Научная статья на тему 'Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы'

Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СОТРУДНИК УИС / ОСУЖДЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

В статье рассматриваются некоторые аспекты социальной адаптации выпускников ведомственных образовательных учреждений ФСИН России в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF SOCIAL ADAPTATION OF YOUNG EMPLOYEES IN THE SERVICE IN THE INSTITUTIONS AND BODIES OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

In the article are considered some aspects of social adaptation of graduates of departmental educational institutions of the FSIN of Russia in the institutions and bodies of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»

8.32. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ НА СЛУЖБЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Анфиногенов Василий Анатольевич, канд. юрид. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты социальной адаптации выпускников ведомственных образовательных учреждений ФСИН России в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: социальная адаптация, лишение свободы, сотрудник УИС, осужденный.

SEPARA TE ASPECTS OF SOCIAL ADAPTA TION OF YOUNG

EMPLOYEES IN THE SERVICE IN THE INSTITUTIONS AND BODIES OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

Anfinogenov Vasily Anatolyevich, PhD at law. Position: senior research associate. Place of employment: Scientific Research Institute FSIN of Russia. Department: SRC-2. E-mail: [email protected]

Annotation: In the article are considered some aspects of social adaptation of graduates of departmental educational institutions of the FSIN of Russia in the institutions and bodies of the penitentiary system. Keywords: social adaptation, imprisonment, prison officer, convict.

Российское государство и общество на протяжении продолжительного времени находятся в затяжном кризисе, который сопровождается социально-экономическими и политическими переменами, охватившими все сферы жизни. В настоящее время российская пенитенциарная система переживает процесс реформирования. Как следствие, в Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) также происходят определенные изменения.

В этой связи, деятельность ведомственных образовательных учреждений сегодня требует повышенного внимания, так как приоритетными направлениями развития уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) является, в том числе, и кадровое обеспечение. Успешное реформирование УИС, как и ее деятельность, вообще, во многом зависит от профессиональной подготовки персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Для пенитенциарной системы проблема комплектования качественным составом кадров всегда была и остается острой. Поэтому, решение проблемы совершенствования кадрового обеспечения УИС является непременным условием успешного выполнения функций ФСИН России.

Идейной основой в реализации реформы в ФСИН России в настоящее время является направленность на профессиональную подготовку и личностные качества сотрудника уголовно-исполнительной системы. Именно поэтому, в настоящее время предъявляются повышенные требования к профессиональным качествам персонала учреждений и органов УИС. Отсюда, формирование сотрудника как личности, гражданина и профессионала является приоритетным направлени-

ем при решении задач, стоящих перед учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Главным образом эти процессы касаются курсантов ведомственных учебных заведений, которые впоследствии станут сотрудниками исправительных колоний, аппаратов управления территориальных органов ФСИН России и т.д. Одним из таких направлений является освоение выпускниками своих профессиональных обязанностей на местах прохождения службы. А учитывая, что это связано с вхождением в специфическую социальную среду, причем, с одной стороны, это коллектив сотрудников, с другой - сообщество преступников, такому процессу придается особая значимость. Неудачи молодого специалиста в таком процессе, очень редко осмысливаются им как негативное явление социальной среды, присущей именно уголовно-исполнительной системе. Поэтому, социализация бывших курсантов происходит через овладение ими социальных норм, правил, знаний, навыков и ценностей, бытующих в сфере служебно-профессиональной деятельности.

Одним из факторов, характеризующих деятельность уголовно-исполнительной системы, выступает динамика приспособления молодых сотрудников к службе. Причем такое формирование профессиональных качеств личности молодого специалиста, поступающего на службу в уголовно-исполнительную систему, как гражданина, высококвалифицированного сотрудника осуществляется на фоне происходящих в российском обществе, включая УИС, социально-экономических перемен.

