ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Нетрудно догадаться, что введение подобных механизмов встретит яростное сопротивление тех, кто получает огромные прибыли, загрязняя окружающую духовную и нравственную среду. Главным их аргументом будет утверждение, что спрос формирует предложение, что рынок сам отрегулирует необходимые для общества пропорции классической литературы и чтива. Очевидно, что это не так. Еще Н.В. Гоголь, отмечая необходимость постановки в театрах высококачественных классических произведений, писал: «Можно все пьесы сделать вновь свежими, новыми, любопытными для всех от мала до велика, если сумеешь их поставить как следует на сцену. Это вздор, будто они устарели и публика потеряла к ним вкус. Публика не имеет своего каприза; она пойдет, куды поведут ее. Не попотчевай ее сами же писате-
ли своими гнилыми мелодрамами, она бы не почувствовала к ним вкуса и не потребовала бы их»
Современное нравственное состояние общества, отсутствие духовности диктуют нам необходимость введения механизмов управления, которые бы регулировали творческую деятельность человека. А значит, требуется развивать новую науку - экологию духа, с целью разработки и внедрения этих механизмов.
Библиографический список
1. 1. Арутюнов, Ю.С. Методические вопросы деловых игр / Ю.С. Арутюнов. - Л., 1987.
2. Бельчиков, Я.М. Деловые игры / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирнштейн. - Рига, 1989.
3. Шуть, Н.Н. Волшебные ключи игромастера: об искусстве игры и мастерстве ее организации / Н.Н. Шуть. - СПб., 2008. - 175 с.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
в сфере экологии и природных ресурсов
И.В. КРЫЖАНОВСКАЯ, доц. каф. педагогики и психологии МГУЛ
Система научных знаний о человеке рассматривает процесс социализации личности как результат субъективных решений в переломные периоды жизненного пути и во многом зависит от профессионального развития, определяющим этапом которого является выбор профессии. В современном обществе проблема профессионального самоопределения как этапа развития личности и ее социальной адаптации становится все более острой. Социально-экономические условия, характеризующиеся динамикой мира профессий и требований к профессиональной деятельности, объективно усложняют этот процесс. Актуальность данной проблемы отразилась и в системе образования. В настоящее время назрела необходимость в стандартизации образовательных программ, реализующих формирование профессиональных компетенций в соответствии с запросами рынка труда. Разработка основной образовательной програм-
kririna3@rambler. ru
мы вуза является наиболее важной составляющей всей работы по введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В том числе и федерального государственного стандарта по направлению сферы экологии и природных ресурсов.
Стандарт программ нового поколения определяется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и основывается на компетенциях в соответствующих областях, видах, объектах будущей профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции специалиста включают не только способности применять знания, умения, полученные в ходе обучения, но и личностные качества, обуславливающие успешную деятельность в определенной области. Необходимость изучения личностных составляющих професси-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011
193
ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ональных компетенций, влияния множества объективных и субъективных факторов на их формирование определяется актуальностью разработки целостной системы представлений о профессиональном самоопределении молодежи [2].
Одним из основных личностных факторов профессионального самоопределения являются характерологические особенности. Наиболее ярко выраженные черты характера образуют акцентуацию. Характерологические особенности, определяющие область профессиональной деятельности, во многом обуславливают формирование профессиональнопсихологических компетенций специалистов сферы экологии и природных ресурсов.
На момент выбора профессии как некоторого результата процесса профессионального самоопределения личность как субъект деятельности имеет определенную структуру. Следовательно, в процессе обучения, ориентированного на компетентностный подход и создание условий для формирования профессионально важных качеств будущего специалиста, становление профессионала невозможно без учета индивидуальных характерологических особенностей студентов. Знание о влиянии характерологических особенностей на профессиональный выбор расширит возможности профориентации и дифференцированного подхода в профессиональном обучении студентов [2].
Таким образом, в настоящее время актуальными остаются вопросы особенностей влияния личностных факторов на профессиональный выбор, успешность учебно-профессиональной деятельности [3]. Наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности проявляются в акцентуациях характера, определяющих особенности средовой адаптации. Закономерно предположить, что акцентуации характера являются основной составляющей профессионально-психологической компетенции, что проявляется в выборе профессии. Этот подход к проблеме акцентуаций лег в основу эмпирического исследования.
Исследование влияния характерологических особенностей на профессиональный
выбор проводилось на базе Московского государственного университета леса (МГУЛ). В исследовании принимали участие студенты различных факультетов: лесного, механической и химической технологии древесины, гуманитарного, экономики и внешних связей, ландшафтной архитектуры. В общей сложности в нем приняло участие 488 человек.
Диагностика акцентуаций характера студентов проводилась по методикам Х. Шмишека [5] и А.Е. Личко [4].
