Научная статья на тему 'Ценностные ориентации курсантов Федеральной службы исполнения наказаний в условиях трансформации российского общества'

Ценностные ориентации курсантов Федеральной службы исполнения наказаний в условиях трансформации российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В ВУЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шалаев Владимир Александрович

Анализируются ценностные ориентации курсантов Федеральной службы исполнения наказаний в условиях трансформации российского общества, рассматриваются факторы влияющие на этот процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шалаев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации курсантов Федеральной службы исполнения наказаний в условиях трансформации российского общества»

ББК Ц4, 6(2)24

В.А. Шалаев

Ценностные ориентации курсантов Федеральной службы исполнения наказаний в условиях трансформации российского общества

Под ценностными ориентациями в данной работе понимается направленность субъекта на цели, осознаваемые им позитивно значимыми в соответствии с принятыми в обществе образцами и имеющимся жизненным опытом, индивидуальными предпочтениями. Такая направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов и может осознаваться в разной степени, выражаясь в фактах поведения, знания, веры и принимая форму стереотипа, суждения, идеала, мировоззрения. Исследование молодежных ценностных ориентаций в России велось с середины 1960-х годов, а в последние 15 лет - особенно активно, в ситуации смены общественного строя и «переосмысления ценностей» в масштабе страны.

Изучение ценностных ориентаций курсантов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) представляет не только академический интерес. Внутриличностные ценностные конфликты и кризисы являются одной из причин отсева курсантов и увольнения молодых офицеров (хотя, нужно подчеркнуть, не полностью детерминируют эту проблему). А это влечет за собой немалые экономические издержки для государства, трудности в укомплектовании первичных офицерских должностей, пагубно сказывается на морально-психологическом климате в курсантских и офицерских коллективах, угрожает преемственности поколений российского офицерского корпуса1. С другой стороны, ценностная сфера так или иначе определяет профессиональный уровень тех, кто остался служить. Как показывает практика, специалистами, умеющими искать пути и творчески решать поставленные задачи, оказывая при этом необходимое воспитательное влияние на человека в особых условиях уголовно-исполнительной системы, могут быть те люди, у которых явно

1 Вапилин Е.Г., Мулява О.Д., Кисин К.А. Отчисление курсантов: кто виноват, что делать? // Социологические исследования. 2007. № 7.

выражены ценностные отношения к своей профессиональной деятельности и личности другого человека2.

Таким образом, можно говорить не только об очевидных экономических и кадровых проблемах, но и о далеко идущих макросоциальных последствиях.

Доля отчисляемых курсантов Пермского института ФСИН составляет около 10 % (в абсолютном выражении - 90 человек за последние 5 лет). Для сравнения - из военно-учебных заведений Ленинградского ВО в 1997-1999 годах отчислялся каждый четвертый , а в целом за последние 10 лет «потери» курсантского состава могли достигать 50 %4. Можно ли считать, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению этих «потерь» и они стабилизируются на минимальном уровне? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть качественную сторону явления, выявляя ценностно-мотивационную структуру в отношении избранной профессии вообще и обучения в избранном вузе в частности.

Заметим, что отчисление курсанта, написавшего рапорт на увольнение, не вполне то же самое, что отчисление в гражданском вузе (где «отсев» колеблется на уровне 5-20 %, в зависимости от региона и типа учебного заведения). Для студентов гражданских вузов основной причиной отчисления является академическая неуспеваемость, далее идут материальные проблемы в связи с оплатой обучения, трудности адаптации иногородних студентов и разочарование в выбранной специальности. Для большинства отчисленных курсантов Пермского института ФСИН проблем с учебой не существовало. По данным опроса (50%-я выборка, случайный отбор), освоение академической программы представляло непреодолимое препятствие только для 38 % респондентов. Логично предположить, что для остальных камнем преткновения стало несоответствие ожиданий и реалий во время учебы и в отношении будущей службы.

Исследователи указывают5 своего рода «большую пятерку» факторов, во многом определяющих такую «разочарованность»:

2 См.: Тарасиков М.С. Формирование у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 23 с.

3 См.: Демин П.С. О престиже военного образования // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 66-69.

4 См.: Вапилин Е.Г., Мулява О.Д., Кисин К.А. Отчисление курсантов: кто виноват, что делать? // Социологические исследования.2007. № 7.

5 См.: Вапилин Е.Г., Мулява О.Д., Кисин К.А. Отчисление курсантов: кто виноват, что делать? // Социологические исследования. 2007. № 7; Демин П.С. О престиже военного образования // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 66-69; Тарасиков М.С. Формирование

1) недостаточно качественный отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения;

2) низкая материальная обеспеченность и слабая социально-правовая защищенность офицерского корпуса;

3) падение в обществе духовно-нравственных ценностей, престижа военной службы и деятельности правоохранительных органов;

4) слабая работа командиров и начальников, профессорско-преподавательского состава по воспитанию у будущих офицеров государственнопатриотического сознания;

5) отсутствие понимания и моральной поддержки курсантов и офицеров со стороны родных и близких.

