Научная статья на тему 'Кружковая работа в условиях лишения свободы: организация социокультурной деятельности осужденных'

Кружковая работа в условиях лишения свободы: организация социокультурной деятельности осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРУЖКОВАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебряник Е.В.

В статье рассмотрены практические и методические вопросы организации кружковой работы в исправительном учреждении в контексте социокультурной реабилитации осужденных. За основу взято понимание социокультурной реабилитации осужденных как процесса восстановления у них утраченных социальных связей и функций, восполнения среды жизнеобеспечения в специально организованной сотрудниками исправительного учреждения системе социокультурной деятельности. Кружковая работа с осужденными, являясь основным средством организации их досуга, позволяет удовлетворить разнообразные социокультурные потребности воспитуемых. По данным эмпирического исследования, в пенитенциарной практике преимущественно представлены направления кружковой работы, ориентированные на здоровый образ жизни и творческое самовыражение осужденных. Для их реализации используется кадровый потенциал учреждений, а также осуществляется взаимодействие с общественностью. Сотрудниками исправительных учреждений ведется поиск мер стимулирования осужденных к участию в кружках, при этом важным принципом выступает учет интересов и потребностей осужденных в тех или иных видах культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем существуют проблемы, касающиеся материальных и технических ресурсов, общего правового регулирования кружковой работы, доступных осужденным сфер кружковой занятости, мотивации досуговой деятельности, психолого-педагогической культуры руководителей кружков. Их решение требует комплексного характера действий (административных, юридических, социальных, педагогических, психологических и др.). Важными педагогическими условиями являются развитие новых для конкретного исправительного учреждения интегративных видов кружковой занятости, применение в кружковой работе активных форм взаимодействия, что может быть реализовано в рамках социального театра осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебряник Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Workshop in prisons: organization of socio-cultural activities of convicts

In the article practical and methodical questions of organization of workshops in the correctional institution in the context of socio-cultural rehabilitation of convicts are considered. It is based on the understanding of the socio-cultural rehabilitation of convicts as a process of restoring their lost social connections and functions, replenishing the life support environment in a system of socio-cultural activities specially organized by the penitentiary staff. Workshops with convict being the main means of organizing their leisure allows satisfying the diverse socio-cultural needs of the people being educated. according to the empirical research in the penal practice the directions of workshops focused on a healthy way of life and creative self-expression of convicts are mainly presented. To realize them the personnel potential of institutions is used, and also interaction with the public is carried out. Employees of correctional institutions are searching for measures to encourage convicts to participate in workshops while an important principle is the consideration of the interests and needs of convicts in certain types of cultural and recreational activities... In the article practical and methodical questions of organization of workshops in the correctional institution in the context of socio-cultural rehabilitation of convicts are considered. It is based on the understanding of the socio-cultural rehabilitation of convicts as a process of restoring their lost social connections and functions, replenishing the life support environment in a system of socio-cultural activities specially organized by the penitentiary staff. Workshops with convict being the main means of organizing their leisure allows satisfying the diverse socio-cultural needs of the people being educated. according to the empirical research in the penal practice the directions of workshops focused on a healthy way of life and creative self-expression of convicts are mainly presented. To realize them the personnel potential of institutions is used, and also interaction with the public is carried out. Employees of correctional institutions are searching for measures to encourage convicts to participate in workshops while an important principle is the consideration of the interests and needs of convicts in certain types of cultural and recreational activities. at the same time there are problems related to material and technical resources, general legal regulation of the workshops, available for convicts’ interests workshops, motivation for leisure activities, psychological and pedagogical culture of the leaders of the workshops. Their solution requires a complex nature of activity (administrative, legal, social, pedagogical, psychological, etc.). Important educational conditions are the development of new types of community employment for a particular correctional institution, the use of active forms of interaction in the workshops, which can be realized within the social theater of convicts. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Кружковая работа в условиях лишения свободы: организация социокультурной деятельности осужденных»

18. Topol'skaya E. A. Ponyatie «refleksivnoe soznanie» molodogo cheloveka [The concept of «reflexive consciousness» of a young person]. Vestn. Mosk. gos. un-ta kul'tury i iskusstv - Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2014. Iss. 3 (59). P. 168-173. (In Russ.).

19. Fojnickij I. YA. Uchenie o nakazanii v svyazi s tyur'movedeniem [The doctrine of punishment in connection with prison studies]. Moscow, 2000. 464 p. (In Russ.).

