январе 1943 г. при прорыве блокады Ленинграда в районе Невского пятачка.
О главном
В апреле 2016 г. представители патриотического движения приняли участие в III Петербургских молодежных патриотических чтениях «Актуальные формы гражданско-патриотической деятельности». В рамках чтений была организована работа секций «Методы гражданско-патриотической работы в сфере образования и досуга», «Героическое прошлое в системе патриотического воспитания молодёжи», «Патриотизм через призму истории».
Второе направление патриотического воспитания в Университете - организация патриотических акций, посвященных памятным датам, таких как «Эстафета памяти», «Неделя мужества», «Крым и Россия». Участие в параде Победы, в церемонии возложения венков к подножию монумента Матери-Родины на Пискаревском мемориальном кладбище, акция «Георгиевская лента», участие в памятной акции у Невского мемориала «Журавли», встреча с краеведом, приуроченная к 76-й годовщине окончания советско-финской войны, беседы с учащимися подшефной школы, посвященные Дню освобождения узников фашистских концлагерей - это лишь немногие примеры форм работы, которые способствуют расширению знаний курсантов о героическом военном прошлом страны, позволяют получить опыт единения с теми, кто чтит память предыдущих поколений.
Дата начала Великой Отечественной войны также стала днём памяти для обучающихся Университета, который стал хорошим поводом вспомнить о цене, которую заплатила наша страна за будущую победу. В начале сентября 2015 г. на многих факультетах прошел «Урок мужества», на который были приглашены выдающиеся люди города, в т.ч. президент фонда ветеранов «Никто, кроме нас», первый заместитель Совета ветеранов спорта Санкт-Петербурга, ветераны города, представители общественной военно-патриотической организации «Бастион», ветераны боевых действий в Афганистане.
На факультетах Университета в течение 2015-2016 учебного года были организованы просмотры документальных фильмов, выпуски стенной печати, приуроченные к празднованию Дня защитника Отечества, тематические фотовыставки «Интернациональный долг в Афганистане», тематические викторины, поэтические вечера, посвященные Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами России.
В рамках еженедельного государственно-правового информирования проведены информационные часы на темы «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве», «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества», «День взятия штурмом крепости Корфу под командованием Ф.Ф. Ушакова», «День защитника Отечества».
Курсанты и сотрудники Университета традиционно участвуют в ежегодном фестивале музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», а также в ежегодной (в 2015 г. - XXIV) Всероссийской благотворительной акции МВД России «Милосердие белых ночей», посвященной памяти сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, погибших при исполнении служебного и воинского долга. В 2015 г. лауреатами конкурса, в частности, стал вокальный ансамбль Университета «Родина». В апреле курсанты Университета приняли участие в XIII открытом фестивале молодых исполнителей патриотической песни «Нева-десант 2015», в городском конкурсе эссе «Письмо Победы».
Третье направление патриотического воспитания тесно связано с предыдущими, однако имеет и своё смысловое поле - это помощь ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам органов внутренних дел, сотрудникам, участвовавшим в боевых операциях, а также их семьям. Это направление работы имеет глубокие традиции. В частности, осуществляется постоянная связь и оказывается помощь семье погибшего в 1989 г. В.М. Новикова, имя которого носит патриотическое движение в Университете. Каждый факультет имеет свой совет ветеранов, и личный состав имеет возможность поздравить представителей старшего поколения с памятными датами. В ряде случаев ветеранам силами курсантов и слушателей оказывается помощь в решении бытовых вопросов. При правильном методическом сопровождении такого рода деятельность развивает у её участников чувство ответственности, взаимопомощи, милосердия, уважения к заслугам старших.
Четвертое направление - проведение тематических творческих конкурсов. Их перечень весьма разнообразен. Это деятельность курсантов (слушателей) в области публицистики, поэзии, художественной фотографии, рисования, художественной самодеятельности, профессионального мастерства. Так, ежегодно проводится историко-патриотический конкурс «Я люблю тебя, Россия - славное Отечество мое!». На конкурс представляются работы в разных жанрах, отражающие героические, славные, памятные события.
В русле подготовки к фотоконкурсу МВД России «Открытый взгляд» в Университете проведен первый этап фотоконкурса. В 2015 г., например, комиссией было рассмотрено 597 фоторабот. Победители определились в шести номинациях из семи установленных Положением фотоконкурса (гражданственность и патриотизм, наша профессия, портрет, пейзаж, спортивная фотография, на шутливой волне).
Разнообразной была тематика 49 произведений, представленных на поэтический конкурс. Творческие работы финалистов были отправлены в студию писателей МВД России для участия в заключительном этапе литературного конкурса МВД России «Доброе слово». Ежегодные профессионально-творческие конкурсы Университета «Честь и доблесть» и «Краса и честь» позволяют курсантам продемонстрировать свои профессиональные знания, эрудицию, способности.
