Научная статья на тему 'Разработка программы формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов'

Разработка программы формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВУЗЫ ФСИН РОССИИ / PROFESSIONAL SKILLS TRAINING / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кареев Вадим Викторович

в статье предлагается программа формирования профессионально важного свойства личности курсантов вуза ФСИН России профессионально-пенитенциарной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кареев Вадим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SKILLS TRAINING IN THE HIGHEREDUCATIONAL INSTITUTIONSOF THE FEDERAL PENAL SERVICEOF RUSSIA

the article deals with the program of professional skills training of students in the higher educationalinstitutionsoftheFederalPenalServiceofRussia

Текст научной работы на тему «Разработка программы формирования профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов»

УДК 343.83 V.V. KAREEV*

ББК К22409022 professional skills training in the

К22

HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация: в статье предлагается программа формирования профессионально важного свойства личности курсантов вуза ФСИН России - профессионально-пенитенциарной направленности

Ключевые слова: профессионально-пенитенциарная направленность личности, вузы ФСИН России.

ВАДИМ

ВИКТОРОВИЧ

КАРЕЕВ*

РАЗРАБОТКАПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕНИТЕНЦИАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ

Annotation: the article deals with the program of professional skills training of students in the higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.

Key words: professional skills training, higher educational institutions of the Federal Penal Service of Russia.

В соответствии с основными целями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предлагаем к внедрению в образовательный процесс вузов ФСИН России программу «Формирование профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса». При разработке программы мы исходили из того, что процесс формирования профессиональнопенитенциарной направленности личности курсантов обязан отражать ее структуру. При изу-че нии повседневной жизне деятельности курсантов мы учитывали, что развитие профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов есть одновременно управляемый (формирование) и самоуправляемый (саморазвитие) процесс. Концептуальная особенность данной программы заключается в формировании у курсантов уважительного отношения к правам осужденных.

Программа « Формирование профессиональнопенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса».

Цель программы: повышение уровня развития профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса.

Задачи программы: доведение до сознания, понимания курсантов общественной и государственной значимости профессии сотрудника УИС; развитие представления курсантов о своем профессиональном будущем на среднесрочную перспективу; развитие профессиональных интересов, склонностей курсантов; обеспечение высокой профессиональной ответственности поведения курсантов.

Критерий программы: количество (доля) курсантов, перешедших на более высокий уровень развития профессионально-пенитенциарной направленности личности.

* Старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Педагогика

Педагогика

Сроки и этапы реализации программы: 1-й курс вуза (сентябрь - июль). Первый этап: сентябрь - январь (1-е полугодие учебного года) -адаптация курсантов к условиям педагогической среды вуза ФСИН России. Второй этап: февраль - апрель (2-е полугодие учебного года) -развитие когнитивного компонента профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов. Третий этап: май - июль (2-е полугодие учебного года) - развитие эмоционального компонента профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы: устойчивое изменение психологического состояния курсантов, выражающееся в достижении более высокого уровня развития профессионально-пенитенциарной направленности личности, и, как следствие, снижение количества курсантов с неудовлетворительным уровнем развития профессионально-пенитенциарной направленности личности.

1. Характеристика проблемы

Одной из важнейших составляющих реформирования уголовно-исполнительной системы государство считает подготовку персонала новой формации, способного на высоком профессиональном уровне воспринимать и реализовывать требования международных стандартов обращения с осужденными. Деятельность в УИС предъявляет серьезные требования как к личностным свойствам и качествам сотрудников, так и к их профессиональным знаниям, навыкам и умениям, которые во многом приобретаются и формируются в процессе обучения в ведомственных образовательных учреждениях.

Научно-исследовательским институтом УИС Минюста России в 1998-2002 гг. проводилось исследование мотивации профессионального выбора в уголовно-исполнительной системе. Объектом исследования были абитуриенты, курсанты и слушатели образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Ведомственная принадлежность образовательных учреждений ФСИН России определяет особенности подготовки специалистов с учетом дальнейшего прохождения службы в тяжелых, часто экстремальных условиях. Это связано с пребыванием в горячих точках, серьезными физическими и психологическими перегрузками. Наиболее подходящий для работы в уголовноисполнительной системе социальный тип личности среди курсантов встречается достаточно редко - около 20 % от общего числа курсантов1.

