Научная статья на тему 'Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России'

Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1171
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ОХРАНА И КОНВОИРОВАНИЕ / РЕЖИМ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCE / PENAL OFFICERS / JURISPRUDENCE / THE GUARD AND ESCORT / THE REGIME / PRISONS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Т. В., Никитин П. И.

Статья посвящена проблеме формирования профессионально-специализированных компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Проведен анализ специфики психологических особенностей личности сотрудников и их профессиональной деятельности. Разработаны модели подготовки выпускника в зависимости от направлений и профилей подготовки курсантов Пермского института ФСИН России с учетом специфики деятельности сотрудников УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Т. В., Никитин П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PENAL OFFICERS IN THE MODEL OF TRAINING GRADUATE OF LAW OF PERM INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

The article deals with the problem of shaping professional and specialized competence of penal officers. The article suggests ways of formation of professional and specialized competences, depending on the direction («Jurisprudence») and profiles of cadet training («Organization of the guard and escort in prisons system», «Organization of the regime in prisons system»). The author analyses the characteristics of the personality of penal officers, their professional activity. The author develops the model of training graduate, depending on the directions and profiles of cadet training of Perm Institute of the Federal Penal Service.

Текст научной работы на тему «Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России»

УЧЕТ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕРМСКОМ ИНСТИТУТЕ

ФСИН РОССИИ

THE SPECIFICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PENAL OFFICERS IN THE MODEL OF TRAINING GRADUATE OF LAW OF PERM INSTITUTE OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

УДК 372.881.161.1

Т.В. НИКИТИНА,

кандидат педагогических наук, доцент (Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний) [email protected]

T.V. NIKITINA,

candidate of pedagogical science, associate professor (Perm Institute of the Federal Penal Service)

П.И. никитин

(ГУФСИН России по Пермскому краю) [email protected]

P.I. NIKITIN

(Federal Penal Service for Perm region)

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования профессионально-специализированных компетенций у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Проведен анализ специфики психологических особенностей личности сотрудников и их профессиональной деятельности. Разработаны модели подготовки выпускника в зависимости от направлений и профилей подготовки курсантов Пермского института ФСИН России с учетом специфики деятельности сотрудников УИС.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессионально-специализированная компетенция, сотрудник уголовно-исполнительной системы, юриспруденция, охрана и конвоирование, режим, уголовно-исполнительная система.

Abstract: the article deals with the problem of shaping professional and specialized competence of penal officers. The article suggests ways of formation of professional and specialized competences, depending on the direction («Jurisprudence») and profiles of cadet training («Organization of the guard and escort in prisons system», «Organization of the regime in prisons system»). The author analyses the characteristics of the personality of penal officers, their professional activity. The author develops the model of training graduate, depending on the directions and profiles of cadet training of Perm Institute of the Federal Penal Service.

Keywords: competence, competence approach, professional and specialized competence, penal officers, Jurisprudence, the guard and escort, the regime, prisons system.

Особенности служебной деятельности профессионального сообщества сотрудников правоохранительной, правоприменительной и уголовно-исполнительной систем связаны специфичностью самой этой группы государственных служащих и в связи с изменениями в пенитенциарной политике государства. Смена политических и социально-общественных приоритетов с репрессивного типа отношения к осужденному на тип ресоциализирующего воздействия на его личность приводит к тому, что меняется содержание деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Это не может не повлечь изменения социальных норм, ценностей, установок, потребностей, что связано с формированием нового типа пенитенциарной политики и требует от сотрудников УИС вхождения в более тесный личностный контакт с субъектами, преступившими закон, для достижения воспитательного воздействия [4, с. 5].

Деятельность сотрудника УИС связана с выполнением служебных обязанностей, которые отражены в ст.ст. 34-42 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992, № 4202-1 (ред. ФЗ РФ от 22.07.2010 № 159-ФЗ), Приказе ФСИН от 24.05.2010 № 240 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника УИС» , Законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации», Федеральном законе Российской Федерации от 2.04.2014 № 58-ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказе ФСИН России от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы»» [5]. Работа в УИС - это вид государственной службы. Особый характер обязанностей, выполняемых сотрудником, предопределяет специфику подготовки и подбора кадров.

Государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно только с учетом моральных основ этой воли, общественных требований к исполнителям данной функции.

