Гагиева Лиана Албековна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ..
УДК 37.013.43
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© 2016
Гагиева Лиана Албековна, соискатель кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления эффективного моделирования процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы, реализация которых требует от сотрудников высокой педагогической культуры, выраженной в следующих основных педагогических условиях: включение заключенных в активную общественно полезную деятельность; опора в процессе перевоспитания на положительные качества личности; сочетание дифференцированного и индивидуального подходов. В рамках уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогики в качестве результата комплексного воздействия на личность заключенного, которое превращает его в безопасного и для общества человека, рассматривается исправление. Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальна, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь - изменить искаженные нравственные ориентации спецконтингента, обуславливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные ценности. Необходимость повышения культурного уровня педагогического потенциала сотрудников УИС диктуется не только тем, что сотрудник, остановившийся в своем культурном педагогическом развитии, не может в современных условиях успешно выполнять обязанности по служебно-оперативной деятельности, но и тем, что он должен нести культуру в свое окружение. Приобщение сотрудников УИС к педагогической культуре является важной социально-педагогической задачей, порожденной потребностями общественного развития.
Ключевые слова: педагогическая культура, моделирование педагогической культуры, компетентностный подход, уголовно-исполнительная система.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF OFFICERS OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM
© 2016
Gagieva Liana Albekovna, competitor of the department of pedagogy and psychology North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46; e-mail: [email protected])
Abstract. The article considers the main directions of effective simulation of the formation of pedagogical culture of the employees of the penitentiary system, the implementation of which requires the employees of high pedagogical culture, expressed in the following main pedagogical conditions: the inclusion of prisoners in active socially useful activity; support in the process of re-education on the positive qualities of the person; a combination of differential and individual approaches. Within the framework of penal law and penal pedagogy as a result of complex influence on the personality of the prisoner, which makes it a safe and human society, it is considered correction. However, the degree of correction of the prisoner is always individual, consequently, achievement of correction target may be different. The main thing here - to change the distorted moral orientation of the special contingent causing crimes to positive social utility value. The need to improve the cultural level of the pedagogical potential employees MIS is dictated not only by the fact that the officer stopped in its cultural pedagogical development, may not in the present conditions to successfully perform the duties of service and operational activities, but also the fact that he has to bear the culture in their environment. Familiarizing employees MIS to pedagogic culture is an important social and educational problems generated requirements of social development.
Keywords: pedagogical culture, pedagogical culture of simulation, the competence approach, the correctional system.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сложный характер задач, решаемых уголовно-исполнительной системой (УИС) России, предъявляет исключительно высокие требования к профессиональным качествам сотрудников пенитенциарных учреждений. При этом испытывается объективная необходимость в научно-педагогическом обеспечении совокупности соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи на высоком компетентном уровне [1]. Таким образом, проблема формирования педагогической культуры сотрудников пенитенциарных учреждений, как важнейшей составляющей их профессиональной компетентности, является на современном этапе одной из наиболее значимых и востребованных, требующей дальнейшего осмысления ряда педагогических феноменов, составляющих структуру, содержание и модель реализации педагогической культуры в условиях пенитенциарных учреждений. Вот почему одной из основных задач, стоящих перед администрацией правоохранительных органов, - создание необходимых условий для формирования правовой, нравственной и педагогической культуры сотрудников УИС, направленные на оказание помощи заключенным в определении перспективных социально-ориентированных планов, предоставление конструктивной информации о дальнейшей интеграции с обществом и нового личностного роста.
Формирование целей статьи (постановка задания).
При организации психолого-педагогической работы с сотрудниками УИС, направленной на формирование их педагогической компетентности, необходимо, во-первых, учитывать психологические особенности сотрудников (высокую степень психологической закрытости, потребность в быстрых и конкретных результатах, готовность к эффективному межличностному общению в различных педагогических ситуациях); во-вторых, говоря о педагогической компетентности, мы подразумеваем качество личности, которое будет способствовать успешной социальной адаптации к различным педагогическим ситуациям в ходе воспитательной работы с заключенными.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По мнению большинства исследователей (Г.Б. Андреева [2], С.И. Афанасьева [3], Н.В. Баркалова [4], А.А. Плаксин [5], Б.А. Тахохов [6], Н.П. Тюменева [2] и др.), основными направлениями воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях выступают нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание осужденных к лишению свободы, способствующие их исправлению.
