8.17. ОЦЕНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ К ДАЛЬНЕЙШЕЙ СЛУЖБЕ
Аксенова Анна Владимировна. Должность: Научный сотрудник. Место работы: Научно-исследовательский институт ФСИН России. Подразделение: НИЦ-3. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается материал полученный при анализе данных собранных в результате анкетирования проведенного сотрудниками Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» с февраля по июнь 2018 года среди курсантов выпускного курса образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России 2016, 2017, 2018 годов выпуска.
Ключевые слова: сотрудник, выпускник, кадровая политика, служба, адаптация.
PERFORMANCE INDICATORS OF READINESS OF CADETS OF THE FINAL COURSES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FSIN OF RUSSIA FOR FURTHER SERVICE
Aksenova Anna Vladimirovna. Position: Scientific Researcher. Place of employment: Research Institute of FPS Russia. Department: SRC-3. E-mail: [email protected]
Annotation: The article examines the material obtained from the analysis of data collected in the survey conducted by the staff of the Federal state institution "Scientific research Institute of Federal service of execution of punishments of Russia" from February to June 2018 among the students of the senior class of educational institutions of Federal service of execution of punishments of Russia 2016, 2017, 2018 model years.
Keywords: employee, graduate, personnel policy, service, adaptation.
Проведенное ФКУ НИИ ФСИН России в 2018 года анкетирование курсантов-выпускников, позволило определить качественный состав кандидатов, установки и мотивы поступления их на учебу и сравнить, как изменились эти мотивы и установки к моменту окончания образовательной организации ФСИН России, а также сравнить данные показатели в динамике с 2016 года.
Так, на вопрос «Каким образом Вы выбрали ВУЗ, в котором обучаетесь»? - 22,09% (2017 г. - 21,99% , 2016 г. - 17,53%) респондентов ответили, что их выбор был скорее случайным;
- 17,18% (2017 г. - 14,27%, 2016 г. - 10,81%) -ориентировались на профиль ВУЗа, а выбору специальности особого внимания не придавали;
- 17,92% (2017 г. - 14,08%, 2016 г. - 14,87%) выбирая ВУЗ исходили из практических соображений (близко от дома; проживание и т.п.);
- 23,47% (2017 г. - 13,69%, 2016 г. - 26,94%) ориентировались на высокое качество обучения (уровень подготовки, квалификация преподавателей);
- 27,01% (2017 г. - 21,22%, 2016 г. - 25,54%) опрошенных ориентировались на репутацию ВУЗа;
- 32,55% (2017 г. - 24,30%, 2016 г. - 27,71%) курсантов отнеслись к выбору ВУЗа более ответственно, учитывая наличие в учебном заведении необходимой
для них специальности, зная точно, по какой специальности буду обучаться.
Большинство опрошенных курсантов 32,55% отнеслись к выбору ВУЗа ответственно, учитывали при поступлении в учебное заведение необходимой для них специальности, 27,01% опрошенных курсантов ориентировались на репутацию ВУЗа, 23,47% ориентировались на высокое качество обучения (уровень подготовки, квалификацию преподавателей), т.е. отнеслись к выбору образовательной организации серьезно и основательно. В тоже время 22,09% респондентов отнеслись к столь ответственному шагу легкомысленно, их выбор был скорее случайным (иного выбора не было, было все равно где учиться, главное получить образование, не поступил куда хотел, за компанию).
Ошибочно принятое решение, может обойтись очень дорого не только самим курсантам и их родителям, но и ФСИН России. Как следствие, отчисление из учебного заведения по различным причинам1. В динамике трех лет видно, что средний показатель отчисленных из образовательных организаций ФСИН России курсантов находится на уровне 2,5-3%. Основными причинами увольнения являются: по собственному желанию, академическая неуспеваемость, медицинские показания, нарушение дисциплины, другие причины (проблемы адаптации курсантов к учебному процессу и внутреннему распорядку ВУЗа, не справились с ритмом и новыми обязанностями и ответственностью, не влились в коллектив и т.д.). При этом подавляющее большинство отчисленных приходится на 1 -й и 2-й курсы обучения, 60% из которых сами являются инициаторами отчисления.
На вопрос «Есть ли у вас желание работать по специальности после окончания ВУЗа?» 70,12% (2017 г. -68,18%, 2016 г. - 65,18%) курсантов-выпускников ответили утвердительно, 12,36% (2017 г. - 13,69%, 2016 г. -13,76%) - затрудняются ответить на поставленный вопрос, а у 17,52% (2017 г. - 18,13%, 2016 г. - 19,06%) респондентов такого желания нет.