Однако, как можно заметить, эти факторы не являются абсолютно независимыми по отношению друг к другу.

Влияние качества профессионального отбора будущих курсантов на их последующий «отсев» не исчерпывается очевидной и заведомой неудачей в обучении тех, кто не готов к специфике требований военного вуза. Задача отбора заключается и в защите социально-психологической среды - той атмосферы, в которой крепнут военно-корпоративные ценности и формируется представление о статусе будущего офицера. Неслучайно предложение поднять качество профессионально-психологического отбора поступающих исходит от самих курсантов6.

Однако резервы для оптимального отбора по психологическим и психофизиологическим нормативам невысоки вследствие, с одной стороны, общего ухудшения физического здоровья нации, а с другой стороны, конкурса в учебное заведение, который в последние годы держится на относительно невысоком уровне - в среднем 2 человека на место (таблица).

Количество кандидатов на одно учебное место в 2002-2007 годы

Учебное заведение 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Михайловская военная артиллерийская академия* 2,24 1,87 1,59 2,87 1,75 Нет данных

Пермский институт ФСИН 2,0 1,7 1,87 1,59 2,0 1,75

*Данные представлены за 2001-2006 гг. (Вапилин Е.Г. и др. Указ. соч.)

у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2006. 23 с.

6 См.: Вапилин Е.Г., Мулява О.Д., Кисин К.А. Отчисление курсантов: кто виноват, что делать? // Социологические исследования. 2007. № 7.

Состояние конкурса, в свою очередь, обусловлено не только престижем профессии, но и демографической ситуацией в стране и увеличением числа вузов (конкуренцией в сфере высшего образования). Тем не менее по результатам профессионально-психологического отбора в наш институт в 2008 году группа рекомендуемых к зачислению - в целом с высокими и средними показателями интеллектуального развития, адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, моральной нормативности, коммуникативных особенностей - составила 75 % от общего числа абитуриентов, что при наличии невысокого конкурса все же позволяет провести отбор. К сожалению, низкие результаты по отдельным показателям наблюдались примерно у 15 % зачисленных, при этом абитуриентов с безусловно высокими показателями, рекомендуемых к зачислению в первую очередь, не было выявлено вовсе.

Указание в исследованиях материальной проблемы для военнослужащих как ключевой стало общим местом. И хотя в части повышения денежного довольствия и обеспеченности жильем на сегодня есть позитивные сдвиги, социальный эффект проявится не сразу. Тем не менее, с одной стороны, уровень материальных притязаний курсантов вполне реалистичен (и согласуется со стабилизацией уровня притязаний российской молодежи в целом). А с другой - эти притязания вполне реализуемы с учетом социального пакета, существующего для военнослужащих и сотрудников пенитенциарной системы (предоставление служебного жилья, личного жилья по окончании службы, медицинское и санаторнокурортное обслуживание, бесплатный проезд в отпуск, различные надбавки к денежному содержанию).

Характерно, что в опросах выпускников школ возможность материального обеспечения себя и своей семьи при выборе военной профессии отметили 34 % респондентов, а надежды на социальную защищенность и удовлетворение материальных потребностей в выборе профессии сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) были значимыми более чем для трети опрошенных (35,1 %)7.

Какие же структурные компоненты мотивации при поступлении в Пермский институт ФСИН выявились на выборке отчисленных курсантов?

7 См.: Демин П.С. О престиже военного образования // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 66-69; Тарасиков М.С. Формирование у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Рязань, 2006. 23 с.

По семейным традициям и под влиянием мечты детства выбирали профессию сотрудника УИС 30 % респондентов. Остальные руководствовались более прагматичными мотивами: желание получить бесплатное образование и обеспечить быстрый карьерный рост заявлено у 27 % опрошенных, стабильное место работы стало основанием к поступлению для 22 %, 13 % прельстились ранней пенсией. Возможностью получить отсрочку от призыва на службу в Вооруженные силы или вовсе избежать ее руководствовались 8 % респондентов.

Таким образом, сама избранная профессия для большинства курсан-тов-аутсайдеров не являлась их внутренней потребностью, а в процессе обучения произошла трансформация понимания ее перспективности. Подобная негативная тенденция (когда содержание и характер труда не являются доминирующими мотивами выбора профессии, что чревато «издержками» в будущем) характерна сегодня для профессионального самоопределения молодежи в целом.