Пятое направление патриотического воспитания в Университете - организация дней профессии и науки. Профессия сотрудников правоохранительных органов имеет славные традиции, знание её
истории позволяет лучше понимать проблемы, возникающие в её функционировании на каждом этапе развития страны, в т.ч. и в настоящее время.
В качестве примера можно назвать участие сотрудников Университета в социально-патриотической акции «Почувствуй себя воином», проводимой Управлением на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу.
В январе 2015 г. 100 курсантов Университета приняли участие в несении службы на Дворцовой площади в ходе проведения выставки инсталляции «Милиция в годы блокады Ленинграда». Экспозиция позволила многим курсантам познакомиться с суровыми буднями блокадного города и деятельностью органов правопорядка в это суровое время.
В июне 2015 г. лучшие из воспитанников военных училищ МВД России приняли участие в военно-спортивном сборе «Наследники Победы», который проводился на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. Этот сбор был приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и стал первым в истории Министерства внутренних дел Российской Федерации. Мероприятия военно-спортивного сбора - это не только ответственный смотр учебной, физической подготовки и самодеятельного художественного творчества, но и урок профессионального мастерства, мужества и патриотизма.
Важным фактором в достижении учебно-воспитательных целей сбора стала предоставленная суворовцам возможность познакомиться с историей культурной столицы нашей страны, побывать в местах знаменитых сражений Великой Отечественной войны, приобщиться к духу и традициям одной из ведущих образовательных организаций МВД России.
Проведение подобных масштабных учебно-тренировочных и военно-спортивных мероприятий с участием воспитанников суворовских военных училищ способно дать мощный импульс успешной подготовке молодёжи к службе в органах внутренних дел, формированию осознанного выбора их будущей профессии - защищать Отечество и его граждан, обеспечивать законность и правопорядок.
Шестое направление - организация традиционных национальных праздников и тематических занятий. Так, отмечая проводы Масленицы, курсанты и слушатели на разных площадках Университета приняли участие в весёлых конкурсах, пели песни, водили хороводы, перетягивали канат. Закончилось веселье сжиганием символа зимы - чучела Масленицы. Всех присутствовавших на празднике угощали сладкими блинами и поили горячим чаем. А мусульманский праздник Навруз позволил молодым людям познакомиться с культурой народов Востока, их традициями, национальной кухней и изделиями художественных промыслов. Проведение такого рода праздников объединяет курсантов и слушателей, делает зримой историю страны, позволяет приобрести опыт активного взаимодействия в единой команде. Беседы с личным составом на тему «Патриотизм в творчестве русских поэтов» позволили связать в единое целое историю, славу, поэтическое творчество лучших поэтов России - Пушкина, Лермонтова, Дениса Давыдова, Твардовского, Симонова, Ахматовой, Роберта Рождественского.
В этом же русле было организовано посещение личным составом Университета выставки-инсталляции «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи. Собиратели Земли Русской» (проект создан при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства культуры РФ, Правительства г. Санкт-Петербурга).
Седьмое направление патриотического воспитания - это участие сотрудников в богослужениях, посвященных историческим и памятным датам в храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского при Санкт-Петербургском университете МВД России. Сама личность Димитрия Донского, бюст которого установлен в 2015 г. перед стенами храма, несёт в себе славный пример служения Отечеству. Регулярными становятся богослужения в храме Университета, посвященные памяти защитников Отечества, павших во время войн и национальных конфликтов.
В январе курсанты Университета участвовали в праздничной службе Крещения Господня в Казанском кафедральном соборе и в храме Университета. Чуть позже был проведён комплекс мероприятий, посвящённых празднованию Татьяниного дня: праздничный молебен в храме Университета и чаепитие; участие личного состава в торжественном богослужении в Воскресенском (Смольном) соборе. Участвовали курсанты и в пасхальных праздничных службах.
Сотрудничество с представителями Межвузовской православной организации «Покров», встречи и конференции со слушателями Санкт-Петербургской духовной академии, беседы с игуменом Фомой, настоятелем Храма при Университете - все эти формы работы способствуют развитию профессионально-нравственного самосознания курсантов, обогащают их историческое сознание.
Восьмое направление патриотического воспитания, которому в стенах Университета уделяется большое внимание - это визуальная среда и оформление территории, современное оформление входа и интерьеров, цветники и зелень во внутреннем дворе. На этом фоне обширная галерея выпускников Университета, занявших высокие командные (руководящие) должности, смотрится достойно и поддерживает в курсантах (слушателях) гордость за свою профессию, причастность к достижениям старших коллег, преемственность поколений, уверенность в перспективах собственного профессионального роста. Разнообразно и на уровне современных требований оформлены интерьеры и рекреации учебных корпусов. На факультетах Университета размещены тематические фотовыставки «Я помню, я горжусь!», фотоработы лауреатов и победителей фотоконкурсов по различным номинациям, портреты сотрудников и курсантов, которыми может гордиться Университет. Следует подчеркнуть значение визуальной среды для самочувствия и активности курсантов, их гордости за Университет, в котором они обучаются.
