УДК 17.02:343.83
ИРИНА НИКОЛАЕВНА МИНИНА,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (Псковский филиал Академии ФСИН России), e-mail: [email protected]
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Реферат: повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы будет способствовать снижение показателей текучести кадров. В современных условиях управленческие позиции руководства вынужденно направлены на использование человеческих ресурсов для достижения необходимых целей, что препятствует личностному развитию профессионала. Наличие смысла в работе, преданность организации до некоторой степени защищает людей от негативных последствий стресс-факторов служебной деятельности.
Преодолению хронического профессионального стресса может способствовать отношение сотрудника уголовно-исполнительной системы к себе как к специалисту, имеющему аванс доверия и уважения общества.
Прикладные исследования выявили преимущественно нейтральное отношение граждан к уголовно-исполнительной системе. Отрицательные ассоциации вызывает сама служба, а не ее сотрудники. Потенциал положительного восприятия профессии присутствует в чувстве социальной стабильности, наличии перспективы карьерного роста и социальной значимости служебных обязанностей.
Исследование ценностных ориентиров профессионального становления проведено среди 90 курсантов Псковского филиала Академии ФСИН России. Применены методика незаконченных предложений в виде формализованного интервью и методика диагностики симптомов эмоционального выгорания В. В. Бойко. В качестве смысловых элементов контент-анализа использованы вербальные обозначения эмоционального восприятия условий, престижности и социальной значимости избранной профессии. Анализ результатов показал, что чем выше показатели осмысленности профессионального выбора, осознания привлекательных сторон своей специальности и ее соответствие жизненным ценностям, тем меньше выражены симптомы эмоциональной напряженности, вызываемой специфическими условиями профессионально ориентированного обучения.
На повышение престижа службы и закрепление курсантов в осваиваемой профессии будут оказывать влияние целенаправленная агитационная работа среди молодежи, регулярные мероприятия воспитательного характера и убежденность педагогических наставников в ценности профессиональной самореализации по обеспечению потребности граждан жить в безопасном и законопослушном обществе.
Ключевые слова: выбор профессии, подготовка специалистов, курсанты, престиж службы, ценностные ориентации, эмоциональная напряженность, текучесть кадров.
Перемены, происходящие в стране, оптимизация расходов федеральных органов исполнительной власти требуют повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Этому будет способствовать закрепление на службе квалифицированных кадров и проведение мероприятий по профилактике профессионально обусловленных личностных деструкций персонала правоохранительных органов.
Отношение к профессии формируется на этапе профессионально ориентированного обучения в
образовательной организации. Ответственное профессиональное самоопределение оказывает положительное влияние на способность сотрудника к успешному преодолению трудностей процесса профессионализации. Недостаточно осмысленный выбор профессии, не принимающий во внимание личностные особенности, ценности и стремления человека, со временем приведет к разочарованию и снижению мотивации в процессе профессиональной деятельности, следствием которого становится снижение результативности труда. Между тем трудовая деятельность занимает основную часть
© Минина И. Н., 2016
жизни человека и определяет существенные направления для самоактуализации личности. Тщательное изучение процесса профессионально-пенитенциарного становления курсантов образовательных организаций ФСИН России становится особенно актуальным в ситуации, когда под влиянием социальных изменений формируется новый стиль организации труда уголовно-исполнительной системы, отличающийся гуманистической направленностью. Анализ ценностно-мотивационных особенностей курсантов на этапе обучения способствует поиску путей сохранения в системе исполнения наказаний сотрудников, получивших профильное образование в образовательных организациях ФСИН России.
С целью исследования выдвинуто предположение о том, что наличие ценностной установки престижности и социальной значимости избранной профессии сотрудника ФСИН России определяет состояние субъективного благополучия курсантов в процессе профессионального становления и формирует профессиональную мотивацию.
В последнее время выбор ведомственной образовательной организации, подготовка в ней и даже сама офицерская служба не гарантируют определение личностью службы государству в качестве основного и долгосрочного вида трудовой деятельности. Только комплексный подход к решению вопросов повышения престижа службы на благо государства может принести реальные результаты в сохранении кадрового потенциала силовых ведомств и повышении эффективности профессиональной деятельности их сотрудников.
