УДК 343.83 T.A. SIMAKOVA*, O.I. YURINA**
ББК 67.409.022 С37
INVESTIGATION OF MOTIVATIONAL ORIENTATION OF THE GRADUATES OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN 2012
Аннотация: в статье дан анализ результатованке-тирования выпускников всех факультетовакадемии после прохождения преддипломной практики с целью изучения готовности служить в учреждениях УИС России, по итогам исследования предложенряд мер по развитию профессиональной подготовленности выпускниковАкадемии ФСИН России
Ключевые слова: анкетирование, предварительное распределение выпускников самооценка готовности выпускников к работе в учреждениях ФСИН России, профессиональное самоопределение, намерение работать в УИС, мотивы деятельности в УИС.
ТАТЬЯНА
АЛЕКСАНДРОВНА
СИМАКОВА*;
ОЛЬГА
ИГОРЕВНА
ЮРИНА**
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
2012 ГОДА
Annotation: this article analyzes the results of questionnaire survey of the graduates of all faculties of the Academy after pre-degree practice in order to examine the readiness to serve in prisons of Russia; according to the results of the examination a number of measures for the development of professional training of the graduates of the Academy of the Federal penal service of Russia is proposed.
Keywords: survey, the preliminary allocation of graduates, self-assessment of the readiness of graduates to work in the institutions of the Federal penal service of Russia, professional self-determination, work in prisons, motives for the work in the penal system.
В апреле 2012 г. в соответствии с планом организационно-практических мероприятий Академии ФСИН России на 2011/12 учебный год отделом психологического обеспечения учебно-воспитательной работы проведено анкетирование выпускников всех факультетовакадемии после прохождения преддипломной практики. Целью данного исследования являлось изучение готовности выпускников служить в учреждениях УИС России на заключительном этапе вузовской подготовки. Респондентами исследования являлись 282 слушателя выпускного курса Академии ФСИН России, в частности: юридический факультет- 153 чел.; экономический - 65 чел.; психологический факультет- 64 чел. В ходе исследования были изучены следующие параметры:
- предварительное распределение выпускников академии для прохождения преддипломной практики в учреждениях УИС России;
- самооценка готовности выпускников к работе в учреждениях ФСИН России;
- профессиональное самоопределение;
- намерение работать (не работать) в УИС;
- мотивы деятельности в УИС.
Актуальность проведенного исследования подтверждается тем, что в условиях реформирования ушловноитолнительнойсисгемы, направленного на повышение эффективности деятельности, приведение ее в соответствие с современными и пер-
* Кандидат психологическихнаук, доцент; ведущий научный сотрудникнаучно-исследовательскогоотдела научного центра;
** начальник отдела психологическогообеспеченияучебно-воспитательной работы (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
Педагогика и психология
Педагогика и психология
спективными потребностями, проявляющимися прежде всего в признании международных стандартов в области обращения с заключенными, возрастает значение оптимизации профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников УИС. Поиск эффективных форм и методов управления профессиональной подготовкойи пере-подготовкойвозможен при условии обеспечения активизации человеческогофактора в целях повышения эффективности функционирования УИС за счет всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативы. В связи с этим работа по отбору, подготовке и закреплению на службе молодых сотрудников является одной из основных составляющих процесса эффективного управления этой системой, входя в состав управленческо-кадровой политики.
У правленческо-кадровая политика уголовноисполнительной системы - это совокупность принципов, целей, задач, методов и направлений совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений УИС. Реформирование УИС в современных условиях во многом определяется качеством формирования высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного состава сотрудников, осуществляющих разноуровневые функции в уголовно-исполнительной сфере деятельности.
Организационная основа проведения деятельности по распределению выпускников для прохождения преддипломной практики должна учитывать специфику всей функционально-организационной системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Поскольку именно на этом этапе требуется соблюдение строгой иерархии, дисциплины, приближенной к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности, высокой степени риска, деятельность на этом этапе связана со сложным режимом труда, большой самоотдачей, постоянной психоэмоциональной напряженностью, непосредственными контактами с осужденными и криминальной субкультуройв их среде.
Сложность данного этапа профессиональной подготовки усугубляется и тем, что в ходе практики слушатели не только получают и апробируют навыки служебного поведения, но и решают задачи исследовательскогохарактера в контексте выполнения квалификационных работ.