О главном
Особое - девятое - направление в организации патриотического воспитания составляет морально-психологическая подготовка и переподготовка педагогических работников и сотрудников Университета: преподавателей-кураторов учебных взводов, молодых преподавателей, начальников факультетов и курсов, а также их заместителей и сотрудников группы по работе с личным составом. Так, в 2015 г. был проведен семинар для преподавателей-кураторов учебных взводов. Изучены темы «Особенности работы преподавателя-куратора с курсантами и слушателями, требующими повышенного психолого-педагогического внимания», «Духовно-нравственное воспитание курсантов и слушателей. Опыт взаимодействия с МА "Покров"»; «Служебные ритуалы и традиции, их роль в воспитательной работе преподавателей-кураторов учебных взводов с курсантами Университета».
Сходные задачи решаются в процессе переподготовки специалистов в институте-факультете профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, где проходят обучение сотрудники органов внутренних дел из разных регионов страны. Программы их психолого-педагогического образования предусматривают обсуждение вопросов воспитательной работы и путей её совершенствования в подразделениях МВД России.
Как видно из представленного анализа, в Санкт-Петербургском университете МВД России немало возможностей для решения задач патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел на этапе освоения профессии и повышения квалификации. Вместе с тем здесь имеются значительные ресурсы, использование которых позволит сделать эту работу более эффективной. Заключаются они прежде всего в осознании всеми субъектами патриотического воспитания роли мировоззрения и культуры, духовности и профессионализма как ценностной основы служения Отечеству. И неразвитый человек может быть патриотом, основываясь на мотиве «это моё, моё не трогай, я буду его защищать». Но принять близко к сердцу слова молодого Пушкина «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», может лишь человек, чьё сознание наполнено, обогащено ценностями и смыслами не только меркантильного характера. Само историческое прошлое страны развитый человек может воспринять гораздо полнее. Здесь уместно привести высказывание молодого публициста XIX века Д.И Писарева. Обсуждая нарекания в адрес современных ему учебников по истории, автор писал в 1863 г. о том, что какой бы учебник ни был создан, он всегда будет частичен и субъективен. «Ведь история не наука: это приложение всех наличных знаний и всего наличного ума человека к пониманию прошедшей жизни; поэтому два различных человека на основании одних и тех же памятников напишут две истории совершенно различного достоинства; поэтому понимание важных исторических событий изменяется с каждым десятилетием, хотя бы в это десятилетие и не открылось никаких новых памятников и материалов. Самый тупой и неразвитый человек может написать историю, но она будет отражать в себе бессмысленную физиономию своего творца. А если напишет историю гениальный и очень образованный человек, то его творение будет великолепно и бессмертно. Понимать историю мы также можем только сообразно с нашими умственными силами и с шириной нашего развития» [3, с. 82]. Можно спорить с автором о том, наука ли история, но отрицать значение культуры для ее понимания, а главное - созидания, видимо, нет смысла.
Особое значение здесь имеет связь воспитательной работы с образовательным процессом. Масштаб мышления, его позитивность, мировоззренческая позиция, нравственность и гражданственность - эти характеристики сознания разносторонне и разноуровнево связаны с патриотизмом. Патриотизм - комплексная характеристика ценностно-смысловой сферы человека, где развитие разных качеств взаимосвязано.
В образовательной практике воспитания курсантов и слушателей апробированы и показали свою эффективность следующие положения, которые в интерактивной форме обсуждаются на занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам.
Важно осознавать, на каком уровне находится личное патриотическое самосознание каждого, кто включён в воспитательный процесс. Патриотизм проходит несколько стадий развития в соответствии с этапами становления личности, её социализации, расширения масштаба самосознания. Следует также учитывать, что воспитание патриотизма в большой мере связано с интересами жизнедеятельности представителей разных социальных групп, но существование каждой из них в конечном итоге зависит от процветания страны в целом и формы государственного устройства на каждом этапе исторического развития. Понимание своих интересов в большой мере связано не только с социальным положением, но и с уровнем интеллектуального развития. Мышление - это универсальный инструмент освоения человеком окружающего мира и деятельности в нём. Чем большее пространство и время может охватить ум человека, связать явления, происходящие в разных местах и разное время, тем выше уровень его интеллекта. Социальное положение и уровень интеллектуального развития определяет и выбор мировоззренческой позиции личности. Понимание своего места в мире, в социальных процессах, которые развиваются по собственным законам так же, как каждый отдельный человек, -все эти многосложные зависимости должны постепенно осваиваться молодым человеком. Тогда его патриотизм будет переходить от чувства к идее, полнокровно и осознанно определяя его отношение к Отечеству и, следовательно, социальный оптимизм.