Реформирование УИС обусловило новые требования к высшей школе, подготовке будущих офицеров. В связи с этим возникла необходимость изменения подхода к отбору содержания профессионального образования, к методам и средствам обучения и воспитания в высших учебных заведениях ФСИН. От выпускников вузов требуется быть профессионально и социально компетентными, в своей повседневной жизни

руководствоваться моральными ценностями, чувством долга, честью и достоинством, быть дисциплинированным и ответственным.

Высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников связана с риском для их жизни и здоровья. Сотрудникам УИС часто приходится иметь дело не с лучшими сторонами общественной жизни, что отражается на моральном облике сотрудника. Важную роль в формировании личности сотрудника играют четкое распределение обязанностей, закрепленное в приказах и инструкциях, субординация, единоначалие, наложение взысканий за дисциплинарные проступки.

В отечественной психологии теоретическими обоснованиями профессионального становления личности в рамках исследования личности и деятельности занимались К.А. Абульханова-Слав-ская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.Г. Дебольский, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Нечаев, Г.В. Су-ходольский, В.Д. Шадриков. В отечественной психологии существует ряд концепций профессионального становления (А.А. Дергач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова, Л.Б. Шнейдер). В зависимости от содержания концепций профессионального становления их можно разделить на три основные группы:

1) исследование психологических проблем допрофессиональной подготовки (П.П. Блонский, Н.П. Иващенко, Е.А. Климов, А.А. Смирнов);

2) профессиональной подготовки, профессионального обучения (С.Н. Архангельский, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков);

3) профессиональной деятельности (Д.А. Андреева, О.И. Золотова).

Формирование и развитие личности профессионала является одной из основных задач современного общества. Важную роль при этом играет образовательная среда, так как на данном этапе профессионального становления происходит усвоение необходимых знаний, умений и способов действия, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.

Деятельность сотрудников, обеспечивающих исполнение уголовного наказания, обусловлена сложной организационной структурой, условиями труда, необходимостью постоянного взаимодействия с осужденными [2, с. 4].

В связи с этим сотрудник УИС должен иметь образование и специальную профессиональную подготовку, соответствующую занимаемой должности, а также высокий уровень общего развития и культуры и широкий кругозор.

Организация процесса подготовки будущих специалистов УИС на этапе обучения в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН

России основана на современных требованиях, предъявляемых к сотрудникам данного ведомства. В связи с этим в квалификационных требованиях к сотрудникам УИС сказано, что «...профессиональная деятельность сотрудников ФСИН России, ее качество и безопасность в значительной степени определяется готовностью конкретных субъектов к обучению и созданию условий для успешного усвоения совокупности специальных знаний, умений и навыков» [1, с. 12].

Существуют различные подходы к требованиям, предъявляемым к сотрудникам УИС. В.С. Генералов, А.Д. Глоточкин, Г.И. Королев, В.Ф. Пирожков, Е.А. Пономарева, В.А. Фефелов и др. формулируют требования в зависимости от структурно-функционального анализа их профессиональной деятельности. А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др. - на основе разделяемых ими концепций личности. А.К. Блажко, В.М. Марчук, Т.Н. Радько и др. - в более широком социально-профессиональном контексте, руководствуясь диалектикой взаимосвязи единичного, особенного и общего.

Процесс обучения с привлечением опытных сотрудников УИС и преподавателей специальных дисциплин является одним из условий эффективного формирования профессионального самовосприятия будущих специалистов ФСИН России. Наиболее активно формирование профессионального самовосприятия происходит во время учебных практик и стажировок, где сначала формируется представление о себе как субъекте квазипрофессиональной деятельности, а затем и профессиональной деятельности. Однако, как отмечает Т.Л. Миронова, полноценное формирование профессионального самосознания происходит лишь в процессе ответственного участия субъекта в профессиональной деятельности, которая и становится основной детерминантой профессионального становления личности.

Кроме того, необходимо привлечение опытных сотрудников учреждений и органов ФСИН России к проведению таких мероприятий, как курсантские научно-практические конференции, проблемные семинары и «круглые столы», при этом совместное обсуждение коммуникативных проблем в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, с одной стороны, позволит определить качество получаемых курсантами знаний (прочность, глубину, системность), а с другой стороны, появится возможность обсуждать реальные ситуации, с которыми сталкиваются практические работники УИС, и почувствовать себя в роли действующих сотрудников.

Всех сотрудников пенитенциарных учреждений можно разделить на:

1) сотрудников, имеющих непосредственный контакт с осужденными (сотрудники оперативной, психологической и медицинской служб, отделов режима и безопасности);

2) сотрудников, имеющих опосредованный контакт с осужденными (сотрудники отдела охраны, в том числе специалисты кинологической службы, инженерно-технического обеспечения связи и вооружения; тылового обеспечения; отдела специального учета, бухгалтерии, отдела кадров и по работе с личным составом).

