2. Дебольский М. Г., Матвеева И. А. Суицидальное поведение осужденных, подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы // Психология и право. 2013. № 3. и1Г1_: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63783_full.shtml (дата обращения: 20.02.2018).
3. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. 400 с.
4. Ефимова О. И. Суицидальное поведение в подростковом возрасте // Успехи современного естествознания. 2005. № 11. С. 93-95.
5. Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Вологда, 2012.
6. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2006. 288 с.
7. Леванова Е. А., Тарабакина Л. В., Бабиева Н. С. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» // Преподаватель XXI век. 2012. № 3. С. 175-190.
8. Моховиков А. Н. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. 569 с.
9. Обзор о состоянии работы по профилактике суицидов среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в 2017 году. М., 2018. 11 с.
10. Руженков В. А., Руженкова В. В. Самоубийства учащейся молодежи (раннее выявление и предотвращение). Белгород, 2012. 128 с.
11. Социально-психологическая характеристика суицидального поведения осужденных в местах лишения свободы (теоретические и методические аспекты) : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. О. Г. Ковалев, Н. П. Тимонин. 2-е изд., перераб. и доп. Владимир, 2002. 132 с.
1. Bernackij A. V. Samoubijstvo sredi vospitannikov voenno-uchebnyh zavedenij [Suicide among pupils of military schools]. St. Petersburg, 1911. Available at: http://infonarod.ru/info/bernackiy-vladimir-aleksandrovich-samoubiystva-sredi-vospitannikov-voenno-uchebnyh-zavedeniy-va (accessed 20.02.2018). (In Russ.).
2. Debol'skij M. G., Matveeva I. A. Suicidal'noe povedenie osuzhdennyh, podozrevaemyh i obvinyaemyh v mestah lisheniya svobody [Suicidal behavior of convicts, suspects and accused in places of deprivation of liberty]. Psihologiya i pravo -Psychology and Law. 2013. Iss. 3. Available at: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63783_full.shtml (accessed 20.02.2018). (In Russ.).
3. Dyurkgejm EH. Samoubijstvo: sociologicheskij ehtyud [Suicide: sociological study]. Moscow, 1994. (In Russ.).
4. Efimova O. I. Suicidal'noe povedenie v podrostkovom vozraste [Suicidal behavior in adolescence]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - The successes of modern natural science. 2005. Iss. 11. P. 93-95. (In Russ.).
5. Zautorova Eh. V. Organizaciya vospitatel'noj raboty s nesovershennoletnimi osuzhdennymi : ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. i dop. [Penitentiary Pedagogy : tutorial : second ed., rev. and enl.]. Vologda, 2012. (In Russ.).
6. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya (psihologiya otklonyayushchegosya povedeniya) : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Deviantology (psychology of deviant behavior) : tutorial for students of higher educational institutions]. Moscow, 2006. 288 p. (In Russ.).
7. Levanova E. A., Tarabakina L. V., Babieva N. S. Psihologo-pedagogicheskaya koncepciya programmy «Profilaktika samorazrushayushchego povedeniya detej i podrostkov» [Psychological and pedagogical concept of the program «Prevention of self-destructive behavior of children and adolescents»]. Prepodavatel' XXI vek - Teacher the XXI century. 2012. Iss. 3. P. 175-190. (In Russ.).
8. Mohovikov A. N. Suicidologiya: proshloe i nastoyashchee: problema samoubijstva v trudah filosofov, sociologov, psihoterapevtov i v hudozhestvennyh tekstah [Suicidology: past and present: the problem of suicide in the writings of philosophers, sociologists, psychotherapists and in literary texts]. Moscow, 2001. 569 p. (In Russ.).
9. Obzor o sostoyanii raboty po profilaktike suicidov sredi podozrevaemyh, obvinyaemyh i osuzhdennyh v 2017 godu [Overview of the state of work on the prevention of suicide among suspected, accused and convicted in 2017]. Moscow, 2018. 11 p. (In Russ.).
10. Ruzhenkov V. A., Ruzhenkova V. V. Samoubijstva uchashchejsya molodezhi (rannee vyyavlenie i predotvrashchenie) [Suicides of young students (early detection and prevention)]. Belgorod, 2012. 128 p. (In Russ.).
