Научная статья на тему 'Исследование мотивационной направленности выпускников академии ФСИН России 2012 года'

Исследование мотивационной направленности выпускников академии ФСИН России 2012 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ / САМООЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ К РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАМЕРЕНИЕ РАБОТАТЬ В УИС / МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УИС / SURVEY / THE PRELIMINARY ALLOCATION OF GRADUATES / SELF-ASSESSMENT OF THE READINESS OF GRADUATES TO WORK IN THE INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / WORK IN PRISONS / MOTIVES FOR THE WORK IN THE PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Юрина Ольга Игоревна

в статье дан анализ результатов анкетирования выпускников всех факультетов академии после прохождения преддипломной практики с целью изучения готовности служить в учреждениях УИС России, по итогам исследования предложен ряд мер по развитию профессиональной подготовленности выпускников Академии ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Юрина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF MOTIVATIONAL ORIENTATION OF THE GRADUATES OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN 2012

this article analyzes the results of questionnaire survey of the graduates of all faculties of the Academy after pre-degree practice in order to examine the readiness to serve in prisons of Russia; according to the results of the examination a number of measures for the development of professional training of the graduates of the Academy of the Federal penal service of Russia is proposed.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивационной направленности выпускников академии ФСИН России 2012 года»

УДК 343.83 T.A. SIMAKOVA*, O.I. YURINA**

ББК 67.409.022 С37

INVESTIGATION OF MOTIVATIONAL ORIENTATION OF THE GRADUATES OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA IN 2012

Аннотация: в статье дан анализ результатованке-тирования выпускников всех факультетовакадемии после прохождения преддипломной практики с целью изучения готовности служить в учреждениях УИС России, по итогам исследования предложенряд мер по развитию профессиональной подготовленности выпускниковАкадемии ФСИН России

Ключевые слова: анкетирование, предварительное распределение выпускников самооценка готовности выпускников к работе в учреждениях ФСИН России, профессиональное самоопределение, намерение работать в УИС, мотивы деятельности в УИС.

ТАТЬЯНА

АЛЕКСАНДРОВНА

СИМАКОВА*;

ОЛЬГА

ИГОРЕВНА

ЮРИНА**

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

2012 ГОДА

Annotation: this article analyzes the results of questionnaire survey of the graduates of all faculties of the Academy after pre-degree practice in order to examine the readiness to serve in prisons of Russia; according to the results of the examination a number of measures for the development of professional training of the graduates of the Academy of the Federal penal service of Russia is proposed.

Keywords: survey, the preliminary allocation of graduates, self-assessment of the readiness of graduates to work in the institutions of the Federal penal service of Russia, professional self-determination, work in prisons, motives for the work in the penal system.

В апреле 2012 г. в соответствии с планом организационно-практических мероприятий Академии ФСИН России на 2011/12 учебный год отделом психологического обеспечения учебно-воспитательной работы проведено анкетирование выпускников всех факультетовакадемии после прохождения преддипломной практики. Целью данного исследования являлось изучение готовности выпускников служить в учреждениях УИС России на заключительном этапе вузовской подготовки. Респондентами исследования являлись 282 слушателя выпускного курса Академии ФСИН России, в частности: юридический факультет- 153 чел.; экономический - 65 чел.; психологический факультет- 64 чел. В ходе исследования были изучены следующие параметры:

- предварительное распределение выпускников академии для прохождения преддипломной практики в учреждениях УИС России;

- самооценка готовности выпускников к работе в учреждениях ФСИН России;

- профессиональное самоопределение;

- намерение работать (не работать) в УИС;

- мотивы деятельности в УИС.

Актуальность проведенного исследования подтверждается тем, что в условиях реформирования ушловноитолнительнойсисгемы, направленного на повышение эффективности деятельности, приведение ее в соответствие с современными и пер-

* Кандидат психологическихнаук, доцент; ведущий научный сотрудникнаучно-исследовательскогоотдела научного центра;

** начальник отдела психологическогообеспеченияучебно-воспитательной работы (Академия ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Педагогика и психология

Педагогика и психология

спективными потребностями, проявляющимися прежде всего в признании международных стандартов в области обращения с заключенными, возрастает значение оптимизации профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников УИС. Поиск эффективных форм и методов управления профессиональной подготовкойи пере-подготовкойвозможен при условии обеспечения активизации человеческогофактора в целях повышения эффективности функционирования УИС за счет всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативы. В связи с этим работа по отбору, подготовке и закреплению на службе молодых сотрудников является одной из основных составляющих процесса эффективного управления этой системой, входя в состав управленческо-кадровой политики.

У правленческо-кадровая политика уголовноисполнительной системы - это совокупность принципов, целей, задач, методов и направлений совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений УИС. Реформирование УИС в современных условиях во многом определяется качеством формирования высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного состава сотрудников, осуществляющих разноуровневые функции в уголовно-исполнительной сфере деятельности.