В 2002 г. положение с подготовкой персонала для уголовно-исполнительной системы в об-

разовательных учреждениях УИС Минюста России было таково:

- большая часть абитуриентов (96-98 %) -школьная молодежь, что уже проблематично с точки зрения адаптации к условиям будущей работы;

- последние опросы выпускников свидетельствуют о том, что значительная их часть не ориентирована на работу в учреждениях и органах, исполняющих наказания, по различным причинам;

- механизм подготовки специалиста должен быть более экономичен. На сегодняшний день он «тяжел» в финансовом отношении, и его «тяжесть» обусловлена в первую очередь оттоком хорошо подготовленных специалистов из системы.

В 2006 г. на должности среднего, старшего и высшего начсостава приняты на службу 7466 человек, младшего начсостава - 13 999, итого -21 465 человек. Из них лишь 2-3 % являются выпускниками ведомственных образовательных учреждений по очной форме обучения, специально подготовленнымидля работы в уголовно-исполнительной системе. Основными источниками комплектования кадров УИС служат сотрудники гражданских организаций и учреждений (от 50 до 51 %), лица, прибывшие из Вооруженных Сил, органов внутренних дел и других силовых структур (от 16 до 20 %), выпускники гражданских высших и средних учебных заведений (от 3 до 5 %). Подавляющее их большинство имеет слабое представление о задачах и функциях деятельности пенитенциарных учреждений, условиях и порядке прохождения службы во ФСИН России.

По состоянию на 2007 г. задача комплектования органов и учреждений ФСИН России высококвалифицированными специалистами, специально подготовленными ведомственными образовательными учреждениями, не была решена. Исследования показывают, что учреждениям и органам УИС необходимо до 8 тыс. специалистов ежегодно, суммарное же количество выпускников образовательных учреждений по очной и заочной формам не превышает и половины (в среднем 46-50 %)2.

В 2009 г. на должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава в учреждениях и органах ФСИН России принят 1041 сотрудник из числа выпускников образовательных учреждений ФСИН России, закончивших обучение по очной форме, что составило 12,6 % от общего числа принятых на должности данной категории за 2009 г.

В 2010 г. управлением кадров ФСИН России подготовлен перечень должностей в УИС, комплектование которых должно осуществляться исключительно выпускниками ведомственных образовательных учреждений3 .

2. Цель и задачи программы

Для того чтобы сформировать у курсантов профессионально-пенитенциарную направленность личности, необходимо воздействовать на три стороны сознания: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

Когнитивный компонент профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов формируется преимущественно в таких формах воспитания, в которых основным средством воздействия оказывается слово. Отсюда и доминирование здесь таких форм работы с курсантами, как диспуты, конференции, встречи, олимпиады, экскурсии, интеллектуальные игры, викторины, беседы, обсуждение новинок литературы. Именно слово оказывается в них главной идейно-смысловой доминантой, средством выражения силы интеллекта, способности и стремления убеждать.

Эмоциональный компонент профессиональнопенитенциарной направленности личности курсантов формируется через образное восприятие мира, обогащение их эмоциональной сферы. Этому способствует обращение к таким формам и средствам воспитания, как посещение театров, кинотеатров, музеев, выставочных залов, концертов, тематических вечеров, фестивалей, конкурсов, клубных встреч, участие в путешествиях, поездках, туристических походах. Важнейшей доминантой здесь становится искусство, помогающее будущему специалисту УИС обрести опыт понимания чувств другого человека, постижения его эмоционального состояния, ощущений и переживаний.