20. Hamaganova A. H. Deyatel'noe raskayanie: teoriya i praktika osvobozhdeniya ot ugolovnoj otvetstvennosti : dis. ... kand. yurid. nauk [Active repentance: theory and practice of exemption from criminal liability : the diss. ... PhD. in Law]. Moscow, 2007. 183 p. (In Russ.).

21. Harhardin D. N. Deyatel'noe raskayanie v sovershennom prestuplenii : dis. ... kand. yurid. nauk [Active repentance in a perfect crime : the diss. ... PhD. in Law]. Orel, 2004. 202 p. (In Russ.).

22. SHadrikov V. D. Deyatel'nost' i sposobnosti : ucheb. posobie [Activities and abilities : tutorial]. Moscow, 1994. 320 p. (In Russ.).

23. Watson T. The Doctrine of Repentance. Carlisle, PA, USA, 2011. 58 p. (In Eng.).

УДК 304.44

Кружковая работа в условиях лишения свободы: организация социокультурной деятельности осужденных

Е. В. СЕРЕБРЯНИК - доцент кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Реферат

В статье рассмотрены практические и методические вопросы организации кружковой работы в исправительном учреждении в контексте социокультурной реабилитации осужденных. За основу взято понимание социокультурной реабилитации осужденных как процесса восстановления у них утраченных социальных связей и функций, восполнения среды жизнеобеспечения в специально организованной сотрудниками исправительного учреждения системе социокультурной деятельности.

Кружковая работа с осужденными, являясь основным средством организации их досуга, позволяет удовлетворить разнообразные социокультурные потребности воспитуемых. По данным эмпирического исследования, в пенитенциарной практике преимущественно представлены направления кружковой работы, ориентированные на здоровый образ жизни и творческое самовыражение осужденных. Для их реализации используется кадровый потенциал учреждений, а также осуществляется взаимодействие с общественностью. Сотрудниками исправительных учреждений ведется поиск мер стимулирования осужденных к участию в кружках, при этом важным принципом выступает учет интересов и потребностей осужденных в тех или иных видах культурно-досуговой деятельности. Вместе с тем существуют проблемы, касающиеся материальных и технических ресурсов, общего правового регулирования кружковой работы, доступных осужденным сфер кружковой занятости, мотивации досуговой деятельности, психолого-педагогической культуры руководителей кружков. Их решение требует комплексного характера действий (административных, юридических, социальных, педагогических, психологических и др.). Важными педагогическими условиями являются развитие новых для конкретного исправительного учреждения интегративных видов кружковой занятости, применение в кружковой работе активных форм взаимодействия, что может быть реализовано в рамках социального театра осужденных.

Ключевые слова: кружковая работа с осужденными; социокультурная реабилитация осужденных; социокультурная деятельность; досуг; социальный театр.

Workshop in prisons: organization of socio-cultural activities

of convicts

E. V. SEREBRYANIK - Associate Professor of the Department of Legal Pedagogy and Psychology of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor

Abstract

In the article practical and methodical questions of organization of workshops in the correctional institution in the context of socio-cultural rehabilitation of convicts are considered. It is based on the understanding of the socio-cultural rehabilitation of convicts as a process of restoring their lost social connections and functions, replenishing the life support environment in a system of socio-cultural activities specially organized by the penitentiary staff.

Workshops with convict being the main means of organizing their leisure allows satisfying the diverse socio-cultural needs of the people being educated. According to the empirical research in the penal practice the directions of workshops focused on a healthy way of life and creative self-expression of convicts are mainly presented. To realize them the personnel potential of institutions is used, and also interaction with the public is carried out. Employees of correctional institutions are searching for measures to encourage convicts to participate in workshops while an important principle is the consideration of the interests and needs of convicts in certain types of cultural and recreational activities. At the same time there are problems related to material and technical resources, general legal regulation of the workshops, available for convicts' interests workshops, motivation for leisure activities, psychological and pedagogical culture of the leaders of the workshops. Their solution requires a complex nature of activity (administrative, legal, social, pedagogical, psychological, etc.). Important educational conditions are the development of new types of community employment for a particular correctional institution, the use of active forms of interaction in the workshops, which can be realized within the social theater of convicts.

Key words: workshops with convicts; socio-cultural rehabilitation of convicts; socio-cultural activities; leisure; social theater.

