Научная статья на тему 'Роль методов формирования сознания и их применение в рамках контактной аудиторной работы с обучающимися ведомственных вузов'

Роль методов формирования сознания и их применение в рамках контактной аудиторной работы с обучающимися ведомственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5608
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ / EDUCATIONAL CONTENT / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / METHODS OF EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ / CONSCIOUSNESS FORMATION / АУДИТОРНАЯ РАБОТА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / INSTRUCTIONAL METHODS / CLASS WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игумнова Ольга Викторовна

В статье представлен содержательный анализ Федеральных государственных стандартов (уровень бакалавриата и специалитета), реализуемых в образовательном процессе вузов, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний. Содержательный анализ ФГОС позволяет уточнить приоритетные направления воспитания обучающихся, которые необходимо осуществлять на аудиторных занятиях. Данные направления воспитательной работы должны быть направлены на формирование мировоззрения обучающихся средствами методов формирования сознания будущих офицеров УИС, а именно: посредством методов убеждения, этической беседы, разъяснения, полемики, объяснения, анализа ситуаций, примера. Уточнены отдельные методические приемы, реализуемые в рамках указанных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игумнова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of consciousness formation methods and their application in class work with students of specialized higher educational institutions

This article suggests the content analysis of The Federal State Educational Standards (bachelor’s and specialist’s degrees) that should be implemented in the learning process of specialized higher educational institutions that report to the Federal Penitentiary Service of Russia. The FSES content analysis allows specifying the priority educational directions realized in class work with students. These directions of educational work must be focused on the students’ mindset formation by the means of the methods of the prospective penal officers’ consciousness formation such as convincing method, ethic discussion, clarification, debate, explanation, case study, example-oriented method. The use of some educational techniques within mentioned above methods is given reasons for.

Текст научной работы на тему «Роль методов формирования сознания и их применение в рамках контактной аудиторной работы с обучающимися ведомственных вузов»

УДК 37.017, 37.02, 37.011.33

РОЛЬ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАМКАХ КОНТАКТНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

О.В. Игумнова1

кузбасский институт ФСИН России

654066, Россия, г. Новокузнецк, Кемеровская область, пр-т Октябрьский, 49. 1Б-ша11; o.igumnova2009@yandex.ru

В статье представлен содержательный анализ Федеральных государственных стандартов (уровень бакалавриата и специалитета), реализуемых в образовательном процессе вузов, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний. Содержательный анализ ФГОС позволяет уточнить приоритетные направления воспитания обучающихся, которые необходимо осуществлять на аудиторных занятиях. Данные направления воспитательной работы должны быть направлены на формирование мировоззрения обучающихся средствами методов формирования сознания будущих офицеров УИС, а именно: посредством методов убеждения, этической беседы, разъяснения, полемики, объяснения, анализа ситуаций, примера. Уточнены отдельные методические приемы, реализуемые в рамках указанных методов.

Ключевые слова: федеральные государственные стандарты, содержание воспитания, воспитательная работа, методы воспитания, формирование сознания, аудиторная работа, дидактические методы

Подготовка кадров для УИС, в первую очередь, связана с образовательной деятельностью учреждений высшего образования (далее - учреждения ВО), подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН, ведомство). Указанная подготовка осуществляется, с одной стороны, с учетом ФГОС по соответствующим направлениям обучения и специальностям, с другой - с учетом требований, предъявляемых сотрудникам УИС самим ведомством как к профессиональному уровню своих сотрудников [10; 11], так и к морально-этической составляющей имиджа сотрудника УИС [9], а также с учетом требований законодателя к тем, кто реализует правоприменительные и правоохранительные действия в отношении осужденных [16]. Требования последних двух инстанций так или иначе отражены в ФГОС, поэтому основная часть данной статьи построена на анализе ФГОС высшего образования по специальностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [17], 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) [18] и по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [19].