В деятельности сотрудников УИС выделяют ряд функций. Во-первых, функция решения социальной задачи, связанной с профилактикой преступности, ресоциализацией осужденных, выступающих в роли социального объекта. Во-вторых, основная цель деятельности достигается путем укрепления режима, профилактики правонарушений и преступлений со стороны осужденных; раскрытия и расследования правонарушений, совершенных во время отбывания наказания; проведения целенаправленной воспитательной работы с осужденными по их исправлению и ресоциализации; организации их общеобразовательного и профессионально-технического обучения; психологической подготовки осужденных и сотрудников; организации труда и оптимального их трудоиспользования.

Анализ деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений показывает, что в нем выделяются побуждающий, познавательный, эмоциональный, коммуникативный, волевой блоки.

В Пермском институте ФСИН России специфика деятельности сотрудников УИС обеспечивается процессом подготовки курсантов в рамках реализации моделей формирования профессионально-специализированных компетенций в зависимости от профилей подготовки.

Овладение знаниями, умениями и навыками, их закрепление на практике и непосредственное профессиональное их применение, безусловно, должны происходить поэтапно. В процессе осуществления качественной профессиональной подготовки будущих офицеров для подразделений охраны и конвоирования в Пермском институте ФСИН России сформирована модель подготовки выпускника по профилю «Организация охраны и конвоирования в УИС». В данной модели предусмотрено поэтапное формирование у обучаемых необходимых профессионально-специализированных компетенций, которыми должны обладать сотрудники подразделений охраны и конвоирования (Схема 1).

Модель предусматривает, что в результате освоения основной образовательной программы у курсантов при изучении профессиональных дисциплин на первом этапе обучения формируются

Пр о фессионалъны е компетенции

□ с

Способность ВЫПОЛНЯТЬ обязанности часового в составе квраулоь по охране учреждений УИС и ¡к объектов.;. ¡сараулог по

КОИБОИрОЕЕНИЮ ОСУЖДеННЫХ И

пил. содержащихся поз стражей

Профессиональные критерии

Профессиональные компетенции

Способность выполнять обязанности начальника караула по охране учреждений УИС н их объектов, караула по конвоированию осужденных н лпц. содержащихся под стражей

Профессиональные критерии

Профессиональные компетенции

Способность осуществлять руководство службой по охране учреждений УИС н их объектов

И руКОБОДСТБО СЛуЖМН ПО ЕСНЕОЕрСЕЗНКГС ОС^ТФ^еННЫХ н лни. содержащихся под стражей

Профессиональные критерии

Знать."

правовые основы органшадни окралы ;учре;кцеЕин УИС. Егизаирозадия осу;кленньп; п лнд. содеряалликся под гтрлжЕЙ. основы караульной алужоы: порядок и условия пртЕаненпэ и нгпсльзотання ортп, физичвсюв лль; к спвциаиьн^дг. средств сэтруз-лскамн }"ИС: эоя^андосгн ■¡¿шзьш а сэспЕе караулов по оогоане }Т1С и ых ооъекюе.

караулов по Егнаощх'Еадшо осул^теннЕл; и лщ сэдЕр:Е:алцл1СЯ под гтрлжЕЙ

Еьлилнять дей-атзиз чассюго при иооегз обойденного. подозрззае^Еого. сЗвиняеиого I соЕердтекып преступлении. при нададенпи аз. ласоьо:^. караул, при пс:каре на пост;1;

производил заргканиЕ к разр^Е^лн ору-ЕЕ^:. законно цримеЕзтть о™-,кие. еги :и^езееуц ёпш :ру:-п1 прп ньел олаенни сяу^^мык

осягалдостЕН Овладеть:

практическими накыкаьш слудйь: ласаЕого нз понту да нгодндагЕльной ЕьшпЕе. часового КПП ло пропуску людей, часового-оператора ГГУТСО, часовьг; щуп хонз опрс-гании осущенньо; и лип. содерлдпцпся под стражей. пешим пор.едко;: V. е спецштъщы транспорте е карауле; ренетами чассъого на посту при прапсшестхссю;. при:.1ЕнеЕ-пн технических п спЕпнальньсм средств. связи и пожароттпення ш посту.

ЗйжвЫ

осяганносш вдладьнпка караула по праве учреждении 'НС в караема по КОНЕСИрОВаНИЕ-С ОСуЖЛеННЬЕ н лпп, СОДЕрЛЕЗЛПГЗСЛ под строжен; трвосзахил пс органиЕ-аини внутреннего порядка г карауле; критерии опашл службы чановего п караула; порядок действий личного соетаза караула при ос,-оале:-дш оостанюъки и лре>зылайных оостоялельсгвах: порядок органшлии згатЕОЛЕЙстькя. контроля за несением сл}"жоы караулами. Уиетяь:

ставить задачу карау льным перед заступлением на пост; прэизвориль ысену часовых на постах; производить расчет лнче-еого состава караула для действий при дропскгестыих; вест служебную дскуъЕенташпс караула; сцедиБать сотрудштоЕ караула по результата}] несения службы.

пракптчЕСЕШЭЕИ навыками приема есъЕкта под олрану. оргаЕ-^изаппк служоы личного ссстаьа караула соглагвс длдну оправы руководства действилаш резервных групп караула при прсис!пес1ыглх на охраняемом ооъекгЕ и прн кензеированпи осущеЕШЬЕ н лиц. содерокашихсг поп стражди.

Знаяа:

трЕосьа;-ди нсриатгЕЕСьа: документов по организации "Т1раздЕНЧ!5с:зон ДЕЯтбЕьнсс™ в отдзлаз; схранъ: (отделан до тзнЕоироЕаиию.: оол^андссти пнспЕзлорскаго юстаза к начальника отдала с^акк н отпела по кохнснроЕан1дс: методпит прсзерис елтткоы кара;—оз пс с^анЕ "Я-К и ¡караултI кс^Есированшс к лиц.

гтпху-г-т поя стражЕН. яегоди;^" зрггнизаккы Босплтательной раостьс с дкчкын составом отдела скради и отдгда пс конБоирсыдкю. Ум£тяь:

ЕЕСта дланпр^-юд^.то идСжвЬщю док>1:ентадию отдела охраны :: стлала по тлпчшрптппп; оформляла редледи? на кзаргал. меедц н Е£а ;уткп по охране ;-чр=жде:-дш утолоЕно-исдолнительыой систеиы п ик ооъектоЕ. по

КЭЕЕЕОНрОВаНШС пгта-ТДУ-ТУ и !ГТГТТ мтрр:лт|П.тт ПОД ЛрЗД;ЕП

Оё.10£>ажъ:

прак1ИЛЕс:лпд£ нааыкам:! дроьЕдения ннстр!"кта и лнструклнзЕзлк занлгиы с личньш состаьэн; организации и проведЕниг за^ппи с личный ооатавсм отдела в дшстЕме слутьЕоной подгютоЕвса; шиверзл сшгейы караулоЕ. сргани;аиии и прсзЕДЕНид зослитатальдой работь; с лнлньем согтавом отдела.

Схема 1. Модель формирования профессионально- специализированных компетенций у курсантов Пермского института ФСИН России направления подготовки Юриспруденция, профиля подготовки Организация охраны и конвоирования в УИС

профессионально-специализированные компетенции, которыми должны обладать сотрудники младшего начальствующего состава подразделений охраны - способность выполнять обязанности часового в составе караулов по охране осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Далее, на втором и третьем этапах обучения, у курсантов формируются и закрепляются профессионально-специализированные компетенции, которыми должны обладать сотрудники среднего и старшего начальствующего состава подразделений охраны: способность выполнять обязанности начальника караула по охране учреждений УИС и их объектов, караула по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и руководить его личным составом при выполнении служебных задач; способность осуществлять руководство службой по охране учреждений УИС и их объектов и руководство службой по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей. На каждом этапе формирования профессионально-специализированных компетенций курсанты при изучении дисциплин специализации «Специальная профессиональная подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Организация охраны и конвоирования», «Инженерно-технические средства охраны и надзора» и др. осваивают модуль профессиональных критериев, получая необходимые знания и овладевая практическими умениями и навыками [3, с. 24].

После изучения каждого модуля у курсантов проверяется степень освоения необходимых профессиональных критериев с помощью предусмотренных оценочных средств.

Особое внимание при закреплении профессиональных компетенций уделяется отработке мероприятий программ учебной и внеучебной практик в Управлениях по конвоированию территориальных органов ФСИН России, подразделений охраны в учреждениях УИС. В ходе практик курсанты заступают на службу на начальном этапе дублерами часовых в караулах по конвоированию, на втором этапе дублерами помощника начальника караула и начальника караула по конвоированию. В программах практик для каждого курсанта разработано план-задание, согласно которому они самостоятельно (под контролем сотрудника отдела охраны (конвоирования) из числа руководящего состава) выполняют ряд задач, касающихся несения службы в караулах и повседневной деятельности отдела охраны (конвоирования).

Работа каждого курсанта оценивается наставником из числа офицеров подразделений охраны и конвоирования и начальником караула по выполнению мероприятий практики. Данные

оценки учитываются при защите курсантами выполненных мероприятий практик и показывают степень освоения ими профессиональных компетенций.

В результате освоения всех модулей модели формирования профессионально-специализированных компетенций у выпускника Пермского института ФСИН России по профилю подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС» будут сформированы профессиональные компетенции, которые позволят ему после окончания учебного заведения профессионально выполнять служебные обязанности на должностях среднего начальствующего состава подразделений охраны и конвоирования.

В процессе осуществления профессиональной подготовки будущих офицеров для отделов безопасности и режима в Пермском институте ФСИН России сформирована модель подготовки выпускника по специализации «Организация режима и безопасности в УИС», предусматривающей поэтапное формирование у курсантов необходимых профессионально-специализированных компетенций, которыми должны обладать сотрудники подразделений отделов режима и безопасности (Схема 2).

Данная модель предусматривает, что у курсантов при изучении профессиональных дисциплин в результате освоения основной образовательной программы на первом этапе обучения формируются профессионально-специализированные компетенции, которыми должны обладать сотрудники младшего начальствующего состава отделов режима и безопасности - способность выполнять обязанности младшего инспектора в составе дежурной смены исправительного учреждения, следственного изолятора, тюрьмы. На втором и третьем этапах обучения у курсантов формируются и закрепляются профессионально-специализированные компетенции, которыми должны обладать сотрудники среднего и старшего начальствующего состава отделов режима и безопасности: способность выполнять обязанности оперативного дежурного (дежурного помощника начальника караула, дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы) исправительного учреждения, следственного изолятора, тюрьмы; способность выполнять обязанности начальника отдела безопасности (режима).

На каждом этапе формирования профессионально-специализированных компетенций курсанты получают необходимые знания и овладевают практическими умениями и навыками, осваивая модуль профессиональных критериев, при изучении дисциплин специализации «Специальная профессиональная подготовка»,

Первый модуль

Профессиональные компетенции

□ С

Способность еып071ня1ь обялннэс-ги младшего ршсгектсра е сэсгаве

дежурной с}.:ены исправительного учреждения, СИЗО. ТЕОрЕЛЕЫ

Пр офесснон альные критерии

Пр офес сиональные компетенции

СпССОбКОСТЬ ВЫПОЛНЯСЬ

обязанности опгративного дежурного ОПШ; ДПНСИ,

Д13НТ) исправительного ^■^ревдеЕшя, СИЗО. тюрьмы

Пр офесснон альные критерии

Профессиональные компетенции

Знать:

правовые основы обеспечения безопасности исправительных учреждении. организации выполнения режимных требований; правила внутреннего распорядка в ИУ. СИЗО. ВК; порядок применения физической силы. специальных средств, технических средств аудиовизуального контроля при обеспечении надзора: порядок проведения обысков и досмотров. Уметь:

выполнять законные требования при обеспечении надзора за осужденными, подозреваемыми н обвиняемыми в совершении преступлений при выполнении служебных обязанностей в составе дежурной смены. Обладать:

практическими навыками выполнения обязанностей младшего инспектора по надзору за осужденными на посту у камер, младшего инспектора по досмотру посылок, передач, бандеролей, по проведению длительных н краткосрочных свиданий, оператора поста видеоконтроля; проведения обысков и досмотров.

Знать:

требования нормативных документов по организации надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми б совершении преступлений; обязанности личного состава дежурной смены. Уметь:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществлять подготовку личного состава к службе; ставить задачи личному составу перед заступлением на службу; производить смен1/; организовывать службу дежурной (дневной) смены: вести служебную документацию дежурной смены; осуществлять объектовый надзор. Обладать:

практическими навыками выполнения обязанностей оперативного дежурного (ДПЕЗК. ДПНСИ. ДПБТ), помощника оперативного дежурного. инспектора-дежурного по жилой зоне (производственной зоне), помощника оперативного дежурного в составе дежурной ГдиевноЙ! смены.

Способность ВЫПОЛНЯСЬ обязанности начальника, отдела безопасности (редким!;

Профессиональные критерии

Знать:

обязанности начальника отдела безопасности (режима): организацию и планирование надзора в исправительном учреждении, следственном изоляторе (тюрьме). У.четъ:

организовывать выполнение осужденными и лицами, содержащимися псд стражей режимных требований, распорядка дм с использованием выделенных сил н средств. Обладать:

практическими навыками планирования деятельности по обеспечению надзора; руководства личным составом отдела безопасности (режима); организации выполнения личным составом отдела безопасности (режима) поставленных задач; рутооводства действиями при происшествиях.

Схема 2. Модель формирования профессионально-специализированных компетенций у курсантов Пермского института ФСИН России направления подготовки Юриспруденция, профиля подготовки Организация режима в УИС

«Тактико-специальная подготовка», «Правовое регулирование и организация режима и надзора», «Инженерно-технические средства охраны и надзора», «Обеспечение безопасности. Деятельность служб, обеспечивающих безопасность учреждений и органов УИС» и др.

По окончании изучения каждого модуля с помощью предусмотренных оценочных средств у курсантов проверяется степень освоения необходимых профессиональных критериев.

Закрепление профессиональных компетенций происходит при отработке мероприятий программ учебной и внеучебной практик в дежурных сменах учреждений УИС. В ходе практик курсанты заступают на службу на начальном этапе дублерами заместителя дежурного помощника начальника караула, дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы. В программах практик для каждого курсанта разработано план-задание, согласно которому они самостоятельно (под контролем сотрудника отдела режима или безопасности из числа руководящего состава) должны выполнить в должностях среднего и старшего начальствующего состава отдела безопасности (режима) соответствующие мероприятия, касающиеся несения службы в отделе режима (безопасности).

Работа каждого курсанта оценивается наставником из числа офицеров отдела безопасности (режима) по выполнению мероприятий практики. Данные оценки учитываются при защите

курсантами выполненных мероприятий практик и показывают степень освоения ими профессиональных компетенций.

У выпускника Пермского института ФСИН России по профилю подготовки «Организация режима в УИС» при освоении всех модулей будут сформированы профессиональные компетенции, которые позволят ему после окончания учебного заведения профессионально выполнять служебные обязанности на должностях среднего начальствующего состава отделов безопасности и режима.

Достижению данной цели способствует организация взаимодействия практических сотрудников УИС с курсантами Пермского института ФСИН России, которое осуществляется в разных направлениях: в процессе обучения - при проведении с курсантами лекционных, семинарских и практических занятий, а также при прохождении курсантами учебной, производственной, преддипломной практик; в процессе воспитания - закрепление наставника для оказания своевременной помощи при профессиональном становлении личности; в процессе научной деятельности - обсуждение проблемных вопросов в рамках курсантских научно-практических конференций, проблемных семинаров и «круглых столов».

Таким образом, при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля Пермского института ФСИН России была учтена специфика профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Литература

1. Барановский Н.Н., Демин В.М. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы: метод. рекомендации. - М., 2006. С. 47.

2. Кусакина Е.А. Развитие профессиональных компетентностей и профессионального саморазвития сотрудников УИИ: метод. рекомендации. - Пермь: ФКОУ ВПО Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2010. 57 с.

3. Меньшакова Н.Н., Мисюрев А.С. Формирование профессиональных компетенций сотрудников специальных подразделений по конвоированию у курсантов Пермского института ФСИН России: аналитический обзор. - Пермь: ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России, 2014. 31 с.

4. Меньшакова Н.Н., Никитина Т.В. Речь сотрудников подразделений охраны и конвоирования (русско-английский словарь-разговорник): учебное пособие. - Пермь: ФКОУ ВПО Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2012. 54 с.

5. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы». [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70050194/#ixzz3l8qsfch4

= References =

1. Baranovskiy N.N., Demin V.M. Qualification requirements for essential services employees criminally-Executive system. - M., 2006. P. 47.

2. Kusakina E.A. Development of professional competencies and professional self-development of penal officers. - Perm, 2010. 57 p.

3. Menshikova N.N., Misyurev A.S. Formation of professional competence of employees of special units to escort the cadets of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia. - Perm, 2014. 31 p.

4. Menshikova N.N., Nikitina T.V. The speech of the guard and escort (Russian-English-Russian dictionary-PhraseBook). - Perm, 2012. 54 p.

5. The order of Federal service of execution of punishments of 11 January 2012 № 5 «Approval of the Code of ethics and business conduct employees and Federal state civil employees of penal system». [Electronic document]. - Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70050194/#ixzz3l8qsfch4

(статья сдана в редакцию 27.08.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.