Деформирующее влияние на личность сотрудника уголовно-исполнительной системы оказывает специфическая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. Е. Л. Сучкова, изучая влияние субкультуры осужденных на персонал исправительных учреждений, выявила снижение доверия сотрудников пенитенциарной системы по отношению к окружающим их людям. Под влиянием субкультуры осужденных персонал становится более циничным и жестоким. Для участников исследования такие личностные качества, как открытость в восприятии окружающих и доверие к людям, были более важными в тот период, когда они еще не были связаны со службой в уголовно-исполнительной системе [7].
К особенностям влияния профессиональной среды можно отнести и специфичность организации службы, осуществляемой на принципах единоначалия и строгой субординации во взаимоотношениях. По мнению Д. Д. Шатохина, «управление персоналом подразделения уголовно-исполнительной системы - это формирование кадрового потенциала системы, способного успешно
решать задачи, стоящие перед УИС, и системное, планомерно организованное воздействие на персонал подразделения в целях обеспечения эффективного функционирования учреждения и всестороннего развития занятых в нем работников» [8]. В этом определении совмещено желаемое и действительное положение дел в области кадрового менеджмента правоохранительных органов. Однако в настоящее время управленческие позиции руководства силовых структур в большинстве случаев можно назвать установкой на использование человеческих ресурсов, которая противоположна по своей сути установке на актуализацию потенциалов. Такая система управления дает конкретный результат - достижение необходимой цели, однако препятствует процессу личностного развития профессионала.
Выходу из сложившейся ситуации хронического профессионального стресса в связи с регулярным увеличением должностных обязанностей и повышением требований к сотрудникам, носящим погоны, может способствовать отношение сотрудника правоохранительных органов к себе как к представителю престижной профессии, которая имеет «социальный аванс» доверия и уважения.
По мнению Н. А. Родионовой, под социальным престижем следует понимать закрепленную в общественном сознании значимость какого-либо объекта (индивида, социальной группы, института) или его деятельности, разделяемую обществом на основании существующей в нем системы норм и ценностей. Она отмечает, что престиж профессии является оценочной формой отношения людей к тому или иному виду трудовой деятельности. Для его анализа существенными оказываются два аспекта: массовая популярность и общественное признание [6].
Престиж профессии складывается под воздействием реального (социального) положения представителей данной профессии в обществе. Тем самым в нем выражаются не столько содержание конкретного вида деятельности, сколько социальные последствия для тех людей, которые ее осуществляют. Высоким авторитетом наделяются, поощряются те профессии, которые наилучшим образом соответствуют ценностным и нормативным стандартам и которые выгодны, благотворны и значимы для общества [9].
В ряде публикаций встречается предположение, что большая преданность организации до некоторой степени защищает людей от негативных последствий стресса. Малоинтересная работа или работа, в которой индивидуум видит мало смысла, является одним из стрессогенных факторов, связанных с деятельностью организации [4].
Каждый человек, достигая определенного возраста, думает о выборе направления своего профессио-
нального развития. Помимо размера заработной платы, личных интересов, перспектив и возможностей, большинство людей учитывают имидж организации и востребованность будущей профессии.
В настоящее время в российском обществе сложилась необходимость повышения уровня престижа службы во ФСИН России среди молодежи. Для этого нужно организовать эффективную систему управления повышением престижа уголовно-исполнительной системы среди законопослушной молодежи, активизировать деятельность государства в сфере социально-экономического стимулирования этой социальной группы на государственную службу, а не только на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований.
В Хабаровском и Приморском краях было проведено исследование стереотипов восприятия профессии сотрудника ФСИН России [2]. Т. А. Бондаренко выявила, что на вопрос о престижности службы в уголовно-исполнительной системе больше всего получено положительных ответов (64,0 %) по показателю «служба в Федеральной службе исполнения наказаний дает ее сотрудникам ощущение социальной стабильности». Высоко оценивается «перспектива профессионального (карьерного) роста» - 47,0 %, под которым понимаются возможности получения специального звания, как очередного, так и досрочного; бесплатного обучения в высшем учебном заведении и т. п. Критерий «социальная значимость выполнения служебных обязанностей» оценен респондентами всего на 40,0 %. Значительно меньше (всего по 7,0 %) оценены такие показатели престижа профессии, как «желание нести службу в силовом ведомстве» и «степень популярности среди граждан представителей силового ведомства».
По результатам семантического анализа определено, что в отношении к такому силовому ведомству, как ФСИН России, преобладает нейтральное мнение (67,0 % от всех ответов) и в то же время практически отсутствует положительное (всего 4,3 %), причем отрицательные ассоциации вызывает сама служба исполнения наказаний, а не ее сотрудники [2]. Таким образом, престижные оценки службы в силовых ведомствах находятся в прямой зависимости от общественной системы ценностей и модифицируются с ее изменением.