Рассмотрение указанных нормативных документов осуществим с педагогической точки зрения. Такой подход позволяет трактовать нормотворческий, правоприменительный и правоохранительный виды профессиональной деятельности будущих сотрудников УИС с использованием категорий дидактики (как обучать?) и теории и методики воспитания (каким образом обучение воспитывает всех субъектов образовательного процесса, формирует их отношение к себе, к профессии, к окружающим). Указанные выше ФГОС ВО содержат требования к выпускникам вузов, сформули-

1 Ольга Викторовна Игумнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин

рованные в виде комплекса компетенций общекультурной (далее - ОК), общепрофессиональной (далее - ОПК), профессиональной (далее - ПК) и профессионально-специализированной1 направленности. Именно в них зашифровано содержание не только обучающей, но и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава (далее - III 1С ) с обучающимися.

Анализ видов компетенций, включенных в данные документы, показывает, что, несмотря на профиль подготовки, они апеллируют к базовой культуре [14] личности сотрудников. Так, например, предполагается, что у офицеров среднего (а в последующем и высшего) начальствующего состава должна быть сформирована активная гражданская позиция, проявляющаяся в том числе в виде этических норм, уважения чести, достоинства, прав и свобод человека и гражданина.

Требования к уровню профессиональной компетенции выпускников в анализируемых ФГОСах ВО отражают необходимость проведения следующих направлений воспитательной работы: гражданского, патриотического, правового, нравственного, физического, трудового и умственного, в том числе мировоззренческого, воспитания обучающихся в рамках контактной работы с ними. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что мировоззренческое, нравственное, правовое и умственное воспитание носит универсальный характер и присуще всем ранее уточненным нами образовательным программам ВО. Гражданское, патриотическое, физическое и трудовое воспитание имеет признаки универсальности, однако объем содержания указанных направлений воспитания и их специфика несколько отличаются.

Универсальность перечисленных выше направлений воспитательной работы можно проиллюстрировать следующей интерпретацией ОК, ОПК и ПК анализируемых ФГОСов:

1) нравственное воспитание предполагает:

- знание обучающимися норм морали, профессиональной этики, служебного этикета (в случае бакалавриата - этики юриста);

- готовность обучающихся придерживаться данных норм в профессиональной деятельности;

2) умственное воспитание связано с развитием у обучающихся:

- логики мышления;

- коммуникативных навыков и умений;

3) формирование мировоззрения обучающихся взаимосвязано с развитием их умения анализировать свою мировоззренческую позицию с точки зрения социально и личностно значимых философских оснований (в случае с бакалаврами обучающиеся должны уметь применить имеющиеся у них философские знания для формирования собственной мировоззренческой позиции);

4) правовое воспитание предполагает, что обучающийся:

- знает и соблюдает законодательную базу Российской Федерации;

- понимает сущность понятий «правосознание», «правопослушный образ жизни», «правовое мышление» и «правовая культура»;

- умеет толковать нормы права и реализовать их на практике.

Ранее указанные нами признаки универсальности гражданского, патриотического, физического и трудового воспитания могут быть сформулированы следующим образом:

1) гражданское воспитание ассоциируется:

- с умением уважительно относиться к человеку, к его правам и свободам;

1Имеются ввиду ФГОСы по специальностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность и 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.

- с умением проводить профилактику преступлений;

- с готовностью защищать права человека;

- с готовностью вести законопослушный образ жизни;

2) патриотическое воспитание проявляет себя в умении работать в многонациональном и многоконфессиональном коллективе;

3) физическое воспитание направлено на поддержание стремления обучающихся вести здоровый образ жизни;

4) трудовое воспитание реализуется:

- в знании обучающимися правовых основ своей предстоящей профессиональной деятельности;

- в готовности принимать и совершать юридические действия в профессиональной деятельности;

- в умении осуществлять свои профессиональные обязанности.

Вместе с тем, в отличие от умственного, нравственного (в конечном счете, мировоззренческого) и правового воспитания, гражданское, патриотическое, физическое и трудовое направления воспитания имеют различия в уровне осознания обучающимися своих профессиональных полномочий и собственной ценностно-смысловой сферы жизни. Указанные отличия сгруппируем в табличной форме (табл. 1).

