Научная статья на тему 'Совершенствование механизма профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования УИС'

Совершенствование механизма профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PENAL SYSTEM / PRISON STAFF TRAINING / RETRAINING / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огородников Владимир Иванович, Долинин Александр Юрьевич

в статье рассматриваются особенности, проблемы и перспективы организации профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования УИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огородников Владимир Иванович, Долинин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PRISON STAFF TRAINING UNDER PRISON REFORM IN RUSSIA

the article deals with peculiarities, challenges and prospects of the prison staff training under Prison reform in Russia

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования УИС»

УДК 343.83 ББК 67.409.022 О-39

V.l. OGORODNIKOV*, A.Ju. DOLININ**

DEVELOPMENT OF THE PRISON STAFF TRAINING UNDER PRISON REFORM IN RUSSIA

Аннотация: в статье рассматриваются особенности, проблемы и перспективы организации профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования УИС.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, профессиональное образование, переподготовка, повышение квалификации.

Annotation: the article deals with peculiarities, challenges and prospects of the prison staff training under Prison reform in Russia.

Key words: penal system, prison staff training, retraining, improvement of professional skills.

ВЛАДИМИР

ИВАНОВИЧ

ОГОРОДНИКОВ*,

АЛЕКСАНДР

ЮРЬЕВИЧ

ДОЛИНИН**

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ВУСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

УИС

Реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г. потребует проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования в УИС и системы поддержания профессиональной компетентности работников УИС. Эти задачи ставит перед системой руководство ФСИН России1. В связи с этим считаем своевременным рассмотреть особенности, проблемы и перспективы организации профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования УИС.

В настоящее время система профессионального обучения кадров УИС России базируется на образовательных учреждениях следующих категорий:

- высшие и средние специальные учебные заведения страны, не входящие в систему образовательных учреждений МВД, МЧС и ФСИН России;

- высшие образовательные учреждения МВД, МЧС и ФСИН России;

- учреждения дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) ФСИН России: Санкт-Петербургский институт повышения квалификации, межрегиональный учебный центр, учебные центры (пункты) при территориальных органах ФСИН России.

В то же время на фоне положительной динамики своего развития существующая структура профессионального образования не в полной мере отвечает возрастающим потребностям практики.

Многофункциональность УИС порождает потребность в специалистах различного профиля, участвующихв исполнении наказаний или обеспечении служебной деятельности. Вместе с тем в образовательные учреждения ФСИН

* Доктор юридических наук, доцент, начальник психологического факультета,

** кандидат юридических наук, ученый секретарь ученого совета (Академия ФСИН России).

E-mail: [email protected]

Я

Реф§рмир§ва§ие уг§л§в§§-исп§л§итель§§й системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

России зачисляется по всем формам и уровням обучения лишь около 3700 чел., из них 1460 - по очной и 2240 - заочной формам. Так, образовательными учреждениями ФСИН России для УИС в 2009 г. подготовлен 1171 специалист2. Всего за счет средств федерального бюджета в образовательных учреждениях ФСИН России обучается около 16,5 тысячи курсантов и слушателей.

Ежегодный выпуск ведомственными образовательными учреждениями 3,7 тыс. квалифицированных специалистов в среднем лишь на 15 % обеспечивает возрастающие потребности УИС в кадрах. Суммарное количество выпускников очных и заочных факультетов высших образовательных учреждений ФСИН России обеспечивает потребности учреждений и органов, исполняющих наказания, в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием только на 45-50 %. Это обстоятельство свидетельствует о том, что кадровые ресурсы УИС наполовину пополняются из внешнего источника и не являются воспитанниками ведомственных образовательных учреждений. Пополнение категории старшего и среднего начальствующего состава УИС осуществляется в основном из гражданских организаций и образовательных учреждений, а также из других силовых структур. Комплектование медицинских должностей в полном объеме происходит за счет выпускников образовательных учреждений Минздравсоцразвития России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующаяструктура профессионального образования лишь наполовину обеспечивает потребность подразделений УИС в кадрах.

Подписание Болонской декларации и взятие Российской Федерацией обязательств до 2010 г. интегрироваться в европейское образовательное пространство с переходом на двухуровневую систему подготовки кадров по программам высшего профессионального образования (бакалавр, 4 года обучения, и магистр, 6 лет обучения) предполагает в ближайшие годы осуществить поэтапный переход образовательных учреждений ФСИН России на указанную систему обучения

Увеличение объема подготовки высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат как основной уровень профессионального образования в настоящее время считается одним из концептуальных направлений кадрового обеспечения УИС3.

Вместе с тем планируемый переход образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на подготовку бакалавров с конкретным профилем может привести к снижению престижа получения высшего образования в учебных заведениях УИС, а абитуриентов может отпугнуть получение «ведомственного) диплома.

Кроме того, в Концепции развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы на период до 2011 г. отмечается низкий уровень специализации высшего профессионального образования сотрудников УИС. В связи с этим в настоящее время утверждена специализация (профиль) образовательных учреждений ФСИН России по подготовке кадров для УИС4.