После прохождения этапа профессиональной подготовки молодые сотрудники уголовно-исполнительной системы в процессе самостоятельного несения службы в пенитенциарных учреждениях получают возможность реализации своих ценностных ориентиров и социокультурных установок. В период с 2012 по 2015 год проведено исследование ценностно-мотивационных особенностей личности курсантов, проявляющихся в процессе профессио-
нального становления. В нем приняли участие 90 курсантов Псковского филиала Академии ФСИН России второго и третьего курсов обучения.
Для выявления личностных факторов отношения к профессии использован проективный метод, который позволяет сочетать высокую информативность и трудность фальсификации. Именно поэтому для целей исследования спектра отношений к ценностям выбранной профессии применена авторская форма интервью, состоящая из 30 незаконченных предложений с включенными в нее утверждениями профессиональной направленности [3]. Данные предложения подразумевают проявление от участников эмпирического исследования положительной либо отрицательной оценки актуального отношения к выбранной ими профессии. Применение этого инструментария позволяет изучить индивидуальные отношения будущих сотрудников ФСИН России к службе и вероятностные внутриличностные противоречия профессионального развития.
С целью обработки полученных результатов применялся контент-анализ. В качестве его смысловых элементов использованы вербальные обозначения эмоционального восприятия условий, престижности и социальной значимости избранной профессии.
Подсчет осуществлялся путем субъективной оценки эмоционально окрашенной смысловой нагрузки предложений. В критерии «привлекательность профессии» в 1 балл оценивались ответы типа: «Моя профессия хорошо оплачивается», «Моя профессия очень важна для общества», «Моя профессия мне нравится», «Моя работа связана с исправлением осужденных», «Я всегда хотел стать юристом» и т. п. Ответы типа «Моя профессия -курсант ФСИН России», «Моя профессия нормальная», «Моя работа связана с осужденными» считались индифферентными и в расчет не принимались.
Каждый сотрудник способен воспринимать как достоинства, так и минусы избранной профессии. В качестве непривлекательных сторон и обстоятельств службы отражается только лично значимая информация. В критерии «минусы профессионального выбора» в 1 балл оценивались такие ответы, которые свидетельствуют о неосознанном либо вынужденном выборе профессии, желании по достижении пенсии сразу уйти со службы, явном сожалении о виде своего профессионального самоопределения. Например: «Моей самой большой ошибкой было поступление в это учебное заведение», «Достигнув в УИС права на пенсию, я непременно из нее уйду», «Я выбрал службу в УИС, потому что так настояли родители», «Если я не иду на службу, значит, мне повезло». Утвер-
ждения типа «Лучше всего мне работается в тишине и спокойствии» явно свидетельствуют о несоответствии требуемых условий деятельности реальным обстоятельствам службы сотрудника исправительного учреждения. В качестве критерия «актуальное отношение к профессии» подсчиты-валась разница между количеством утверждений, свидетельствующих о привлекательности выбранной профессии, и количеством утверждений, указывающих на осознаваемые минусы профессионального выбора.
Дополнительным фактором, определяющим успешность профессиональной деятельности специалистов в любой области, может являться развитая способность к компенсации негативных состояний по отношению к выполняемой работе. На этапе обучения утверждать об эмоциональном выгорании курсантов необоснованно, их эмоции в связи с непродолжительным влиянием особенностей профессии на личность выгореть еще не могут. Однако наличие признаков формирования и развития симптомов эмоциональной напряженности, ведущих к снижению работоспособности, будут подтверждением исчерпывания внутренних компенсаторных ресурсов организма курсанта противостоять особенностям и сложным условиям профессионально ориентированного обучения.
С помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко определено наличие эмоциональной напряженности курсантов в процессе профессионального становления и определен ее уровень [1].
С целью исследования силы и направления взаимосвязи декларируемых профессиональных ценностей уголовно-исполнительной системы с выраженностью симптомов уровня эмоциональной напряженности курсантов был применен расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона.
По результатам исследования составлена матрица корреляционных связей между показателями симптомов эмоциональной напряженности и характеристиками отношения к профессии по группе респондентов. В ней представлены статистические взаимосвязи, которые выявлены между показателями шкал «Привлекательность профессии», «Минусы профессионального выбора», «Актуальное отношение к профессии».