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого обществ, формирование на этой основе всей личности осужденного (Е.А. Кусакина, Д.Г. Нафиков), его жизненной позиции,
Гагиева Лиана Албековна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ...
утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений [7].
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направленно на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону (Ю.А. Дмитриев), стремления к его точному и неуклонному соблюдению [8].
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой формирование трудовых навыков и умений у заключенных, развитие у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том (О.Н Ежова), что честный трудовой образ жизни - единственно правильный приемлемый для них дальнейший путь [9].
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направленно не только на организацию свободного времени осужденных (А.И. Зубков), но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания [10].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Реализация вышеперечисленных направлений воспитательной работы требует от сотрудников УИС высокой педагогической культуры, выраженная в следующих основных педагогических условиях:
Включение осужденных в активную общественно полезную деятельность. Объективной основой этого направления является закономерность, которую в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Признается, во-первых, возможность изменения, исправления личности в период отбывания ею уголовного наказания, во-вторых, необходимым условием исправления является не подавление личности, а развитие ее активной общественно полезной деятельности, духовно-нравственной сферы, повышение интеллектуального, образовательного и профессионального уровней. Перевоспитание нельзя сводить только к одностороннему воздействию инспекторов по воспитательной работе на осужденных. Составной частью этого процесса является деятельность самих осужденных, проявление их духовных сил. Только при этом условии возможно изменение системы отношений осужденных, их жизненной позиции, смена которой происходит в результате возникновения и разрешения внутренних противоречий между старыми убеждениями и новыми ценностями, между старыми привычками поведения и новыми требованиями.
Реализация данной позиции предполагает также включение осужденных в познавательную деятельность, в культурно-массовую и физкультурно-спортивную работу, привлечение их к организации и проведению воспитательных мероприятий, к работе в самодеятельных организациях. Активная позиция заключенного важна в любом виде позитивной деятельности, а совокупная оценка отношений осужденных к вышеперечисленным видам деятельности является показателем их исправления, что учитывается в их поступательном движении по ступеням исправления
Сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В этом принципе наиболее полно отражена диалектичность процесса перевоспитания. Лишенный каких-либо из указанных признаков, он превращается в антипедагогический. Гуманность, рассматриваемая вне системы определенных требований к человеку, может привести к формированию слабовольной, разболтанной личности, не способной, с одной стороны, противостоять вредным влияниям окружающей среды, с другой - не умеющей обуздывать свои гипертрофированные потребности и желания [8]. Подобная «гуманность» практически выливается в попустительство, снисходительность к поро-
кам, всепрощенчество. Быть гуманным по отношению к подозреваемым, обвиняемым и осужденным - значит верить в возможность их позитивного изменения, передать эту веру им самим, для чего уметь предъявлять разумные и справедливые требования, создавать такие условия, когда следование этим требованиям вело бы не к бездумному подчинению, а к сознательной дисциплине, к формированию готовности работать над собой. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания, если нет требования, что воспитание начинается с системы требований к личности. Не случайно его педагогическое кредо сводилось к простой формуле: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему [11]. Лишенная элементов уважительности и заботы о человеке, требовательность, предъявляемая воспитателем к осужденному, подчас выливается в жестокость, в деспотизм, поэтому должна сочетаться с высокой требовательностью воспитателя по отношению к себе, своим моральным качествам, педагогическому мастерству.