Важная роль в системе профессиональной подготовки кадров отводится образовательным учреждениям начального и дополнительного профессионального образования. Указанными образовательными учреждениями осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников УИС. Вместе с тем в настоящее время приходится констатировать, что планы профессиональной подготовкичасто выполняются не полностью.

Реформирование УИС потребует существенных изменений и в системе дополнительного профессионального образования. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в соответствии с концептуальными направлениями реформирования и развития УИС запланирован переход к содержанию осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях нового типа с определенными условиями содержания.

Реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, связанная с преобразованием исправительных колоний в тюрьмы различного вида содержания, а колоний-поселений - в исправительные центры, повлечет за собой существенные изменения штатных расписаний подразделений УИС за счет увеличения численности отделов режима, психологов, социальных работников, сотрудниковуголовно-исполнительных инспекций и потенциального сокращения отдельных должностных групп в связи с передачей оперативных и противопожарных функций в ведение профильных министерств5. Это потребует изменений в системе профессионального обучения персонала, в научно-практических подходах к этой деятельности, в частности в связи с изменением программ подготовки специалистов.

Например, в настоящее время численность сотрудников подразделений надзора составляет 76 тыс. человек, из них около 6 тыс. - сотрудники территориальных органов УИС. В исправительных колониях проходят службу около 33 тыс. сотрудников, осуществляющих надзор. При реорганизации системы исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, численность данной штатной категории увеличится примерно в 4 раза и составит 120-130 тыс. чел. при существующем количестве осужденных и 60-65 тыс. при сокращении их числа в 2 раза. В исправительных учреждениях нового образца существенно возрастает роль социальных работников и психологов, что также отразится на их численности в сторону увеличения примерно на 1500 чел6.

Рост количества должностей в подразделениях режима, уголовно-исполнительных инспекциях и социальных службах потребует переподготовки значительного числа сотрудников, ранее работавших в оперативных отделах, отделах по воспитательной работе с осужденными, в том числе речь идет о 3-6-месячной переподготовке начальников отрядов в сегодняшних колониях на психолога или социального работника. Альтернативой этому может стать отбор на договорной основе из образовательных учреждений, не входящих с систему ФСИН России, студентов 4-5-х курсов для замещения должностей в учреждениях УИС. Однако это потребует организации начального профессионального образов ания этой категории в учебных центрах (пунктах) ФСИН России.

В настоящее время доля сотрудников проходящих переподготовку, в целом по УИС невысока. Следовательно, учебными центрами не разработаны соответствующие программы профессиональной подготовки Подобным образом обстоят дела и с профессиональным обучением ряда востребованных в ближайшей перспективе категорий сотрудников

В связи с этим целесообразно на базе психологического факультета Академии ФСИН России образовать кафедру педагогики и психологии девиантного поведения для подготовки специалистов с квалификацией педагог-психолог или педагог-психолог-практик на замену начальников отрядов в тюрьмах.

Во-вторых, в перспективе возникнет необходимость приведения ведомственной нормативной базы в соответствие с требованиями федерального законодательства. Следствием этого станет значительное увеличение количества сотрудников УИС, направляемых на обу-

чение. Так, в соответствии с федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственнойслужбы) и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено повышение квалификации государственных служащих по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. В настоящее время повышение квалификации сотрудниковУИС проводится по конкретной специализации или должности не реже одного раза в пять лет7. Таким образом, количество сотрудников ФСИН России, которых необходимо направить на курсы повышения квалификации, должно увеличиться почти в два раза.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что потребность в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудниковУИС значительно возрастет по сравнению с ежегодным объемом работы, выполняемым учебными центрами УИС. Указанные обстоятельства потребуют увеличения числа сотрудников обучающихся в учебных центрах (пунктах) по всем видам обучения, а также усовершенствования программ обучения, что приведет к выделению дополнительной штатной численности преподавательского состава учебных центров (пунктов) и повышению требований к их квалификации.

Анализ нормативно-организационных материалов, связанных с реформированием УИС, которое повлечет за собой изменения в системе профессионального обучения сотрудников УИС, позволил сформулировать предложения по повышению профессиональной компетентности сотрудниковУИС.

По нашему мнению, эта деятельность должна осуществляться на уровне ФСИН России, образовательных учреждений начального, дополнительного и высшего профессионального образования ФСИН России, а также территориальных органов УИС и учреждений, исполняющих наказания.