11. Social'no-psihologicheskaya harakteristika suicidal'nogo povedeniya osuzhdennyh v mestah lisheniya svobody (teoreticheskie i metodicheskie aspekty) : ucheb.-metod. posobie / avt.-sost. O. G. Kovalev, N. P. Timonin. 2-e izd., pererab. i dop. [Socio-psychological characteristics of suicidal behavior of convicts in places of deprivation of liberty (theoretical and methodological aspects) : educational-methodical manual : auth.-comp. O. G. Kovalev, N. P. Timonin : second ed., rev. and enl.]. Vladimir, 2002. 132 p. (In Russ.).
щ references
УДК 377.018.48:343.83
Критерии и показатели эффективности реализации профессиональной переподготовки начальников отрядов осужденных
о. в. игумнова - доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин Кузбасского института ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент
Реферат
В данной статье проблема совершенствования работы уголовно-исполнительной системы России рассматривается с точки зрения образовательной деятельности. Подготовка кадров как организационно-управленческая проблема предполагает реализацию комплекса задач на нескольких уровнях.
Первый уровень связан с формированием личностной позиции начальника отряда осужденных к своей профессиональной деятельности. В статье в общем виде изложены условия формирования указанной позиции. Обозначено главное условие - наличие психолого-педагогических знаний, необходимых для проектирования целостного процесса исправления осужденных.
Второй уровень решения проблемы - организация переподготовки начальников отрядов, не имеющих базового психолого-педагогического образования. На основании краткой характеристики особенностей сотрудников как слушателей подобных курсов раскрывается сущность переподготовки. Указываются также подходы к отбору содержания программы переподготовки кадров.
Третий уровень задач взаимосвязан с уточнением критериально-оценочного аппарата, используемого для определения эффективности реализуемой программы. Критерии отобраны с учетом прагматического, компетентностного и личностно-ориентированного подходов к обучению. Показатели отражают сущность образовательной деятельности слушателей, помогают выявить уровень их удовлетворенности содержанием программы и готовность применять полученные знания в своей повседневной практике.
Предложенные критерии и показатели могут быть использованы для определения эффективности образовательных программ курсов переподготовки и повышения квалификации.
Ключевые слова: переподготовка начальников отрядов осужденных; дополнительная профессиональная программа; критерии и показатели эффективности реализации программы переподготовки; диагностический инструментарий.
Criteria and indicators of the effectiveness professional retraining of the detachments chiefs of convicts
o. v. igumnova - Associate Professor of the Department of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics, Associate Professor
Abstract
In this article the problem of improving the work of the penal system of the Russian Federation is considered from the point of view of educational activity. Training of personnel as an organizational and management problem involves the implementation of a set of tasks at several levels. The first level of tasks is related to the formation of the personal position of the detachment head of the convicts to their professional activities. The article describes in general terms the conditions for the formation of this position. The main condition is indicated - the psychological and pedagogical knowledge of the officers necessary for builing a holistic process of correcting convicts. The second level of solving the problem is the organization of retraining of the detachment commanders who do not have a basic psychological and pedagogical education. Based on a brief description of the characteristics of employees as listeners of such courses the essence of retraining is revealed. The approaches to the selection of the content of the retraining program are also indicated. The third level of tasks is connnected with the refinement of the criterion-evaluation apparatus used to determine the effectiveness of the program being implemented. The criteria are selected taking into account pragmatic, competence and personality-oriented approaches to training. The indicators reflect the essence of the educational activity of the listeners, help to identify the level of their satisfaction with the content of the program and the willingness to apply the knowledge gained in their daily practice. The proposed criteria and indicators can be used to determine the effectiveness of educational programs for retraining and advanced training courses.
Key words: retraining of chiefs of detachments of convicts; additional professional program; criteria and indicators for the implementation of the retraining program; diagnostic tools.