Опора в процессе перевоспитания на положительные качества личности. Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Выявлять, проектировать, формировать и закреплять положительное в человеке педагогически намного выгоднее (Г.П. Лебедев), чем строить процесс перевоспитания только на запре-тигельных нормах [12]. Реализация этого положения сложна для воспитателя даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты личности заключенного, отрицательные черты характера, негативное отношение к основным социальным ценностям, к самим сотрудникам лежат, что называется, на поверхности. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные скрывают от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других. Подчас эти качества не осознаются самими их носителями, поскольку нет условий, ситуаций для их проявления. Данная позиция не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства. Большой вред как самой личности, так и общности осужденных наносят те воспитатели (М.И. Бекоева, С.А. Амбалова), которые, используя коммуникабельность, общительность, организаторские способности некоторых осужденных, ставят их в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а иногда даже сами создают группы таких «активистов», которые в своих методах ничем не отличаются от «авторитетов» уголовного мира. Ничего общего такой подход с принципом опоры на положительное не имеет.
Сочетание дифференцированного и индивидуального подходов. Общность осужденных весьма разнообразна, поэтому общая система внешних воздействий, естественно, предполагает ее дифференцированное и индивидуальное преломление на уровне каждой группы, каждой личности. Основная идея данного аспекта означает учет в воспитательной работе групповых и индивидуальных особенностей личности на фоне общей программы воспитательных воздействий. А.С. Макаренко утверждал, что должна быть общая программа воспитания и индивидуальных корректив к ней [11]. Дифференциация осужденных, т.е. разделение их на группы по самым различным основаниям (полу, возрасту, характеру совершенного преступления, социальной стратификации и т.д.), - это не самоцель, а лишь инструмент в руках воспитателя, благодаря которому индивидуальный подход к личности в процессе ее исправления становится более осознанным и обоснованным.
Повышение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы. Результативность профессиональной деятельности в данной позиции во многом определяет-
Гагиева Лиана Албековна педагогические
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ... науки
ся также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, то есть умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера сотрудника. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению исправительных и воспитательных задач [13]. Одно из ведущих мест в общем развития личности сотрудника занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром.
Системный подход в организации процесса перевоспитания лиц содержащихся под стражей. Идея системного подхода вытекает из понимания личности воспиту-емого как некоей целостности, ее духовно-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, физической сторон. Системный подход является основополагающим принципом в организации процесса перевоспитания осужденных в целом. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обусловливает соответствие средств и методов целям перевоспитания; предполагает всеохватывающее применение основных направлений воспитательного процесса; организацию формального и неформального общения личности; планирование воспитательного процесса; привлечение к непосредственной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности на всех этапах исполнения и отбывания наказания (от организации приема вновь прибывших до подготовки их к освобождению); и, наконец, реализацию в деятельности исправительных учреждений всех вышеназванных принципов исправления осужденных.
Однако, как свидетельствует анализ достаточно большого объема научно-педагогической, психологической и различной методической литературы, социально-педагогический компонент процесса формирования педагогической культуры сотрудников пенитенциарных учреждений, который прослеживается во всех вышеперечисленных позициях, не разработан. На наш взгляд, это - проблема не только научно-педагогическая, но и общегосударственная [14]. Вот почему в рамках нашего исследования конечной целью процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы было личностное развитие сотрудника УИС с высоким уровнем педагогической культуры, обладающего необходимыми компетенциями, способного к гностической, проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной деятельности в индивидуально-личностном плане, которые в наибольшей степени выражены в аксиологическом, технологическом и личностно-творческом компонентах педагогической культуры. Наряду с перечисленными видами деятельности и основными компонентами, сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать способами педагогической творческой деятельности, необходимыми сотруднику для обеспечения постоянного самосовершенствования, целенаправленного профессионального становления, принятия и осмысления педагогических ценностей, формирования собственного отношения к воспитательным целям и задачам УИС, чтобы он видел в заключенном не только объект перевоспитания, но и субъект воспитательно-познавательной деятельности по совершенствованию собственной жизненной позиции.
Структурные компоненты педагогической культуры уголовно-исполнительной системы тесно связаны между собой и образуют сложную цепь взаимодействия. Объединяя все компоненты, педагогическая культура сотрудника УИС предполагает обязательность постоянного обогащения и развития их от адаптивного уровня до креативного. В структурном плане она представляет синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и педагогических качеств, стиля воспи-188
тательной работы и отношения сотрудника УИС к своим обязанностям и самому себе.