Современное общество развивается в постиндустриальную эпоху, в нем повышается ценность образования, науки и знаний во всех видах социальной инновационной деятельности. Осужденные к лишению свободы, которые долгое время находятся в изоляции от общества, такие изменения переживают довольно болезненно и часто после освобождения из исправительного учреждения испытывают трудности в адаптации к новым условиям жизни.

Воспитательная работа как важнейшее средство исправления должна создавать в пенитенциарном учреждении условия для социального развития, самовоспитания и самообразования осужденных, тем самым активизируя процессы их ресоциализации и социокультурной реабилитации. Социокультурную реабилитацию осужденных следует рассматривать как процесс восстановления у них утраченных социальных связей и функций, восполнения среды жизнеобеспечения в специально организованной сотрудниками исправительного учреждения системе социокультурной деятельности. В концепции М. А. Ариарского социокультурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры [1, с. 80].

Особой сферой социокультурной деятельности, а следовательно и реализации возможностей воспитательной работы в

обеспечении социокультурной реабилитации осужденных, является досуг. Представляя собой субъективно оцениваемое человеком свободное время, досуг в контексте удовлетворения социокультурных потребностей человека характеризуется сбалансированностью разных видов рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполненностью социально значимым смыслом, согласованностью с традициями и современными требованиями общества.

Культурный досуг в исправительном учреждении организуется прежде всего посредством кружковой работы. В педагогическом отношении кружок представляет собой группу, особое добровольное самодеятельное объединение воспитуемых. Кружок является средой общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, реализовать свой личностный потенциал в выбранной области занятости. Он позволяет удовлетворить многообразные потребности воспитуемых, соединить их со стремлением к самосовершенствованию или перевести стихийно возникшее желание в осознанное увлечение [4, с. 254]. Занятия осужденных в кружках создают условия для нравственной переориентации личности; расширения социально полезных умений и навыков; ознакомления с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта; формирования умений применять полученные знания в жизненной практике; развития потребности в самовос-

питании и самообразовании; формирования здорового образа жизни [1].

Ввиду значимости кружковой работы в процессе исправления осужденных автором был проведен опрос начальников отрядов осужденных и начальников отделов воспитательной работы с осужденными исправительных учреждений на эту тему. В анкетировании приняли участие 427 сотрудников УИС. Исследование осуществлялось на базе свыше 80 учреждений (исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии-поселения, воспитательные колонии, следственные изоляторы) 13 территориальных органов ФСИН России.

Вопросы анкеты, предложенной участникам опроса, были направлены на получение информации о содержании, организации, правовом и методическом обеспечении кружковой работы с осужденными, а также выявление отношения к кружковой работе: представление сотрудников об активности осужденных и предпочитаемых ими направлениях кружковой занятости; понимание значимости кружковой работы в социокультурной реабилитации осужденных; проявляющиеся особенности ее организации (связь с клубной работой, взаимодействие с общественностью, меры стимулирования, пути преодоления трудностей).

Анализ полученных в ходе опроса данных показывает, что работа кружков регулируется приказами исправительных учреждений, утверждающими порядок организации кружковой работы с осужденными, назначение руководителей кружков и состав осужденных, участвующих в кружковой работе, на календарный год. Задача по координации кружковой работы осужденных возлагается на заместителя начальника колонии, курирующего кадровую и воспитательную работу, или начальника отдела воспитательной работы с осужденными (начальника отдела социально-психологической работы с осужденными). Руководство конкретными кружками осуществляют сотрудники различных отделов и служб учреждения. Можно предположить, что такой управленческий механизм выбран для обеспечения систематичности и целенаправленности кружковой работы с осужденными, а также максимальной реализации ресурсов воспитательного процесса в учреждении.

В целом содержание кружковой работы в исправительных учреждениях охватывает такие направления, как физкультурно-спор-тивное, художественной самодеятельности, литературное, изобразительного искусства

или декоративно-прикладного творчества. Следует заметить, что именно эти области занятости осужденных перечислены в рекомендациях НИИ ФСИН России [7], которыми руководствуются в организации кружковой деятельности начальники отделов воспитательной работы с осужденными пенитенциарных учреждений.

