Научная статья на тему 'Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний'

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ / TRAINING / RE-TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STAFF OF THE FEDERAL PENAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиев Э. Э.

в статье рассматриваются основные проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров УИС, а также виды и функции профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING, RE-TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PENAL STAFF

in the article the author considers the main issues of penal staff training, re-training and professional development as well as the types and functions of professional training.

Текст научной работы на тему «Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний»

E.E. ALLAHVERDIEV

ORGANIZATION OF TRAINING, RE-TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PENAL STAFF

Annotation: in the article the author considers the main issues of penal staff training, re-training and professional development

as well as the types and functions of professional training.

Key-words: training, re-training and professional development of the staff of the Federal Penal Service.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров УИС, а также виды и функции профессиональной подготовки.

Ключевые слова: подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников ФСИН России.

Уголовно-исполнительная система (УИС), являющаяся составной частью правоохранительных органов Российской Федерации, представляет собой полифунк-циональную систему, включающую в себя учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и иные меры воздействия. Учреждения и органы УИС, персонал их структурных подразделений решают задачи широкого социального плана, связанные с исправлением осужденных, охраной их жизни и здоровья, обучением, организацией их деятельности, социальной реабилитацией освободившихся из мест лишения свободы.

Достичь эффективных результатов в реализации всех функций деятельности УИС невозможно без совершенной системы кадрового обеспечения, воспитания сотрудниковновой формации, повышения престижа их профессиональной деятельности и социального статуса. В связи с этим возникают качественно новые задачи, которые должны решаться на высоком профессиональном уровне, что обусловливаетповышен-ные требования к сотрудникам УИС1.

Проблема подготовки кадров для УИС в условиях переходак рыночным отношениям - одна из актуальных, ибо в этот период происходит перестройка государственных, политических, экономических, идеологических, культурных структур и др. Чтобы выйти из этого состояния в кратчайшие сроки, необходимы высокообразованные профессионально подготовленныекад-

ры. При современном уровне развития цивили -зации в эпоху происходящих глубокихреформ резко возрастают созидательные возможности отдельного человека, а тем более сообществ людей, а также социальная потребность в них2.

Комплектованиебольшинства категорий офицерского состава сотрудников УИС осуществляется за счет выпускников гражданских вузов, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Выпускники вузов, поступая на службу в различные подразделения ФСИН России, обладают необходимым объемом знаний по полученной специальности, однако большинство из них испытывают трудности в адаптации к специфическим условиям исправительных учреждений. В связи с этим организация профессиональной переподготовки, основанная на выполнении требований, предъявляемых к конкретным должностным категориям сотрудников УИС, становится весьма актуальной Необходимоучитывать и то, что сотрудники, принятые на службу в УИС, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей должны пройти специальный курс обучения с учетом специфики службы в УИС.

В соответствии с законами РФ от 10 июля 1992 г. N° 3266-1 «Об образовании», от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» профессиональная переподготовка осуществляется с целью получения новой специальности, выпол-

Э.Э. АЛЛАХВЕРДИЕВ

(УФСИН России по РеспубликеМарий Эл) E-mail: [email protected]

нение которой требует новых знаний, умений и навыков. Конкретный срок и содержание обучения для каждой категории сотрудников определяются учебными и тематическими планами и программами, разрабатываемыми в установленном порядке. Лица, прошедшие профессиональную переподготовкупо утвержденным программам в объеме от 500 до 1000 учебных часов и успешно завершившие итоговую государственную аттестацию, получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

Нередко для квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование, период от поступления на службу в УИС до самостоятельного исполнения ими служебных обязанностей затягивается. При соблюдении сроков обучения по программам дополнительного профессионального образования и учете относительной отдаленности образовательных учреждений от непосредственного нахождения территориальных органов УИС обучение указанной категории становится весьма дорогостоящим и требует от территориальных управлений существенных материальных затрат3.

В настоящее время эффективность функционирования УИС в значительной мере зависит от уровня профессионального мастерства личного состава. Существенное увеличение штатной численности личного состава и одновременно значительный отток из системы квалифицированных кадров выдвигают в качестве одной из важнейших проблему профессионального обучения личного состава. Решение ее возможно на основе научно обоснованной организации профессионального обучения сотрудниковв соответствии с рекомендациями психологии и педагогики.

Необходимость действовать в горячих точках, экстремальных ситуациях, каждодневное решение сотрудниками УИС служебных задач предъявляют повышенные требования к уровню их профессиональной подготовленности, морально-психологическим качествам.

Повышение квалификации и обучение кадров позволяют решать задачи в интересах как организации - повышается эффективность труда, включая его качество, так и человека - улучшается качество жизни, расширяются возможности для реализации своих способностей.

Обучение кадров применяется обычно при

поступлении кандидата в организацию; перемещении на новую должность, работу, изменении объема полномочий; выявлении у работника недочетов в случае некачественного исполнения им обязанностей; смене деятельности.

Организация обучения кадров - важная функция отделов персонала. Цель обучения при поступлении на работу состоит в том, чтобы как можно скорее адаптировать человека к условиям в организации, создать предпосылки для получения максимальной отдачи от работника в короткий срок. Обучение обычно осуществляется по определенной программе, которую разрабатывают кадровые службы или по их заказу учебные центры.

Руководителям служб и подразделений УИС необходимо понять, что результаты оперативно-служебной деятельности личного состава находятся в прямой зависимости от профессиональной подготовленности каждого из сотрудников. В связи с этим нужно таким образом построить обучение, чтобы сотрудники могли эффективно работать в сложной криминогенной обстановке, чрезвычайных обстоятельствах, а также находить выход из нестандартных ситуаций, решать конфликты ненасильственными методами.

Среди функций профессиональной подготовки в области организационной и управленческой деятельности можно выделить:

1. Обеспечение системности, комплексности в профессиональной подготовке кадров.

2. Внедрение в практику деятельности органов и учреждений, их структурных подразделений передовых технологий организации труда конкретных категорий сотрудников

3. Обеспечение связи теории с практикой в области организационной, управленческой деятельности.

В системе профессиональной подготовки сотрудниковУИС установлены такие виды обучения, как первоначальная подготовка, повышение квалификации, переподготовка стажировка, служебная и боевая подготовка, физическая подготовка, обучение в высших и средних учебных заведениях ФСИН России, самостоятельная подготовка.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в настоящее время довольно часто сотрудники УИС замещают должности, не имея соответствующего образования, что является

одним из недостатков кадровой политики. Обеспечение современного качества подготовки специалистов для УИС требует дальнейшего совершенствования системы дополнительного профессионального образования и поиска новых форм и методов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников.

1 См.: Казак Б.Б., Черпаков А.И. Организационно-правовое обеспечение физической подготовки сотрудников УИС. Псков, 2007.

2 См.: Огородников В.И., Брыков Д.А. Организация работы кадровых служб Федеральной службы исполнения наказаний: Курс лекций. Рязань, 2005.

3 См.: Теория и методика профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. Томск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.