УДК 343.83 ББК 67.409.022 О-39
V.I. OGORODNIKOV
HUMAN RESOURCING WITHIN THE REFORMATION OF THE PENAL SYSTEM AT THE PRESENT TIME
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы планирования развития и использования персонала уголовно-исполнительной системы в современных условиях; специализации подготовкимолодых выпускников вузов ФСИН России; организации функционирования исправительных учреждений нового типа; изменения оргштатных мероприятий в новых структурных подразделениях УИС.
Ключевые слова: персонал органов и учреждений УИС, оргштатные мероприятия, работа с кадрами.
Annotation: in the article the author considers issues of planning of development and use of penal staff at the present time, specialization of staff training in higher education institutions of the Federal Penal Service of Russia; organization of functioning of correctional establishments of new type, restructuring of new units of penal system.
Key words: personnel of penal bodies and establishments, restructuring, staff development.
ВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ
ОГОРОДНИКОВ*
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развитие уголовно-исполнительной системы, направленное на повышение эффективности всех сторон ее функционирования, является основанием для проведения различного рода социальных экспериментов, важнейшее значение среди которых приобретают организационноуправленческие. Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, Концепция организации воспитательной работы с осужденными, Концепция развития психологическойслужбы УИС ориентируют не только на разработку организационной структуры центрального аппарата управления, но и на реорганизацию организационно-штатной деятельности территориальных органов и их структурных подразделений.
Реализация Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года потребует проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования, изучению особенностей, проблем и перспектив организации профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования и системы поддержания профессиональной компетентности работников УИС. Эти задачи ставит перед системой руководство ФСИН России.
Многофункциональность УИС порождает потребность в специалистах различного профиля, участвующих в исполнении наказаний или обеспечении служебной деятельности и функционирования органов и учреждений УИС. Проблемы организации уголовно-исполнительной
* Доктор юридических наук, доцент;
профессор кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Вектор управления
Вектор управления
практики, совершенствования управления органами и учреждениями, исполняющими наказания, и протекающими здесь сложнейшими социальными процессами, связанными с исправлением, ресоциализацией осужденных, всегда привлекали внимание отечественных и зарубежных ученых и практиков. Важнейшей задачей остается поиск оптимальных форм изменения социальной среды осужденных, с тем чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства положительного воспитательного воздействия на личность.
Существующая система исправительных учреждений складывалась в качестве неотъемлемой части государственногомеханизма промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, поэтому в российской теории и практике в качестве наиболее удачной формы организации среды осужденных был признан отряд, получивший широкое развитие с конца 50-х годов XX века. Создание отрядов и повсеместное утверждение отрядной системы связывалось с мерами, принимаемыми в государстве по укреплению законности и восстановлению в деятельности исправительных учреждений принципа «от тюрьмы к воспитательным учреждениям». На протяжении многих десятилетий развитие производства превалировало над другими задачами исправительных учреждений. В последние 10-15 лет благодаря изменениям в законодательстве и практике исполнения наказаний наметился процесс отхода от приоритета производственной деятельности в сторону собственно исполнения уголовного наказания.
Продолжается организационная и плановая работа, в том числе на концептуальном и законодательном уровнях. Определяя, какой будет новая тюрьма, необходимо в поле зрения постоянно держать следующие вопросы: какова норма жилой площади, каковы распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, привлечения к труду, проведения воспитательной работы, обучения, наложения взысканий и поощрения осужденных - словом, все то, что в настоящее время называется условиями отбывания наказания.
Кроме того, необходимо уточнить места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений, не забывая об их географическом положении. Пока представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там,
где есть развитое производство, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением. Далее необходимы обоснованные расчеты численности персонала исправительных учреждений всех видов с перспективами его сокращения за счет внедрения современных форм контроля не только за осужденными, но и за персоналом, методов воздействия на осужденных и технологий строительства, оборудования охраны и т. д.
В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагаются следующие мероприятия:
- определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе норм законодательства Российской Федерации и международной практики; установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными, лицами, содержащимися под стражей;
- подготовкаи переподготовкакадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины;
- подготовкаработников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;
- совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.
Перед руководством территориальных органов, образовательных учреждений ФСИН России стоят следующие задачи: установление научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов УИС; создание новой структуры обучения сотрудников УИС в части расширения возможностей для обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе по специальностям, по
которым подготовка специалистов пока не осуществляется, например в сфере охраны и конвоирования; организация специализированных учебных заведений, исключение территориального принципа их комплектования; обеспечение нормативно-методической и учебно-ме-тодическойдокументацией по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России; принятие мер по повышению социального статуса сотрудников УИС.
С учетом активизации исследований в сфере работы с кадрами следует отметить, что они качественно меняются и по своей направленности. Речь прежде всего идет о формировании достаточно самостоятельного направления, связанного с управлением персоналом в период проведения оргштатных мероприятий как в исправительных учреждениях (тюрьмах), колониях-поселениях, воспитательных колониях, так и в других структурных подразделениях ФСИН России.