Организационная основа проведения деятельности по распределению выпускников для прохождения преддипломной практики должна учитывать специфику всей функционально-организационной системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Поскольку именно на этом этапе требуется соблюдение строгой иерархии, дисциплины, приближенной к военной, повышенной социальной и профессиональной ответственности, высокой степени риска, деятельность на этом этапе связана со сложным режимом труда, большой самоотдачей, постоянной психоэмоциональной напряженностью, непосредственными контактами с осужденными и криминальной субкультуройв их среде.

Сложность данного этапа профессиональной подготовки усугубляется и тем, что в ходе практики слушатели не только получают и апробируют навыки служебного поведения, но и решают задачи исследовательскогохарактера в контексте выполнения квалификационных работ.

В проведенном исследовании наиболее остро обозначилась проблема профессионального самоопределения слушателей выпускного курса академии. Так, в ходе исследования было

установлено, что 77 человек (27 %) выбрали бы другое учебное заведение, 16 человек (5,7 %) -другой факультет 30 человек (10,6 %) затруднились ответить на вопрос о правильности своего выбора учебного учреждения и факультета. Полученные данные свидетельствуют об актуальности более дифференцированного отбора кандидатов в УИС. Отбор кандидатов в уголовно-исполнительную систему должен осуществляться с учетом прошедших изменений в обществе, социально-экономической и политической сферах. Основу такого отбора должна составлять система профессиональной ориентации, представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройстваграждан в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребностей в специалистах для различных сфер деятельности. Цель профессиональной ориентации, проводимой в уголовно-исполнительной системе образовательными учреждениями ФСИН России, заключается в привлечении граждан к службе, а также комплектовании курсантами и слушателями образовательных учреждений. Важно при этом учитывать желание обучаться в образовательных учреждениях ФСИН России и проходить службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с тем, чтобы повысить качество отбора кандидатов для уголовно-исполнительной сферы деятельности.

Профессиональная ориентация личности представляет собой процесс, в ходе которого субъект получает по каналам межличностной, публичной и массовой коммуникации доступную информацию о профессии, в том числе об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Профессиональная ориентация имеет два аспекта: во-первых, в ходе ее формируется мотив выбора профессии; во-вторых, она направлена на формирование готовности к освоению профессиональными умениями, навыками, к приобретению и развитию профессиональной компетентности.

На решение о выборе профессии значительное влияние оказывают объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: экономический, политический, нравственный, информационный, которые определяют социальный престиж и обусловливают социально-личностный смысл будущейпрофесси-ональной деятельности. Большое значение при этом имеет общественное мнение. Субъектив-

ные факторы не нуждаются во внешних стимулах и источниках информации, они относительно изолированы от влияния макросреды. В качестве субъективных факторов прежде всего следует выделить принадлежность к трудовой династии, семейные трудовые традиции, личностный выбор, нравственные потребности, личностный интерес к определенной сфере человеческой жизнедеятельности.

В целом профессиональная ориентация должна носить комплексный характер, учитывать влияние на выбор профессии субъективных и объективных факторов и предусматривать реализацию социально-экономического, медикопсихологического и педагогического подходов.

Социально-экономический подход предполагает анализ потребности государства в сотрудниках уголовно-исполнительной системы, их подготовки с учетом качественных и количественных показателей ресурсов, изучение общественного мнения о социальной значимости и престиже сотрудников в сфере уголовно-исполнительной деятельности.

Медико-психологический подход подразумевает осуществление оценки индивидуально-психологических особенностей личности человека и их соответствие требованиям профессиональной деятельности, установление медицинских противопоказаний и на этой основе разработку рекомендаций по выбору профессии.

Педагогический подход предусматривает целенаправленное воспитание сотрудников активное формирование у них устойчивого интереса и желания работать в уголовно-исполнительной системе, подготовленности к обучению в образовательном учреждении, к будущейпро-фессиональной деятельности.

Оптимизация профессиональной ориентации возможна посредством комплексной реализации ресурсов информационного, педагогического и диагностического направлений.

Информационное направление профессиональной ориентации связано с необходимостью обеспечить потенциальных кандидатов, поступающих в учебные заведения и на службу, всесторонней и адекватной информацией по вопросам функционирования уголовно-исполнительной системы, о мерах правовой и социальной защиты сотрудников УИС. Особо важной задачей является пропаганда наиболее распространенных специальностей в соответствии с новыми требованиями в условиях реформирования.

Педагогическое направление предусматривает ознакомление с историей возникновения, развития и структурой уголовно-исполнительной

системы, разнообразными специальностями, потребностью в офицерах уголовно-исполнительной системы различного профиля подготовки, формами профессионального обучения, правилами приема в учебные заведения, условиями и особенностями деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, перспективами профессионального и служебного роста.