Таблица 1

Содержание воспитания обучающихся через призму действующих ФГОС ВО

Направление подготовки 40.03.01 Специальности 40.05.02 и 44.05.01

Гражданское воспитание

Готовность: - работать на благо общества и государства; - формировать и поддерживать доверие общества к юридическому сообществу Понимание: - роли страны в современном мире; - происходящих социальных и политических процессов

Патриотическое воспитание

Не имеет четкого контекста Знание и понимание истории своей страны, ее своеобразия

Физическое воспитание

Не имеет четкого контекста Умение осуществлять саморегуляцию деятельности и поведения

Трудовое воспитание

Развитие способности к самоорганизации и самообразованию. Готовность повышать уровень своей профессиональной компетенции Умение: - принимать организационно-управленческие решения; - осуществлять оперативно-розыскную деятельность; - работать в экстремальных условиях; - применять спец. технику и психологические методы и приемы работы; - осуществлять правовое информирование и правовое воспитание; - осуществлять психолого-педагогическую работу с различными категориями граждан (зависит от специализации)

Содержание табл. 1 позволяет увидеть, что основные усилия ППС в работе с бакалаврами должны быть направлены на формирование готовности обучающихся к дальнейшему саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане.

Воспитательная работа с обучающимися по программам специалитета носит более обширный характер и направлена на формирование не только активной гражданской позиции как базиса профессиональной деятельности, но и на формирование базовой культуры специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам организации, реализации воспитания обучающихся в вузах ФСИН, показывает, что все перечисленные ранее направления воспитательной работы сконцентрированы в нескольких блоках; военно-патриотическое воспитание курсантов [2; 4; 12], воспитание толерантности обучающихся вузов ФСИН (в рамках межнационального воспитания) [3; 7], духовно-нравственное / религиозное воспитание [6; 13]. Большая часть изученных публикаций описывает воспитательные мероприятия в рамках культурно-массовой работы [6; 8; 12; 13], и они ориентированы на выявление роли, задач и функций воспитания. Некоторые публикации [12] предлагают возможные показатели результативности воспитания, однако не содержат конкретных механизмов (методов, отдельных методических приемов) реализации предложенных направлений воспитания в учебном / образовательном процессе. Принимая данный факт во внимание, попробуем уточнить, каким образом воспитательные задачи могут быть реализованы в рамках аудиторной работы с обучающимися вузов ФСИН.

На данный момент образовательный процесс в высшей школе реализуется с учетом компетентностного подхода, ориентированного на решение содержательных и компе-тентностно ориентированных задач обучения. Это значит, что воспитательное воздействие, реализуемое преподавателем на аудиторных занятиях, должно иметь содержательный и методический аспекты, включенные в предметное поле дисциплины. Под содержанием воспитания будем понимать специально отобранные из учебной информации сведения и факты, которые можно использовать как иллюстративный материал, основу для этической беседы / дискуссии и т.п. по тем направлениям воспитательной работы, что были ранее обозначены в статье. Под методическим аспектом подразумеваются способы ведения аудиторных занятий, которые легко встраиваются в контекст учебной деятельности обучающихся и помогают им решать как дидактические (компе-тентностно ориентированные), так и воспитательные задачи.

Следует уточнить, что методы обучения и формы проведения занятий в этом случае становятся средством воспитания обучающихся и отчасти методами воспитания (в классическом понимании - методами организации деятельности воспитанников). Появляется тенденция к тому, чтобы считать каждое занятие воспитательным мероприятием, спланированным или реализованным традиционным или инновационным способом (с применением интерактивных методов и приемов обучения).

На практике методы обучения и методы воспитания носят взаимодополняющий характер. Попробуем обозначить соответствия между отдельными дидактическими методами и методами воспитания (табл. 2).