В проведенном исследовании наиболее остро обозначилась проблема профессионального самоопределения слушателей выпускного курса академии. Так, в ходе исследования было
установлено, что 77 человек (27 %) выбрали бы другое учебное заведение, 16 человек (5,7 %) -другой факультет 30 человек (10,6 %) затруднились ответить на вопрос о правильности своего выбора учебного учреждения и факультета. Полученные данные свидетельствуют об актуальности более дифференцированного отбора кандидатов в УИС. Отбор кандидатов в уголовно-исполнительную систему должен осуществляться с учетом прошедших изменений в обществе, социально-экономической и политической сферах. Основу такого отбора должна составлять система профессиональной ориентации, представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройстваграждан в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребностей в специалистах для различных сфер деятельности. Цель профессиональной ориентации, проводимой в уголовно-исполнительной системе образовательными учреждениями ФСИН России, заключается в привлечении граждан к службе, а также комплектовании курсантами и слушателями образовательных учреждений. Важно при этом учитывать желание обучаться в образовательных учреждениях ФСИН России и проходить службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с тем, чтобы повысить качество отбора кандидатов для уголовно-исполнительной сферы деятельности.
Профессиональная ориентация личности представляет собой процесс, в ходе которого субъект получает по каналам межличностной, публичной и массовой коммуникации доступную информацию о профессии, в том числе об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Профессиональная ориентация имеет два аспекта: во-первых, в ходе ее формируется мотив выбора профессии; во-вторых, она направлена на формирование готовности к освоению профессиональными умениями, навыками, к приобретению и развитию профессиональной компетентности.
На решение о выборе профессии значительное влияние оказывают объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: экономический, политический, нравственный, информационный, которые определяют социальный престиж и обусловливают социально-личностный смысл будущейпрофесси-ональной деятельности. Большое значение при этом имеет общественное мнение. Субъектив-
ные факторы не нуждаются во внешних стимулах и источниках информации, они относительно изолированы от влияния макросреды. В качестве субъективных факторов прежде всего следует выделить принадлежность к трудовой династии, семейные трудовые традиции, личностный выбор, нравственные потребности, личностный интерес к определенной сфере человеческой жизнедеятельности.
В целом профессиональная ориентация должна носить комплексный характер, учитывать влияние на выбор профессии субъективных и объективных факторов и предусматривать реализацию социально-экономического, медикопсихологического и педагогического подходов.
Социально-экономический подход предполагает анализ потребности государства в сотрудниках уголовно-исполнительной системы, их подготовки с учетом качественных и количественных показателей ресурсов, изучение общественного мнения о социальной значимости и престиже сотрудников в сфере уголовно-исполнительной деятельности.
Медико-психологический подход подразумевает осуществление оценки индивидуально-психологических особенностей личности человека и их соответствие требованиям профессиональной деятельности, установление медицинских противопоказаний и на этой основе разработку рекомендаций по выбору профессии.
Педагогический подход предусматривает целенаправленное воспитание сотрудников активное формирование у них устойчивого интереса и желания работать в уголовно-исполнительной системе, подготовленности к обучению в образовательном учреждении, к будущейпро-фессиональной деятельности.
Оптимизация профессиональной ориентации возможна посредством комплексной реализации ресурсов информационного, педагогического и диагностического направлений.
Информационное направление профессиональной ориентации связано с необходимостью обеспечить потенциальных кандидатов, поступающих в учебные заведения и на службу, всесторонней и адекватной информацией по вопросам функционирования уголовно-исполнительной системы, о мерах правовой и социальной защиты сотрудников УИС. Особо важной задачей является пропаганда наиболее распространенных специальностей в соответствии с новыми требованиями в условиях реформирования.
Педагогическое направление предусматривает ознакомление с историей возникновения, развития и структурой уголовно-исполнительной
системы, разнообразными специальностями, потребностью в офицерах уголовно-исполнительной системы различного профиля подготовки, формами профессионального обучения, правилами приема в учебные заведения, условиями и особенностями деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, перспективами профессионального и служебного роста.
Диагностическое направление профессиональной ориентации связано с работой по всестороннему изучению инд ивидуально-психоло-гических качеств, физиологических возможностей, состояния здоровья и физического развития человека в процессе выбора профессии по специальностям, востребованным уголовно-исполнительной системой; оказанию непосредственной помощи в случаях, требующих перепрофилирования и дополнительного психологического сопровождения.
