Процесс становления выпускников образовательных учреждений ФСИН России в профессиональной деятельности
М.В. КИСЕЛЕВ - начальник Кузбасского института ФСИН России, кандидат педагогических наук;
О.Н. СТЕПАНОВА - заместитель начальника отдела по работе с личным составом Кузбасского института ФСИН России
Статья посвящена рассмотрению особенностей становления выпускников ведомственных образовательных учреждений ФСИН России в профессиональной деятельности, их эффективной подготовки к службе в уголовно-исполнительной системе. Раскрывается роль ознакомительной, производственной и иных видов практик в формировании у курсантов профессиональных навыков и умений. Рассматриваются задачи, стоящие перед должностными лицами, которые должны оказать помощь в становлении молодого сотрудника уголовно-исполнительной системы, и принципы, которыми эти лица должны руководствоваться.
Ключевые слова: профессиональная адаптация; становление; профессиональная подготовка; принципы подготовки.
Formation process of departmental educational institutions of the Federal Penal Service graduates in their professional activities
M.V. MSELEV - the head of the federal state educational institution of higher professional education Kuzbass Institute of the Federal Penal Service, candidate of pedagogical sciences;
O.N. STEPANOVA - the deputy chief of work staff department of Kuzbass institute of the Federal Penal Service
Article is devoted to consideration of features of formation of graduates of the departmental FSIN educational institutions of Russia in professional activity, their effective preparation for service in criminal and executive system. The role fact-finding, production and other types the practician in formation at cadets of professional skills and abilities reveals. The tasks facing officials which should assist in formation of the young employee of criminal and executive system, and principles by which these persons should be guided are considered.
Key words: professional adaptation; formation; vocational training; principles of training.
Служба в уголовно-исполнительной системе предъявляет высокие требования к нравственным качествам сотрудников, эмоциональной устойчивости, педагогическим и коммуникативным способностям, психо-
логической готовности, наличию социального иммунитета к влиянию криминальной субкультуры и других неблагоприятных факторов. Формирование профессионально значимых, психологических и морально-во-
левых качеств у курсантов ведомственных образовательных учреждений ФСИН России происходит в процессе обучения, воспитания и развития личности на протяжении всего периода учебы.
Основной целью обучения в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН России является подготовка высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы, обладающих необходимым набором компетенций, в соответствии со специализацией (профилем подготовки), с учетом потребностей органов и учреждений УИС.
Полученное выпускниками ведомственных образовательных учреждений ФСИН России специальное профессиональное образование позволяет ускорить процесс адаптации молодых сотрудников к условиям службы. Во время учебы они принимают Присягу, получают хорошие теоретические знания по всем направлениям деятельности УИС. Прохождение практик позволяет сформировать у курсантов представление об особенностях деятельности пенитенциарных учреждений:
- ознакомительная предусматривает осмысление курсантами своей новой социальной роли, оценку правильности выбора учебного заведения, формирование первоначального отношения к профессии и представления о ней;
- целью производственной является закрепление профессионального интереса к выбранной профессии, процесс социализации, вхождение в будущую профессиональную деятельность;
- преддипломная практика предполагает закрепление полученных знаний, знакомство с будущей деятельностью, руководством, членами коллектива, изучение должностной инструкции.
Основной этап профессиональной адаптации молодого специалиста начинается с момента его включения в профессиональную деятельность после распределения на постоянное место службы. И здесь выпускники сталкиваются с основной проблемой
- трудностями с применением полученных в процессе обучения знаний в практической деятельности. Серьезными препятствиями на пути становления молодых специалистов являются: снижение психологической устойчивости к негативным воздействиям со стороны осужденных и лиц, заключенных под стражу; неуверенность при принятии ответственных решений; неумение общаться со спецконтингентом и др.
Залогом успешной адаптации молодых специалистов служит постоянное, неослабевающее внимание к ним, особенно в первый год службы, непосредственного руководителя, наставника, практического психолога, а также целенаправленная воспитательная работа.