Таблица 2

Соответствие методов обучения и воспитания

Методы обучения Методы воспитания

Наглядные методы Метод положительного примера

Словесные методы Методы формирования сознания

Практические методы Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Методы работы с книгой

Методы контроля Методы контроля в воспитании

Методы самоконтроля Методы самоконтроля и самооценки в воспитании

Проведенное сравнение показывает, что формально методы обучения могут выполнять воспитательные функции, как в плане организации деятельности обучающихся, так и в плане реализации этой обучающей деятельности. Это особым образом свойственно практическим, словесным и наглядным методам обучения. Словесные и наглядные методы обучения являются центральными в реализации целостного образовательного процесса, так как именно они обеспечивают коммуникацию всех участников данного процесса и формируют их обратную связь. Становясь доминирующими методами контактной аудиторной работы, эти методы оказывают влияние на формирование сознания обучающихся.

Согласно дисциплине «Теория и методика воспитания», под методами формирования сознания понимаются методы, направленные на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего [14]. Следовательно, применение указанных выше методов направлено на реализацию учебных задач через призму мировоззренческого, нравственного, гражданского, патриотического и умственного воспитания обучающихся. Косвенно влияя на формирование или укрепление нравственно-этических норм в сознании обучающихся, их гражданской позиции, умение рассуждать и строить собственную систему идеалов, ППС воздействует на профессиональное (трудовое) становление обучающихся. Поскольку трудовое воспитание в учреждениях ВО непосредственно связано с предстоящей профессиональной деятельностью, аудиторные занятия через предметное содержание способствуют формированию правового и педагогического типа мышления и культуры (правовое воспитание), готовности к ведению здорового образа жизни (физическое воспитание).

Классические методы формирования сознания состоят из следующих методов: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, инструктаж, показ, лекция, этическая беседа, внушение, пример, анализ ситуации [14; 15]. В высшей школе они имеют неодинаковый коэффициент целесообразности и эффективности применения в аудиторной работе. Связано это, с одной стороны, с типом занятия (лекционное, семинарское и прочие), с другой - с содержательно-компетентностными целями проведения таких занятий.

Логичным представляется, что лекция в рамках лекционного занятия является приоритетным методом обучающей деятельности ППС, однако как метод воспитания лекция в условиях высшей школы учебной аудиторией воспринимается достаточно прохладно, так как она носит директивный характер, не соответствующий возрастным особенностям обучающихся. Исключение составляют предметы, целиком ориентированные на усвоение знаний нравственно-этического характера. Тем не менее даже по отношению к дисциплинам, связанным с профессиональной этикой, служебным этикетом, применение указанного метода воспитания не демонстрирует высокой эффективности.

Анализ собственной практики и опыта коллег доказывает, что в вузе в рамках даже лекционных занятий приоритет отдается этической беседе, разъяснению, объяснению, полемике и убеждению. Рассказ часто заменяется примером и / или анализом ситуаций. Перечисленные методы формирования сознания апеллируют к личностному опыту обучающихся, инициируют их стремление к анализу, поиску самоидентифицирующих факторов, критическому осмыслению, как собственного опыта общественной жизни, так и примеров, найденных в окружающей действительности, а также формированию на основе анализа своей гражданской позиции, правового самосознания и культуры, профессионального образа «Я».

Целесообразность применения на занятиях таких методов воспитания, как убеждение, этическая беседа, разъяснение, полемика, объяснение, анализ ситуаций, пример требует от ППС не только глубокого знания преподаваемой дисциплины, но и наличия высокого уровня развития собственных организаторских и коммуникативных умений. Успешность применения методов формирования сознания зависит от умения использовать психолого-педагогические приемы работы с обучающимся. Наиболее перспективными приемами считаем те, которые изложены в работе В.И. Загвязинского и И.Н. Емельяновой [5, с. 178-185]. Классифицируем их в соответствии с указанными выше методами формирования сознания (табл. 3). Помимо классификационных параметров, приведем в табл. 3 краткую характеристику педагогических / воспитательных задач, решаемых с помощью отобранных приемов работы, и примеры речевых клише, указывающих способы реализации отобранных методов и приемов воспитательного воздействия.

Предложенные варианты формирования сознания обучающихся в рамках преподаваемых дисциплин не являются исчерпывающими, однако их применение логично встраивается в канву занятия и способствует, как нам кажется, решению как образовательных (обучающих), так и воспитательных задач.