Развитие отечественной уголовно-исполнительной системы связано с реализацией двух приоритетных целей: совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы [9; 8]. Оно определяется комплексом условий, выполнение которых осуществляется на различных уровнях функционирования пенитенциарной системы. Остановимся на тех условиях, которые непосредственно способствуют снижению риска рецидивной преступности. Полагаем, что рецидив преступлений будет уменьшаться, если:
- сотрудники, исполняющие наказание в исправительных учреждениях любого типа, понимают цель функционирования исправительного учреждения, сущность выполняемых служебных обязанностей;
- сотрудники знают сущность процесса исправления осужденных в местах лишения свободы и осознают собственную роль в данном процессе;
- сотрудники знают основные средства исправления осужденных в местах лишения свободы и умеют их адекватно применять в конкретных ситуациях;
- сотрудники знают основы общей, пенитенциарной психологии, психологии личности и психологии девиантного поведения и умеют применять свои теоретические знания в практической деятельности (например, выявление психических особенностей осужденного и отклонений в его поведении) с целью предотвращения нарушений осужденным условий отбывания наказания, недопущения чрезвычайных ситуаций, налаживания конструктивных контактов с осужденным;
- сотрудники знают основы общей, пенитенциарной и социальной педагогики, педагогики девиантного поведения, теории и методики воспитания, умеют соотносить эти знания с психологическими знаниями и умениями для моделирования общего процесса исправления осужденного, его интеграции / ресоциализации в социум и формирования у него готовности к ведению законопослушного образа жизни как в пределах исправительного учреждения, так и после возвращения в общество;
- сотрудники знают уголовно-исполнительное законодательство и иную нормативно-правовую документацию, необходимую для исполнения своих служебных обязанностей в рамках действующего правового поля [10].
Перечисленные условия отражают эффективность функционирования сотрудников исправительных учреждений и в конечном итоге всей уголовно-исполнительной системы. В связи с этим возрастает потребность в компетентных кадрах, способных реализовать стоящие перед ними задачи [1; 7]. Под компетентными кадрами условимся понимать личный состав, осуществляющий непосредственный контакт с осужденными с целью организации их жизни в условиях исправительного учреждения, формирования целенаправленного процесса исправления осужденных и подготовки к жизни в обществе. Компетентность кадров проявляется в умении применять психолого-педагогические, социально-педагогические, социально-психологические и юридические знания и навыки в общении с осужденными с целью реализации задач и требований законодателя в отношении указанной категории лиц.
Основным представителем обозначенного выше кадрового состава является начальник отряда осужденных. Проведенные ранее исследования показали, что основная масса начальников отрядов не имеет психолого-педагогического образования [9]. Данный факт рассматривался нами как сдерживающий фактор в работе указанной категории сотрудников исправительных учреждений. С целью преодоления сложившегося положения на базе Кузбасского института ФСИН России была разработана дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки по должностной категории «Начальники отрядов (старшие воспитатели - начальники отрядов, воспитатели) исправительных колоний, колоний-поселений, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений, тюрем, не имеющие профильного образования» [1; 2; 5; 7], направленная на формирование у начальников отрядов, не имеющих базового психолого-педагогического образования, компетенций, необходимых для организации и проведения воспитательной работы с осужденными.
Анализ профессиональных обязанностей начальников отрядов позволил:
- уточнить сущность психолого-педагогической подготовки данной категории слушателей;
- определить минимум теоретической информации, необходимой для усвоения слушателями и включения ее в имеющийся опыт профессиональной деятельности;
- выявить возможности проведения психолого-педагогического анализа ситуаций из повседневной практики слушателей курсов с целью определения эффективности предпринимавшихся действий в отношении осужденных;
- определить уровень владения навыками правоприменительной и психолого-педагогической работы в исправительных учреждениях.
Разработка программы осуществлялась с учетом прагматического, компетентностно-го [4] и личностно-ориентированного подходов, что было обусловлено следующими психологическими особенностями целевой группы:
- возрастные особенности и связанное с ними возможное ослабление способности к быстрому запоминанию информации [2, с. 1];
- ориентированность на изучение материала, который имеет непосредственное отношение к исполняемым служебным обязанностям;
- предпочтение к изучению четко структурированной информации;
- наличие практического опыта работы с осужденными;
- наличие сложившегося представления о том, каким образом должна и может строиться работа с осужденными;
- устойчивое убеждение в том, что теоретические основы психолого-педагогического характера не являются принципиально новыми и необходимыми для повседневной работы с осужденными;
- наличие, с одной стороны, усердия и трудолюбия в случае соответствия тематики занятий, форм их проведения ожиданиям обучающихся, а с другой - возможное проявление отказа от деятельности при отсутствии мотивации обучения.
Прагматический подход позволяет скорректировать содержание программы переподготовки сотрудников, минимизируя возможные риски, под которыми понимается яркое проявление негативных сторон психологических особенностей слушателей. Вместе с тем прагматический подход влияет на компетентностную составляющую переподготовки кадров.
