офицерства : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 ноября 2014 г. — Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. — С. 315-319.
8. Фойницкий, И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. — М.: Городец, Добросвет, 2000. — 464 с.
9. Ялунин, В. У. Реформа уголовно-исполнительной системы современной России: проблемы, тенденции, перспективы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004.
Сведения об авторе
Долгин Дмитрий Сергеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), преподаватель кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки, адъюнкт. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Dolgin Dmitry Sergeevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), the lecturer of the chair of military, tactical and physical training, postgraduate student. E-mail: [email protected]
УДК 37.013.46, 343.825
О. В. Игумнова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье предпринята попытка определить базовые педагогические знания и умения сотрудников исправительных учреждений (ИУ) ФСИН России. Педагогическая сущность профессиональной деятельности указанных сотрудников представлена в уголовно-исполнительном законодательстве, как в эксплицитной, так и имплицитной форме. Анализ педагогической составляющей профессиональной деятельности указанной категории лиц осуществляется на примере Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) и Комментариев к действующей его редакции.
В результате анализа отдельных статей УИК РФ выявлены отрасли педагогических наук, в которых сотрудники ИУ должны ориентироваться, чтобы эффективно исполнять свои служебные обязанности. Уточнены основные педагогические понятия, закономерности и принципы, которыми должны руководствоваться сотрудники в своей практической работе; определены базовые умения, которые свидетельствуют о наличии у данных лиц педагогической компетентности. Автором высказана идея о том, что объем педагогических знаний и умений должен зависеть от должности сотрудника ИУ. Указывается также необходимость дифференцированной педагогической подготовки кадров к исполнению обязанностей в ИУ, подчеркивается роль курсов повышения квалификации в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Сведения, содержащиеся в статье, могут быть использованы для прогнозирования приоритетных направлений повышения квалификации сотрудников УИС.
Ключевые слова: педагогическая компетентность; педагогические науки; воспитательная работа; требования к личному составу исправительного учреждения.
© Игумнова О. В., 2017.
O. V. Igumnova
THE PEDAGOGICAL VIEW OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE CONTENT OF THE PRISON ADMINISTRATION STAFF
This article tries to determine basic pedagogical knowledge and abilities of the staff of the correctional facilities of the FPS of Russia. The pedagogical content of these officers' professional activities is presented in the correctional legislation both in explicit and implicit forms. The pedagogical component analysis of the specified category of persons' professional activity is performed in the context of the Correctional Code of the Russian Federation and Comments to its most recent edition.
The analysis of separate articles of the Correctional Code of the Russian Federation revealed the branches of pedagogical sciences that the staff of correctional facilities should understand to effectively perform their duties.
The basic pedagogical concepts, regularities and the principles that penal officers should put in practice are specified; basic abilities indicating these persons' pedagogical competence are determined. The author stated the idea that pedagogical knowledge and abilities content shall depend on a position of the employee at a correctional facility. The need of the differentiated pedagogical staff training is also specified and the role of the prison administration staff's career enhancement training is emphasized.
The data provided in this article can be used to develop priority guidelines for advanced professional training of the penal officers.
Keywords: pedagogical competence; pedagogical sciences; educational work; requirements to the staff of a correctional institution.
Область профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС, Система) согласно новым федеральным государственным стандартам высшего образования (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) и федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)) взаимосвязана с реализацией правовых норм, обеспечением законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в рамках исполнения наказаний, определенных судом. Приоритет отдается нормотворче-скому, правоприменительному и правоохранительному видам деятельности. Вместе с тем, уголовно-исполнительное
законодательство, определяющие цель УИС и задачи, стоящие перед ее сотрудниками, принципы работы Системы посредством юридической терминологии раскрывают суть педагогических основ деятельности личного состава учреждений УИС в целом.
Выдвинутый тезис может быть подтвержден многочисленными цитатами из основополагающего документа, которым является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК, УИК РФ, Кодекс). Анализ УИК РФ показывает, что данный юридический документ обладает серьезным педагогическим потенциалом, сформулированным в эксплицитной (например, ст. 1, 9, Общей части УИК РФ; ст. 109, 110, 113, 115 Особенной части УИК РФ) и имплицитной формах (например, ст. 8, Общей части УИК РФ; ст. 54, 60.12, 78, 80, 82, 87, 103, 108, 112, 121 Особенной части УИК РФ). Под имплицитной формой понимается юридическая формулировка нормы закона, которая указывает на наличие в ней педагогической задачи, однако она не
конкретизирована в той мере, которая свойственна педагогической науке.