Таблица 3

Реализация методов формирования сознания обучающихся в рамках контактной аудиторной работы

Метод воспитания Методические приемы Решаемые проблемы /противоречия и примеры используемых речевых клише

Убеждение «Я- сообщение» Перенос оценки непосредственно с поступка, совершенного обучающимся, или его оценки происходящего / произошедшего на оценку последствий, повлиявших на другого человека; «Я огорчен тем фактом, что вы ... », «Теперь мы не сможем выполнить ..., так как ... не представлен вами вовремя /в качественном виде /... », «Я рад, что вы имеете собственную точку зрения по данному вопросу, но ... »

Договор с обучающимся + прием отсроченного последствия Демонстрация признания позиции обучающегося с возложением ответственности за результат отстаивания своей позиции; «Вы имеете право так считать, но в этом случае готовы ли вы сами к тому, что окружающие значимые для вас люди будут считать, что вы ... »

Психологическое поглаживание Высказывание о достоинствах собеседника, его позиции одновременно с апелляцией к его умениям критически мыслить и анализировать ситуации; «С вами приятно иметь дело, вы ... », «Мне нравится ваш подход к ... »

Скрытое ролевое общение (по Э. Берну [1]) Переход преподавателя на позиции «Взрослый» -«Взрослый», избегание в разговоре клише; «должен», «обязан»; «Мне нравится ход вашей мысли /у вас оригинальный взгляд на .... А как вы считаете, насколько продумано /осуществимо ...»

«Мы- сообщение» Совместное решение / поиск решения проблемы; «Мне кажется, что мы с вами подошли к важному открытию, давайте вместе обсудим /уточним ... ». «Нам необходимо найти конструктивный способ выхода из сложившейся ситуации, давайте искать выход, как ... »

Парадокс Оценка позиции / поступка без демонстрации негативного отношения ППС; «Зато теперь не надо доказывать, что ... »

Метод воспитания Методические приемы Решаемые проблемы /противоречия и примеры используемых речевых клише

Этическая беседа Активное слушание + сократическая беседа Возможность выразить свою позицию по обсуждаемому вопросу, перевод эмоционального состояния говорящего к рациональному мышлению, попытке осмыслить свою позицию: «В вашем рассуждении есть доля правды, но как быть с ... », «Выутверждаете, что ... »

Манипуляция чувством гордости Предоставление возможности собеседнику «примерить» на себя предлагаемую ситуацию, осознать, насколько существенно / несущественно искажены морально-нравственные основания поступков: «Для человека, который считает себя специалистом в области ..., суждение о том, что ... является верным, по меньшей мере, является несостоятельным»

Великодушное прощение Предоставление возможности собеседнику ощутить несостоятельность своей позиции / поступка, выраженное в клише типа: «Если для вас это норма, то... »

Разъяснение Великодушное прощение Предоставление возможности собеседнику ощутить несостоятельность своей позиции / поступка: «Вы понимаете, что ваша позиция является противоречивой, но это можно списать на то, что вы ... »

Прояснение позиции + «Я- сообщение» Предоставление категоричной оценки происходящего: «Я считаю, что ...., поскольку такие действия могут вызывать у человека только ... »

Объяснение Оправдание поведения /позиции Оценивание негативного эффекта от поступка через демонстрацию возможных причин совершения поступка с констатацией веры в то, что данный поступок был непреднамеренным + демонстрация принципа опоры на положительное в человеке: «Когда вы приводили свои аргументы в пользу ..., вы наверное забыли о том, что ... Думаю в дальнейшем при формулировании своей мысли вы будете более внимательны к ... »

Высказывание в пространство Оценивание поступков / позиции собеседника без акцента на его личности. Преподаватель не смотрит на собеседника, его высказывание содержит обобщенные мысли по поводу случившегося: «Мне всегда стыдно, когда я слышу ... »

Полемика Третейский суд Апелляция к авторитетному источнику, который может быть экспертом по обсуждаемой проблеме: «Давайте обратимся к ..., известному специалисту в области ...»