Базовые профессиональные компетенции представлены в федеральных государственных образовательных стандартах по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения. В рамках представленной дополнительной профессиональной программы планируется фор-
мирование/совершенствование следующих компетенций:
- способность анализировать социально-педагогические явления;
- проектировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты педагогического процесса;
- выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, поведения индивидов и групп;
- устанавливать причины отклоняющегося поведения, выявлять позитивные и негативные влияния на личность, а также различного рода проблемы в развитии личности и в межличностных взаимоотношениях;
- взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов;
- к организации и проведению воспитательной работы с различными категориями осужденных;
- использовать в работе с осужденными различные приемы и методы психолого-педагогического воздействия.
Таким образом, принципы полезности теоретико-практического наполнения содержания курсов, интенсивности работы, учета внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, связей с практическим опытом работы слушателей, а также принцип зрелости субъектов образовательного процесса ориентируют преподавателей курсов переподготовки начальников отрядов на включение в традиционные формы работы со слушателями активных методов и форм преподавания. Последнее реализуется на практике с помощью личностно-ориентированного подхода к обучению [3]. Преобладающими методами обучения становятся дискуссии, анализ педагогических ситуаций, проектирование коллективных дел, индивидуальные беседы, анализ эффективности психолого-педагогических и нормативно-правовых действий сотрудников. Приоритетными являются парно-групповые и командные формы работы, а также индивидуальная рефлексия полученного опыта деятельности.
Следует сказать о том, что планирование программы переподготовки как идеализированный сценарий реализации образо-
вательного процесса может отличаться от реальной действительности в силу того, что все субъекты образовательного процесса являются открытыми, сложно организованными системами. В связи с этим была разработана система критериев оценки эффективности проводимой переподготовки [6]. При формировании критериального аппарата была учтена теоретическая сущность ранее упомянутых подходов к разработке содержания дополнительной программы профессиональной переподготовки. Это нашло отражение в количестве выделяемых критериев и выборе показателей, раскрывающих их. Таким образом, каждый подход представлен одним критерием, определяющим эффективность реализации программы профессиональной переподготовки в образовательной практике.
Проиллюстрируем обозначенный выше тезис. Заявленный прагматический подход направлен на удовлетворение потребностей обучающихся в получении практико-ориен-тированных знаний и умений. Следовательно, определение уровня удовлетворенности прохождением программы переподготовки обеспечивается эмоционально-мотиваци-онным критерием. Показателями данного критерия являются:
1. Удовлетворенность слушателей качеством преподавания, рассматриваемая через оценку слушателями деятельности преподавателей, в частности:
- доступность, последовательность и системность изложения учебного материала;
- умение обозначить взаимосвязь изучаемого материала с практическим опытом слушателей, с учебным материалом иных дисциплин (изучаемых параллельно или уже изученных);
- умение использовать практические примеры при объяснении учебного материала;
- умение вызвать интерес у слушателей к изучаемому материалу [6].
2. Удовлетворенность слушателей программой обучения, которые выражается в суждении о том:
- насколько программа обучения отражает профессиональные задачи начальника отряда;
- насколько помогают приобретенные теоретические знания усовершенствовать практическую работу с осужденными.
3. Заинтересованность слушателей в изучении дисциплин, включенных в содержание курсов переподготовки (уровень проявления интереса может характеризоваться как низкий, эпизодический, стойкий).
Компетентностный подход проявляется в операционно-деятельностном критерии, который обладает следующими показателями:
1. Наличие системно-аналитического мышления у начальников отрядов осужденных.
2. Методическая грамотность начальников отрядов осужденных.
3. Организационно-коммуникативная грамотность начальников отрядов осужденных [4].
Предложенные показатели коррелируют с указанными выше профессиональными компетенциями. Знаниевая составляющая компетенций проверяется через умения применять полученные теоретические сведения. Это значит, что каждый из выделенных показателей может быть расшифрован следующим образом:
1. Показатель «наличие системно-аналитического мышления у начальников отрядов осужденных» раскрывает умение слушателей оперировать психолого-педагогической и юридической терминологией при анализе конкретных ситуаций. Анализ предполагает выявление конкретных психолого-педагогических проблем в предлагаемой ситуации, уточнение целей и задач исправления осужденных и устранение данных проблем с позиции уместности/неуместности применения основных средств исправления (насколько они соответствуют психическим и психологическим особенностям осужденных, участвующих в разбираемых ситуациях), их легитимности.