В целом педагогическая культура личности сотрудника уголовно-исполнительной системы отражает стремление к непрерывному совершенствованию своей педагогической деятельности и своей личности вообще. Она выступает и как норма деятельности и поведения сотрудников УИС, и как комплексная программа их дальнейшего культурно-педагогического развития.
Формирование педагогической культуры сотрудников пенитенциарных учреждений представляет собой значимое направление как в общем, так и в профессиональном образовании и включает в себя психологическую, профессионально-этическую и педагогическую подготовку. Моделирование эффективной педагогической системы воспитания сотрудников пенитенциарных учреждений должен приобрести решающий характер и стать приоритетным направлением кадровой политики в данной сфере. Необходимо, чтобы профессионально-педагогическая подготовка, по преимуществу, была практико-ориентированной, насыщенной тренингами, деловыми играми, семинарами, круглыми столами, дискуссиями, практическими занятиями и т.д.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог вышеизложенному, отметим, что выявленные и обоснованные нами критерии, уровни и показатели педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также педагогические условия эффективного функционирования системы формирования педагогической культуры сотрудников УИС неразрывно связаны между собой, то есть в совокупности выступают как организационно-функциональная модель успешной реализации обозначенного процесса, хотя и оказывают различное влияние на структурные компоненты рассматриваемой системы в целом и отдельные составляющие педагогической культуры как интегративного профессионально- и личностно-значимого качества сотрудника пенитенциарного учреждения.
Успешному решению этих проблем в системе исполнения наказаний, на наш взгляд, способствуют вышеперечисленные педагогические условия, в рамках которых исправление выступает в качестве конечного результата комплексного воспитательного воздействия на личность осужденного, который превращает его в безопасного для себя и для общества гражданина. Учитывая динамичность, сложность, многоаспектность, разнообразие решаемых сотрудником пенитенциарного учреждения задач, недостаточность, а нередко и противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и другие обстоятельства, можно с полной ответственностью отнести педагогическую деятельность сотрудника к разряду творческих, а основным условием обеспечения педагогического мастерства в ней обозначить педагогическую культуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) //Собрание законодательства РФ. 2010. - № 43. - Ст. 5544.
2. Андреева Г.Б., Тюменева Н.П. Особенности формирования общекультурных компетенций курсантов и студентов в рамках деятельности общественной научно-исследовательской лаборатории //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. №2. - С.33-39.
3. Афанасьева С.И. Педагогические условия совершенствования нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. №2. - С.39-46.
4. Баркалова Н.В. Пенитенциарная психология и педагогика в Поволжье //Сб. передового опыта и метод. разработок. Вып. 2. - Саратов. 2015. - 264 с.
5. Плаксин А.А. Педагогическая модель воспитания Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
личности и коллектива сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб. 2012.
- 19 с.
6. Тахохов Б.А. О риторической компетентности будущих магистров юриспруденции //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. №6. - С. 65-71.
7. Кусакина Е.А., Нафиков Д.Г. Психологические аспекты формирования и развития профессионально значимых качеств будущих сотрудников подразделений охраны и конвоирования ФСИН России //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. №2 (117). - С. 23-28.
8. Дмитриев Ю.А. Юридическая педагогика: курс лекций. - М.: Деловой двор. 2008.- 102 с.
9. Ежова О.Н. Проблема психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы //Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе: Материалы науч.-практич. конф. психологов УИС /под ред. М.Г. Дебольского. - М.: ФСИН России, 2006. - С. 10-14.
10. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика. Учебник для вузов.
- М.: Норма. 2010. - 720 с.
11. Тюгаева Н.А., Стурова М.П. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы пенитенциарной педагогики //Человек: преступление и наказание. 2013.№ 1. - С. 228-232.
12. Лебедев Г.П. Роль руководителя учреждения, органа УИС в организации воспитательной работы с личным составом. Учебно-методическое пособие. - М. 2007. - 246 с.
13. Шляпникова О.В. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства РФ на современном этапе // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014, №2. - С. 148-152.
14. Гагиева Л.А. Педагогическая культура в деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. № 4. С. 94-98.
Гагиева Лиана Албековна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ...