Научная статья на тему 'Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности'

Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / PERSONAL QUALITIES / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ / COMPONENTS OF STRUCTURE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КУРСАНТЫ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ / STUDENTS OF ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беспалова Татьяна Михайловна, Ковальчук Илья Александрович

В статье приведены взгляды исследователей на проблему профессиональной компетентности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Рассмотрены понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», «профессионально важные личностные свойства», предложенные различными авторами. Показана значимость личностных свойств в профессиональном становлении и совершенствовании профессионального мастерства будущих сотрудников пенитенциарной системы. В рамках системно-функционального подхода А. И. Крупнова изучены особенности и структура патриотизма и ответственности как профессионально важных личностных свойств девушек и юношей курсантов Академии ФСИН России. Результаты исследования позволяют говорить о сформированности их волевой сферы в целом и ответственности в частности, которые являются необходимым условием успешного вхождения в новую социальную среду, освоения новой профессии, формирования и закалки необходимых для защиты интересов страны профессионально важных качеств. В то же время исследования показывают дисгармоничность развития и недостаточную сформированность такого понятия у будущих специалистов УИС, как патриотизма. Систематическая и целенаправленная социально-психолого-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и развитию патриотического поведения личности способна обеспечить формирование патриотического сознания. Развитое чувство патриотизма, в свою очередь, будет способствовать развитию продуктивно-коммуникативных свойств их личности совершенствованию учебных и профессиональных навыков в военной сфере, повышению ответственности поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беспалова Татьяна Михайловна, Ковальчук Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The views of researches on the problem of professional competence of future penal system employees are presented. Notions «professionalism», «professional competence», «professionally important personal qualities” that were proposed by different authors are considered. The importance of personal qualities in professional formation and mastering of professional skills in future penal system employees are shown. Peculiarities and structure of patriotism and responsibility as professionally important personal qualities and girls and youths have been studied in the framework of A. I. Krupnov’s system-functional approach. The results of the research make it possible to speak about the level of development of their volitional sphere and responsibility that are necessary for successful entering into new social environment, mastering of a new profession, formation and hardening of professionally important qualities that are necessary for protection of interests of the country. At the same time the analysis of patriotism’s structure reveals disbalance in development and insufficient level of this moral-ethic and professionally important personal quality in future penal system employees. System and purposeful socio-psychological and pedagogical activity aimed at person’s patriotic education and development of patriotic behavior is able to provide formation of patriotic consciousness. Developed feeling of patriotism, in turn, will promote development of person’s productive-communicative qualities, improve educational and professional skills in the military sphere, increase responsibility of behavior.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности»

УДК 378.6:343.8

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Реферат: в статье приведены взгляды исследователей на проблему профессиональной компетентности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Рассмотрены понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», «профессионально важные личностные свойства», предложенные различными авторами. Показана значимость личностных свойств в профессиональном становлении и совершенствовании профессионального мастерства будущих сотрудников пенитенциарной системы.

В рамках системно-функционального подхода А. И. Крупнова изучены особенности и структура патриотизма и ответственности как профессионально важных личностных свойств девушек и юношей - курсантов Академии ФСИН России. Результаты исследования позволяют говорить о сформированности их волевой сферы в целом и ответственности в частности, которые являются необходимым условием успешного вхождения в новую социальную среду, освоения новой профессии, формирования и закалки необходимых для защиты интересов страны профессионально важных качеств. В то же время исследования показывают дисгармоничность развития и недостаточную сформированность такого понятия у будущих специалистов

© БеспаловаТ. М., Ковальчук И. А., 2016

Т. М. Беспалова, И. А. Ковальчук

УИС, как патриотизма. Систематическая и целенаправленная социально-психолого-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и развитию патриотического поведения личности способна обеспечить формирование патриотического сознания. Развитое чувство патриотизма, в свою очередь, будет способствовать развитию продуктивно-коммуникативных свойств их личности -совершенствованию учебных и профессиональных навыков в военной сфере, повышению ответственности поведения.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональная компетентность, патриотизм, личностные свойства, личность, компоненты структуры, системный подход, ответственность, курсанты Академии ФСИН России.

