М. С. МАСКИНА M. S. MASKINA
заместитель начальника кафедры математики и информационных технологий управления Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы
С. В. ВИДОВ S. V. VIDOV
доцент кафедры математики и информационных технологий управления Академии ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы
Учет индивидуальных психологических
особенностей курсантов Академии ФСИН России при обучении дисциплинам информационно-технической и математической направленности
Consideration of specific psychological features of cadets
of FPS of Russia Academy when training in disciplines of information and technical and mathematical orientation
Аннотация. В статье раскрываются функции общения в различных педагогических ситуациях, связанных с индивидуальными психологическими особенностями обучающихся, сравниваются различные классификации акцентуаций характера, рассматриваются результаты эксперимента по их выявлению и приводятся рекомендации по организации занятий в исследуемых группах.
Ключевые слова: педагогическое общение, педагогические ситуации, акцентуации характера, дифференцированное обучение.
Annotation. In this article the authors reveal functions of communication in various pedagogical situations connected with specific psychological features of students. Various classifications of accentuation of character are compared, results of an experiment on their identification are considered and recommendations about the organization of occupations in the studied groups are provided.
Key words: pedagogical communication, pedagogical situations, character accentuation, the differentiated training.
22
[email protected] www.or.fsin.su
При организации любой совместной деятельности важна хорошо налаженная коммуникация между ее исполнителями. В работе же педагога общение из вспомогательного фактора переходит в особо значимую функциональную составляющую этой профессии, так как становится инструментом педагогического воздействия. Грамотно выстроенный процесс прямой и обратной связи между преподавателем и обучающимся является и способом осуществления образовательного процесса, и социально-психологическим инструментом решения воспитательных задач, и средством организации всех взаимодействий. Реализуя все эти функции, педагог одновременно выступает в роли «и проводника новых знаний, и психолога, познающего другого человека, и организатора совместной работы и взаимодействий внутри коллектива» [1]. Для осуществления этих ролей требуется постоянно проигрывать педагогические ситуации, способствующие развитию личности:
- «преодоление социально-психологических блоков, подавляющих коммуникабельность (скованность, стеснительность, неуверенность и другие);
- создание возможностей для выявления и учета индивидуальных особенностей обучающихся;
- осуществление социально-психологической коррекции в становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и другие)» [2].
Поиск выхода из любой педагогической ситуации начинается с ее анализа, оперативного перебора возможных вариантов ее решения, после чего происходит выбор оптимального метода или приема и организация самого воздейст-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
вия. Аналогичным образом В. А. Канн-Каликом выделяются следующие этапы педагогического общения:
1) «моделирование предстоящего общения с учебной группой или классом при подготовке к занятию (прогностический этап);
2) организация непосредственного общения;
3) управление общением в процессе его моделирования;
4) анализ реализованной системы общения и ее планирование на будущее» [2].
Совокупность всех этих этапов образует единую структуру профессионально-педагогического общения, в рамках которого важнейшую роль играет знание психологических особенностей обучающегося, тех качеств и свойств личности, которыми он отличается от окружающих, от золотой середины. Если отклонение индивидуальных черт характера от так называемой усредненной нормы становится существенным, то говорят о психопатологиях. Однако нет четкой границы между нормой и патологией, этот переход осуществляется постепенно в зависимости от выраженности аномальных черт характера, и «существуют пограничные варианты нормального характера или акцентуации» [3].
Акцентуации характера - это «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [4].
Наиболее ярко акцентуации проявляются в пубертатный период, а потом в процессе созревания личности посте-
23
пенно сглаживаются. Личностные особенности характера при акцентуациях проявляются не постоянно, а только при соблюдении некоторых условий и практически не видны в другое время. А. Е. Личко отмечает, что у акцентуированных людей неадекватные реакции возникают только тогда, когда они нацелены на «место наименьшего сопротивления», на «ахиллесову пяту» данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не затрагивающие этого «слабого звена», переносятся стойко и адекватно. В каждой акцентуации есть свойственные только ей характерные «слабые места» [4].