Исследование проблемы по изучению намерений слушателей выпускного курса работать в УИС показало следующие результаты: 200 выпускников академии 2012 г., что составляет 70,9 % от числа опрошенных, намерены работать в УИС России по специальности. 34 человека (12,1 % от числа опрошенных) планируют работать по специальности в других силовых структурах. 27 выпускников (9,6 % от числа опрошенных), скорее всего, поменяют специальность, но останутся служить в УИС.
Ежегодно территориальные органы УИС недополучают значительное количество специалистов из числа обучавшихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях ФСИН России. По данным НИИ ФСИН России, около 15 % курсантов увольняются в период обучения, из них каждый пятый - на последнем году обучения, по собственному желанию - около 60 % курсантов, по отрицательным мотивам - 23, за академическую неуспеваемость - 13, по болезни - 1, по иным причинам - около 3 %.
Процесс профессионального становления молодых сотрудников УИС представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов! профессиональной пригодности, профессиональной направленности, профессиональной подготовленности профессиональной адаптации, самоопределения в профессии, профессионального развития, профессиональной компетентности. Период профессионального становления молодого сотрудника УИС - это часть жизненного пути, когда человек активно и сознательно включается в новую для него сферу правоохранительной деятельно-
Педагогика и психология
Педагогика и психология
сти и соответствующуюсоциальную среду. В это время происходит усвоение и апробация норм и правил профессионального поведения, которые позволяютуспешно выполнять профессиональные задачи. От полноты разрешенности указанных задач во многом зависит решение о продолжении служебной деятельности, закреплении в органах УИС, о перспективах построения индивидуальной карьеры. Следует отметить, что в настоящее время система организации профессионального становления молодых специалистов требует дальнейшей научно-прикладной разработки.
В контексте изучения проблемы мотивации у будущих сотрудников УИС на заключительном этапе вузовской подготовки были проявлены некоторые противоречия, например одни и те же факторы (материально-финансовое обеспечение, социальное обеспечение, престижность службы в УИС) были отмечены как положительные, так и отрицательные; в качестве отрицательного мотивационного фактора было отмечено реформирование УИС. Эти противоречия могут быть объяснены тем, что у разных людей возникают различные оценочные суждения об одних и тех же явлениях. Так, материальное обеспечение сотрудников УИС жителями сельской местности может расцениваться как нормальное и высокое, а жителями крупных городов, мегаполисов - как низкое. В связи с этим хотелось бы затронуть вопрос не столько об ограниченности возможностей стимулирования труда сотрудников УИС, в части касающейся механизмов правового, организационного и пси-холого-педагогическогоаспектов регулирования профессиональной деятельности, сколько о дополнительных ресурсах, обладающих мотивационной нагрузкой, способных существенно влиять на служебную активность сотрудников
На основании изложенного целесообразными можно считать следующие предложения.
В будущем учебном году следует усилить координационную деятельность с территориальными управлениями Федеральной службы исполнения наказаний, в которых предварительно не были определены подразделения и должности.
Существует потребность в создании комплексной организационной программы, направленной на объединение разрозненных попыток решения этой проблемы со стороны практических органов, кадровых структур, учебных заведений. Отсутствие такой программы поддержки молодых специалистов на этапе вхождения в должность приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений ФСИН России распределяются без учета специальности и не получают должной поддержки на первых этапах самостоятельной профессиональной деятельности. В результате этого молодые специалисты испытывают разочарование в профессии, ощущение своей невостребованности, невозможности проявить самостоятельность. Отсюда появляется нежелание расти по службе, строить карьеру, стремиться к руководящим постам. Положение усугубляется тем, что начинающие сотрудники иногда усваивают негативный опыт, сомнительные традиции, подрывающие позитивные намерения, связанные с самореализацией личности в профессии.
Необходимодополнительно изучать социально-демографические показатели респондентов, имеющих положительную мотивацию на старших курсах, и учитывать эти показатели при отборе кандидатов для зачисления на учебу
В основе оптимизации системы стимулирования служебной деятельности должно лежать соблюдение следующих принципов: принцип личной заинтересованности, принцип сочетания материальных и моральных стимулов, принцип сочетания методов поощрения и порицания, принцип определенности или критериальной обоснованности желаемого поведения в условиях выполнения служебных обязанностей, принцип справедливости, принцип индивидуального и дифференцированного подхода, принцип своевременности, принцип гласности.
Психологическая составляющая направления совершенствования организации стимулирования служебнойдеятельности ориентирована на многообразие видов поощрения, избегания шаблонности, использование неординарных видов поощрения.