ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ОГОРОДНИКОВ,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры управления и организации деятельности УИС
(Академия ФСИН России), e-mail: ogorodnikov_v.i.@yandex.ru; ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЛЕТУНОВ,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом (Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина),
e-mail: letunov@ramber.ru © Огородников В. И., Летунов В. Н., 2015
КАДРЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Реферат: основными нормативно-правовыми документами, касающимися кадрового потенциала, являются: государственная программа Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312, и Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Перечисленные нормативно-правовые акты регулируют и совершенствуют процесс развития УИС и ее эффективность.
Реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года потребует проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования, рассмотрению особенностей, проблем и перспектив организации профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования и системы поддержания профессиональной компетентности работников УИС. Эти задачи ставит перед системой руководство ФСИН России. Потребуется переподготовка значительного числа сотрудников, ранее работавших в оперативных отделах, отделах по воспитательной работе с осужденными и т. д.
Перед руководителями территориальных органов, образовательных учреждений в первую очередь стоят следующие задачи, требующие быстрого решения и внедрения в исправительные учреждения УИС: разработка научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов УИС; изменение структуры обучения сотрудников УИС в плане расширения возможностей для организации обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе по специальностям, по которым подготовка специалистов недостаточно осуществляется, например в сфере охраны и конвоирования; специализация учебных заведений, исключение территориального принципа их комплектования; разработка новой и переработка действующей нормативно-методической и учебно-методической документации по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России; обеспечение повышения социального статуса сотрудников УИС.
Необходимое развитие уголовно-исполнительной системы в целях приведения ее в соответствие с современными потребностями российского общества и государства, общепринятыми международными стандартами невозможно без подготовки кадров, способных в принципиально новых социально-политических и экономических условиях выполнить эти масштабные и чрезвычайно сложные задачи и изменить, улучшить функционирование ее структурных подразделений.
В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:
определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными лицами, содержащимися под стражей;
подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины;
подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;
УДК 343.83 ББК 67.409.022 О-39
совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.
Ключевые слова: кадры, персонал органов и учреждений УИС, организационно-штатные мероприятия, изменения в план отбора кандидатов на учебу и работу, направление работы с кадрами (прием, обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
Мероприятия, разработанные и принятые государственной программой Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацией от 15 апреля 2014 г. № 312, и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, направлены на совершенствование процесса развития УИС.
Сегодня человек-сотрудник в своей профессиональной деятельности становится личностью, полноценным субъектом общественных отношений. Профессия является важных фактором и условием развития индивидуальных способностей, роста интеллекта самого человека, в ней он обретает свою социальную силу, становится хозяином своей судьбы, но одновременно с этим профессия до некоторой степени ограничивает деятельность человека, «замыкает» его определенной конкретной областью деятельности, делает его «частичным» человеком, выступает как сугубо константный фактор его бытия.
Трудовая функция как сумма знаний и навыков, как совокупность обязанностей всегда индивидуальна, профессия всегда персонифицирована, личност-на, индивидуальна. Трудовые функции изменчивы и подвижны. Они могут появляться и исчезать, в то время как профессии устойчивы, постоянны. Роль трудовых функций состоит в том, что они составляют базу для формирования и образования профессий и специальностей в своей совокупности.
Реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года потребует проведения комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования, рассмотрению особенностей, проблем и перспектив организации профессионального обучения сотрудников в условиях реформирования и системы поддержания профессиональной компетентности работников УИС. Эти задачи ставит перед системой руководство ФСИН России. Данная деятельность первостепенна и необходима.
Потребуется переподготовка значительного числа сотрудников, ранее работавших в оперативных отделах, отделах по воспитательной работе с осужденными и т. д. Альтернативой этому может
стать отбор на договорной основе из образовательных учреждений, не входящих с систему ФСИН России, студентов 4-5-го курсов для замещения должностей в учреждениях УИС. Однако это потребует организации профессионального образования этой категории в учебных центрах (пунктах) ФСИН России, но не все институты повышения квалификации и учебные центры к этому готовы.
Необходимо увеличение количества образовательных учреждений, занимающихся дополнительным профессиональным образованием.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что потребность в профессиональной подготовке и повышении квалификации сотрудников УИС значительно увеличится. Указанные обстоятельства потребуют увеличения числа сотрудников, обучающихся в учебных центрах (пунктах) по всем видам обучения, а также увеличения и усовершенствования программ обучения, что, возможно, приведет к выделению дополнительной штатной численности преподавательского состава учебных центров (пунктов) и повышению требований к их квалификации.