Развитие и использование персонала в современных условиях заключаются в том, что кадры должны рассматриваться как решающее условие достижения стратегических целей организации . В связи с этим среди мер, призванных повысить эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы, первостепенное значение приобретает научно обоснованная организация работы с кадрами.
Приведение УИС в соответствие с современными потребностями российского общества и государства, общепринятыми международными стандартами невозможно без подготовки кадров, способных в принципиально новых социально-политических и экономическихуслови-ях выполнить эти масштабные и чрезвычайно сложные задачи.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года делается акцент на специализации выпускников образовательных учреждений ФСИН России, поскольку на современном этапе совершенствование системы ведомственного профессионального образования возможно только на основе проектирования новых моделей подготовки специалистов, отвечающих потребностям уголовно-исполнительной системы, обновления содержания образования и разработки современных технологий обучения, сочетающих традиционные методы передачи и закрепления учебной информации с новейшими достижениями педагогики.
Проводимая реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательствапо реорганизации системы исполнения наказаний существенно изменяет организационно-штатные структуры исправительных учреждений. Анализ структурной трансформации позволяет сделать вывод о том, что преобразование исправительных колоний в тюрьмы приведет к существенному реформированию их организационной структуры и штатной численности. Наибольшим изменениям будут подвергнуты отделы безопасности и дежурные службы. Отделы охраны, составляющие значительную долю от всей штатной численности исправительных учреждений, претерпят меньше изменений, так как периметр тюрем, а следовательно, количество постов, останутся прежними.
Таким образом, число сотрудников заступающих в дежурную смену в тюрьме с лимитом наполнения 800 осужденных, составит примерно 50 человек. Исходя из того что необходимо 4 дежурных смены, штатное расписание дежурной службы тюрьмы должно состоять минимально из 200 человек. В настоящее время численность дежурных частей и групп надзора исправительных учреждений составляет около 40-50 человек. В силу этого при переходе на систему отбывания лишения свободы в тюрьмах в индивидуальных камерах наполнением до 4 человек, размещенных в блоках по 30-35 камер, количество сотрудников отделов режима и дежурных служб необходимо увеличивать в 4 раза (с 40-50 до 200 человек). Данное обстоятельство позволит перераспределить сотрудников, высвободившихся из-за сокращения должностей в оперативных отделах, отделах воспитательной работы с осужденными, которое произойдет по причине поэтапного уменьшения числа лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В настоящее время во ФСИН России дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовкуи повышение квалификации) осуществляют Академия ФСИН России, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Самарский юридический институт, Вологодский институт права и экономики, Владимирский юридический институт ФСИН России. Ежегодный выпуск ведомственными образовательными учреждениями 3,7 тыс. квалифицированных специалистов в среднем лишь на 15 % обеспечивает возрастающие потребности УИС в кадрах. Суммарное количество выпускников очных и заочных
Вектор управления
Вектор управления
факультетов высших образовательных учреждений ФСИН России обеспечивает потребности учреждений и органов, исполняющих наказания, в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием только на 45-50 %, а до выпуска 2016 г. слушатели не будут иметь конкретную специализацию. Это обстоятельство свидетельствует о том, что кадровые ресурсы УИС наполовину пополняются из внешнего источника, следовательно, необходима профессиональная подготовка. Пополнение категории старшего и среднего начальствующего состава УИС осуществляется в основном из гражданских организаций и образовательных учреждений, а также из других силовых структур. Комплектование медицинских должностей в полном объеме происходит за счет выпускников образовательных учреждений Минздравсоцразвития России.
Увеличение объема подготовки высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат как основной уровень профессионального образования в настоящее время считается одним из концептуальных направлений кадрового обеспечения УИС. Вместе с тем планируемый переход образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на подготовку бакалавров с конкретным профилем может привести к снижению престижа получения высшего образования в учебных заведениях УИС, а абитуриентов - отпугнуть получение «ведомственного» диплома.
Важная роль в системе профессиональной подготовки кадров отводится образовательным учреждениям начального и дополнительного профессионального образования. Указанными образовательными учреждениями осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников УИС. Вместе с тем приходится констатировать, что планы профессиональной подготовки нередко выполняются не полностью.
Реформирование УИС потребуетсуществен-ных изменений и в системе дополнительного профессионального образования. Заинтересованные управления ФСИН России совместно с ее территориальными органами проработали вопрос о плановой подготовке и переподготовке, а также повышении квалификации сотрудников, которые будут работать в тюрьмах нового типа, что обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, в соответствии с концептуальными направлениями реформирования и развития УИС запланирован переход к содержанию осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях нового типа с определенными условиями содержания.