Диагностическое направление профессиональной ориентации связано с работой по всестороннему изучению инд ивидуально-психоло-гических качеств, физиологических возможностей, состояния здоровья и физического развития человека в процессе выбора профессии по специальностям, востребованным уголовно-исполнительной системой; оказанию непосредственной помощи в случаях, требующих перепрофилирования и дополнительного психологического сопровождения.

Исследование проблемы по изучению намерений слушателей выпускного курса работать в УИС показало следующие результаты: 200 выпускников академии 2012 г., что составляет 70,9 % от числа опрошенных, намерены работать в УИС России по специальности. 34 человека (12,1 % от числа опрошенных) планируют работать по специальности в других силовых структурах. 27 выпускников (9,6 % от числа опрошенных), скорее всего, поменяют специальность, но останутся служить в УИС.

Ежегодно территориальные органы УИС недополучают значительное количество специалистов из числа обучавшихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях ФСИН России. По данным НИИ ФСИН России, около 15 % курсантов увольняются в период обучения, из них каждый пятый - на последнем году обучения, по собственному желанию - около 60 % курсантов, по отрицательным мотивам - 23, за академическую неуспеваемость - 13, по болезни - 1, по иным причинам - около 3 %.

Процесс профессионального становления молодых сотрудников УИС представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов! профессиональной пригодности, профессиональной направленности, профессиональной подготовленности профессиональной адаптации, самоопределения в профессии, профессионального развития, профессиональной компетентности. Период профессионального становления молодого сотрудника УИС - это часть жизненного пути, когда человек активно и сознательно включается в новую для него сферу правоохранительной деятельно-

Педагогика и психология

Педагогика и психология

сти и соответствующуюсоциальную среду. В это время происходит усвоение и апробация норм и правил профессионального поведения, которые позволяютуспешно выполнять профессиональные задачи. От полноты разрешенности указанных задач во многом зависит решение о продолжении служебной деятельности, закреплении в органах УИС, о перспективах построения индивидуальной карьеры. Следует отметить, что в настоящее время система организации профессионального становления молодых специалистов требует дальнейшей научно-прикладной разработки.

В контексте изучения проблемы мотивации у будущих сотрудников УИС на заключительном этапе вузовской подготовки были проявлены некоторые противоречия, например одни и те же факторы (материально-финансовое обеспечение, социальное обеспечение, престижность службы в УИС) были отмечены как положительные, так и отрицательные; в качестве отрицательного мотивационного фактора было отмечено реформирование УИС. Эти противоречия могут быть объяснены тем, что у разных людей возникают различные оценочные суждения об одних и тех же явлениях. Так, материальное обеспечение сотрудников УИС жителями сельской местности может расцениваться как нормальное и высокое, а жителями крупных городов, мегаполисов - как низкое. В связи с этим хотелось бы затронуть вопрос не столько об ограниченности возможностей стимулирования труда сотрудников УИС, в части касающейся механизмов правового, организационного и пси-холого-педагогическогоаспектов регулирования профессиональной деятельности, сколько о дополнительных ресурсах, обладающих мотивационной нагрузкой, способных существенно влиять на служебную активность сотрудников

На основании изложенного целесообразными можно считать следующие предложения.

В будущем учебном году следует усилить координационную деятельность с территориальными управлениями Федеральной службы исполнения наказаний, в которых предварительно не были определены подразделения и должности.

Существует потребность в создании комплексной организационной программы, направленной на объединение разрозненных попыток решения этой проблемы со стороны практических органов, кадровых структур, учебных заведений. Отсутствие такой программы поддержки молодых специалистов на этапе вхождения в должность приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений ФСИН России распределяются без учета специальности и не получают должной поддержки на первых этапах самостоятельной профессиональной деятельности. В результате этого молодые специалисты испытывают разочарование в профессии, ощущение своей невостребованности, невозможности проявить самостоятельность. Отсюда появляется нежелание расти по службе, строить карьеру, стремиться к руководящим постам. Положение усугубляется тем, что начинающие сотрудники иногда усваивают негативный опыт, сомнительные традиции, подрывающие позитивные намерения, связанные с самореализацией личности в профессии.

Необходимодополнительно изучать социально-демографические показатели респондентов, имеющих положительную мотивацию на старших курсах, и учитывать эти показатели при отборе кандидатов для зачисления на учебу

В основе оптимизации системы стимулирования служебной деятельности должно лежать соблюдение следующих принципов: принцип личной заинтересованности, принцип сочетания материальных и моральных стимулов, принцип сочетания методов поощрения и порицания, принцип определенности или критериальной обоснованности желаемого поведения в условиях выполнения служебных обязанностей, принцип справедливости, принцип индивидуального и дифференцированного подхода, принцип своевременности, принцип гласности.

Психологическая составляющая направления совершенствования организации стимулирования служебнойдеятельности ориентирована на многообразие видов поощрения, избегания шаблонности, использование неординарных видов поощрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.