Следует отметить, что в большинстве своем курсанты выпускных курсов при ответе на вопрос о желании работать по выбранной ими специальности ответили утвердительно - 70,12%, причем с каждым годом их становится больше (2017 г. - 68,18%, 2016 г. - 65,18%). А процент ответивших на данный вопрос нет и тех, кто затруднился ответить с каждым годом уменьшается.
На вопрос: «Уверены ли Вы, что будете работать после окончания ВУЗа по Вашей специальности?» 52,82% (2017 г. - 44,84%, 2016 г. - 41,42%) из ответивших респондентов полностью уверены в дальнейшем прохождении службы в учреждениях и органах УИС по выбранной ими специальности; 30,62% (2017 г. - 32,50%, 2016 г. -28,21%) уверены частично; 12,80% (2017 г. - 12,44%, 2016 г. - 19,44%) нет, полностью не уверены; 3,52% (2017 г. - 8,29%,
2016 г. - 9,66%) затруднились ответить; а 0,24% (2017 г. - 1,45%, 2016 г. - 0,89%) собираются пройти курсы переподготовки.
Известно, что основа закрепления на службе и готовность к самостоятельному принятию решений молодыми офицерами формируется в учебном заведении, где закладывается внутренняя ценностно-мотивационная предрасположенность курсантов к предстоящей службе. Данные полученные в результате обобщения материа-
1 Барановский Н.Н., Демин В.М., Фокин А.С. Закрепление выпускников ведомственных образовательных учреждений на службе в ФСИН России: Методические рекомендации. - М.: НИИ ФСИН России, 2005. С. 11.
лов анкетирования констатируют тот факт, что в общей структуре предрасположенности, как субъективной стороне готовности к профессиональной деятельности, наиболее значимыми являются ценностные ориентации, такие как (таблица 1):
Возможность принести больше пользы обществу -30,94%.
Соответствие профессии моим способностям и умениям - 30,84%.
Высокий престиж службы - 29,02%.
Таблица 1
№ п/п Ценностные ориентации значимые в выбранной профессии Результат опроса в %
2018 г. 2017 г. 2016 т.
1. Возможность занять высокий пост, иметь власть 18.24% 9,74% 10.01%
2. Возможность полнеереализовать свой потенциал 22.30% 11.19% 14,32%
3. Возможность принести больше пользы обществу 30.94% 15.72% 18.03%
4. Высокий престиж профессии 29.02% 14.56% 16.66%
5. Соответствие профессии моим способностям иумениям 30.84% 19.29% 25.54%
б. Творческий характер профессии 11.95% 5.41% 6.98%
7. Уверенность в завтрашнем дне 51.34% 55.52% 44.96%
8. Ничего значимого нет 12.37% 6.94% 10.35%
Следует отметить, что среди ответов превалируют коллективные ценности над личностными. Так, 30,94% видят в дальнейшей службе возможность принести больше пользы обществу и оценивают службу в УИС как престижную. Личностные ценности такие как, занятие высокого поста, получение власти (18,24%), материальная сторона вопроса стоят на втором месте. По сравнению с предыдущими годами процент курсантов ответивших, что в приоритете у них находится возможность занять высокий пост, иметь власть возрос на 8%, а процент лиц, уверенных в завтрашнем дне наоборот снизился на 6% (таблица1).
Больше половины курсантов 51,34% уверены в правильном выборе своей профессии, т.к. она дает им уверенность в завтрашнем дне, что не мало важно в современных реалиях.
Нами было проведено исследование аудитории слушателей по вопросу их образовательных потребностей, состоящее из нескольких блоков вопросов, разделенных в соответствии со смысловой нагрузкой:
адаптация курсантов в образовательной организации ФСИН России;
2) удовлетворенность учебой в образовательной организации ФСИН России;
3) образовательные потребности слушателя образовательной организации ФСИН России;
4) самооценка уровня подготовленности выпускников образовательной организации ФСИН России.
Аудитория опрашиваемых слушателей была в возрасте от 21-22 года, из них 62,01% (2017 г. - 72,90%, 2016 г. - 71,41%) - представители мужского пола, 37,99% (2017 г. - 27,00%, 2016 г. - 28,34%) - женщины.
На вопрос «Став курсантом, как долго Вы привыкали к ВУЗу?» ответы распределились следующим образом:
- за неделю адаптировалось 19,95% (2017 г. -20,83%, 2016 г. - 20,84%) курсантов;
- месяц потребовался 23,79% (2017 г. - 25,46%, 2016 г. - 20,58%) курсантам;
- за первый семестр адаптировались 29,45% (2017 г. - 28,83%, 2016 г. - 32,66%) курсантов;
- год для адаптации потребовался 23,05% (2017 г. -14,27%, 2016 г. - 15,25%) курсантам;
- еще не привыкли 3,41% (2017 г. - 9,16%, 2016 г. -7,62%).