Другие направления работы называются респондентами редко. Их примерами служат кружок иностранных языков; кружок редакции, видеостудии (телестудии), кинематографии; духовный (православный) кружок; кружок церковного пения; кружок ландшафтного дизайна; психологический кружок (в том числе арт-терапия); кружок обучения навыкам пожарно-технической безопасности; кружок цветоводства. В отдельных анкетах упомянуты кружок шефской помощи, краеведческий кружок, кружок формирования гражданско-правовой позиции, кружок реабилитации лиц с наркотической и алкогольной зависимостью, кружок социальной помощи, мультипликационный кружок, кружок аквариумистов.

Точно так же и при выборе сотрудниками наиболее интересных осужденным сфер кружковой занятости определились направления, ставшие уже традиционными для исправительных учреждений: на первом месте - физкультура и спорт, на втором месте - различные виды художественного творчества, на третьем - техническое творчество.

В связи с этим количество кружков, в которые вовлечены осужденные, ограничено: в среднем 3-4 кружка на одно учреждение. В редких случаях перечень направлений кружковой работы в исправительном учреждении более разнообразен (8-9 направлений).

Согласно ответам начальников отделов воспитательной работы с осужденными в различных учреждениях в кружковую работу вовлечено разное количество осужденных. В воспитательных колониях занятость достигает 100 %. В колониях, где отбывают наказание взрослые осужденные, этот показатель колеблется от 0,6 до 81 % и в среднем составляет примерно 23 %. При этом наблюдается некоторое противоречие между данными показателями и довольно высокой оценкой начальниками отрядов активности осужденных в кружковой деятельности (ее отмечают около 60 % опрошенных). Возможно, респондентами оценивалась активность осужденных в выборе исключительно тех немногочисленных направлений кружковой деятельности, которые представлены в отдельном учреждении.

В пенитенциарной практике прослеживается связь кружковой работы с другим элементом организации культурного досуга осужденных - клубной деятельностью исправительного учреждения. Во многих учреждениях, где функционируют клубы, на базе последних проводятся мероприятия, отражающие результаты кружковой работы за определенный период. К ним относятся праздничные концерты, смотры художественной самодеятельности, конкурсы (хоров, агитбригад, инсценированной военной песни, танцевальные и др.), викторины, КВН, выступления музыкальных групп, интеллектуальные вечера («Час поэзии», «Знатоки»), читательские конференции, театральные постановки, выставки (картин, изделий прикладного творчества осужденных), соревнования по настольным играм и гиревому спорту, мастер-классы.

Вместе с тем обнаруживается отсутствие в клубной деятельности осужденных образовательных мотивов. Среди целей посещения осужденными клуба исправительного учреждения сотрудниками указываются реализация творческих способностей (47 %), отдых (42 %) и общение (34 %).

Важным условием успешности социокультурной реабилитации осужденных является участие представителей институтов гражданского общества в воспитательном процессе. Обобщенные ответы начальников отделов воспитательной работы с осужденными демонстрируют довольно широкий круг субъектов внешнего взаимодействия исправительных учреждений в области кружковой работы: попечительские советы, библиотеки, учреждения культуры, здравоохранения, социального обслуживания, образовательные организации, ветеранские организации, спортивные клубы, благотворительные организации, РПЦ, органы местного самоуправления, мастера народных промыслов. Участники опроса на первое место по интенсивности ставят взаимодействие с учреждениями культуры, оставшиеся позиции (по убыванию) занимают общественные организации, образовательные организации, библиотеки и попечительские советы. К сожалению, при анализе отдельно взятых анкет выясняется, что в ряде исправительных учреждений взаимодействие с общественностью в процессе организации кружковой работы с осужденными отсутствует.

Большинство участников опроса (75 %) считает, что кружковая работа направлена на формирование культуры досуга. Реже из-

бираются реализация творческого потенциала и профессиональное самоопределение. Таким образом, сотрудники исправительных учреждений видят связь социокультурной реабилитации осужденных с кружковой работой, но не в полной мере осознают воспитательный потенциал социокультурной деятельности.

Размышляя над принципами, в соответствии с которыми должны создаваться кружки, большая часть сотрудников (71 %) заявляет о необходимости учета интересов и потребностей осужденных. Кроме того, около трети опрошенных отмечает принцип учета наличия специальных навыков у осужденных. Следует заметить, что это является основой для реализации в кружковой работе с осужденными индивидуального подхода как важнейшего принципа организации досуга.