На современном этапе развития общества к личности сотрудника уголовно-исполнительной системы предъявляются все более высокие требования. В основе повышения профессионального уровня и профессиональной компетентности личного состава пенитенциарной системы лежат переход на рельсы гуманизации условий содержания осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Профессиональная компетентность будущего сотрудника УИС, по мнению А. В. Луговой, Е. В. Дмитриева, представляет собой интегральную характе-

ристику личности выпускника ведомственного вуза, включающую в себя качество сформированности необходимых компетенций, отношение к профессиональной деятельности иуровень ее дальнейшей эффективности [6].

Профессиональная компетентность определяет глубину и характер осведомленности выпускника относительно определенной профессиональной деятельности и профессионального поля, в котором ему предстоит действовать, а также способность к эффективной реализации в практической деятельности компетенций.

Профессиональная компетентность предполагает формирование у специалиста УИС личностных качеств, совокупность которых определяет степень готовности к профессиональной деятельности, то есть профессиональную готовность. В свою очередь, сформированная на определенном уровне готовность к пенитенциарной деятельности позволяет выпускнику профессионально, грамотно и самостоятельно действовать в профессиональной среде.

Профессиональная компетентность выпускника вуза ФСИН России и его профессиональная готовность представляют собой обусловленные особенностями деятельности личностные качества.

По мнению И. И. Купцова, Г С. Карповой, профессиональная компетентность служащих пенитенциарных учреждений может быть представлена совокупностью профессионально важных личностных качеств, общих и специфических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления сотрудниками своей профессиональной деятельности, а также для их личностного и профессионального роста [4].

А. В. Хуторским компетентность понимается как владение, обладание сотрудником соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности [9].

А. В. Сорокин считает, что профессиональную компетентность будущего специалиста уголовно-исполнительной системы нужно рассматривать как интегральную характеристику, определяющую способность и готовность решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры, необходимых для профессионального развития [8].

На близость понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность» указывают Я. Н. Полякова, Т. А. Симакова, В. В. Фомин [6]. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Профессионализм, подчеркивают авторы, с точки зрения современной науки и прикладного знания рассматривается в качестве «интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности и общении» [6, с. 10], поэтому «целесообразнее не разделять понятия профессионализма и компетентности, а характеризовать профессиональную компетентность как самостоятельную категорию, определяющую и соответствие требованиям данной профессии, и вну-

треннюю (психологическую) составляющую личности профессионала» [6, с. 14].

Любая деятельность реализуется на базе системы профессионально важных качеств. Это означает, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, которая является их закономерно организованной системой. Система выступает как совокупность субъектных свойств, специфичных для той или иной деятельности. Такие системы профессионально важных качеств могут в совокупности давать основу для определения профессиональной пригодности [1].

Профессионально важные качества являются значимой составляющей профессионализма специалистов в сфере уголовно-исполнительной системы. Однако, подчеркивает М. Г. Дмитриева процессе обучения акценты смещены в сторону преимущественного формирования знаний, умений и навыков, а «вопросам личностно-профессиональ-ного развития курсантов и действующих сотрудников, формирования у них надпрофессиональных (ключевых) и профессиональных компетенций, в которые входят и профессионально важные качества, уделяется значительно меньше внимания» [2, с. 31].

Характеризуемая как профессия с правовым характером деятельности, стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску, повышенной ответственностью и напряженностью служба в уголовно-исправительной системе предъявляет особые требования к формированию волевого и морально-нравственного аспектов личности, в частности, ответственности и патриотизму как их компонентам.