Поведенческий компонент профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов требует от будущегоспециалиста УИС поступка, соответствующегопрофессиональной этике, закрепления устойчивого стереотипа поведения через многократное повторение, выработки профессиональной привычки. Поведение курсанта отражает степень его соответствия профессионально-этическим нормам специалиста УИС, активное стремление к обогащению своего нравственного и профессионального потенциала. Это проявляется в сознательном и активном принятии курсантом профессиональных традиций и ритуалов, его участии в предметных олимпиадах, работе научных кружков на кафедрах, конкурсах научных работ и професси-

онального мастерства, в различных видах практики, в спортивных состязаниях и турнирах, несении службы и хозяйственных работах, гуманитарных акциях.

С учетом изложенного целью программы является повышение уровня развития профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов 1-го курса, что предполагает профессионализацию содержания традиционных форм воспитательной работы и требует от педагога постоянной деятельности по исследованию истории, современного состояния и перспектив развития уголовно-исполнительной системы.

Задачи программы: повышение осведомленности курсантов о профессии сотрудникаУИС; доведение до их сознания понимания общественной и государственнойзначимости профессии сотрудника УИС; развитие представлений курсантов о своем профессиональном будущем на среднесрочную перспективу; развитие профессиональных интересов и склонностей; обеспечение высокой дисциплинированности и личной ответственности курсантов за повышение профессиональной компетентности.

Повышение осведомленности курсантов о профессии сотрудника УИС. Для выполнения этой задачи необходимо информировать курсантов: о целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства государства, основных задачах, возложенных на ФСИН России; характеристике уголовно-исполнительной системы; специфике профессиональной деятельности; торжественных ритуалах, профессиональных традициях, истории, знаменательных и памятных датах учреждений и органов УИС; официальных символах и ведомственных наградах ФСИН России; правилах ношения формы одежды; правовой основе, условиях и порядке прохождения службы; личностных качествах и профессиональной этике сотрудникаУИС; квалификационных характеристиках выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; квалификационных требованиях к сотрудникам основных служб УИС.

Доведение до сознания, понимания курсантов общественной и государственной значимости профессии сотрудника УИС. Решение данной задачи предполагает работу по информированию курсантов о месте и роли уголовно-исполнительной системы в гражданском обществе и демократическом государстве. В основе сознания, понимания лежат имеющийся личный опыт и знания. Это проявляется в умении обосновать ценности общества с

Педагогика

Педагогика

высокоразвитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами, с высоким гражданским социальным статусом личности и роли государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, полномочий, предоставленных Федеральной службе исполнения наказаний.

Развитие представлений курсантов о своем профессиональном будущем на среднесрочную перспективу. Для осуществления этой задачи следует разъяснять курсантам схему профессионального планирования. При планировании своего профессионального пути необходимо обдумать свою главную цель, реальные пути и средства достижения поставленной цели и помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, поскольку жизнь динамична и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия.

Развитие профессиональных интересов и склонностей курсантов. Для решения данной задачи надо обогащать эмоциональную сферу курсантов. Профессиональные интересы проявляются в повышенном внимании к профессии, стремлении больше узнать о ней. Активные и устойчивые профессиональные интересы переходят в профессиональные склонности. Профессиональные склонности проявляются в стремлении курсанта заниматься профессиональной деятельностью. Они обычно сочетают в себе устойчивые профессиональные интересы и устойчивое стремление самому действовать нужном направлении. Оптимальный вариант в ситуации профессионального развития - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга.

Обеспечение высокой профессиональной ответственности поведения курсантов.Ре-шение данной задачи предполагает работу по развитию: личной ответственности за выполнение приказов и распоряжений начальников, профессионального долга, требований нормативных документов; стремления к повышению должностной компетентности и личной примерности в выполнении должностных обязанностей; высокой дисциплинированности.

3. Перечень мероприятий программы4:

1) групповые беседы по курсу «Осведомленность о профессии». Курс состоит из 12 занятий, каждое длительностью 2 учебных часа. Возможно увеличение длительности отдельного занятия и сокращение их общего числа;

2) диспут на тему «Осознание общественной и государственнойзначимости профессии». Одно

занятие продолжительностью 2 учебных часа;

3) групповая беседа на тему «Проектирование профессионального жизненного пути». Одно занятие продолжительностью 2 учебных часа;

4) посещение Государственногомузея истории ГУЛАГа (г. Москва).