Типологии характера классифицировали многие психологи и патопсихологи. К. Юнг подразделил отклонения на два типа: интроверты и экс-
траверты, то есть люди, чьи интересы направлены внутрь себя и вовне. Э. Кречмер описал связь характера человека со строением его тела, подразделяя его на астенический, атлетический и пикнический типы. К. Леон-гард классифицировал акцентуации на 12 типов [5], для выявления которых Х. Шмишек разработал тест, носящий его имя, переведенный на многие языки и вошедший не в один учебник (например, [3]). В нашей стране этой проблеме посвящены труды П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко. На данный момент классификации А. Е. Личко и К. Леонгарда являются наиболее полными и общепринятыми. Ранее авторами было проведено сопоставление этих классификаций совместно с типами акцентуаций, выявляемыми тестом Х. Шмишека [6] (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие акцентуации характера по К. Леонгарду, А. Е. Личко и Х. Шмишеку
Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду Классификация акцентуаций характера по А. Е. Личко Классификация акцентуаций характера по Х. Шмишеку
- Гипертимный Гипертимный
- Циклоидный Циклотимный
Лабильный Лабильный циклоид Эмотивный
Демонстративный Истероидный Демонстративный
Сверхпунктуальный Психастенический Застревающий
Ригидно-аффективный, неуправляемый Эпилептоидный Возбудимый
Интравертный Шизоидный Педантичный
Боязливый Сенситивный Тревожный
Неконцентрированный, неврастеничный Астеноневротический Дистимичный
Экстравертный Конформный -
Слабовольный Неустойчивый -
- - Экзальтированный
[email protected] www.or.fsin.su
24
Работа авторов связана с преподаванием дисциплин математического и информационно-технического циклов на младших курсах в Академии ФСИН России. Поэтому для формирования адекватной системы педагогического общения нами был проведен эксперимент по выявлению акцентуаций характера у курсантов первого года обучения.
Выбор экспериментальных групп был обусловлен двумя причинами: в них наблюдались сравнительно низкая успеваемость и существенное различие по гендерному признаку: в одной большинство составляли юноши (15 из 25 человек), а во второй - девушки (21 из 25). Кроме того, в группе юношей остро стояла проблема дисциплины, коллеги отмечали постоянные конфликты внутри коллектива группы и устойчивое нежелание курсантов учиться систематически, а не от случая к случаю. При этом в неформальных беседах преподаватели различных кафедр признавали «проблемными» в отношении дисциплины одних и тех же обучающихся. Подобное совпадение мнений заинтересовало авторов и побудило провести эксперимент именно в этой группе.
Вторая экспериментальная группа, состоящая в основном из курсантов-девушек, имела меньше проблем с дисциплиной, однако в ней наблюдалось индифферентное отношение к образовательному процессу, пассивное, рассеянное поведение на занятиях. Причиной подобных явлений преподаватели видели количественный гендерный дисбаланс, но при этом нельзя было исключить наличие определенной акцентуации, которая вызвала указанное поведение обучающихся. Таким обра-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
зом, необходимость выяснить истинную причину появления особенностей характера курсантов определила данную группу в качестве второй экспериментальной.
Обучающиеся обеих групп прошли тест Х. Шмишека, результаты которого позволяют оценить акцентуации характера (приведены в табл. 2). Это будет способствовать правильному подбору формы индивидуальной педагогической коммуникации преподавателей и акцентуированных курсантов.
Из таблицы 2 следует, что 11 из 25 человек первой группы имеют либо выраженный тип гипертимной акцентуации, либо тенденцию к ней, у 8 курсантов присутствует еще склонность к экзальтированной акцентуации, а других типов не выявлено. Такое количество гипертимов в одном коллективе объясняет неугомонность и непоседливость отдельных обучающихся и хроническую недисциплинированность всей группы, на которые жаловались большинство педагогов. Даже один гипертим может создать проблемы с поддержанием дисциплины в группе, тем более если их семеро и каждый конкурирует для получения статуса лидера (результаты теста показали, что явного общепризнанного лидера в группе нет). Поэтому на занятии при организации текущего контроля знаний гипертимноакцентуированным курсантам лучше раздать индивидуальные задания и применять балльно-рей-тинговую технологию, которая подробно описана П. С. Ивличевым и Н. А. Ив-личевой [7]. Кроме того, в данной группе эффективно проходит работа в рамках мини-проектов (методика применения которых изложена одним из авторов [8]) или в малых группах, если координатором деятельности каждой микрогруппы
25
Таблица 2
Результаты эксперимента
Выявленный тип акцентуации Группа юношей (п = 25), чел. Группа девушек (п = 25), чел.