На уровне ФСИН России необходимо реализовать следующие направления развития профессионального образования сотрудниковУИС:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей штатно-должностное построение исправительных учреждений нового типа, квалификационные требования к сотруд никам УИС, организацию профессионального образования сотрудников УИС, в частности:

а) разработка и внедрение в практику научно обоснованных методик расчета штатной численности персонала органов и учреждений

Реформирование уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

УИС, служб ФСИН России, гарантирующей максимальную эффективность деятельности с учетом оптимальной нагрузки на сотрудников, и утверждение на этой основе типовых структур и штатов исправительных учреждений нового типа. Это позволит определить должностные категории сотрудников УИС, потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала как в целом по УИС, так и по конкретным территориальным органам и учреждениям УИС;

б) разработка, нормативное закрепление и внедрение дифференцированных квалификационных требований к различным категориям должностей сотрудниковорганов и учреждений УИС, профессорско-преподавательского и научного состава образовательных учреждений и научно-исследовательскихучреждений ФСИН России, а также кандидатов на службу в УИС. Применение научно обоснованных квалификационных требований позволит разработать новые или оптимизировать существующие программы подготовки специалистов для УИС, реализуемые в образовательных учреждениях всех видов;

в) приведение ведомственной нормативной базы, регламентирующей профессиональное образование сотрудников УИС, в соответствие с требованиями федерального законодательства в части сокращения сроков между повышением квалификации сотрудников с пяти до трех лет;

2) разработка и утверждение примерных учебных и тематических планов и программ курсового обучения для каждой категории сотрудников УИС в соответствии с потребностями УИС и утвержденными квалификационными требованиями к сотрудникам;

3) развитие системы образовательных учреждений начального и дополнительного профессионального образования в части увеличения штатной численности постоянного и переменного состава учебных центров (пунктов), создания межрегиональных учебных центров, которые будутобеспечивать многопрофильную подготовку сотрудников УИС в федеральных округах.

Образовательным учреждениям высшего профессионального образования ФСИН России необходимо:

1) переработать рабочие учебные планы специальностей, реализуемых в образовательных учреждениях ФСИН России, с учетом определенной специализации (профиля) вузов, осуществляющих подготовку специалистов для основных подразделений (служб) ФСИН России;

2) активизировать работу по внедрению системы дистанционного обучения сотрудниковУИС.

В Концепции развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы на период до 2011 г. отмечается, что заочное обучение в ведомственных вузах для закрепления профессиональных кадров в УИС оказывается даже более эффективным, чем очное.

«Исключительная (часто недооцениваемая) роль в профессиональной подготовке должна принадлежать обучению в вузах без отрыва от службы (заочное обучение)»8. Однако заочное обучение связано с определенными трудностями организационно-финансового характера, поэтому система дистанционного обучения признана одним из перспективных направлений повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудниковУИС;

3) развитие системы ранней профессиональной ориентации молодежи за счет увеличения числа колледжейУИС, лицеев, специализированных классов (групп) общеобразовательных школ и оптимизации их деятельности с целью привлечения абитуриентов и организации качественного отбора в образовательные учреждения.

Образовательным учреждениям начального и дополнительного профессионального образования ФСИН России необходимо:

1) разработать (переработать) программы профессиональной подготовкии повышения квалификации востребованных в ближайшей перспективе, связанной с реформированием УИС, категорий сотрудников служб охраны, конвоирования, режима и надзора. Актуальность этого направления связана в том числе с созданием системы противодействия преступным проявлениям осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов УИС, формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора9;

2) организовать повышение квалификации и профессиональной переподготовки преподавательского состава образовательных учреждений начального и дополнительного профессионального образования.

Повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной составляющей в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников УИС являются одними из важных направлений кадрово-

го обеспечения реформирования УИС10, поэтому преподаватели должны обладать необходимым запасом теоретических и практических знаний, умений и навыков, необходимых для качественного проведения занятий и подробного освещения изучаемых вопросов.

На уровне территориальных органов и учреждений УИС нужно обеспечить:

- выполнение плана профессиональной подготовки, переподготовкии повышения квалификации сотрудниковУИС, плана-графика проведения учебных сборов;

- обязательное прохождение начальной профессиональной подготовки в учебных центрах

(пунктах) территориальных органов УИС сотрудниками, впервые принятыми на службу

- увеличение численности и видов категорий сотрудников, обучающихся в системе переподготовки и повышения квалификации ФСИН России;

- выполнение нормативных требований по комплектованию образовательныхучреждений высшего профессионального образования ФСИН России.

Реализация предложенных направлений совершенствования профессионального образования сотрудников УИС позволит сформировать высокопрофессиональный кадровый состав органов и учреждений УИС, способный эффективно решать стоящие перед системой задачи.

1 См.: Реймер А.А. Светлое тюремное будущее докл. науч.-практ конф. по вопросам реформирования УИС (г. Москва, 10 сентября 2009 г.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 10.

2 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2009 г. и задачах на 2010 г.: протокол заседания коллегии Федеральной службы исполнения наказаний от 19 февраля 2010 г. № 1.

3 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г.: проект М., 2010.

4 См.: О специализации образовательныхучреждений ФСИН России: распоряжение ФСИН России от 16 февраля 2010 г. № 31-р.

5 См.: Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретическая модель (авт. вариант) / под общ. ред. А.А. Реймера. М.; Рязань, 2009. С. 46-48.

6 См.: Там же. С. 47-48.

7 См.: Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 11 апреля 2007 г. № 73.

8 Концепция развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы на период до 2011 года. М., 2007.

9 См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года: проект

10 См.: Там же.

Реформирование уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.