Получение образования и начало службы в учреждении - является весьма важным событием в жизни сотрудника. После окончания учебного заведения выпускник выходит из привычной, сложившейся за время учебы системы отношений и сталкивается с потребностью выработки своей жизненной позиции и поведения, включая освоение иных форм, уровня отношений. Причем, такая его дальнейшая позиция и выбор определяются, как правило, уровнем полученных знаний, а также мировоззрением, сформированным в ВУЗе. Таким образом, по характеристикам молодого сотрудника можно судить и о качестве образования на уровне учебного заведения, и о проблемах, требующих принятия ведомственных решений, т.е. выполнении требований, предъявляемых к нему, как сотруднику по определенному направлению профессиональной деятельности. Поэтому, в процессе адаптации и закрепления новых специалистов на службе в учреждениях и органах УИС имеются трудности, связанные как с качеством подготовки в ведомственных образовательных учреждениях, так и с возможными противоречиями в виде требований работодателей, ожиданиями молодых сотрудников, а также иными особенностями службы, например, исходя из региональной или ведомственной принадлежности.

Несмотря на стабильный рост числа принимаемых на службу в ФСИН России выпускников, получивших образование в ведомственных высших образовательных заведениях, существенного влияния на улучшение качественного состава и профессионального уровня кадров УИС они пока не оказывают.

Более того, с учетом стабильно возрастающего выпуска молодых специалистов для ФСИН России происходит не только восполнение кадров. Наряду с этим усугубляется неравномерность их распределения между территориальными органами, а также не предос-

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УИС

Анфиногенов В.А.

тавляются должности, соответствующие полученной специальности.

Молодой сотрудник, направленный в учреждение или орган УИС для прохождения службы, уже имеет определенные профессиональные навыки и знания, которые он приобрел за время обучения в высшем учебном заведении ФСИН России в определенной социальной среде. Уровень профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков, способностей существенно влияет на социальную адаптацию и закрепление выпускника на службе в учреждениях и органах УИС. Вместе с тем, здесь необходимо выделить еще ряд аспектов, закономерно влияющих на такой процесс. Одним из таких аспектов, по нашему мнению, является выбор будущей профессии. Ведь, как известно, это своего рода образ жизни человека. Выбор профессии это процесс, включающий целый ряд взаимосвязанных, жизненно важных шагов, осуществляемых человеком при различных обстоятельствах:

- взгляды молодого сотрудника в отношении своей карьеры и будущего;

- определенный интерес выпускника к отдельным видам деятельности, его желания;

- социальная потребность в том или ином виде профессии.

Однако, как показывает практика, зачастую вышеперечисленные условия, запросы личности молодого выпускника не совпадают с условиями и возможностями учреждения, где он будет проходить службу. Поэтому, отсутствие достаточной мотивации на продолжение службы в уголовно-исполнительной системе -одна из главных причин увольнения молодых сотрудников.

В этой связи, при подборе кандидатов для поступления в высшее учебное заведение, необходимо их информировать о различных особенностях организации учебного процесса, возможностях курсанта пользоваться библиотекой, информационными технологиями, знакомить с научной и исследовательской деятельностью образовательного учреждения в целом, и факультета в частности, и т.п.

Таким образом, в качестве приоритетного направления работы кадровых аппаратов учреждений с кандидатами на очное обучение за счет средств бюджета, по нашему мнению, необходимо предложить профессиональную направленность будущих курсантов. Такая проводимая работа поможет сформировать у них представление о будущей профессии, предоставить им возможность осознанного выбора профессии с учетом их личностных индивидуальных особенностей, профессиональных интересов. При этом в обязательном порядке максимально привлекать сотрудников психологической службы.

Как известно, работа в учреждениях УИС требует уникальной комбинации личных качеств и профессионального мастерства сотрудников. Успех в процессе социальной адаптации молодых сотрудников, поступающих на службу в учреждения пенитенциарной системы, в значительной мере зависит от уровня организации профессионального отбора сотрудников из числа имеющихся кандидатов на службу.

В этой связи, изучение кандидата для поступления в учебное заведение осуществляется на следующих этапах:

- в прошлом: жизненный путь кандидата, обучение в школе, условия в быту, взаимоотношения с окружающими его людьми и пр.

- в настоящем: мотивы поступления на службу, суждения и мнения, различные жизненные обстоятельства и т.д.