Исследование особенностей профессионально важных личностных качеств, обусловливающих профессиональную компетентность будущего личного состава пенитенциарной системы, осуществлялось среди курсантов 1-го курса Академии ФСИН России (в исследовании приняли участие 68 девушек и 50 юношей).

Нами вслед за А. В. Потемкиным, С. И. Кудиновым, С. А. Гаврилушкиным феномен патриотизма как одного из базовых компонентов общественного сознания (важное свойство личности, отражающее гражданскую позицию) исследовался в рамках системно-функционального подхода А. И. Крупнова[3] с помощью бланковой методики комплексного исследования патриотизма, предложенной А. В. Потемкиным [7].

В рамках данного подхода патриотичность представляет собой целостную структуру мотивационно-смысло-вых и инструментально-стилевых переменных, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к реализации определенным способом патриотических отношений к окружающему миру и самому себе. При этом мотивационно-смысловой аспект выражается через совокупность побуждений, смысловых значений и отношений субъекта к той или иной стороне действительности и самому себе и включает в себя целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты, каждый из которых имеет гармоническую (способствующую) и агар-моническую (препятствующую развитию свойства) переменные. Инструментально-стилевой аспект отражает силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации конкретных отношений, тип регуляции и эмоциональных

переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления в различных сферах жизнедеятельности и состоит, в свою очередь, из динамического, эмоционального, регуляторного и рефлексивного (трудности) компонентов, также включающих в себя гармоническую и агармоническую переменные.

Анализ результатов исследования показывает, что психологическая структура понятия патриотизма будущих сотрудников пенитенциарной системы представлена превалированием гармонических переменных почти всех компонентов (исключение составляют только трудностные характеристики) над агармоническими. Однако большая их выраженность обнаруживается лишь в ценностном, мотивационном и рефлексивно-оценочном компонентах. Это указывает на негармоничное развитие этого личностного и профессионально важного свойства будущих сотрудников внутренней службы.

У большинства респондентов статистически значимая доминанта таких гармонических переменных патриотизма, как социально значимые ценности, соци-оцентричность, продуктивно-коммуникативные свойства, указывает на то, что патриотизм этих респондентов направлен на защиту своей страны, расширение круга единомышленников, обустройство общественной жизни, приобретение новых знаний и жизненного опыта, стремление быть полезным для общества, совершенствование учебных и профессиональных навыков в военной сфере, повышение ответственности поведения.

Менее чем у половины курсантов выраженность таких гармонических переменных, как эргичность, стенич-ность, интернальность свидетельству-

ет об их ориентировании на реализацию и демонстрацию патриотического поведения: они убеждены, что без активной гражданской позиции невозможно улучшить жизнь, всегда стараются отстаивать интересы своей страны и общества, испытывают удовлетворение, занимаясь патриотическим просвещением, активно участвуют в мероприятиях, связанных с реализацией патриотического поведения. Их патриотический настрой обеспечивается широкой палитрой стенических эмоций радости, восторга, удовлетворения, восхищения, гордости; они часто испытывают состояние эмоционального подъема от того, что приносят пользу обществу, пропагандируя патриотическое воспитание, чувство благодарности, признательности предыдущим поколениям за достижения, вклад в развитие страны. Кроме того, будущие специалисты УИС склонны считать, что степень патриотичности человека зависит от них самих и уверены в том, что каждый должен самостоятельно принимать решение, что и как он будет делать на благо своей страны, каким способом укреплять свое государство, обеспечивать его процветание. При этом осмысленность проявляется меньше чем у трети курсантов, которые способны дать точное определение патриотизма, выделить его существенные признаки (любовь к Родине, уважение и соблюдение традиций предков, стремление быть в курсе законодательной базы государства и т. п.), в то время как почти половине будущих специалистов пенитенциарной системы присуща осведомленность, характеризуемая суждениями общего характера в понимании патриотизма или указаниями на частные, несущественные признаки этого свойства.