Как уже было сказано, педагогическая составляющая профессиональной деятельности сотрудника УИС в Кодексе представлена в эксплицитной форме в ст. 1 Общей части УИК РФ. В данной статье зафиксирована высшая цель функционирования всех учреждений УИС (особенно тех, что напрямую задействованы в работе с осужденными) — нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление (ч. 1 ст. 1 Общей части УИК РФ) и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Соответственно, реализуя действия, имеющие юридическое значение, к которым относятся регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание им помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 Общей части УИК РФ), сотрудник УИС выполняет педагогические задачи — изменение образа жизни осужденного и его мировоззрения.
Принципы, лежащие в основе Кодекса (ст. 8. Общей части УИК РФ), также в полной мере отражают гуманистический подход к пониманию сущности современной педагогики (как общей, так и пенитенциарной). Принципы гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 Общей части УИК РФ) имеют двойную направленность: как на осужденного, так и на сотрудников УИС. Для первой категории лиц реализация на практике перечисленных принципов связана с возможностью ощущать себя личностью даже в условиях несвободы, с шансом переосмыслить свою жизнь и осознать необходимость соблюдать пра-вопослушный образ жизни, как во время, так и после отбывания наказания. Для личного состава учреждений УИС — это ориентировочная основа собственных действий в процессе несения службы.
Именно в ст. 9, 109 и 110 УИК РФ заложена педагогическая сущность профессиональной деятельности сотрудника УИС и обозначены контуры обобщенной педагогической системы ИУ. Так, ч. 1 ст. 9 Общей части УИК РФ и ч. 1 ст. 109 Особенной части УИК РФ в педагогическом плане содержат формулировку результата целостного процесса перевоспитания осужденных.
Ч. 2 ст. 9 определяет основные средства перевоспитания, а ч. 3 — раскрывает основные условия успешной реализации педагогических воздействий на личность осужденного. Таким образом, анализируемая статья Кодекса представляет собой сжатое описание педагогической системы, реализуемой как на макро- (уровень Системы в целом), так и на микроуровне (уровень ИУ). Исправление осужденных осуществляется в рамках специально организованного психолого-педагогического процесса с использованием основных средств исправления осужденных. Понимание сущности данной педагогической системы, ее потенциала возможно при наличии у личного состава ИУ основ знаний по общей педагогике, таких, например, как знание и понимание:
- структурных элементов указанной системы (имеются в виду такие ключевые элементы, как цели перевоспитания/исправления, субъекты и объекты системы, содержание исправления, средства педагогической коммуникации);
- признаков наличия сформированной педагогической системы в ИУ (в первую очередь таких ее признаков, как целенаправленность, целостность, структурность/системность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка);
- сущности педагогического процесса (имеются в виду компонентный состав педагогического процесса (целевой, содержательный, деятельностный, результативный и ресурсный компоненты), особенности организации указанного процесса, его реализации и педагогического анализа событий, происходящих в ИУ).
Ч. 2 ст. 109 Особенной части УИК РФ вносит уточнение, что под педагогическим процессом подразумевается воспитательный процесс, направленный на исправление осужденных. Реализация указанного процесса осуществляется в виде воспитательных мероприятий, включенных в распорядок дня ИУ (ч. 3 ст. 109 Особенной части УИК РФ). Можно сделать вывод, что сотрудник ИУ обязан знать методику организации воспитательных мероприятий и принципы воспитания как таковые (к наиболее значимым отнесем: принцип ориентации на ценностные отношения, принцип субъ-ектности (создания ситуаций нравственного выбора), связь воспитания с жизнью и трудом, общественная направленность воспитания, принцип единства воспитательных воздействий, опора на положительное в воспитании).
Ч. 1 ст. 110 Особенной части УИК РФ отсылает к такой области знаний, как теория воспитания, так как законодатель прописывает здесь основные направления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы (нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное). Следовательно, сотрудник ИУ должен обладать как минимум общим представлением о такой педагогической категории, как «воспитание», знать сущность перечисленных выше направлений воспитательной работы, наиболее приемлемые методы и приемы воспитания, рамки их применимости (как с точки зрения педагогики, так и с юридической точки зрения).