Очевидно, что профессиональные планы молодежи находятся в определенной зависимости от объективных факторов и, прежде всего, от социально-экономического положения страны. Однако многие исследователи в своих выводах указывают и на общий нормативно-ценностный кризис российской молодежи, нередко трактуемый как нарушение передачи социокультурного опыта, доминирование ориентации на потребление, сопровождаемой замещением ценности труда культом денег, вымывание важных нравственных ценностей, превращение СМИ в кумиров общества бандитов, порнозвезд, безголосых певцов, «светских львиц», геев и т.п. Однако исследования российской молодежи, проведенные в последнее десятилетие, и особенно последние годы, показывают, что в новых условиях не произошло полного отторжения молодого поколения от российских культурно-исторических ценностей предшествующих поколений9. Так, опросы ФОМ по поводу кумиров молодежи не обнаруживают столь кардинального упадка ценностей, другие исследования отмечают рост влияния «державно-патриотической идеологии» на молодежное сознание. Спектр восприятия понятий «Родина», «патриотизм», их содержание стало богаче и включает в себя «любовь»,

8 См.: Вапилин Е.Г., Мулява О.Д., Кисин К.А. Отчисление курсантов: кто виноват, что делать? // Социологические исследования. 2007. № 7.

9 См.: Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Докл. Ин-та гуманит. исслед. Моск. гуманит. ун-та // Материалы Всерос. науч. конф., Москва, 6-7 декабря 2007 г. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 14-57.

«честь и достоинство», «защита», «готовность к самопожертвованию», «безопасность», «суверенность», «свобода», «Отечество» и т.д.10

Тем не менее изменения в ценностных предпочтениях действительно наблюдаются: растет значимость индивидуалистических ориентаций и прагматических установок (так, даже ради спасения страны 63,5 % опрошенных не хотели бы жертвовать чем-то личным). И в отношении образования доминируют не интеллектуальные и социально-профессиональные, а социально-материальные и социально-экономические мотивы и установки: образование не является терминальной или целевой жизненной ценностью для подавляющего большинства современных студентов. Преобладает отношение к нему как к инструментальной ценности, общественно значимому способу достижения других важных социальных и индивидуальных целей11. Так, обучение в системе высшего профессионального образования сегодня очень часто не связано с той профессией, по которой молодой человек идет впоследствии работать. Поэтому ориентация молодежи на получение высшего образования - это в значительной степени желание получить общее (по возможности, бесплатное) высшее образование. Сегодня около 4/5 выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений западных стран и России меняют свои первоначальные профессиональные ориентации и предпочтения12. Эта мобильность связана как с профессиональным самоопределением в процессе обучения в вузе, так и личным выбором более благоприятных условий другой профессиональной деятельности.

Особенность ценностных ориентаций заключается в том, что из факта их существования еще не следует автоматически активных действий субъекта по их реализации. Кроме того, молодежь находится на стадии становления ценностно-нормативной системы, причем не столько даже в порядке прямого наследования, а также давления объективных социально-экономических факторов - значительное влияние на личность молодых людей оказывает макросоциальная среда, в частности образовательная система. Вопрос заключается в том, какие ценностно-нормативные компоненты способна формировать образовательная система и каковы соответствующие педагогические условия.

10 См.: Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 83-90.

11 См.: Багдасарьян Н. Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе, или Ценность знания в обществе незнания // Педагогика. 2008. № 5.

12 См.: Вапилин Е.Г., Мулява О.Д., Кисин К.А. Отчисление курсантов: кто виноват, что делать? // Социологические исследования. 2007. № 7.

В этой связи можно указать на позитивный опыт13, показавший результативность формирования ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях. В предлагаемой модели необходимыми составляющими являются: рассмотрение человека в аксиологическом ключе, как высшей ценности общества, даже в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы; гуманизация отношений человек-человек с преодолением предубежденного, негативно-агрессивного восприятия личности осужденного; раскрытие значимости отечественной культуры в ее целостности светского и православного воззрений; включенность в субъектную учебно-познавательную и практическую деятельность с целью коррекции профессиональных ожиданий в сторону их реалистичности. Важно, что практические рекомендации данного исследования могут быть применены и в системе довузовского, профориентационного образования (для старшеклассников профильных классов), и в учебных центрах территориальных органов УИС.

Другим направлением формирования продуктивных во всех смыслах ценностных ориентаций в образовательных системах является работа по адаптации курсантов к условиям обучения и службы. Ее успешность определяется не только возможностями применения современных методик, информационных технологий, но и в значительной степени будет зависеть от умения и желания педагогов вести индивидуальную работу. В этой связи целесообразна специальная подготовка специалистов вузовских психологических служб, выступающих не только в роли практических психологов, но и координаторов общевузовской деятельности.

Получено 14.05.2009

13 Тарасиков М.С. Формирование у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.