Подводя итог всему сказанному, отметим, что контактная аудиторная работа с обучающимися представляет собой комплекс образовательно-воспитательных задач, которые необходимо реализовать ППС. Содержание занятия любого типа должно быть проанализировано с дидактической и воспитательной точки зрения. Отбор методов организации работы обучающихся на занятии следует осуществлять с учетом комплексности их воздействия на личность обучающегося и способности вызывать у него стремление к формированию или коррекции своей личностной, жизненной, гражданской и профессиональной позиции. Такую возможность предоставляют методы формирования сознания, реализуемые в классическом понимании и с учетом новых тенденций в личностно-социальной и ценностной сферах молодежи.

Предложенные методы формирования сознания могут рассматриваться в качестве частных примеров реализации дидактических методов (в первую очередь - сло-

весных методов обучения). Приведенные методические приемы работы с обучающимися на аудиторных занятиях могут раскрывать сущность обучающей деятельности (если брать за основу содержательную часть приемов) и психолого-педагогического воздействия на обучающихся, нацеленного на формирование отношения к себе, к профессии и к окружающим (т.е. реализовать задачи гражданского, патриотического, правового, нравственного, физического, трудового и умственного воспитания обучающихся). Именно в этом случае ППС выполняет свои профессиональные обязанности и способствует формированию компетенций, зафиксированных в ФГОС ВО по реализуемым программам бакалавриата и специалитета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - СПб., 1992. - 400 с.

2. Беспалова, Т.М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности / Т.М. Беспалова, И.А. Ковальчук // Прикладная юридическая психология. - 2016. - № 3. - С. 89-95.

3. Гаряев, Н.В. Модель формирования толерантного сознания курсантов как основы социальной безопасности жизнедеятельности / Н.В. Гаряев // Вестник ЮУрГУ. - 2006. -№ 16. - С. 67-69.

4. Грунин, А.В. Сущность военно-патриотического воспитания курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний на основе личностно ориентированного подхода / А.В. Грунин, О.А. Овчинников // Успехи современной науки и образования. 2017. Том 2. № 6. С. 226-230.

5. Загвязинский, В.И., Емельянова В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, В.И. Емельянова. - 2-е изд. стер. - М.: Академия, 2013. - 256 с.

6. Кареева, И.В. Этнонациональное воспитание в высших учебных заведениях (на примере вузов ФСИН РОССИИ) / И.В. Кареева // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В. А. Сластёнина (г. Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.) / [под общ. ред. проф. Н.И. Вьюновой]; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - С. 353-356.

7. Клещев, С.В. Толерантное поведение курсантов образовательных учреждений ФСИН России / С.В. Клещев // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики. Материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь: Издательство: Прикамский социальный институт, 2015. - С. 399-405.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Морозова, А.Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике / А. Л. Морозова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№ 4 (76), октябрь - декабрь. - С. 181-184.

9. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 28 декабря 2010 г. № 555 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DEXP%3Bn%3D50 3406#0 (дата обращения 04.11.2017).

10. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 (ред. от 12.12.2013) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54152/ (дата обращения 04.11.2017).

11. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 октября 2012 г. № 41.

12. Овчинников, О.А. Военно-патриотическое воспитание курсантов в вузах ФСИН России: сущность, значение и основные критерии / О. А. Овчинников // Вестник Владимирского юридического института. - 2014. - № 1(30). - С. 50-56.

13. Остряков, И.А., Религиозно-эстетическое воспитание курсантов вузов ФСИН России / И.А. Остряков, О.А. Реймер // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно-практической конференции, 15-16 ноября 2012 года. - Новокузнецк : ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. -С. 203-207.

14. Педагогика : учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 2009. - 576 с.

15. Педагогика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Школа Пресс, 2000. - 576 с.

16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 16.10.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12940/0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c022849f6/ (дата обращения 04.11.2017).

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2016 г. № 1424) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (дата обращения 01.09.2017).

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1611) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/440501.pdf (дата обращения 01.09.2017).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01 декабря 2016 г. № 1511) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения 01.09.2017).