Представляется, что эта деятельность должна осуществляться на уровне ФСИН России, образовательных учреждений начального, дополнительного и высшего профессионального образования ФСИН России, а также территориальных органов УИС и учреждений, исполняющих наказания.
Перед руководителями территориальных органов, образовательных учреждений в первую очередь стоят следующие задачи, требующие быстрого решения и внедрения в исправительные учреждения УИС: разработка научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов УИС; изменение структуры обучения сотрудников УИС в плане расширения возможностей для организации обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в том числе по специальностям, по которым подготовка специалистов в настоящее время недостаточно осуществляется, например в сфере охраны и конвоирования; специализация учебных заведе-
ний, исключение территориального принципа их комплектования; разработка новой и переработка действующей нормативно-методической и учебно-методической документации по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России; обеспечение повышения социального статуса сотрудников УИС [1].
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития УИС, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую ее функционирование.
Необходимое развитие уголовно-исполнительной системы в целях приведения ее в соответствие с современными потребностями российского общества и государства, общепринятыми международными стандартами невозможно без подготовки кадров, способных в принципиально новых социально-политических и экономических условиях выполнить эти масштабные и чрезвычайно сложные задачи и изменить, улучшить функционирование ее структурных подразделений. В связи с этим возникает ряд проблем.
1. Комплектование на должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава идет без имеющейся специализации выпускников вузов ФСИН России, не говоря уже о том, что скоро вузы будут выпускать бакалавров, специалистов. Какие должности они будут занимать в структурных подразделениях ФСИН России? Как нам необходимо изменить квалификационный справочник в соответствии с полученным образованием?
2. Руководство ФСИН России устойчиво предлагает проводить набор кандидатов на должности среднего состава лиц после окончания гражданских вузов, из-за чего в образовательных учреждениях ФСИН России был сокращен набор по специальности «Социальный работник», хотя материалы Государственной программы Российской Федерации «Юстиция» говорят о том, что в настоящее время непосредственную работу с осужденными в местах лишения свободы осуществляют 2,5 тыс. психологов, более 1 тыс. социальных работников и 6,6 тыс. начальников отрядов. Психологическая помощь осужденным осуществляется на добровольной основе. Психологическое обследование ежегодно проходят 94 % осужденных и до 80 % подозреваемых и обвиняемых. Ежегодно с участием психологов разрешается более 7 тыс. конфликтов. Благодаря целенаправленной психопрофилактической ра-
боте с личным составом количество суицидов за прошедшие 3 года сократилось на 9 %.
Для повышения эффективности работы уголовно-исполнительной системы требуется доведение численности психологов и социальных работников в местах лишения свободы до 5 тыс. сотрудников в каждой из указанных служб. Однако как можно довести число сотрудников - социальных работников за 3 года с 1 тыс. до 5 тыс. с помощью выпускников только гражданских вузов, если после приема их в систему УИС они должны будут пройти подготовку для службы в ее органах и учреждениях, как минимум, в 4-месячный срок. Возникают также временные и финансовые составляющие.
3. Проводимые организационно-штатные мероприятия по оптимизации штатной численности в ведущих службах уголовно-исполнительной системы с учетом состояния, динамики и прогноза численности осужденных, увеличения объема работы, обусловленных состоянием криминологической ситуации, а также ввода в действие новых и реконструкции действующих учреждений уголовно-исполнительной системы не укрепили кадровый ресурс учреждений, исполняющих наказания.
Проводя оптимизацию штатной численности, руководители территориальных органов, выполняя стоящие перед ними задачи, больше проводили сокращение штатов для выполнения плановых показателей, из-за чего данный процесс оптимизации персонала прошел совсем не безболезненно и не по тем службам, которые этого заслуживают. В результате были сокращены сотрудники, имеющие выслугу лет, но имеющие самый трудоспособный возраст, и, как следствие, остались лица, у которых стаж службы чуть превышает 5-7 лет (в календарном исчислении).
Запоздалые финансовые вливания подняли уровень жизни сотрудников, но престиж службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы остался на том же уровне.
