УДК 351.753.3:343.83
АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ МАЛЫШЕВ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, е-mail: malichevag@mail.ru; АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ МИЩУК,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России), е-mail: mam1982.09@mail.ru
ЗНАЧИМОСТЬ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы особую значимость приобретает необходимость совершенствования уровня морально-психологической подготовки сотрудников.
Правоохранительная деятельность относится к числу профессий повышенного риска и характеризуется достаточно высоким уровнем экстремальности и профессионального стресса. Служба в пенитенциарных учреждениях содержит в себе элементы отрицательного воздействия, противостоять которым способна лишь личность с высоким уровнем сформированности морально-психологических качеств. В силу этого существует необходимость повышения эффективности процесса их формирования у сотрудников учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, что, в свою очередь, будет способствовать достижению целей и решению задач, определенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Ключевые слова: морально-психологическая подготовка, морально-психологические качества, экстремальные ситуации, профессиональная подготовка, эффективность деятельности.
Профессиональная деятельность персонала органов и учреждений уголовно -исполнительной системы (УИС) относится к таким видам деятельности, которые сопряжены с повышенным риском, предельным уровнем экстремальности и профессиональным стрессом. Сложно представить себе эффективную пенитенциарную систему без морально и психологически устойчивых сотрудников.
Количество ситуаций в деятельности сотрудников УИС, определяемых как экстремальные, не снижается. Данное обстоятельство связано со сложной криминогенной обстановкой как на региональном, так и на федеральном уровне. В связи с этим все большее внимание уделяется вопросам совершенствования психологической подготовленности личного состава учреждений и органов ФСИН России для действий в сложной оперативной обстановке. Ведь противостоять отрицательным элементам профессиональной деятельности способна лишь личность со сформировавшимися
© Малышев А. Г., Мищук А. М., 2016
морально-психологическими качествами. От уровня их сформированности зависит отношение сотрудника к выполнению служебных обязанностей, к другим людям и к самому себе. Высокий уровень сформированности у сотрудников УИС морально-психологических взглядов, убеждений, мотивов и качеств выступает гарантией умелого выполнения профессиональных задач в обстановке любой сложности. Опыт показывает, что эффективная реализация служебных задач зависит не только от знания нормативной базы, требовательности руководителей, но и от уровня сформированности у персонала морально-психологической устойчивости, определяющей его поведение в критических ситуациях.
Особый социальный статус сотрудников пенитенциарной службы и специфика выполняемой ими сложнейшей задачи государственной важности, направленной в первую очередь на сохранение правопорядка и стабильности в исправительных учреждениях, вызывают неподдельный интерес науки и
практики к проблеме совершенствования формирования у персонала морально-психологических качеств [2].
Морально-психологические качества сотрудников УИС социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения. Их суть определяется, с одной стороны, нормативно закрепленными государственными и общественными требованиями к профессии, а с другой -внутренними нравственными установками на неукоснительное следование им. В соответствии с квалификационными требованиями к сотрудникам основных служб УИС к морально-психологическим качествам персонала мы можем с уверенностью отнести [1]:
- профессиональную этику;
- глубокое уважение закона и социальных ценностей правового государства, чести и достоинства граждан;
- честность и порядочность;
- гуманность и доброжелательность;
- развитое чувство профессионального долга;
- моральную ответственность за судьбу людей и порученное дело;
- принципиальность в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты;
- чувство нетерпимости к любому нарушению закона.
Правоохранительный характер службы в УИС сопряжен с опасностью для жизни и здоровья, поэтому выполнение задач, возложенных на ФСИН России, требует наличия у сотрудника таких качеств, как дисциплинированность, решительность, умение сохранять самообладание, правильно и быстро действовать в экстремальных ситуациях, обладая значительным резервом физических и моральных сил. Перечисленные качества должны составлять единство с гибким профессиональным мышлением, высоким уровнем психологической устойчивости, физической и моральной подготовленностью и др.