Среди мер, стимулирующих осужденных к участию в клубной и кружковой деятельности, большинство участников опроса (82 %) называет поощрение осужденных за активность в ней. Респонденты упоминают также проведение конкурсных мероприятий, пропаганду и агитацию. К сожалению, иные меры в ответах сотрудников исправительных учреждений не встречаются. Представляется, что преобладание над другими способами и формами педагогического воздействия поощрений может снизить эффективность проводимой работы, поскольку это не соответствует основным правилам применения данного метода воспитания.

Трудности в организации клубной и кружковой работы в исправительном учреждении респонденты объясняют недостаточностью материальной базы и оборудования (52 %), низкой заинтересованностью осужденных (37 %), отсутствием в штатном расписании соответствующих должностей (36 %), отсутствием специалистов для руководства конкретным направлением кружковой работы (35 %). В качестве мероприятий, которые будут способствовать совершенствованию клубной и кружковой работы, согласно ответам сотрудников, могут выступать увеличение финансирования; укрепление материальной базы, технического оснащения и оборудования кружков и соответствующих помещений; закрепление сотрудников за кружковой работой через штатное расписание; привлечение специалистов, стимулирование наиболее активных сотрудников; взаимодействие с представителями учреждений культуры; пропаганда. Как видно, начальниками отрядов здесь указываются в

основном внешние по отношению к их труду факторы, а развитие кружковой работы не связывается с необходимостью изменения собственной профессиональной деятельности (например, усиление творческой составляющей в работе, освоение новых психолого-педагогических методов и технологий и др.).

таким образом, исследование показало, что сотрудники исправительных учреждений проявляют осознанное отношение к организации кружковой работы, понимают ее значение для социокультурной реабилитации осужденных и заинтересованы в ее результатах. В практике представлены разные направления кружковой работы, преимущественно ориентированные на здоровый образ жизни и творческое самовыражение осужденных. Для их реализации используется кадровый потенциал учреждений, а также осуществляется взаимодействие с общественностью. Сотрудниками исправительных учреждений ведется поиск мер стимулирования осужденных к участию в кружках, при этом важным принципом является учет интересов осужденных и их потребностей в тех или иных видах культурно-досуго-вой деятельности. Вместе с тем выявляются проблемы, касающиеся материальных и технических ресурсов, общего правового регулирования кружковой работы, имеющихся сфер кружковой занятости, мотивации досуговой деятельности осужденных, психолого-педагогической культуры руководителей кружков.

Преодоление указанных проблем требует действий комплексного характера (административных, юридических, социальных, педагогических, психологических и др.) и, безусловно, должно осуществляться на разных уровнях функционирования УИС. Если рассматривать уровень исправительного учреждения, то представляется целесообразным, например, принятие его сотрудниками следующих мер:

- активизация поиска внутренних ресурсов развития материальной базы кружковой работы (работа положительно зарекомендовавших себя осужденных по благоустройству помещений и ремонту оборудования и др.), а также привлечение представителей общественности, которые могут оказать в этом помощь;

- составление и утверждение оптимального для данного учреждения перечня регламентирующих документов, разработка их содержания и четкого алгоритма организации кружковой деятельности (ориенти-

ром здесь могут служить методические рекомендации, подготовленные сотрудниками НИИ ФСИН России [7; 2], Академии ФСИН России [6]);

- регулярное повышение психолого-педагогической компетентности сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с осужденными (в том числе участие в работе краткосрочных курсов, семинаров, конференций, профессиональных тренингов и др.);

- развитие новых для конкретного исправительного учреждения интегративных видов кружковой занятости; совершенствование индивидуальной воспитательной работы с осужденными; применение интерактивных форм взаимодействия и др.

Одним из направлений кружковой работы, интегрирующим разнообразные интерактивные формы взаимодействия осужденных, является социальный театр, успешно реализованный в ряде исправительных учреждений (в частности, в учреждениях ГУФСИН России по Нижегородской области). Предлагаемая далее характеристика социального театра осужденных базируется на анализе работ О. И. Даниленко [3], М. В. Киселевой [5], Н. Ю. Скорик [8], С. С. Чагина [9].