Анализ распределения акцентуированных черт характера среди испытуемых показал, что средние значения числовых показателей по некоторым типам акцентуаций статистически значимо различаются для студентов исследуемых факультетов. С целью проверки нулевой гипотезы о неразличимости средних значений по типам акцентуаций у студентов разных специальностей был применен критерий Стьюдента (двусторонний критерий с неравномерными дисперсиями, уровень значимости был принят равным 0,05). Для расчета использовалась функция TTECT MS EXCEL. Результаты проведенного анализа показали статистически достоверную разнородность исследуемых факультетов по степени представленности на них различных типов акцентуаций. Можно рассматривать этот факт как проявление влияния акцентуации на выбор профессии. По представленности гипертимного и циклоидного типов акцентуации (Личко) исследуемые факультеты статистически не различаются.
Анализ результатов исследования показал, что у студентов лесного факультета преобладают тревожный, дистимический (Леонгард), сенситивный, неустойчивый, эпилептоидный, психоастенический, шизоидный, астено-невротический (Личко) типы акцентуаций. Общими особенностями данных типов являются пессимизм, медлительность в мышлении и действиях, интровертирован-ность, чувствительность. Можно говорить о том, что данные черты положительно повлияли на выбор профессии этого типа.
Черты циклотимного, неуравновешенного (Леонгард) и лабильного, истероидного, конформного (Личко) типов акцентуаций не
194
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
свойственны студентам лесного факультета. Это указывает на отрицательное влияние данных типов акцентуаций на выбор этого вида профессий. Именно этим типам акцентуаций свойственны такие черты, как экстравертиро-ванность, направленность на общение, взаимодействие с другими людьми. Очевидно, что данные особенности не соответствуют профессиям, получаемым студентами лесного факультета.
Тревожный, неуравновешенный, дистимичный (Леонгард) и неустойчивый, эпилептоидный (Личко) типы акцентуаций характеризуется такими чертами, как сниженная потребность в общении, импульсивность, эмоциональность, инициативность, энергичность, добросовестность. Выбор технономических профессии факультета механической и химической технологии древесины в данном случае может проявляться как защитный механизм (будущая профессия ограничивает межличностное взаимодействие), с другой стороны, является предпосылкой формирования таких профессиональных компетенций, как кропотливость, тщательность, продуктивное мышление.
У студентов гуманитарного факультета преобладают эмотивный, экзальтированный, демонстративный, циклотимный (Леонгард) и лабильный, истероидный, конформный (Личко) типы акцентуаций. У данных типов акцентуаций наиболее выражены такие черты, как эмпатичность, изменчивость настроения, демонстративность, эмоциональность, чувствительность, приспособляемость. Эти характерологические особенности являются основой для формирования профессиональных компетенций специалистов социономических профессий: артистизма, умения заинтересовать, интереса и уважения к людям, ораторских и коммуникативных способностей.
У студентов факультета экономики и внешних связей наиболее выражены черты застревающего, педантичного, циклотимного (Леонгард) и сенситивного, психоастенического, неустойчивого (Личко) типов акцентуаций. У данных типов акцентуаций наиболее выражены такие черты, как сдержанность, принци-
пиальность, гипертрофированное отношение к порядку. Данные черты положительно влияют на формирование профессиональных компетенций сигнономического типа. Минимальна, по сравнению со студентами других факультетов, выраженность черт неуравновешенного и дистимического типа, очень мала - демонстративного, экзальтированного (Леонгард) и асте-но-невротического и эпилиптоидного (Личко) типов акцентуаций.
Основной характерологической особенностью студентов факультета ландшафтной архитектуры является очень низкая выраженность черт акцентуаций тревожного типа, циклотимного и конформного. Наряду с этим, ярче, чем у студентов других факультетов, выражены застревающий, эмотивный, педантичный, экзальтированный (Леонгард) и психоастенический, эпилептоидный (Лич-ко) типы акцентуаций. Таким образом, для будущих ландшафтных дизайнеров, с одной стороны, характерна безмятежность, расслабленность, игнорирование социальных норм и правил, с другой стороны, эмоциональная погруженность, чувствительность, импульсивность, развитое чувство эмпатии. Можно предположить, что возможно развитие профессионально важных качеств на основе данных характерологических особенностей.
Анализ влияния характерологических особенностей на выбор направленности профессий сферы экологии и природных ресурсов указывает на взаимосвязь типов акцентуаций и процесса профессионального самоопределения. Типы акцентуации, с одной стороны, оказывают активизирующее воздействие на профессиональное развитие и могут способствовать формированию профессиональных компетенций, с другой стороны, могут являться негативным фактором для выбора определенного типа профессий.
На основе анализа результатов эмпирического исследования были выделены пять профессиональных типов личности студентов. Понятие «Профессиональный тип личности» характеризует группу людей, обладающих определенными индивидуально-личностными особенностями, которые обусловливают выбор профессии и являются
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
195
ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
основой для формирования профессионально-психологических компетенций.