Наибольшим преобразованиям будут подвергнуты отделы безопасности и дежурные службы образуемых тюрем. Отделы охраны, также составляющие значительную долю от всей штатной численности исправительных учреждений, менее претерпят изменения, так как периметр тюрем, а следовательно, и количество постов останутся прежними [1]. Например, количество сотрудников, заступающих в дежурную смену в тюрьме с лимитом наполнения 800 осужденных, составляет примерно 50 человек. Исходя из того что необходимо 4 дежурных смены, штатное расписание дежурной службы тюрьмы должно состоять минимально из 200 человек. В настоящее время численность дежурных час-
тей и групп надзора исправительных учреждений около 40-50 человек. В силу этого при переходе на систему отбывания лишения свободы в тюрьмах в индивидуальных камерах до 4 человек, размещенных в блоках по 30-35 камер, количество сотрудников отделов режима и дежурных служб необходимо увеличивать в 4 раза (с 40-50 до 200 человек) [3, с. 86-88]. Данное обстоятельство позволит перераспределить сотрудников, высвободившихся из-за сокращения должностей в оперативных отделах, отделах по воспитательной работе с осужденными, которое произойдет по причине поэтапного уменьшения лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Если говорить о выпускниках образовательных учреждений ФСИН России, то ежегодный выпуск ведомственными образовательными учреждениями 3,7 тыс. квалифицированных специалистов в среднем лишь на 15 % обеспечивает возрастающие потребности УИС в кадрах. Суммарное количество выпускников высших образовательных учреждений ФСИН России обеспечивает потребности учреждений и органов, исполняющих наказания, в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием только на 45-50 %. Это обстоятельство свидетельствует о том, что кадровые ресурсы УИС наполовину пополняются из «внешнего» источника, в связи с чем им необходима первоначальная профессиональная подготовка (4-6 месяцев).
Увеличение объема подготовки высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России на бакалавриат как основной уровень профессионального образования в настоящее время считается одним из концептуальных направлений кадрового обеспечения УИС, однако четырехгодичное обучение может привести к снижению престижа получения высшего образования в учебных заведениях УИС.
Реформирование УИС потребует существенных изменений и в системе дополнительного профессионального образования. Заинтересованные управления ФСИН России совместно с территориальными органами России проработали вопрос о плановой подготовке и переподготовке, а также повышении квалификации сотрудников, которые будут работать в тюрьмах нового типа, что обусловлено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, в соответствии с концептуальными направлениями реформирования и развития УИС запланирован переход к содержанию осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях нового типа с определенными условиями содержания.
Во-вторых, реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, связанная с преобразованием исправительных колоний в тюрьмы различного вида содержания, а воспитательных колоний - в воспитательные центры, повлечет за собой существенные изменения штатных расписаний подразделений УИС за счет увеличения численности отделов режима, психологов, социальных работников и потенциального сокращения отдельных должностных групп в связи с передачей оперативных и противопожарных функций в ведение профильных министерств [2]. Это потребует изменений в системе профессионального обучения персонала, в научно-практических подходах к этой деятельности, в частности, в связи с изменением программ подготовки специалистов.
Считаем, что перечисленные меры могут положительно повлиять на стабилизацию кадрового потенциала в органах и учреждениях УИС и повысить закрепляемость выпускников образовательных учреждений ФСИН России.
В-третьих, в связи с деятельностью Правительства РФ, руководства Минюста и ФСИН России, направленной на увеличение размеров окладов месячного денежного содержания сотрудников УИС, заманчивым направлением для стабилизации кадрового потенциала в органах и учреждениях ФСИН России является процесс увеличения числа абитуриентов из молодежи, отслужившей в рядах Вооруженных сил России, в том числе ранее принятых на работу в УИС. Для этого необходимо предоставить некоторые льготы:
- установить минимальное количество баллов по ЕГЭ, проводить собеседования, после чего рекомендовать обучение по той или иной специализации, включив это в порядок и условия приема в образовательные учреждения ФСИН России;
- присваивать при поступлении специальное звание на ступень выше: не «рядовой внутренней службы», а «младший сержант внутренней службы» - это дополнение к денежному содержанию. Лицам, которые поступают на учебу с аттестованной должности, согласно нормативным документам будет сохранено денежное содержание (оклад по должности + оклад за звание). Велика вероятность того, что те лица, которые устроились работать в органы и учреждения УИС до поступления в образовательные учреждения, после окончания его продолжат работу в уголовно-исполнительной системе, у них уже будет выслуга 5-7 лет;
- в связи с увеличением численности охраны и использованием при охране технических средств проработать вопрос с Минобороны России об открытии военно-учетной специальности командира взвода охраны нашим выпускникам в военных комиссариатах.
В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:
- определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными лицами, содержащимися под стражей;
- подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины;
- подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе навыками работы с новыми телекоммуникационными системами;
- совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность.
Список литературы
1. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43.