Социальный театр основан на механизмах актуализации резервных возможностей личности. Предполагается создание неформальной театрализованной группы лиц для проигрывания трудных жизненных ситуаций с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном и межличностном уровне. При этом содержание проблем может быть различным (наркозависимость, социально значимые заболевания, социально полезные связи, взаимоотношения в семье, подростковый возраст, жизненные ценности и др.). Здесь реализуются два основных направления взаимодействия участников -проигрывание спектакля, затрагивающего конкретную социальную проблему, и его обсуждение, поиск механизмов разрешения проблемы (в рамках групповой дискуссии).

Социальный театр создается с целью включения осужденного в групповую театрализованную деятельность для решения конкретной социальной проблемы. В условиях уголовно-исполнительной системы социальный театр может решать следующие задачи: организация культурного досуга осужденных; привлечение осужденных к занятию театральным искусством; актуализация и развитие творческих способностей; создание условий для эмоциональ-

ного, нравственного и интеллектуального самовыражения осужденных; расширение контактов осужденных, их взаимное творческое обогащение; профилактика социально значимых заболеваний и вредных привычек; развитие потенциала к самостоятельному решению собственных проблем.

Используется два подхода к организации социального театра осужденных. Первый предполагает применение малых художественных форм - детских сказок, юмористических мини-сценок, которые придумываются совместно с осужденными, а также перевод различных социальных жизненно важных ситуаций в сказочный контекст. При втором подходе организуется символическое представление, основной сюжет которого отражает процесс преодоления жизненных проблем и трудностей человека.

Можно выделить основные этапы работы объединения осужденных «Социальный театр». Первый этап - набор и подготовка участников группы театра. Он включает определение специфики проблем осужденных, разделение их на группы; выбор репертуара, подбор постановок, подходящих данной группе; подготовку сценария или адаптацию текста спектакля; разработку режиссерского постановочного плана; перспективную разбивку текста инсценировки на части по событиям; перспективное распределение ролей среди всех участников группы, определение зрительского и ролевого участия; планирование репетиций; продумывание декорационно-костюмного и музыкального оформления спектакля. Второй этап - постановка спектакля, которую образуют подготовка декораций и костюмов; анонсирование спектакля с участием других людей (афиша, программа); организация участников спектакля на мо-

мент показа; организация зрителей спектакля на момент показа; показ спектакля зри-телям,управление этим процессом.Третий этап предполагает обсуждение спектакля с участниками и зрителями; рассмотрение проблемы, проигранной в рамках театрализованной деятельности; поощрение участников спектакля за творческую активность.

В рамках социального театра используются следующие методы работы (все они интерактивные): групповые игры; выполнение творческих заданий; упражнения по освоению новых социальных ролей; имитация поведения других людей; проигрывание и анализ социальных ситуаций; групповая дискуссия.

В числе основных требований к руководителю кружка можно назвать: замещение должностей специалиста по социальной работе, старшего специалиста по социальной работе, начальника отряда, начальника отдела воспитательной работы с осужденными; компетентность в области социальной и воспитательной работы с осужденными; опыт участия в театральной деятельности.

Социальный театр относится к тем направлениям кружковой работы исправительного учреждения, которые могут обеспечить включение осужденного в активные формы взаимодействия в рамках конкретной практической и творческой деятельности. В нем заключен потенциал комплексного, глубокого воздействия на личность человека, совершившего преступление. Использование таких технологий можно рассматривать в качестве одного из педагогических условий совершенствования организации воспитательной работы с осужденными, направленной на их социокультурную реабилитацию.

Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. 792 с.

2. Давыдова Н. В., Данилин Е. М. Кружковая работа с осужденными в исправительных учреждениях // Ведомости уголов.-исполнит. системы. 2014. № 1. С. 41-45.

3. Даниленко О. И., Янкелевич М. С. Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2011. № 2. С. 208-214.

4. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. М. Дополнительное образование детей. М., 2004. 349 с.

5. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб., 2007. 336 с.

6. Кузнецов М. И. Кружковая работа с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях // Ведомости уголов.-исполнит. системы. 2016. № 4. С. 42-45.

7. Порядок организации кружковой работы с осужденными к лишению свободы : метод. рекомендации / Н. В. Давыдова и др. М., 2013. 17 с.

8. Скорик Н. Ю. Использование театротерапии как эффективного метода социокультурной реабилитации молодых инвалидов детства // Работник социальной службы. 2012. № 1. С. 82-85.

9. Социальный театр как средство профилактики негативных социальных явлений среди молодежи (на примере учебной программы интегрированного курса для подростков и старших школьников «Социальный театр») / авт.-сост. С. С. Чагин. М., 2004. 18 с.