Тип личности в профессиях биономического типа. Люди этого типа предпочитают выполнять работу с живыми процессами, требующую умения делать, создавать, корректировать условия существования растений, животных, микроорганизмов. Наряду с наблюдательностью и вниманием к жизни живых организмов важны такие черты, как терпеливость, серьезность, умение работать в одиночестве, аккуратность, чувствительность. Изменчивость настроения и демонстративная манера поведения препятствуют успешности в данном виде профессиональной деятельности. Исследовательские и реалистические интересы, в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, направлены на биологию, геологию, лесное и сельское хозяйство.
Тип личности в профессиях технономического типа. Представители этого типа отличаются такими чертами, как педантизм, ответственность, добросовестность, замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, инертность. При работе с техникой требуется дисциплинированность, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность. Такие черты, как потребность в общении, требовательность к окружающим, отсутствие формализма, тревожность, неуверенность, демонстративная манера поведения, яркая эмоциональная сфера, чувствительность, впечатлительность являются препятствием к формированию важных качеств, соответствующих профессии. Их интересы связаны с легкой промышленностью, рабочими специальностями, строительством, техникой, транспортом, физикой, электротехникой. Мир идей для них важнее, чем общение с людьми.
Тип личности в профессиях социономического типа. Люди этого типа предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны
понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерны такие черты, как яркая эмоциональность, чувствительность к оценкам окружающих, эмпатия, способность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, интуиция, эгоцентризм, искренность, демонстративность, способность к теплой привязанности, артистизм, лидерские качества. Отсутствие организаторских и коммуникативных способностей, неуверенность, нерешительность, ригидность препятствуют профессиональной деятельности. Интересы людей данного типа носят социальный и артистический характер и связаны с журналистикой, медициной, общественной работой, педагогикой, правом, сферой обслуживания.
Тип личности в профессиях сигно-номического типа. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются сдержанностью, принципиальностью, серьезностью, требовательностью, педантичностью, отгороженностью от окружающего, склонны к работе, не связанной с широкими контактами. Такие черты, как рассеянность, невыдержанность, отсутствие умения налаживать контакты с людьми, не соответствуют характеру профессиональной деятельности. Интересы представителей данного типа - астрономия и математика - носят конвенциональный и социальный характер.
Тип личности в профессиях артоно-мического типа. Люди этого типа, обладая яркой эмоциональной сферой, оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации. Низкий уровень развития пространственно-образного воображения, ригидность мышления препятствуют творческой направленности профессиональной
196
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
деятельности. Интересы представителей данного типа носят артистический и социальный характер и связаны с историей, искусством, филологией.
Классификация профессиональных типов позволила обосновать и сформировать профессиональные компетенции специалистов сферы экологии и природных ресурсов в различных профессиональных областях.
Так, на лесном факультете профессиональными компетенциями являются:
- знание основных закономерностей развития и особенностей познавательной и эмоциональной сфер личности;
- умение учитывать в процессе профессиональной деятельности закономерности познавательных процессов, специфику эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности; использовать приемы развития наблюдательности; использовать приемы формирования гибкости и самостоятельности мышления;
- владение исследовательскими и реалистическими интересами.
На факультете механической и химической технологии древесины профессиональными компетенциями являются:
- знание основы методологии инженерной психологии; психологических закономерностей технической деятельности, основных закономерностей и механизмов познавательных процессов;
- умение учитывать в процессе профессиональной деятельности закономерности эмоционально-волевых процессов с учетом индивидуальных особенностей; использовать приемы развития внимания и логического мышления;
- владение исследовательскими и реалистическими интересами.
На гуманитарном факультете основными профессионально-психологическими профессиональными компетенциями являются:
- знание основы методологии психологической и педагогической наук; базовых категорий и понятий современной психологии и педагогики, психолого-педагогические закономерности развития и формирования
личности, закономерностей групповых процессов и межличностного взаимодействия;
- умение использовать приемы стимулирования учебно-познавательной активности и трудовой деятельности; учитывать закономерности психологических взаимодействий в группах в процессе профессиональной деятельности;
- владение социальными и артистическими интересами.
На факультете экономики и внешних связей профессиональными компетенциями являются:
- знание основ методологии экономической психологии; психологических закономерностей экономической деятельности, закономерностей и особенностей потребнос-тно-мотивационной сферы личности, закономерностей групповых процессов и межличностного взаимодействия, основ этики деловой личности;
- умение учитывать закономерности и особенности потребностно-мотивационной сферы личности, ее индивидуальные особенности в условиях рынка, использование навыков и приемов психологических техник в трудовой деятельности;
- владение конвенциональными и социальными интересами.
На факультете ландшафтной архитектуры основными профессионально-психологическими компетенциями являются:
- знание природы и структуры личности, сознания, деятельности; основные механизмы и закономерности креативной деятельности, приемов развития пространственно-образного мышления и воображения;
- умение учитывать закономерности и особенности потребностно-мотивационной сферы личности, использование навыков и приемов психологических техник в трудовой деятельности;
- владение артистическими и социальными интересами.
Результаты исследования указывают на важность психолого-педагогических дисциплин в педагогическом процессе.
Эти дисциплины позволяют не только сформировать актуальные профессионально-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
197