Анализ выявленных трудностных характеристик свидетельствует о том, что треть респондентов испытывает личностные затруднения (тревожность, застенчивость, скромность), которые мешают выражать и проявлять свое патриотическое отношение к действительности. Третья часть опрошенных также сталкивается с операциональными трудностями,про-являющимися в незнании, непонимании сущности патриотизма, невозможности его конкретного проявления.

Таким образом, анализ структуры патриотизма курсантов, обучающихся в Академии ФСИН России, показывает дисгармоничность развития и недостаточную сформированность этого морально-нравственного и профессионально важного личностного свойства. Отсутствие или низкий уровень патриотизма лежат в основе таких негативных явлений в жизнедеятельности курсантов, как деструктивность общения, неэффективность профессионального и межличностного взаимодействия, нивелирование ценности образования и, что наиболее важно, снижение ответственности в профессиональной сфере, отсутствие социально значимых жизненных целей и ценностей.

Систематическая и целенаправленная социально-психолого-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и развитию патриотического поведения личности способна обеспечить развитие патриотического сознания. Развитое чувство патриотизма, в свою очередь, способствует формированию продуктивно-коммуникативных свойств их личности - совершенствованию учебных и профессиональных навыков в военной сфере, повышению ответственности.

Сформированность волевой сферы в целом и высокий уровень ответственности в частности - необходимые условия для успешного профессионального становления и саморазвития, освоения новой профессии. Особенности структурной организации ответственности обусловлены в первую очередь социальной ситуацией, которая для курсантов (будущих пенитенциарных психологов) определяется спецификой жизнедеятельности в условиях несения службы.

При исследовании ответственности, как и при исследовании патриотизма, мы опирались на концепцию многомерно-функциональной организации свойств личности А. И. Крупнова, согласно которой любое свойство, в том числе ответственность, представляет собой функциональное единство установочно-це-левого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного и рефлексивно-оценочного компонентов, каждый из которых включает в себя гармоническую и агармоническую переменную.

Полученные данные свидетельствуют о том, что эмоционально-чувственный компонент ответственного поведения у курсантов иногда выражается в переживании астенических эмоций беспокойства, озабоченности, тревоги, внутреннего напряжения, озлобленности и подавленного состояния при неудаче в ходе реализации ответственной деятельности.

Ответственное поведение обусловлено их эгоистическими интересами, мотивами: желанием обратить на себя внимание однокурсников, получить поощрение командного состава, заявить о себе, зарекомендовать себя как дисциплинированного исполнителя, в том

числе с целью получения в дальнейшем высоких воинских званий.

Часть будущих специалистов УИС руководствуются общими представлениями об ответственности как свойстве личности и о сущности ответственного поведения. Неполнота знаний, поверхностное понимание иногда помогают им освободиться от ответственности за самостоятельное принятие решения или осуществление намеченных планов. В то же время другая часть курсантов осознает необходимость и важность ответственного отношения к действительности, которое проявляется как адекватное отражение и правильный выбор оптимального варианта, обеспечивающего ответственное действие. Им свойственно понимание смысла совершаемых поступков, умение предвидеть их последствия и отвечать за них.

Курсантам присуще стремление к достижению общественно значимого результата. Не менее важным для них является достижение личностно-значи-мых целей. Кроме того, им свойственно испытывать трудности при выполнении ответственных дел.

У будущих сотрудников пенитенциарной системы больше выражена эр-гичность ответственности, указывающая на стремление к реализации ответственного поведения. Профессия офицера внутренней службы обязывает к быстрому и повсеместному поиску оптимальных вариантов поведения в сложных ситуациях, прогнозированию исхода непредсказуемых событий, поэтому вполне естественно, что курсанты склонны к самостоятельному, без дополнительного контроля, тщательному и ответственному выполнению трудных заданий.