Принято считать, что адаптация человека напрямую зависит от его ожиданий в отношении той или иной сферы деятельности, т.е. в нашем случае адаптация идет не учебному процессу и профессии с ее требованиями, а к представлениям, ожиданиям курсанта в отношении этой образовательной организации и профессии. Можно утверждать, что 73,19% (2017 г. -75,12%, 2016 г. - 74,07%) поступающих были хорошо осведомлены о всех сторонах обучения в ведомственном ВУЗе ФСИН России. В тоже время нельзя оставить без внимания 23,05% (2017 г. - 14,27%, 2016 г. -15,25%) курсантов с меньшей степенью адаптивности. А 3,41% (2017 г. - 9,16%, 2016 г. - 7,62%) курсантов утверждают, что они до сих пор не привыкли к ВУЗу в котором обучаются.
На вопрос «В какой степени Вы удовлетворены своей учебой в образовательной организации высшего образования ФСИН России?» были получены следующие результаты: 44,93% (2017 г. - 50,05%, 2016 г. -53,62%) опрошенных вполне удовлетворены своей учебой в образовательной организации ФСИН России; 39,48% (2017 г. - 37,42%, 2016 г. - 33,29%) скорее удовлетворены, чем нет; 9,17% (2017 г. - 7,04%, 2016 г. - 5,84%) скорее не удовлетворены, чем удовлетворены; 2,24% (2017 г. - 2,31%, 2016 г. - 3,68%) полностью не удовлетворены и 4,05% (2017 г. - 2,89%, 2016 г. -3,43%) затруднились ответить на поставленный вопрос.
На вопрос «Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать ВУЗ, то выбрали бы Вы тот ВУЗ, в котором сейчас обучаетесь?» 60,61% (2017 г. - 61,04%, 2016 г. - 59,35%) ответили положительно, 39,16% (2017 г. - 38,96%, 2016 г. - 39,91%) ответили отрицательно.
Одной из важнейших характеристик, влияющих на закрепление молодых офицеров выступает самооценка уровня подготовленности к самостоятельному исполнению профессиональных функций, что является важнейшей задачей образовательного процесса, т.к. учитывая специфику пенитенциарной среды, молодой офицер должен обладать эффективным поведением (быстрое реагирование, стрессоустойчивость и т.д.) в разных ситуациях и в различном социальном окружении.
Самооценка - это залог успешности будущей профессиональной деятельности. В целом по результатам опроса можно утверждать, что 70,22% (2017 г. -58,92%, 2016 г. - 64,2%) от опрошенных останутся служить в УИС, т.к. данные курсанты очень высоко оценивают свою профессиональную компетентность, коммуникабельность и более оптимистично, нежели те, кто не высоко оценивает свою профессиональную компетентность, коммуникабельность 27,85% (2017 г. -40,02%, 2016 г. - 35,4%). Сотрудники, высоко оценивающие свою профессиональную компетентность более стрессоустойчивы, что важно для профессиональной деятельности сотрудников УИС, так как их профессиональная деятельность является одним из психологически напряженных видов деятельности сопряженных с риском для жизни, характеризующихся воздействием стрессогенных факторов. Сотрудники с адекватной и высокой самооценкой, доброжелательно воспринимают окружающий мир, так как самооценка выполняет регуляторную и защитную функции в жизни человека и его деятельности.
Следует отметить, что при постановке вопроса об оценке по пятибалльной системе качества профессиональной подготовки на примере производственной
практики - 79,92% (2017 г. - 62,35%, 2016 г. - 67,47%) от общего количества ответивших респондентов оценили уровень своей профессиональной подготовки на оценки «хорошо» и «отлично», 17,34% (2017 г. -26,91%, 2016 г. - 23,53%) - на «удовлетворительно», 11,06% (2017 г. - 10,27%, 2016 г. - 9,55%) оценили на «1» и «2» балла: способности самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи и решать их; в способности и готовности участвовать в составлении и оформлении служебной документации, отчетов в соответствии с нормативными документами; в умении обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических справок, экспертных заключений и рекомендаций; в способности использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения в служебной деятельности.
Важнейшей особенностью в подготовке курсанта в условиях образовательной организации ФСИН России - это процесс профессионально направлен, подчинен освоению способов и опыта профессионального решения задач, с которыми курсанты могут встретиться в практике офицерской службы2. Как правило, первая серьезная и более глубокая проверка знаний и навыков полученных в образовательной организации происходит во время прохождения курсантом преддипломной (производственной) практики, направленной на углубление курсантом первоначального профессионального опыта (полученного во время прохождения учебной практики), развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельному несению службы.
Можно предположить, что у 11,06% (104 респондента) возникали трудности при прохождении преддипломной практики в учреждениях и органах УИС.