2. Показатель «методическая грамотность начальников отрядов осужденных» предполагает умение слушателей проектировать воспитательную работу с осужденными через определение круга первостепенных задач, стоящих перед начальником отряда, планирование последовательности воспитательных мер для разрешения проблем, выявленных в изучаемой ситуации, с учетом принципов и закономерностей организации и реализации педагогического, в том числе воспитательного, процесса. Указанные умения могут охватывать оперативный (непосредственную реакцию на ситуацию в отряде), тактический (планирование процесса исправления осужденного или группы осужденных в отряде в среднесрочной перспективе) и/или стратегический (планирование процесса исправления осужденных с учетом текущего состояния дел в отряде осужденных, наличия или потенциального наличия групп осужденных, объединенных каким-либо признаком, в средне- и даль-несрочной перспективах) уровни.
3. Показатель «организационно-коммуникативная грамотность начальников отрядов осужденных» позволяет определить умение слушателей обосновывать правомерность применения юридических и психолого-педагогических методов и приемов воздействия на осужденных посредством уточнения, насколько обучающиеся могут оперировать научной терминологией, глубоко разбираются в психолого-педагогических явлениях и знают нормативно-правовую базу своей профессиональной деятельности для обоснования собственных действий в краткосрочной, средне- и дальнесрочной перспективе.
Качественная характеристика показателей операционно-деятельностного критерия предполагает описание того, насколько слушатели овладели теорией и каким образом она позволяет обучающимся логично и системно выстраивать процесс исправления осужденных в отряде. Перечисленные умения могут проявляться на трех уровнях сформированности: базовом, среднем и повышенном.
Базовый уровень сформированности профессиональных компетенций предполагает умение слушателей обозначить категориальный аппарат, используемый при описании психолого-педагогических и социально-педагогических явлений в отряде осужденных, определить проблемы, явно присутствующие в отряде, наметить первоочередные меры по устранению данных проблем, но без предоставления убедительной аргументации собственной точки зрения, прибегая к отрывочным фактам из изученной теории по курсу переподготовки.
Средний уровень сформированности профессиональной компетенции проявляют те слушатели, которые могут не только довольно свободно оперировать теоретическими понятиями, обозначать очевидные проблемы, но и планировать воспитательную работу с осужденными как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.
Повышенный уровень компетентности свидетельствует о том, что слушатели могут логично и аргументированно выстраивать
Диагностический инструментарий для курсов переподготовь
воспитательную работу с осужденными в отряде с использованием разнообразных форм и методов психолого-педагогического воздействия на личность осужденных с учетом их индивидуальных особенностей и возможных рисков рецидива преступного поведения внутри отряда осужденных и за его пределами (в рамках программ ресоци-ализации).
Перейдем к следующему критерию, соответствующему личностно-ориентирован-ному подходу к разработке и реализации программы переподготовки, - рефлексивно-оценочному. Важность выделения данного критерия продиктована необходимостью определения готовности слушателей применять теоретические знания и комплекс сформированных умений в своей профессиональной деятельности. Основными показателями этого критерия являются:
1. Готовность к самостоятельному изучению и осмыслению учебного материала в рамках аудиторной и внеаудиторной работы (измеряется посредством шкалы активности/пассивности слушателей на занятиях и уровнем самостоятельной проработки учебного материала, выносимого на самостоятельное изучение).
2. Готовность слушателей к рефлексии полученного опыта (определяется на основании размышлений обучающихся о ценности полученного опыта образовательной деятельности, границах его применимости в повседневной работе с осужденными, поиске путей дальнейшего профессионального самосовершенствования).
Предложенный критериальный аппарат подкреплен специально разработанным и подобранным диагностическим инструментарием для измерения эффективности обучающей деятельности профессорско-преподавательского состава. В комплект диагностических методик входят инструменты, выявляющие субъективно-критическое восприятие слушателями содержания программы курсов (когнитивный и эмоционально-волевой критерии), а также эффективность реализации программы переподготовки начальников отрядов (операционно-деятель-ностный критерий) (см. табл.).