В ходе исследования корреляционный анализ показал отрицательные связи шкалы «Привлекательность профессии» с фазами «Напряжение» (г = -0,39, р < 0,001) и «Истощение» (г = -0,24, р < 0,05), положительные связи по шкале «Минусы профессионального выбора» и фазами «Напряжение» (г = 0,53, р < 0,001), «Резистенция» (г = 0,35, р < 0,001) и «Истощение» (г = 0,45, р < 0,001) и отрицательные взаимосвязи шкалы «Актуальное
отношение к профессии» и фазами «Напряжение» (г = - 0,51, р < 0,001), «Резистенция» (г = - 0,23, р < 0,05), «Истощение» (г = -0,37, р < 0,01). С высокой степенью достоверности выявлена отрицательная взаимосвязь итогового показателя актуального отношения к профессии и интегрального показателя эмоциональной напряженности курсантов (г = -0,42, р < 0,001). Это означает, что чем выше показатели осмысленности профессионального выбора, осознания привлекательных сторон своей специальности и ее соответствия жизненным ценностям, тем меньше выражены симптомы нежелательной эмоциональной напряженности, вызываемой специфическими условиями профессионально ориентированного обучения.
Результаты исследования согласовываются с научными выводами А. Я. Найна о наличии в трудовых коллективах стабильной и подвижной части. Наибольшей фактической и потенциальной подвижностью характеризуются лица в возрасте 18-25 лет, наименьшей - 35-40 лет. Исследования А. Я. Найна показали, что в возрасте до 25 лет молодые сотрудники составляют преобладающую часть лиц, увольняющихся по собственному желанию. Повышенную подвижность молодых рабочих в этом возрасте он объясняет стремлением к престижности и привлекательности профессии, высокой требовательностью к производственной обстановке, активным поискам своего места в жизни [5]. Именно поэтому важно найти пути закрепления на службе выпускников образовательных организаций ФСИН России, обладающих указанной выше потенциальной подвижностью. При исчерпании психологических ресурсов и смысла своего труда молодые специалисты уголовно-исполнительной системы будут стремиться к своей реализации в других отраслях и производствах.
Поскольку уровень престижности прохождения службы в правоохранительных органах в значительной мере определяется системой социальных ценностей, направленностью общественных и профессиональных потребностей и мотивов личности, формирующихся в образовательно-воспитательном процессе, управление данным социальным феноменом целесообразно осуществлять уже на стадии предварительного выбора профессии и совершенствовать в период профессионально ориентированного обучения.
Мероприятия воспитательного характера и ритуалы с государственной символикой помогают курсантам идентифицировать себя с образом государственного служащего. Однако, чтобы закрепить человека в уголовно-исполнительной системе, надо активно транслировать преимущества данной службы. Если преподаватели этого не осознают, то поделиться с курсантами мотивами профессионального долголетия они не могут. Возникает пре-
вентивная необходимость последовательной воспитательной работы с высокообразованным и интеллектуальным педагогическим коллективом.
Модернизация институтов современного общества, дальнейшее повышение денежного довольствия, укрепление социальной и правовой защищенности сотрудников силовых ведомств с одновременным возрождением военно-патриотического воспитания, традиций и ценностей государственной службы позволят привлечь в уголовно-
исполнительную систему образованных молодых людей с высоким уровнем не только интеллектуальных, но и моральных качеств. Важно, чтобы они поверили в то, что в период социальной напряженности и экономического спада государственная служба остается оплотом стабильности и надежности, позволяющим молодым людям реализовать свой профессиональный потенциал и потребности граждан жить в безопасном и законопослушном обществе.
Список литературы
1. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб., 2008. 416 с.
2. Бондаренко Т. А. Престиж профессии и стереотип восприятия сотрудника ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1. С. 8-9.
3. Иванова С. П., Минина И. Н., Почебут Л. Г. Соотношение профессиональных ценностей личности и эмоционального выгорания у курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2011. № 4. С. 162-168.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. М., 1998. 799 с.
5. Найн А. Я. Мой тернистый путь в науку: избранное : монография. Челябинск, 2010. 319 с.
6. Родионова Н. А. Пути повышения престижа военной службы среди студентов российских вузов // Труд и социальные отношения. 2009. № 6. С. 114-118.
7. Сучкова Е. Л., Штефан Е. Ф. Влияние субкультуры осужденных на ценностно-мотивационную сферу сотрудников УИС // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4. С. 94-96.
8. Шатохин Д. Д. Понятие и сущность организации управления персоналом подразделений уголовно-исполнительной системы: теоретический аспект // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 3. С. 91-95.