Именно такому развитию способствует знание истории страны, на которое опираются многие мероприятия в патриотическом воспитании. Оно позволяет дать ответы на такие сложные вопросы, возникающие в процессе патриотического воспитания, как: может ли быть патриотом человек, обездоленный в своей стране, или тот, кто не согласен с политическими решениями на
конкретном этапе государственного развития; можно ли формировать патриотизм у детей, молодёжи из неблагополучных и нищих семей и т.п.
Патриотическое воспитание не может быть эффективным без идущего рядом воспитания гражданственности и нравственности. Любовь и ответственность, право и обязанность, свобода и долг, уважение себя и уважение других, чувство собственного достоинства и достоинство того, с кем ты взаимодействуешь - все эти сопряжения необходимо включать в систему обсуждений, дискуссий, оценок и самооценок в процессе патриотического воспитания. По данным многих опросов, необходимость патриотического воспитания в стране поддерживают от 80 до 96 % опрошенных в разных социальных группах, включая «оптимистов», «адаптированных пессимистов», «неадаптированных пессимистов». При этом собственной ответственности, гражданственности, социальной активности уделяется значительно меньше внимания. Отрицательно оценивая деятельность государственных структур, отдельные граждане часто проявляют позицию потребительскую, из которой следует множество недовольств и претензий к властным структурам. Гражданская активность понимается как протестная при недостатке конструктивных устремлений.
К более конкретным методам совершенствования патриотического воспитания в образовательных организациях МВД России можно отнести следующие.
Во-первых, это усиление роли слова в воспитательной работе. Современная словесная культура, в особенности молодёжная, чаще всего опирается на образцы бытовой лексики, обедненной интернет-коммуникации, нелучших песенных текстов. На концертах университетской самодеятельности очень редко звучат хорошая поэзия или проза. А между тем масштабный проект «"Война и мир". Читаем роман», когда в течение 60 часов в эфире государственных телеканалов и в сети Интернет велась прямая трансляция чтения романа Льва Толстого от первой до последней страницы, показывает, какой огромный интерес эта форма вызвала во всем мире. О своей гордости за Россию тогда говорили многие деятели культуры, образования, зрители и слушатели. Перспективно усиление деятельности литературного объединения Университета в этом направлении
Во-вторых, это обогащение исторического просвещения курсантов и слушателей. История России это не только её героическое прошлое. Это мировой вклад в историю техники, музыки, живописи, философии, архитектуры, исполнительства. Понимать роль России в истории лучших проявлений человеческой мысли и искусства - это значит гордится не только воинской доблестью, но и мастерством, талантом, гением земли русской.
Сюда же можно отнести развитие музейной педагогики, использование исторических богатств музейного искусства Санкт-Петербурга. Например, посещение курсантами (в рамках практических занятий и досуга) таких музеев, как Музей истории милиции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Центральный Военно-морской музей, выставка «Гранд-макет Россия», Музей профессионального образования, Музей этнографии и антропологии, дает высокий всплеск интереса и внимания к историческим событиям в разной сфере, расширяя тем самым профессиональное и патриотическое самосознание молодых людей. Об этом свидетельствуют искренние положительные отзывы курсантов о посещённых экспозициях.
В-третьих, это увеличение доли интерактивных форм и самоуправления в организации воспитательной работы. Преобладающее внимание к «мероприятиям» пока ещё сильно в практике воспитания. Безусловно, организация разного рода целенаправленной деятельности определённого содержания является основой воспитательного процесса по всем направлениям. Однако организовать какую-то форму работы много легче, чем заинтересовать курсантов (слушателей) содержанием какого-либо вида деятельности. Дискуссии, обсуждения спорных, жизненно-важных вопросов, реализация тематических проектов, возможность высказать свою точку зрения и выслушать аргументацию оппонента, понимание ответственности и последствий выбора - это перспективное направление развития воспитательной работы в Университете.
Безусловно, тема повышения эффективности патриотического воспитания является многосложной, спорной, постоянно развивающейся. Об этом свидетельствует не одно тысячелетие обсуждений и дискуссий, начиная с греческих полисов, где и возникло само понятие патриотизма. Но история психологических учений и педагогики показывает, что идеи, высказываемые первоначально отдельными мыслителями, со временем становятся достоянием широких масс общественности, входят в обыденную практику обучения и воспитания.
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.
3. Писарев, Д. И. Наша университетская наука // Полное собрание сочинений в шести томах. - Том III. - СПб.: Типография И.П. Сойкина, 1894. - С. 78-86.