изучения эффективности реализации
1 начальников отрядов
Критерий оценивания Показатели оценивания Способы измерения показателей
1 2 3
Эмоционально-мотивационный Удовлетворенность качеством преподавания Анкетирование
Удовлетворенность программой обучения
1 2 3
Заинтересованность слушателей в изучении дисциплин, включенных в содержание курсов переподготовки Наблюдение, беседа
Операционно-деятельностный Наличие системно-аналитического мышления у начальников отрядов осужденных Наблюдение, анализ педагогических ситуаций
Методическая грамотность начальников отрядов осужденных Кейс-стади
Организационно-коммуникативная грамотность начальников отрядов осужденных Кейс-стади, метод экспертных оценок
Рефлексивно-оценочный Готовность к самостоятельному изучению и осмыслению учебного материала в рамках аудиторной и внеаудиторной работы Наблюдение (активность обучающихся на занятии), уровень подготовки обучающихся к занятиям
Готовность слушателей к рефлексии полученного опыта Эвристическое сочинение
Помимо качественного описания эффективности программы переподготовки начальников отрядов осужденных при помощи диагностического инструментария, представленного в таблице, предусматриваются и формальные методы оценки. Это зачет/ экзамен, защита итогов стажировки и итоговая аттестационная работа.
Полагаем, что сформулированный критериально-оценочный аппарат определения эффективности реализации дополнительной профессиональной программы - программы профессиональной переподготовки по должностной категории «Начальники отрядов (старшие воспитатели - начальники отрядов, воспитатели) исправительных колоний, колоний-поселений,
щ список литературы
воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений, тюрем, не имеющие профильного образования» является достаточным, чтобы сделать вывод о том, насколько результативно прошло переобучение слушателей в краткосрочной перспективе. Однако изложенная система не может считаться исчерпывающей, поскольку не дает ответов на вопросы: насколько сохраняется эффективность обучения в типичной производственной среде начальника отряда осужденных? повышается ли результативность его воспитательной работы? Для этого необходимо проведение дополнительного мониторинга с привлечением к нему соответствующих территориальных органов.
1. Волошин Д. В. К вопросу о профессиональной компетентности сотрудников пенитенциарной системы // Вестник ТГПУ. Сер. : Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 37-40.
2. Гагарина Л. Г., Румянцева Е. Л., Мязина Р. А. Проектирование адресной программы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава // Письма в Эмиссия. Оффлайн : электрон. науч. журнал. 2011. № 3. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=18255709 (дата обращения: 15.01.2018).
3. Измайлова Е. В. Повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе личност-но-ориентированного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2008. 22 с.
4. Киселева Г. С. Модель компетенций как инструмент оценки эффективности системы переподготовки и повышения квалификации кадров // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 2 (27). С. 222-225.
5. Кичигина О. Ю. Совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников УИС (на примере ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России) // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 9-10 нояб. 2016 г.). Новокузнецк, 2016. С. 176-178.
6. Ларионов В. Г., Кергилова С. Н., Рыкова Я. С. Методика оценки результативности профессионального обучения и переобучения персонала филиала ПАО «Кубаньэнерго» Юго-Западные электрические сети // Инновации в менеджменте. 2017. № 11. С. 44-50.
7. Мещеряков А. С., Байрамбеков Р. А., Беглянова А. С. Компетентностный подход к повышению квалификации сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы: концептуальный организационно-методический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL : http://www.science- education.ru/ru/article/ view?id=14080 (дата обращения: 21.01.2018).
8. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (в ред. от 23.09.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
9. Приоритетные направления работы начальников отрядов осужденных и трудности, возникающие в осуществлении их функциональных обязанностей (на основе опроса) / М. В. Киселев, С. Б. Филимонов, Н. Н. Ивашко и др. // Вестник Кузбасского института. 2015. № 1. С. 173-182.
10. Чириков А. Г., Ивашко Н. Н. Эффективность педагогической деятельности начальников отрядов исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. 2016. № 2 (27). С. 184-189.
щ references
1. Voloshin D. V. K voprosu o professional'noj kompetentnosti sotrudnikov penitenciarnoj sistemy [On the issue of professional competence of penal system staff]. Vestnik TGPU. Ser. : Pedagogika - Tomsk State Pedagogical University Bulletin. Series : Pedagogy. 2006. Iss. 10 (61). P. 37-40. (In Russ.).
2. Gagarina L. G., Rumyanceva E. L., Myazina R. A. Proektirovanie adresnoj programmy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki professorsko-prepodavatel'skogo sostava [Designing of the targeted program for advanced training and retraining of faculty]. Pis'ma v EHmissiya. Offlajn : ehlektron. nauch. Zhurnal - Letters to Emissia. Offline : electronic scientific journal. 2011. Iss. 3. Availabel at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18255709 (accessed 15.01.2018). (In Russ.).