Во-вторых, реформа уголовного и уголовноисполнительного законодательства, связанная с преобразованием исправительных колоний в тюрьмы различного вида содержания, а воспитательных колоний - в воспитательные центры, повлечет за собой существенные изменения штатных расписаний подразделений УИС за счет увеличения численности отделов режима, психологов, социальных работников и потенциального сокращения отдельных должностных групп в связи с передачей оперативных и противопожарных функций в ведение профильных министерств1. Это потребует изменений в системе профессионального обучения персонала, в научно-практических подходах к этой деятельности, в частности в связи с изменением программ подготовки специалистов. Например, в настоящее время численность сотрудников подразделений надзора составляет 76 тыс. человек, из них около 6 тыс. - сотрудники территориальных органов УИС. В исправительных колониях проходят службу около 33 тыс. сотрудников, осуществляющих надзор. При реорганизации системы исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, численность данной штатной категории увеличится примерно в 4 раза и составит 120-130 тыс. человек при существующем количестве осужденных и 60-65 тыс. при сокращении их числа в 2 раза. В исправительных учреждениях нового типа существенно возрастет роль социальных работников и психологов, что также отразится на их численности в сторону увеличения примерно на 1500 человек2.
Рост количества должностей в подразделениях режима, уголовно-исполнительных инспекциях и социальных службах потребуетперепод-готовки значительного числа сотрудников ранее работавших в оперативных отделах, отделах воспитательной работы с осужденными. Речь идет о 6-10-месячной переподготовкеначаль-ников отрядов на психолога или социального работника. Альтернативой этому может стать отбор на договорной основе из образовательных учреждений, не входящих с систему ФСИН России, студентов4-5-х курсов для замещения должностей в учреждениях УИС. Однако это по-требуеторганизации начального профессионального образования данной категории в учебных
центрах (пунктах) ФСИН России, но не все институты повышения квалификации и учебные центры к этому готовы.
В настоящее время доля сотрудников, проходящих переподготовкув целом по УИС, невысока. Следовательно, учебным центрам надо разработать соответствующие программы профессиональной подготовки. Подобным образом обстоят дела и с профессиональным обучением ряда востребованных в ближайшей перспективе категорий сотрудников.
Повышение квалификации сотрудниковУИС проводится по конкретной специализации не реже одного раза в пять лет - необходимо в переходный период это оставить, а затем сократить до трех лет. Таким образом, количество сотрудников ФСИН России, которых следует направить на курсы повышения квалификации после переходного периода, должно увеличиться почти в два раза, что необходимо учесть в решении кадрового обеспечения органов и учреждений ФСИН России. Значит, нужно увеличить количество образовательных учреждений, занимающихся дополнительным профессиональным образованием, особое внимание обратив на Сибирский регион.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что потребность в профессиональной подготовке и повышении квалификации сотрудников УИС значительно увеличится по сравнению с ежегодным объемом работы, выполняемым учебными центрами и образовательными учреждениями ФСИН России. Указанные обстоятельства потребуют увеличения числа сотрудников, обучающихся в учебных центрах (пунктах) по всем видам обучения, а также совершенствования программ обучения, что приведет, возможно, к выделению дополнительной штатной численности преподавательского состава учебных центров (пунктов) и повышению требований к их квалификации.
В-третьих, в связи с увеличением размеров окладов месячного денежного содержания сотрудников УИС заманчивым направлением для стабилизации кадрового потенциала в органах и
учреждениях ФСИН России является процесс увеличения числа абитуриентов в образовательных учреждениях из числа молодежи, отслужившей в рядах Вооруженных Сил России, в том числе ранее принятых на службу в УИС. Им необходимо предоставить некоторые льготы:
1) установить минимум баллов по ЕГЭ, с проведением собеседования, после чего рекомендовать на обучение по той или иной специализации. С 1 января 2013 г. оклад курсанта составляет 6500 руб., оклад за звание «рядовой внутренней службы» - 5000 руб. плюс 30 % за сложность и напряженность. Таким образом, денежное содержание выплачивается в пределах 11-13 тыс. руб., что обеспечит курсанту (слушателю) нормальное проживание даже при условии съема жилого помещения;
2) присваивать при поступлении специальное звание на ступень выше - это дополнение к денежному содержанию. Лица, которые поступают на учебу с аттестованной должности, согласно нормативным документам сохранят денежное содержание (оклад по должности и оклад за звание). Вероятность того, что те лица, которые устроились работать в органы и учреждения УИС до поступления в образовательное учреждение, после его окончания продолжат службу в уголовно-исполнительной системе, имеется;
3) в связи с увеличением численности подразделений охраны и необходимостью использования технических средств охраны следует проработать вопрос с Минобороны России об открытии военно-учетной специальности командира взвода охраны нашим выпускникам в военных комиссариатах. Даже если их призовут на службу в армию, то после нее выпускник в большинстве случаев вернется доработать выслугу лет, дающую право на пенсию, в любую правоохранительную систему.
Считаем, что перечисленные меры могут положительно повлиять на стабилизацию кадрового потенциала в органах и учреждениях УИС и повысить закрепляемость выпускников образовательных учреждений ФСИН России.
Список использованнойлитературы
1 См.: О специализации образовательных учреждений ФСИН России: распоряжение ФСИН России от 16 февраля 2010 г. № 31-р.
2 См.: Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая модель (авторский вариант) / под общ. ред. А.А. Реймера М.; Рязань, 2009. С. 46-48.
Вектор управления