Нет акцентуации 8 9
Тенденция к гипертимному типу 4 1
Тенденция к застревающему типу - 3
Тенденция к лабильному типу 2 3
Гипертимный тип 3 1
Экзальтированный тип 4 2
Гипертимно-экзальтирован-ный тип 4 -
Застревающий тип - 2
Демонстративный тип - 2
Лабильный тип - 2
выступает гипертим (об организации этой формы работы авторами опубликована статья ранее [9]).
Во второй экспериментальной группе выявлено по два человека гипертим-ного и экзальтированного типов. Кроме того, есть по два курсанта, обладающих выраженной лабильной либо застревающей акцентуацией, и по три человека, имеющих тенденцию к ним. В целом 10 из 25 человек легко уязвимы в силу наличия перечисленных акцентуаций. Отсутствие позитивного оценивания со стороны преподавателей, которые постоянно их критикуют, приводит к тому, что мотивация к обучению практически пропадает. Решением данной проблемы может выступать грамотно организованное повторение пройден-
ного материала в активных и интерактивных формах, например таких, как деловые или ролевые игры.
Подытоживая все сказанное, приведем рекомендации оптимальных, по нашему мнению, форм работы и типов заданий для каждого типа акцентуаций личности, а также присущие им положительные и отрицательные черты, сформулированные А. Е. Личко и К. Леонгардом (табл. 3) [4, 5].
В заключение отметим, что каждый преподаватель должен своевременно выявлять индивидуальные психические особенности характера курсанта, проявлять эмпатию и заинтересованность при установлении с ним контакта для формирования адекватной структуры педагогического общения. ф
26
[email protected] www.or.fsin.su
Таблица 3
Рекомендации по построению педагогического общения с акцентуированными курсантами
Тип акцентуации характера Привлекательные для общения черты Черты, способствующие конфликтам Предпочтительные типы заданий и формы работы
Гипертимный Предприимчивость, инициативность, заинтересованность, пытливость, оптимизм Легкомыслие, неусидчивость, раздражительность, недостаточный уровень ответственности Творческие задания, не требующие кропотливости, интересные, интригующие формулировки задач, (например,предложенные М . С .Маскиной [10]), публичные выступления по новой теме
Лабильный Самоотверженность, сочувствие, артистизм, открытость чувств, проницательность Повышенная эмоциональность и возбудимость, низкая стрессо-устойчивость, склонность к унынию Чаще поощрять . В позитивном настроении -публичное решение типовых заданий (в том числе по новой теме), в негативном - не трогать
Циклоидный Периодичность в настроении по нескольку недель . В дни подъема: энергичность, оптимизм; в дни спада: пессимизм, вялость, быстрая утомляемость, сонливость, повышенная чувствительность к нареканиям, боязнь всего нового Только типичные задачи с изученными методами решения (например, описанные П. С. Ивличевым, Н.А. Ивличевой [11]) . В период подъема -чаще вызывать с публичными выступлениями, в период спада -не ругать
Астено-невротический Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость, аккуратность Пассивность, ригидность мышления, заторможенность Индивидуальные задания на закрепление пройденного, в том числе требующие кропотливого труда (например,приведенные М . С. Маскиной, М . И. Купцовым [12]) . Не спрашивать публично
Сенситивный Доброжелательность, самокритичность, добросовестность, сочувствие, привязанность к близким, покорность Инертность, беспокойность, боязнь насмешек, робость, неумение постоять за себя, излишняя мнительность Самостоятельная работа любого типа (по новой теме или ранее изученной) и нестандартные и типовые задания
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
27
Психастенический Ответственность, серьезность, стабильность в делах и в чувствах, педантичность, ровное штилевое настроение Формализм, занудливость, склонность к пустословию, стремление уйти от принятия решений Задания на закрепление пройденного, в том числе требующие кропотливости и аккуратности (например, предложенные М. С. Маскиной, М. И. Купцовым [13]) Не назначать ответственным за групповую работу
Шизоидный Выдержка, самообладание, солидность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность, аккуратность, ответственность Упрямство в идеях, занудливость, на все имеют свою точку зрения, которая часто резко отличается от мнения большинства Самостоятельная трудоемкая работа, публичные выступления с показом отличного от других решения, пресечение его попыток спора на занятии с предложением разобраться позднее
Эпилептоидный Вне приступов гнева -добросовестность, аккуратность, любовь к детям, животным, целеустремленность Раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, слабый контроль над влечениями (алкоголизация, асоциальные поступки) Самостоятельные и индивидуальные задания, в том числе требующие тщательности и аккуратности. Пресекать в их адрес любые публичные шутки, намеки или поучения, проводить индивидуальные беседы.