3. Izmajlova E. V. Povyshenie kvalifikacii sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy na osnove lichnostno-orientirovannogo obucheniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Improving the skills of the staff of the penal system on the basis of personal-oriented training : the author's abstract of the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Kirov, 2008. 22 p. (In Russ.).
4. Kiseleva G. S. Model' kompetencij kak instrument ocenki ehffektivnosti sistemy perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii kadrov [The model of competencies as a tool for assessing the effectiveness of the system of retraining and advanced training of personnel]. Biznes. Obrazovanie. Pravo - Business. Education. Law. 2014. Iss. 2 (27). P. 222-225. (In Russ.).
5. Kichigina O. YU. Sovershenstvovanie professional'noj perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii sotrudnikov UIS (na primere FKOU VO Kuzbasskij institut FSIN Rossii) [Perfection of professional retraining and improvement of professional skill of the MIS staff (by the example of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia)]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodejstvie nauki i praktiki : materialy nauch.-prakt. konf. (Novokuzneck, 9-10 noyab. 2016 g.) -Penal system today: interaction of science and practice: materials of the scientific-practical conference (Novokuznetsk, 9-10 November 2016). Novokuznetsk, 2016. P. 176-178. (In Russ.).
6. Larionov V. G., Kergilova S. N., Rykova YA. S. Metodika ocenki rezul'tativnosti professional'nogo obucheniya i pereobucheniya personala filiala PAO «Kuban'ehnergo» YUgo-Zapadnye ehlektricheskie seti [Methodology for assessing the effectiveness of professional training and retraining of the personnel of the branch of PJSC «Kubanenergo» Southwestern electric networks]. Innovacii v menedzhmente - Innovation in management. 2017. Iss. 11. P. 44-50. (In Russ.).
7. Meshcheryakov A. S., Bajrambekov R. A., Beglyanova A. S. Kompetentnostnyj podhod k povysheniyu kvalifikacii sotrudnikov uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: konceptual'nyj organizacionno-metodicheskij aspekt [Competence approach to the professional development of the staff of institutions of the penal system: the conceptual organizational-methodical aspect]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. 2014. Iss. 4. Availabel at: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=14080 (accessed 21.01.2018). (In Russ.).
8. O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 g. : rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 14.10.2010 № 1772-r (v red. ot 23.09.2015) [On the Concept of the Development of the Penal System of the Russian Federation until 2020: the Decree of the Government of the Russian Federation from 14.10.2010 No. 1772-d (red. on 23.09.2015)]. Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii - Collection of legislation of the Russian Federation. 2010. Iss. 43. Art. 5544. (In Russ.).
9. Prioritetnye napravleniya raboty nachal'nikov otryadov osuzhdennyh i trudnosti, voznikayushchie v osushchestvlenii ih funkcional'nyh obyazannostej (na osnove oprosa) / M. V. Kiselev, S. B. Filimonov, N. N. Ivashko i dr. [Priority directions of work of the chiefs of detachments of convicts and difficulties arising in the performance of their functional duties (on the basis of a survey)]. Vestnik Kuzbasskogo instituta - Bulletin of the Kuzbass Institute. 2015. Iss. 1. P. 173-182. (In Russ.).
10. CHirikov A. G., Ivashko N. N. EHffektivnost' pedagogicheskoj deyatel'nosti nachal'nikov otryadov ispravitel'nyh uchrezhdenij [Effectiveness of pedagogical activity of the chiefs of correctional institution units]. Vestnik Kuzbasskogo instituta - Bulletin of the Kuzbass Institute. 2016. Iss. 2 (27). P. 184-189. (In Russ.).
Использование проектных технологий в обучении курсантов
а. а. кольев - доцент кафедры управления экономической деятельностью и организации производства в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат экономических наук, доцент
Реферат
Целью работы является рассмотрение вопросов применения проектных технологий в обучении курсантов, предметом - проектная технология как интерактивный метод обучения. В статье отмечается актуальность применения интерактивных методов обучения в высшей школе, в том числе в ведомственных образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний, проводится анализ преимуществ и недостатков использования проектного обучения, выделяются основные характеристики проектной технологии. Автором представлено описание классификаций проектов и методов обучения проектной деятельности, раскрыты стадии проектной технологии. Основным результатом проведенного исследования является разработка критериев оценки проекта, позволяющих определить уровень сформированности необходимых профессиональных компетенций курсантов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом, при преподавании дисциплины «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности».
УДК 378