Ч. 2 анализируемой статьи УИК предполагает, что личный состав ИУ знает принципы организации и этапы реализации воспитательных мероприятий по приоритетным направлениям воспитательной работы и обладает навыками/опытом определения эффективности осуществляемых мероприятий. Предложенные в ст. 110 Кодекса формы (в ч. 2 ст. 110 Особенной части УИК РФ указаны индивидуальные, групповые и массовые формы воспитательной работы) воспитательной работы указывают на то, что сотрудник учреждения должен быть
знаком с психолого-педагогической характеристикой индивидуальной, групповой и массовой форм работы с осужденными. Это значит, что он должен знать преимущества и ограничения применения каждой из заявленных форм воспитания, условия успешности применения тех или иных форм организации воспитательной работы. Соответственно, сотрудник ИУ должен понимать базовые категории психологии, иметь представления об особенностях личности с позиции ее гендерной принадлежности и возрастных изменений.
Успешность процесса исправления осужденных зависит также от того, насколько личный состав ИУ осознает главные педагогические закономерности. Перечислим наиболее, на наш взгляд, значимые из них, те, от которых зависит согласованность действий всех участников исправительного процесса и результативность этого процесса:
- взаимосвязь между деятельностью педагога, деятельностью воспитанника и всем педагогическим процессом;
- взаимосвязь между целью, содержанием, методами, средствами, формами и результативностью педагогического процесса;
- эффективность воспитания зависит от степени активности самого воспитанника (процессами воспитания/перевоспитания и самовоспитания), от содержания и способов организации его деятельности, мотивов этой деятельности, характера педагогического руководства деятельностью данной личности и самодеятельности воспитуемых.
Сюда следует также отнести знание и умение применить на практике такие педагогические принципы, как:
- принцип целостного подхода к педагогическому процессу (рассматриваемому нами как необходимость целостного воспитательного влияния на рациональную, эмоциональную и поведенческую сторону отношений личности и как единый стиль и тон отношений к воспи-туемому; гармоничное сочетание применяемых методов, средств и форм педагогического процесса);
- принцип природосообразности (уметь соотносить выбираемые цели педагогической работы с осужденным, средства их достижения с его половозрастными, индивидуальными особенностями и возможностями);
- принцип индивидуального подхода к осужденному (уметь учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним);
- принцип средовой обусловленности педагогических воздействий и их эффективности (уметь определять средовые факторы, стимулирующие процесс исправления; уметь наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных средо-вых факторов на процесс исправления осужденных).
Итак, средствами юридического языка анализируемый Кодекс закрепил важность наличия у сотрудников ИУ педагогических знаний и умений. Принимая во внимание тот факт, что функциональные обязанности сотрудников ИУ (в зависимости от целей и задач отдела, в которых они проходят службу) отличаются по своему объему и назначению, то и требование к уровню сформированности педагогической компетенции и объему знаний могут отличаться. В УИК РФ законодатель прописывает тот уровень педагогической компетентности личного состава указанных учреждений, который необходим для эффективной реализации возложенных на них задач.
Описанные в начале требования к знаниям, умениям и опыту в первую очередь относятся к сотрудникам воспитательных отделов ИУ (начальник отдела, начальник отряда, а в воспитательных колониях — еще и воспитатели отделений (ч. 3 ст. 138 Особенной части УИК РФ), социальный педагог, организующий психолого-педагогическую деятельность учреждений УИС). Для указанной категории лиц особо важно наличие профилирующего психолого-педагогического образования. Они являются основными субъектами процесса исправления осуж-
денных, в функции которых входит планирование и осуществление воспитательной работы, определение степени исправления осужденных. Недостаток и недооценка знаний основ общей педагогики, теории и методики воспитания, пенитенциарной педагогики и воспитательной работы с различными категориями осужденных, как показывают исследования последних лет [1-4], существенно влияют на эффективность процесса исправления. По результатам бесед с перечисленными практическими работниками ИУ было выявлено, что нарушение общепедагогических закономерностей и принципов построения процесса исправления носят наиболее частый характер. Вместе с тем стоит отметить у этой категории сотрудников ИУ наличие следующей зависимости: чем больше сотрудник работает в должности начальника отряда осужденных/воспитанников, тем больше он обладает знанием народной педагогики (практического опыта работы), тем больше у него развита педагогическая интуиция. Однако нехватка теоретических знаний не позволяет в полной мере осуществить педагогический анализ явлений, происходящих в отряде. Это приводит к стереотипизации поведения начальника отряда (его предсказуемости), сужению педагогического репертуара, а значит, к снижению эффективности воспитательного воздействия на воспитуе-мых. Преодоление указанного недостатка возможно через сеть курсов повышения квалификации или переподготовки (в случае отсутствия у данной категории сотрудников базового педагогического образования).