Курсантам поручение ответственных дел расценивается как проявление доверительного отношения, вызывает положительные эмоции, которые усиливают поощрение, похвала начальства, уважение товарищей. Им свойственна интегральная регуляция ответственности, их отличают самостоятельность, склонность к самоанализу, объективная оценка сложившейся ситуации, логика суждений, способность брать ответственность на себя, отвечать за результаты своей деятельности, самокритичность, стремление к самосовершенствованию оценивать неудачи как проявление собственной некомпетентности или недоработки, а успех - как личную заслугу.

У курсантов выражена альтруистическая направленность мотивации ответственности. Проявление ответственности обусловлено установкой на достижение цели, под которой подразумевается получение новых знаний, успешное окончание вуза, сформированность навыков деятельности в условиях несения службы. Вместе с тем у курсантов проявляется адаптивность ответственности. Возможно, это связано с тем, что для них период вхождения в новую среду, который сопровождается перестройкой привычек, устоев, жизненного ритма, нацелен на скорейшее достижение личност-но-значимого результата, под которым они понимают завоевание уважения и признание своего авторитета товарищами, доверие со стороны командного состава, самореализацию, личное благополучие и душевный комфорт.

Общественно значимые цели становятся приоритетными для будущих специалистов УИС, которые испытывают внутреннюю потребность приносить пользу окружающим близким людям и

всему обществу в целом. Таким образом, анализ такого качества личности будущих сотрудников пенитенциарной системы, как ответственность, указывает на то, что они проявляют ее часто и осознанно, что сопровождается переживанием положительных эмоций; они руководствуются общественно полезными целями, связанными с будущей профессиональной деятельностью; понимают, что только от них самих будет зависеть многое в их собственной жизни, в жизни близких и окружающих людей, поэтому способны брать ответственность на себя, отвечать за результаты своего поведения и деятельности, то есть активно регулировать ответственное поведение (получая при этом и личностно-значи-мые результаты, связанные с вхождением в сложную военную среду).

Профессиональная деятельность сотрудников УИС, часто осуществляемая в экстремальных, стрессогенных условиях, характеризуется высоким уровнем личностной готовности, предпосылкой которой служит формирование профессионально важных личностных качеств. Это значит, что профессиональное становление и совершенствование профессионального мастерства будущих специалистов пенитенциарной системы обеспечивается в том числе сформирован-ностью патриотизма и ответственности.

Сбалансированность развития и гармонизация чувства могут быть достигнуты при систематической и целенаправленной социально-психолого-педагогической деятельности по патриотическому воспитанию и развитию патриотического поведения личности, обеспечивающей развитие патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

В то же время результаты исследования ответственности курсантов Академии ФСИН России позволяют говорить о сформированности ответственности, являющейся необходимым условием успешного вхождения в новую социальную среду, освоения новой профессии, формирования и закалки необходимых для защиты интересов страны профессионально важных качеств.

Изучаемые профессионально важные качества личности будущих сотрудников УИС - ответственность и патриотизм - формируют профессиональное поведение - фундамент эффективной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Психология труда : учебник для вузов / Т. В. Ба-шаева [и др.] ; под ред. А. В. Карпова. М., 2004. 327 с.

2. Дмитриева М. Г Особенности профессионально важных качеств сотрудников ФСИН России // Психолого-педагогические проблемы деви-антного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Рязань, 16-18 апреля 2015 г. / под ред. Д. Я. Грибановой. Псков, 2015. 269 с.

3. Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования личности. М., 1995. С. 9-23.

4. Купцов И. И., Карпова Г. С. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 20-30.

5. Луговая А. В., Дмитриев Е. В. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.

6. Полякова Я. Н., Симакова Т. А., Фомин В. В. Психолого-педагогические аспекты развития профессионально значимых качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы : монография. Рязань, 2015. 160 с.

7. Потемкин А. В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 23 с.

8. Сорокин А. В. Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6 (14).

9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL : http://eidos. ru/journal/2002/0423.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.