Щ REFERENCES

1. Ariarskij M. A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak predmet nauchnogo osmysleniya [Socio-cultural activity as a matter of scientific comprehension]. St. Petersburg, 2008. 792 p. (In Russ.).

2. Davydova N. v., Danilin E. M. Kruzhkovaya rabota s osuzhdennymi v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Circle work with convicts in correctional institutions]. Vedomosti ugolov.-ispolnit. sistemy - Journal of the Penal system. 2014. Iss. 1. P. 41-45. (In Russ.).

3. Danilenko O. I., YAnkelevich M. S. Otnoshenie k iskusstvu kak proyavlenie cennostnyh orientacij lichnosti [Relationship to art as a manifestation of value orientations of the individual]. Vestn. S.-Peterb. un-ta - Bulletin of St. Petersburg University. 2011. Iss. 2. P. 208-214. (In Russ.).

4. Evladova E. B., Loginova L. G., Mihajlova N. M. Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education for children]. Moscow, 2004. 349 p. (In Russ.).

5. Kiseleva M. V. Art-terapiya v prakticheskoj psihologii i social'noj rabote [Art therapy in practical psychology and social work]. St. Petersburg, 2007. 336 p. (In Russ.).

6. Kuznecov M. I. Kruzhkovaya rabota s nesovershennoletnimi osuzhdennymi v vospitatel'nyh koloniyah [Circle work with juvenile convicts in educational colonies]. Vedomosti ugolov.-ispolnit. sistemy - Journal of the Penal system. 2016. Iss. 4. P. 42-45. (In Russ.).

7. Poryadok organizacii kruzhkovoj raboty s osuzhdennymi k lisheniyu svobody : metod. rekomendacii / N. V. Davydova i dr. [The order of organization of the circle work with prisoners sentenced to deprivation of liberty : methodical recommendations / N. V. Davydova and others]. Moscow, 2013. 17 p. (In Russ.).

8. Skorik N. YU. Ispol'zovanie teatroterapii kak ehffektivnogo metoda sociokul'turnoj reabilitacii molodyh invalidov detstva [Use of theater therapy as an effective method of socio-cultural rehabilitation of young disabled children]. Rabotnik social'noj sluzhby - Social Worker. 2012. Iss. 1. P. 82-85. (In Russ.).

9. Social'nyj teatr kak sredstvo profilaktiki negativnyh social'nyh yavlenij sredi molodezhi (na primere uchebnoj programmy integrirovannogo kursa dlya podrostkov i starshih shkol'nikov «Social'nyj teatr») / avt.-sost. S. S. CHagin [Social theater as a means of preventing negative social phenomena among young people (on the example of the curriculum of the integrated course for teenagers and senior students «Social Theater») : auth.-comp. S. S. Chagin]. Moscow, 2004. 18 p. (In Russ.).

М. н. рАссАдИнА - старший преподаватель кафедры управления экономической деятельностью и организации производства в уголовно-исполнительной системе ВИПЭ ФСИН России, кандидат экономических наук

В статье рассматриваются особенности реализации практико-ориентированно-го подхода в процессе обучения курсантов в Вологодском институте права и экономики ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России). В работе отмечается актуальность компетентностного образования на современном этапе развития рынка труда, обосновывается необходимость внедрения практико-ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, профессиональными и личностными качествами сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Автором анализируется опыт реализации практико-ориентированного подхода на инженерно-экономическом факультете ВИПЭ ФСИН России при обучении курсантов по направлению «Управление персоналом» с первого по четвертый курс. Применение практико-ориентированного подхода включает в себя использование в образовательном процессе разнообразных видов практик, задействование на занятиях учебного рабочего места инспектора отдела кадров и работы с личным составом, а также проведение на четвертом курсе комплексных межкафедральных учений. Особое внимание в статье уделяется постоянному, на протяжении всего периода обучения, приращению профессиональных компетенций, необходимых будущим выпускникам в служебной деятельности. Представленный опыт может быть интересен преподавателям высшей школы, реализующим образовательные стандарты нового поколения.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; профессиональные компетенции; комплексные учения; рабочее учебное место; практика; образовательное пространство.

УДК 378.14

Реализация практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке курсантов по направлению «Управление персоналом»

Реферат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.