Поступила в редакцию: 12.01.2018 В окончательном варианте: 15.02.2018

UDC 37.017, 37.02, 37.011.33

ROLE OF CONSCIOUSNESS FORMATION METHODS AND THEIR APPLICATION IN CLASS WORK WITH STUDENTS OF SPECIALIZED HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

O. V. Igumnova1

:Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia

49, Prospect Oktyabrsky, Novokuznetsk, Kemerovo Region, Russia 654066

:E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru

This article suggests the content analysis of The Federal State Educational Standards (bachelor's and specialist's degrees) that should be implemented in the learning process of specialized higher educational institutions that report to the Federal Penitentiary Service of Russia. The FSES content analysis allows specifying the priority educational directions realized in class work with students. These directions of educational work must be focused on the students' mindset formation by the means of the methods of the prospective penal officers' consciousness formation such as convincing method, ethic discussion, clarification, debate, explanation, case study, example-oriented method. The use of some educational techniques within mentioned above methods is given reasons for.

Keywords: Federal State Educational Standards, educational content, educational work, methods of education, consciousness formation, class work, instructional methods

1 Olga V. Igumnova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences Department

REFERENCES

1. Bern, E. Igry, v kotorye igrayut lyudi. Lyudi, kotoryye igrajut v igry [Games People Play. People Who Play Games] / E. Bern. Saint-Petersburg, 1992. 400 p.

2. Bespalova, T.M., Formirovanie lichnostnyh svoystv kursantov Akademii FSIN Rossii kak os-novy professional'noj kompetentnosti [Formation of personal properties of cadets of the Academy of the FPS of Russia as bases of professional competence] / T.M. Bespalova, I.A. Koval'chuk // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya - Applied Legal Psychology, 2016, № 3, P. 89-95.

3. Garjaev, N.V. Model' formirovaniya tolerantnogo soznaniya kursantov kak osnovy social'noy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Model of formation of tolerant consciousness of cadets as fundamentals of social health and safety] / N.V. Garjaev // Vestnik JuUrGU - Bulletin of the South Ural State University, 2006, № 16, P. 67-69.

4. Grunin, A.V. Sushhnost' voenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov vuzov Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy na osnove lichnostno-orientirovannogo podhoda [Essence of military patriotic education of cadets of higher education institutions of the Federal Penitentiary Service on the basis of the personal focused approach] / A.V. Grunin, O.A. Ovchinnikov // Uspehi sovremennoy nauki i obrazovaniya - Success of Modern Science and Education, 2017, Vol. 2, № 6, P. 226-230.

5. Zagvyazinskiy, V.I., Teorii obucheniya i vospitaniya: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya [Training and education theories: the textbook for students of higher professional education institutions] / V.I. Zagvyazinskiy, V.I. Emel'yanova. 2-e izd., ster. Moscow, Academy Publ., 2013. 256 p.

6. Kareeva, I.V. Yetnonacional'noe vospitanie v vysshih uchebnyh zavedeniyah (na primere vuzov FSIN Rossii) [Ethnonational education in higher educational institutions (on the example of higher education institutions of FPS of Russia)] / Kareeva I.V. // Pedagogicheskoe obra-zovanie: vyzovy XXI veka. Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-encii, posvyashhennoy pamyati akademika V.A. Slastyonina (g. Voronezh, 22-23 sentyabrya 2016 g.) / [pod obshh. red. prof. N.I. V'yunovoy] Voronezhskiy gosudarstvennyy universitet [Pedagogical education: Challenges of the 21st century. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference devoted to memory of the academician V.A. Slastyonin (Voronezh, September 22-23, 2016) / [under a general edition of the prof. N.I. Vyyunova]; Voronezh State University]. Voronezh, VGU Publ., 2016, P. 353-356.

7. Kleshhev, S.V. Tolerantnoe povedenie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdeniy FSIN Rossii [Tolerant behavior of cadets of educational institutions of FPS of Russia] / S.V. Kleshhev // Yazykovaya tolerantnost' kak faktor yeffektivnosti yazykovoy politiki. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Language tolerance as a factor of language policy efficiency. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Perm', Pri-kamsky Social Institute Publ., 2015, P. 399-405.