2. О специализации образовательных учреждений ФСИН России : распоряжение ФСИН России от 16 февр. 2010 г. № 31-р.
3. Кочкина О. В. Проблемы и методы кадрового комплектования в уголовно-исполнительной системе // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 1. С. 41-43.
LADIMIRIVANOVICH OGORODNIKOV,
dsc in law, associate professor, professor of the management and organization of penal system department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: ogorodnikov_v.i.@yandex.ru; VLADIMIR NIKOLAEVICH LETUNOV, phd in economics, associate professor, associate professor of the personnel management department
(Esenin Ryazan state university) e-mail: letunov@ramber.ru © Ogorodnikov V. I., Letunov V. N., 2015
STAFF OF THE PENAL SYSTEM IN RUSSIA NOWADAYS
Annotation: the main legal documents relating to human capacity are state program of the Russian Federation «On approval of the state program of the Russian Federation «Justice» approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from April 15, 2014 № 312 and the Concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020. Mentioned normative legal acts regulate and improve the process of development of the penal system and its effectiveness.
The implementation of the Concept of development of the penal system in the Russian Federation up to 2020 will require the implementation of complex of measures on further development of the structure of vocational education, the examination of the peculiarities, problems and prospects of the organization of professional training of employees in terms of reforming the system and the maintenance of professional competence of employees of the penal system. The management of FPS of Russia put these tasks before the penal system.
It will require the retraining of a significant number of employees who worked in the operation branches, the departments of educational work with convicted persons, etc.
The heads of territorial bodies, educational institutions primarily have the tasks requiring rapid decisions and implementation in correctional institutions of the penal system: developing scientifically valid standards of staffing agencies and bodies of the FPS; changes in the structure of training of staff of the penal system in terms of expansion of opportunities for the organization of training of the personnel of the reorganized agencies on
programs of additional professional education - professional retraining and advanced training, including the specialties for which the training is currently not sufficiently carried out, for example, in the sphere of protection and guarding; specialization of educational institutions, excluding the territorial principle of manning; developing of a new and remaking of the presented normative-methodical and educational-methodical documentation on the organization of educational process in educational institutions of higher and additional professional education of the Federal Penal Service of Russia; guarantee of enhance of the social status of workers of FPS.
Therefore the development of the penal system to bring it into line with modern needs of Russian society and the state, the common international standards is impossible without training of staff, able to meet these large-scale and very complex challenges in new socio-political and economic conditions and to change, to improve the functioning of its structural units.
The increase in training of highly qualified specialists due to the transition of educational institutions of higher professional education of the Federal Penal Service of Russia at the bachelor's degree as the basic level of vocational education is currently regarded as one of the conceptual areas of personnel maintenance of penal system - a four-year study that may lead to the decline of prestige of higher education in educational institutions of the penal system, and students can «scare» the getting of departmental diploma.
Under staffing of employees of the penal system it is supposed to:
define standards of staffing employees in correctional and detention facilities on the basis of accepted norms of Russian legislation and international practice, to settle the optimal load on the employees of the penal system, working with detainees;
to train and to retrain the staff, taking into consideration the further differentiation of types of punishments, to enhance the role of the sentencing alternative to imprisonment, penitentiary psychology and penitentiary medicine;
to train the employees of the penal system, owning the latest psychological and pedagogical methods and technologies of influence on the behavior of citizens in terms of their isolation from society, including the skills of working with new telecommunication systems;
to improve of special psychophysical training of employees of the FPS at the expense of making the approach of content of training programs to the real conditions of operational activity, improvement of methodological support and conditions of training, development and promotion of sports.
Key words: personnel, personnel agencies and institutions of the penal system, organizational and staffing measures, changes to the plan selection of candidates for study and work, line of work with the staff (reception, education, training, retraining and advanced vocational training).
References
1. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktja'rja 2010 g. № 1772-r «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» [The Order of the Government of the Russian Federation from October, 14th, 2010, № 1772-r «On the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -Meeting of the legislation of the Russian Federation, 2010, no. 43.
2. Rasporjazhenie FSIN Rossii ot 16 fevralja 2010 g. № 31-r «Ospecializacii obrazovatel'nyh uchrezhdenij FSIN Rossii» [The Order of the FPS of Russia from February, 16th, 2010, № 31-p «Ospetsializatsii FSIN educational institutions of Russia»]. Unpublished.
3. Kochkina O. V. Problemy i metody kadrovogo komplektovanija v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Problems and methods of recruitment of personnel in the penal system]. Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo institute - Bulletin of Vladimir Law Institute, 2015, no. 1, pp. 41-43.