- будущее: его представление об уголовно-исполнительной системе и характере предстоящей работы, цели и задачи на будущее, планы, намерения, (в карьере, личной жизни и т.п.).

Во время беседы с кандидатом необходимо более детально разъяснять специфику службы в учреждениях и органах УИС. Как показывает практика, проведение собеседования с абитуриентами, даже имеющими знакомых и родственников, проходящих службу в УИС, они не в полной мере имеют представление о ней, а некоторые вообще не представляют ее содержание.

Конечно, за непродолжительное время собеседования вряд ли можно охватить все нюансы. Поэтому, для более глубокого ориентирования в выборе профессии, на наш взгляд, необходимо разработать «Пособие для курсантов образовательных заведений ФСИН России». Данный подход должен обеспечить полное, многостороннее представление о профессии, требованиях, предъявляемых к ней, а также к сотруднику УИС и званию офицера.

Как известно, дуальное образование в последние годы получило мировое признание. Необходимо подчеркнуть, что такое образование успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды и Швейцария. В настоящее время это весьма распространенная модель подготовки кадров, которая предполагает определенный комплекс, а именно: теория в образовательном учреждении, а практика - на рабочем месте, что дает возможность максимально приблизить теоретическое обучение к реалиям практики.

Практика показывает, что институт наставничества, функционирующий в учреждениях и органах УИС, способствует адаптации молодого специалиста на службе. Вместе с тем в данном подходе отмечаются определенные проблемы. В отдельных учреждениях зачастую наставничество осуществляется формально, дневник наставника заполняется по окончании срока, на который был закреплен наставник. Таким образом, внедрение дуальной системы подготовки специалистов позволит устранить основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой [1, с. 65].

Необходимо также разработать и включить в учебный процесс курс «Профессиональная адаптация молодых сотрудников на службе в УИС», который бы способствовал закреплению выпускников на службе в учреждениях и органах УИС. Названный курс необходимо преподавать на завершающем этапе обучения.

Программу учебного курса, наряду с лекциями, необходимо проводить и в режиме диалога. Целесообразно включить в программу изучения данной дисциплины такие вопросы как содержание и структура профессиональной адаптации, ее виды, адаптация на конкретной должности и в конкретном коллективе: режимная, оперативная, воспитательная службы либо иное подразделение.

Подводя итоги, следует отметить, что социальная адаптация молодых сотрудников, окончивших образовательные учреждения ФСИН России, на службе в учреждениях и органах УИС в современных условиях необходимое и в тоже время, востребованное направление деятельности. От такой работы во многом зависит преемственность, качественная в профессиональном плане замена сотрудников, имеющих определен-

ный опыт работы, на молодых сотрудников, их перемещение, повышение по службе, и в целом, выполнение задач стоящих перед учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Список литературы:

1. Герасименко О.А. Развитие государственно-частного партнерства в управлении региональной образовательной системой: диссертация канд. эконом. наук. Белгород., 2012. 186 с.

2. Хмелевский С.В. К вопросу об ограниченности человеческого интеллекта и возможностях ее преодоления // Социально-политические науки. Вып. 1 - 2015. -С. 95-99.

3. Кицай Ю.А. Социализация права как тенденция развития корпоративного законодательства // Социально-политические науки. Вып. 1 - 2016. - С. 57-59.

Рецензия

на статью «Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» В.А. Ан-финогенова, кандидата юридических наук, старшего научного сотрудника НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России

В представленной на рецензирование рукописи, автором рассмотрены отдельные актуальные вопросы, касающиеся социальной адаптации выпускников ведомственных образовательных заведений ФСИН России на службе в учреждениях и органах УИС.

Проблематика, раскрытая в рецензируемой статье, актуальна. Содержание статьи соответствует заявленной теме. Стиль изложения и оформление материала соответствуют требованиям, предъявляемым к научным статьям.

Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 92,84 %.

Вывод: статья В.А. Анфиногенова «Отдельные аспекты социальной адаптации молодых сотрудников на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» может быть опубликована в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России.

Главный научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор экономических наук, профессор М.Н. Козин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 92,84%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.