5) посещение музея А.С. Макаренко (Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко, г. Москва);

6) посещение Центрального музея уголовно-исполнительной системы (г. Москва, планируемый срок создания 2011-2012 гг.)5.

4. Механизм реализации программы

Руководителем программы является заместитель начальника вуза, курирующий воспита -тельную работу. Руководитель несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, формирует при необходимости координационный совет программы.

Текущее управление программой осуществляют начальник учебно-строевого подразделения и кураторы учебных групп. Координатор программы - начальник учебно-строевого подразделения.

Мероприятия программы могут реализовываться как последовательно, так и параллельно. Проведение всех мероприятий программы целесообразно планировать на субботние дни.

До начала реализации программы начальник учебно-строевого подразделения на собрании курса представляет курсантам кураторов учебных групп. Начальник учебно-строевого подразделения совместно с кураторами учебных групп изучает социально-правовые (возраст, образование, гражданство и др.) и психологические характеристики (наличие соответствующихпсихо-логических качеств и способностей) курсантов.

В ходе первого этапа программы - периода адаптации курсантов к условиям педагогической среды вуза ФСИН России - проводится начальная работа по повышению осведомленности курсантов о профессии сотрудника УИС. Это предполагает доведение до курсантов личностно-значимой в период адаптации информации. В ходе первого этапа целесообразно проведение занятий по следующим темам курса «Осведомленность

о профессии»: предметы формы одежды сотрудников учреждений и органов УИС и правила ее ношения; официальные символы ФСИН России, профессиональные традиции и торжественные ритуалы УИС и Академии ФСИН России; правовая основа, условия и порядок прохождения службы в УИС; государственные гарантии, компен-

сации и льготы сотрудниковУИС и членов их семей; знаменательные и памятные даты УИС и Академии ФСИН России.

В ходе второго этапа продолжается работа по повышению осведомленности курсантов о профессии сотрудника УИС. Целесообразно проведение занятий по следующим темам курса «Осведомленность о профессии»: цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства государства, основные задачи ФСИН России; характеристика уголовно-исполнительной системы; специфика профессиональной деятельности сотрудников УИС; личностные качества и профессиональная этика сотрудника УИС; квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы; квалификаци-

онные требования к сотрудникамосновных служб УИС; ведомственные награды ФСИН России; история УИС. На данном этапе также целесообразно проведение диспута на тему «Осознание общественной и государственнойзначимости профессии» и групповой беседы «Проектирование профессионального жизненного пути».

В ходе третьего этапа проводится работа по развитию эмоциональной сферы курсантов, что предусматривает посещение: Центрального музея уголовно-исполнительной системы (г. Москва, планируемый срок создания 2011-2012 гг.); Государственного музея истории ГУЛАГа; музея А.С. Макаренко. После посещения музеев целесообразно каждому курсанту составить краткий отчет о проведенном мероприятии.

1 См.: Мотивация профессионального выбора в уголовно-исполнительной системе: учеб.-метод пособие / Н.Н. Барановский, Б.Г. Бовин [и др.] М., 2004. С. 13-41.

2 См.: Шамсунов С.Х. Актуальные проблемы профессиональной подготовкисотрудниковуголовно-испол-нительной системы // Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2007. N° 1. С. 2-3.

3 См.: ПеровС.В. Актуальныевопросы комплектованияведомственныхвузов // Там же. 2010. N° 8. С. 27-29.

4 См.: Кареев В.В. Формирование профессионально-пенитенциарной направленности личности курсантов: науч -метод рек. для начальствующего состава учеб.-строевых подразделений и кураторовучеб. групп М., 2009.

5 См.: Мероприятия по реализации государственнойпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2011-2015 годы». П. 19: утв. Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 5 октября2010 г. № 795.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.