На вопрос, «Что в Вашей профессиональной деятельности Вас пугает?» ответы курсантов выглядят следующим образом:
- конфликтные ситуации в коллективе пугают 10,88% (2017 г. - 21,41%, 2016 г. - 17,66%) курсантов;
- разочарование в выбранной профессии 22,09% (2017 г. - 23,14%, 2016 г. - 18,17%);
- разочарование в себе, как в профессионале 6,08% (2017 г. - 7,43%, 2016 г. - 9,28%);
- непонимание со стороны начальства 13,76% (2017 г. - 17,84%, 2016 г. - 21,60%);
- меня ничего не пугает 48,13% (2017 г. - 28,54%, 2016 г. - 31,13%) (рис. 10).
Следует отметить положительную тенденцию и сказать о том, что почти половину курсантов в предстоящей трудовой деятельности ничего не пугает (48,13%). Значительно снизились по сравнению с предыдущими годами такие показатели как «непонимание со стороны начальства» с 21,60% до 13,76% и показатель «конфликтные ситуации в коллективе» с 17,66% до 10,88%, что свидетельствует о том, что курсанты уверены в своей дальнейшей профессиональной деятельности и смотрят на будущее с оптимизмом.
Подводя итоги проведенному анализу следует отметить, что данная работа основана на самооценке курсантов выпускных курсов, которая позволила получить достоверную (адекватную) информацию о профессиональной подготовке; мотивации; достигнутого профессионального опыта (наработанного во время прохождения производственной практики) и т.п., то,
2 Виноградова Г.А., Бобков О.Б. Динамика учебно-профессиональной мотивации курсантов в процессе обучения в военном ВУЗе/ Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.14. №2. 2012. С. 123.
что оказывает влияние на готовность молодых офицеров к службе, обеспечивая успешное освоение профессиональных компетенций, формирование которых происходит во время учебы в ВУЗах ФСИН России.
В целом полученные данные о мнениях, оценках курсантов-выпускников образовательных организаций ФСИН России позволяют сделать вывод о потребности более глубокого изучения вопроса адаптации молодёжи к ВУЗовской среде и подготовленности курсантов выпускных курсов к дальнейшему прохождению службы в учреждениях и органах УИС.
Основными выводами проведенного исследования являются:
1. Необходимость внесения корректив в учебную программу образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, в части проектирования учебной программы основывающаяся на комплексном подходе и необходимости тесной корреляции практического и теоретического образовательного процесса.
2. Необходимость создания системы по оказанию помощи молодым сотрудникам в преодолении трудностей психологической, социальной и профессиональной адаптации, внимательного отношения к ним не только со стороны коллег, но и со стороны руководства.
Список литературы:
1. Барановский Н.Н., Демин В.М., Фокин А.С. Закрепление выпускников ведомственных образовательных учреждений на службе в ФСИН России: Методические рекомендации. - М.: НИИ ФСИН России, 2005. 36 с.
2. Виноградова Г.А., Бобков О.Б. Динамика учебно-профессиональной мотивации курсантов в процессе обучения в военном ВУЗе/ Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14. №2. 2012. 158 с.
3. Шамсунов С.Х. Кадровые вопросы УИС. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 9. С. 13-17.
4. Луговая А.В., Дмитриев Е.В. Профессиональная готовность и профессиональная компетентность выпускников ВУЗов ФСИН России. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 326 - 334.
5. Степанова И.Ю. К вопросу о подборе кадров для службы в органах внутренних дел Российской Федерации. // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 245-247.
Рецензия
на статью «Оценочные показатели готовности курсантов выпускных курсов образовательных организаций ФСИН России к дальнейшей службе» научного сотрудника НИЦ-3 Аксеновой А.В. ФКУ НИИ ФСИН России
Тема рецензируемой статьи «Оценочные показатели готовности курсантов выпускных курсов образовательных организаций ФСИН России к дальнейшей службе» является актуальной в вопросе совершенствования кадровой политики в уголовно-исполнительной системе.
Рассматривая оценочные показатели готовности курсантов выпускных курсов образовательных организаций ФСИН России к дальнейшей службе автор статьи справедливо отмечает необходимость внесения коррективов в учебную программу, в части корреляции практического и теоретического образовательного процесса, а также необходимости создания системы
по оказанию помощи молодым сотрудникам в преодолении трудностей психологической, социальной и профессиональной адаптации.
Статья «Оценочные показатели готовности курсантов выпускных курсов образовательных организаций ФСИН России к дальнейшей службе» написана грамотно, изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.
Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 83,95%.
Вывод: статья Аксеновой А. В. «Оценочные показатели готовности курсантов выпускных курсов образовательных организаций ФСИН России к дальнейшей службе» может быть опубликована в журнале рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.
Главный научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор экономических наук, профессор М.Н. Козин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,95%