8. Morozova, A.L. Gumanisticheskie problemy vospitaniya: ot teorii k praktike [Humanistic problems of education: from theory to practice] / A.L. Morozova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii - Vestnik of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. 2017, № 4 (76) October - December, P. 181-184.

9. Ob organizacii vospitatel'noy raboty s rabotnikami ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: prikaz Minyusta RF ot 28 dekabrya 2010 g. № 555 [About the organization of educational work with workers of a penal correction system: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of December 28, 2010 no 555]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DEXP%3Bn%3D503406#0 (accessed November 4, 2017).

10. Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke primeneniya Polozheniya o sluzhbe v organakh vnu-trennikh del Rossiyskoy Federatsii v uchrezhdeniyakh i organakh ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: prikaz Minyusta Rossii ot 06.06.2005 № 76 (red. ot 12.12.2013) [About the approval of the Instruction about an order of application of Provision on service in law-enforcement bodies of the Russian Federation in institutions and bodies of a penal correction system: order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of June 6, 2005, no 76]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54152/ (accessed November 4, 2017).

11. Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizatsii professional'noy podgotovki sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: prikaz Minyusta RF ot 27 avgusta 2012 g. № 169 [About the adoption of Manual on the organization of vocational training of employees of a penal correction system: order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of August 27, 2012, no 169]. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti ot 8 oktyabrya 2012 g. № 41.

12. Ovchinnikov, O.A. Voenno-patrioticheskoe vospitanie kursantov v vuzakh FSIN Rossii: sushchnost', znachenie i osnovnye kriterii [Military patriotic education of cadets in higher education institutions of FPS of Russia: essence, value and main criteria] / O.A. Ovchinnikov // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta - Bulletin of Vladimir Law Institute, 2014, № 1 (30), P. 50-56.

13. Ostryakov, I.A. Religiozno-esteticheskoe vospitanie kursantov vuzov FSIN Rossii [Religious and esthetic education of cadets of higher education institutions of FPS of Russia] / I.A. Ostryakov, O.A. Reymer // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodeystvie nauki i praktiki. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 15-16 noyabrya 2012 goda [Penal correction system today: interaction of science and practice. Materials of a scientific and practical conference, November 15-16, 2012]. Novokuznetsk, Kuzbass institute FPS of Russia, 2013, P. 203-207.

14. Pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i pedagogicheskikh kolledzhey / Pod red. P.I. Pidkasistogo [Pedagogics: the textbook for students of pedagogical higher education institutions and teacher training colleges / Under the editorship of P.I. Pidkasisty]. Moscow, Pedagogical society of Russia Publ., 2009, 576 p.

15. Pedagogika: Uchebnoe posobie / Pod red. V.A. Slastenina [Pedagogics: The manual / Under the editorship of V.A. Slastenin]. Moscow, School Press, 2000, 576 p.

16. Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 16.10.2017) [he Penal Code of the Russian Federation of August 1, 1997, no 1-FZ (an edition of October 10, 2017)]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ 0844bcb33376fe7ba64f9de457550a2c022849f6/ (accessed November 4, 2017).

17. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 40.05.02 Pravookhranitel'naya deyatel'nost' (uroven' spetsialiteta) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 16 noyabrya 2016 g. № 1424) [The federal state educational standard of the higher education in 40.05.02 Law-Enforcement Activity (specialist programme level) (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 16, 2016 no. 1424]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/400502.pdf (accessed September 1, 2017).

18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po spetsial'nosti 44.05.01 Pedagogika i psikhologiya deviantnogo povedeniya (uroven' spetsialiteta) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2016 g. № 1611) [The federal state educational standard of the higher education in 44.05.01 Pedagogics and psychology of deviant behavior (specialist programme level) (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2016, no 1611)]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/440501.pdf (accessed September 1, 2017).

19. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudentsiya (uroven' bakalavriata) (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 29 dekabrya 2016 g. № 1511) [The federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 40.03.01 Law (bachelor degree level) (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 29, 2016, no. 1511]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (accessed September 1, 2017).

Original article submitted 12.01.2018 Revision submitted 15.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.