Истероидный Предупредительность, упорство, целеустремленность, актерское дарование, способность воодушевить других, неординарность Эгоизм, несдержанность, лживость, хвастливость, лень, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные периоды Деловые и ролевые игры (не в качестве организатора), поощрять достижения, но не перехваливать, публичные решения стандартных заданий, устный опрос
Неустойчивый Постоянное стремление к праздности и безделью, нежелание учиться, неумение трудиться, слабоволие, трусость, «все дурное будто липнет к ним», азартны, склонны к асоциальным поступкам, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, не переносят одиночество Систематический контроль каждого шага с поощрением удачной деятельности баллами в рамках системы, описанной П. С. Ивличевым [14]
Конформный Исполнительность, отзывчивость, умение выслушать другого человека Легкомысленность, внушаемость, ведомость, необдуманность поступков, страсть к развлечениям Посадить рядом с хорошо успевающими курсантами и постоянно контролировать его работу
28 [email protected] www.or.fsin.su
1. Купцов М. И., Видов С. В., Маскина М. С., Теняев В. В. К вопросу о профессиональном стандарте педагога, преподающего математику // Научное обозрение. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 73-76.
2. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М. : Просвещение, 1987. 190 с.
3. Коломинский Я. Л. Психология общения. М. : Наука, 1975.
4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, В. Я. Романова. М. : Издательство МГУ 1982. С. 288-318.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д. : Феникс, 2000. 544 с.
6. Маскина М. С., Видов С. В. Выявление и учет акцентуаций в педагогическом общении // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 1. С. 49-53.
7. Ивличев П. С., Ивличева Н. А. Проблемы и перспективы использования оценки знаний курсантов на основе балльно-рейтин-говой технологии // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. 2011. № 5. С. 57-59.
8. Купцов М. И., Маскина М. С. Применение метода проектов при преподавании математических дисциплин для экономических специальностей // Научные исследования и
разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. Т. 6. № 1. С. 77-81.
9. Моисеев С. А., Маскина М. С. Работа в малых группах как интерактивная форма обучения // Информационные технологии и математические методы в деятельности УИС и образовании : материалы межвузовского круглого стола. Рязань, 2014. С. 50-53.
10. Маскина М. С. О роли математики в формировании компетенций, связанных с познанием и креативностью // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5. № 4. С. 47-49.
11. Ивличев П. С., Ивличева Н. А. Основы применения информационных технологий в профессиональной деятельности. Рязань, 2016. 117 с.
12. Маскина М. С., Купцов М. И. Математика : учебник. Рязань, 2018. 347 с.
13. Маскина М. С., Купцов М. И. Подготовка абитуриентов к дополнительным вступительным испытаниям по математике при поступлении в Академию ФСИН России. Рязань, 2014. 42 с.
14. Ивличев П. С. Использование рейтинговой модели для оценки уровня сфор-мированности компетенций специалиста // Современные образовательные технологии (на примере Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Ки-котя) : сб. науч.-практ. статей. Рязань, 2018. С. 18-29.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
29