Следует отметить, что знание педагогики необходимо не только обозначенной выше категории сотрудников ИУ. Руководство ИУ (особенно начальники ИУ и заместители начальников ИУ, курирующие вопросы кадров и воспитательной работе) также должно иметь представление о педагогических основах профессиональной деятельности сотрудников ИУ и разбираться в особенностях формирования целостной педагогической среды ИУ. Своевременное системное и
систематическое регулирование процессов взаимодействия всех отделов ИУ, центра трудовой адаптации осужденных, образовательных учреждений, функционирующих на территории учреждения, позволяет достичь значимых результатов в реализации главной цели УИС. В отличие от непосредственных участников педагогического (воспитательного) процесса (начальников отрядов и воспитателей отделений — при их наличии в ИУ) руководители учреждений должны обладать навыками, умениями и опытом управления педагогическим процессом и педагогической системой ИУ в целом. Именно поэтому в основе педагогической компетенции данной категории лиц лежат теоретические знания не только общих основ педагогики (знание о сути и структуре педагогической системы, способах декомпозиции педагогических целей и формирования педагогической стратегии и тактики функционирования ИУ), но и умения, связанные с управлением педагогическими системами и управлением качеством данных систем (педагогическим менеджментом). Таким образом, целесообразно организовывать краткосрочные курсы повышения квалификации руководящего состава ИУ по
ний и навыков педагогического менеджмента.
Подводя итог сказанному, отметим, что УИК РФ может быть интерпретирован как с юридической точки зрения, так и с педагогической. Педагогические основания, заложенные в указанном документе, носят регулятивный характер и определяют вектор развития пенитенциарной педагогики. Представленный в статье анализ отдельных статей Кодекса позволяет взглянуть на деятельность сотрудников ИУ концептуально, выделить в их повседневной практике базис инвариантных знаний и умений из различных научных областей (юриспруденции, общей и пенитенциарной педагогики, теории и методики воспитания, социальной педагогики, воспитательной работы с различными категориями осужденных, педагогический менеджмент), выявить роль педагогической компетентности в деятельности сотрудников ИУ и спрогнозировать приоритетные направления повышения квалификации данных лиц. В целом предложенная информация может быть интересна для определения новых направлений педагогических исследований в области как общей, так и пенитенциарной педагогики.
совершенствованию перечисленных уме-
Литература
1. Ивашко, Н. Н., Игумнова, О. В., Кароян, В. В. Педагогическая составляющая профессиональной деятельности начальников отрядов // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 1. — С. 183-188.
2. Киселев, М. В. Организационные аспекты служебной деятельности начальников отрядов отделов воспитательной работы с осужденными // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы XVI научно-практической конференции, 28-29 октября 2015 г. / отв. ред. А. Г. Антонов. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2016. — С. 159-166.
3. Киселев, М. В., Филимонов, С. Б., Ивашко, Н. Н., Игумнова, О. В., Сторо-жев, С. А. Приоритетные направления работы начальников отрядов осужденных и трудности, возникающие в осуществлении их функциональных обязанностей (на основе опроса) // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 1. — С. 173182.
4. Чириков, А. Г. Эффективность педагогической деятельности начальников отрядов исправительных учреждений / А. Г. Чириков, Н. Н. Ивашко // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 2 (27). — С. 184-189.
Сведения об авторе
Игумнова Ольга Викторовна: Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Igumnova Olga Viktorovna: Kuzbass Institute of FPS of Russia (Novokuznetsk), associate professor of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences. E-mail: [email protected]