9. Ядов В. А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 60-63.
IRINA NIKOLAEVNA MININA,
phd in psychology,
senior lecturer, social, humanitarian and natural-science disciplines department
(Academy of the FPS of Russia (Pskov branch)), e-mail: [email protected]
VALUE-MOTIVATIONAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MILITARY STUDENTS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA
Abstract: the increase of the efficiency of the penal system activity will reduce the level of staff turnover. In modern conditions managerial positions are forcedly directed to the use of human resources to achieve the required goals, which impedes personal development of a professional. The presence of personal motivation in work, commitment to the organization to some extent protects people from the negative consequences of stressors in service activities.
Self-perception of the penal system officer as a specialist who is trusted and respected by society, can help in overcoming chronic job-related stress.
Sociological studies have revealed a predominantly neutral attitude of citizens to the prison system. The negative associations arise due to the nature of the service and not the staff. The potential to have a positive perception of the profession is in the sense of social stability, career prospects and social significance of official duties.
The study of value orientations of professional development was conducted among 90 military students of the Pskov branch of the Academy of the FPS of Russia. There were applied the following methods: the method of unfinished sentences in the form of formal interviews and a technique of diagnostics of symptoms of emotional burnout of V. V. Boyko. As semantic elements of the content analysis there were used verbal symbols of emotional perception of the conditions, the prestige and social significance of chosen profession. The analysis of
© Minina I. N., 2016
the results showed that the higher levels of motivation in the choice of profession, awareness of the attractive aspects of profession and its conformity to the values, the less vivid are the symptoms of emotional tension caused by specific conditions professional oriented learning.
To raise the prestige of service and to reduce the number of layoffs of military students one should try to conduct systematic propaganda work among young people, as well as regular educational events. The conviction of the pedagogical mentors in values of professional self-realization to ensure the needs of citizens to live in a safe and law-abiding society will be helpful as well.
Key words: the choice of a profession, training, military students, prestige of service, value orientation, emotional tension, officers' turnover.
References
1. Bojko V. V. Psihojenergetika [The psychoenergy]. St. Peterburg, 2008. 416 p.
2. Bondarenko T. A. Prestizh professii i stereotip vosprijatija sotrudnika FSIN [The prestige of the profession and the stereotype perception of the employee of the Federal Penal Service of the Russian Federation]. Psi-hopedagogika v pravoohranitel'nyh organah - Psychopedagogy in law enforcement, 2007, no. 1, pp. 8-9.
3. Ivanova S. P., Minina I. N., Pochebut L. G. Sootnoshenie professional'nyh cennostej lichnosti i jemocion-al'nogo vygoranija u kursantov Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii [Ratio of person's professional values and emotional burnout of military students of the St. Petersburg University GPS of the Ministry of emergency measures of Russia]. Problemy upravlenija riskami v tehnosfere - Problems of risk management in the technosphere, 2011, no. 4, pp. 162-168.
4. Meskon M., Al'bert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of management]. Under the editorship of L. I. Evenko Moscow, 1998. 799 p.
5. Najn A. Ja. Moj ternistyj put' v nauku: izbrannoe [My thorny way to a science]. Cheljabinsk, 2010. 319 p.
6. Rodionova N. A. Puti povyshenija prestizha voennoj sluzhby sredi studentov rossijskih vuzov [Ways of increase of prestige of military service among the students of Russian universities]. Trud i social'nye otnosheni-ja - Work and social relationships, 2009, no. 6, pp. 114-118.
7. Suchkova E. L., Shtefan E. F. Vlijanie subkul'tury osuzhdennyh na cennostno-motivacionnuju sferu sotrudnikov UIS [The influence of convicts' subculture on the value-motivational sphere of prison staff]. Vest-nik instituta : prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of the institute : crime, punishment, correction, 2012, no. 4, pp. 94-96.
8. Shatohin D. D. Ponjatie i sushhnost' organizacii upravlenija personalom podrazdelenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: teoreticheskij aspekt [The concept and essence of organization of the personnel management units of the penal system: theoretical aspect]. Ugolovno-ispolnitelnoye pravo - Penal law, 2015, no. 3, pp. 91-95.
9. Jadov V. A. Social'no-strukturnye obshhnosti kak sub''ekty zhizne-dejatel'nosti [Social-structural commonalities as subjects of life]. Sociologicheskie issledovanija - Sociological research, 1989, no. 4, pp. 60-63.