Из вышеизложенного вытекают основные задачи, стоящие перед должностными лицами, которые призваны оказывать помощь в становлении молодого сотрудника:
- морально-психологическая подготовка: информирование выпускника об особенностях протекания профессиональной адаптации, обучение коммуникативным навыкам в сложных ситуациях (общение с осужденными и др.), способам преодоления психологических трудностей, возникающих на первом году службы, коррекция возможных проявлений неконструктивных стратегий поведения, признаков дезадаптации и увольнения из уголовно-исполнительной системы;
- психолого-педагогическая подготовка: воспитание у молодых сотрудников качеств, необходимых для личностного развития и профессиональной успешности специалиста уголовно-исполнительной системы; развитие самосознания (через осознание и оценку им самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения); формирование адекватной самооценки, уверенности в себе при работе со спец-контингентом; социально-экономическое ориентирование; формирование высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданской ответственности, обеспечивающих строгое соблюдение положений Присяги; выработка сознательного отношения к выполнению служебного долга, гражданской устойчивости и иммунитета к негативным воздействиям; поддержание служебной дисциплины и законности, формирование готовности соблюдать основные принципы и требования международных стандартов обращения с осужденными и лицами, заключенными под стражу;
- практическая подготовка: закре-
пление знания законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность как уголовно-исполнительной системы, так и подразделения, в которой проходит службу вновь назначенный сотрудник; обучение способам и приемам эффективного (успешного) решения оперативно-служебных задач; изучение правовых аспектов оперативнослужебной деятельности органов, учреждений и их структурных подразделений в
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях; ознакомление с условиями и способами соблюдения законности в повседневной деятельности, а также при проведении специальных и режимных мероприятий; рассмотрение вопросов необходимой обороны (условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия)1.
Положительных результатов в этой сфере можно достичь путем следования следующим принципам:
- систематичности и последовательности: регулярное сопровождение выпускника с первого дня службы до достижения ожидаемого результата, становление мотивированного, психологически устойчивого, адаптированного к служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе специалиста;
- доступности: подготовка в соответствии с индивидуальными психолого-физи-ологическими особенностями молодых специалистов;
- активности и связи с жизнью: вовлечение в деятельность, адекватную целям обучения; направленность на практическое
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Барановский Н.Н. и др. Профессиональная адаптация молодых сотрудников, принятых на службу в УИС: Метод. рекомендации / Н.Н. Барановский, В.М. Демин, Н.Г. Соболев. М., 2007. 48 с.; Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений. Рязань, 2006. 137 с.
2 См.: Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 1999. 416 с.
применение в профессиональной деятельности;
- «делай, как я»: акцент не только на личности непосредственного руководителя и наставника, но и на идеале профессии. При этом необходимо четко понимать, что негативное влияние на молодого специалиста могут оказать и опытные сотрудники, прослужившие в пенитенциарном учреждении длительное время, которые придерживаются принципа «Забудь, чему тебя учили в институте», сами ориентируются на авось, а также совершают действия, предающие службу2.
Непосредственный руководитель и наставник должны исключить негативное влияние и, объединив усилия, привить молодому сотруднику любовь к профессии, научить преодолению трудностей, заложить основу личностного и профессионального роста, тем самым способствуя формированию и закреплению в пенитенциарной системе высокоэффективного кадрового состава, то есть создать соответствующие организационные условия, которые могут позволить более мобильно, качественно обеспечить вхождение и становление в должности молодого сотрудника УИС.
1 Sm.: Baranovskij N.N. i dr. Professional'naja adaptacija molodyh sotrudnikov, prinjatyh na sluzhbu v UIS: Metod. rekomendacii / N.N. Baranovskij, V.M. Demin, N.G. Sobolev. M., 2007. 48 s.; Kazak B.B., Ushatikov A.I. Professional'naja psihologicheskaja podgotovka personala ispravitel'nyh uchrezhdenij. Rjazan', 2006. 137 s.
2 Sm.: Basova N.V. Pedagogika i prakticheskaja psihologija.
Rostov n/D, 1999. 416 s. H