Элементы формирования морально-психологических качеств сотрудников мы можем наблюдать на всех этапах профессиональной подготовки персонала, при проведении как теоретических, так и практических занятий. Особое значение в процессе формирования морально-психологических качеств персонала имеет такая учебная дисциплина, как
«Огневая подготовка». Для качественного повышения уровня сформированности морально-психологических качеств сотрудников органов и учреждений УИС предлагаются следующие проверенные практикой проведения занятий по огневой подготовке с курсантами Академии ФСИН России методики развития психологической устойчивости:
- соревновательная методика - характеризуется выполнением определенных упражнений в форме соревнований между обучаемыми; может использоваться в качестве средства повышения уровня подготовленности, сокращения временного интервала на выбор цели и ее поражение, развития волевых качеств при стрельбе;
- методика с добавлением шумовых эффектов (звук сирены и т. д.) - дезориентирует обучающихся и приближает к действиям в экстремальных условиях, позволяя выработать способность концентрации внимания, сосредоточенности на устойчивом поражении цели;
- методика выполнения упражнения, определяемого руководителем стрельбы на рубеже открытия огня, - характеризуется полным отсутствием у сотрудника представления об ожидаемом упражнении, то есть его нахождением в стрессовой ситуации; позволяет развивать мышление, быстроту реакции, избавиться от чувства растерянности, неспособности сосредоточиться на выполняемой задаче, а также от лишних, импульсивных движений и действий либо, наоборот, резкой скованности и заторможенности.
Применение данных методик позволяет сформировать у обучаемых оптимальное психологическое состояние и внутреннюю готовность к действиям в сложной оперативной обстановке и других экстремальных ситуациях.
Таким образом, применение предложенных методик проведения практических занятий по огневой подготовке способствует повышению уровня сформированности морально-психологических качеств, позволяющих сотрудникам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы эффективно выполнять служебные задачи в условиях, сопряженных с повышенным риском, предельным уровнем экстремальности и профессиональным стрессом.
Список литературы
1. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы : метод. рек. М., 2006. 52 с.
2. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных ситуациях : учеб.-метод. пособие / сост. А. И. Ушатиков, О. Г. Ковалев, В. А. Семенов. Рязань, 1997. 144 с.
ANDREY GENNADEVICH MALYSHEV,
phd in pedagogy, associate professor, fire training department, e-mail: malichevag@mail.ru; ALEXANDER MIKHA YLOVICH MISHHUK,
adjunct training
of the research and educational personnel department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: mam1982.09@mail.ru
THE IMPORTANCE OF FIRE TRAINING IN FORMING OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF PENAL SYSTEM OFFICERS
Abstract: at the present stage of development of penal system the special importance is purchased the need of improvement of the level of moral and psychological training of penal officers.
Law-enforcement activitiy is among professions of highened risk and is characterized by rather high level of extremeness and professional stress. The service in penal institutions comprises elements of negative impact to which only the personality with the high level of formation of moral and psychological qualities is capable to resist. Due to this fact today there is a need of increase of the efficiency of the process of their forming at the staff of organizations and bodies of the FPS of Russia that in turn will promote the achievement of the goals and the solution of the tasks determined in the Concept of development of a penal system of the Russian Federation till 2020.
Key words: moral and psychological training, moral and psychological qualities, extreme situations, professional training, efficiency of the activity.
References
1. Kvalifikacionnye trebovanija k sotrudnikam osnovnyh sluzhb ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Qualification requirements to the staff of the main services of penal system]. Moscow, 2006. 52 p.
2. Psihologicheskaja podgotovka sotrudnikov penitenciarnyh uchrezhdenij k dejstvijam v jekstremal'nyh situacijah [Psychological training of staff of penal institutions for actions in extreme situations]. Compilers A. I. Ushatikov, O. G. Kovalev, V. A. Semenov. Ryazan, 1997. 144 p.
© Malyshev A. G., Mishhuk A. M., 2016