_ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УИС
УДК 343.83
ББК 67.409.022 _ . A;fTATT_fA
E.A. MINKOVA
М61
STAFFING PROBLEM OF PENAL SYSTEM IN DETERMINATION OF PENITENTIARY CRIME
Annotation: in the article the staffing problem of penal system of determination of penitentiary crime is dealt
with, ways of its solution are suggested. Keywords: penal system, staffing, corrective colonies.
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА МИНКОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС
(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Аннотация: в статье рассматривается проблема кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы в детерминации пенитенциарной преступности, предлагаются пути ее решения. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, кадровое обеспечение, исправительные колонии.
Исследуя недостатки и упущения в организационно-управленческой сфере, способные создавать условия для совершения преступлений в исправительных колониях, нельзя не обратить внимания на кадровое обеспечение, поскольку эффективность деятельности исправительных учреждений, в том числе по профилактике преступлений, совершаемых осужденными, целиком зависит от людей, ее осуществляющих. Следует согласиться с В. Краевым, отмечающим, что «осложнение обстановки в учреждениях прежде всего обусловлено халатным отношением руководителей к своим обязанностям и, вследствие этого, неудовлетворительной организацией работы подчиненных служб»1.
По состоянию на 1 января 2014 г. штатная численность персонала УИС составляла 308,9 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников - 219,3 тысяч2. Это огромный штат людей, призванных осуществлять одну из основных функций государства - обеспечение безопасности и предупреждение рецидивной преступности3. К сожалению, практика показывает, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, призванные исправлять и готовить осужденных к правопослушной жизни, часто сами совершают различные правонарушения, в том
числе преступления коррупционной направлен-ности4.
Нет необходимости доказывать, что многообразие и сложность задач, часто решаемых в условиях дефицита времени, постоянный риск при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, повышенная социальная ответственность за ошибки определяют высокие требования к профессиональным и морально-волевым качествам, уровню физической подготовленности и состоянию психического здоровья сотрудников ФСИН России. Совершенно прав С. М. Петров, отмечающий, что работа в исправительных учреждениях требует разносторонне подготовленных специалистов с высоким образовательным уровнем, достаточным жизненным опытом, активной позицией, обладающих особыми личностными качествами, здоровьем, готовых к действиям в чрезвычайных ситуациях5.
Однако в современных условиях недальновидная политика государства в этой сфере, выразившаяся в отмене льгот, отсутствии социальных гарантий, привела к тому, что нередко в систему исполнения наказаний трудоустраиваются случайные люди, далекие от основных целей исполнения наказания, для которых не только правовые, но и нравственные, мораль-
ные установки - ничто перед возможностью получения материальной выгоды.
Один из основных факторов коррупции среди сотрудников УИС младшего начальствующего состава, по мнению экс-начальника управления собственной безопасности ФСИН России Евгения Горошко, - это сравнительно невысокое денежное довольствие и непрестижность службы в уголовно-исполнительной системе. Именно это нередко становится мотивом для вступления в запрещенные связи с осужденными и их родственниками6. Для сравнения - по данным Бюро статистики США средний доход охранника тюрьмы этой страны составляет около 38 380 долл. в год7. Ежемесячная заработная плата сотрудника арестного дома в Норвегии составляет более 6000 евро8. Эти данные можно оставить без комментариев.
Нет необходимости доказывать, что необоснованно низкий социальный статус работников УИС провоцирует некоторых из них на вступление в запрещенные связи с осужденными, формирует систему криминальной зависимости от них и значительно повышает их виктимность9.
Проведенная реформа, значительно повысившая денежное довольствие сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с 1 января 2013 г.10, на наш взгляд, должна дать положительные результаты в ближайшее время. Представляется, что это будет иметь предупредительное воздействие уже потому, что сотрудник, учитывая общее экономическое и социальное положение в стране, связанное прежде всего с повышением уровня безработицы, будет бояться потерять хорошо оплачиваемую, престижную работу. В частности, исследование, проведенное М. Кузнецовым и М. Тарасиковым, показало, что превалирующим фактором, влияющим на эффективность служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений, является не только работа по полученной специальности, но и их удовлетворенность служебными и материальными условиями в конкретном учреждении11 .
Сравнительный анализ свидетельствует о том, что современный уровень оплаты труда персонала УИС является как одним из самых низких в Европе, так и самым низким в системе правоохранительных органов России. Нельзя не согласиться с мнением Вивьен Стерн о том, что «достойное денежное содержание способствует повышению спроса к персоналу пенитенциарных учреждений, способствует расширению критериев при отборе кандидатов на служ-
бу, а также мотивирует работников к росту профессионального мастерства»12.
Совершенно справедливо также мнение члена Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции В. А. Васильева о том, что «нередко руководители принимают на службу в систему тех или иных лиц исходя не из деловых качеств, а по необходимости - укомплектовать свободные штатные единицы...»13. Около 30 % сотрудников, которые принимаются на службу, в процессе первичного психологического обследования рекомендуются условно, то есть относятся к группе повышенного внимания или так называемой группе риска14.
Отсюда, на наш взгляд, и то огромное количество ежегодно выявляемых случаев нарушения служебной дисциплины. Так, в 2012 г. было зафиксировано 37 533 таких случая. Кроме того, 488 сотрудников допустили злоупотребления спиртными напитками, причем 351 из них - на службе. Неутешительным является также тот факт, что цифры эти имеют тенденцию к росту, только за 9 месяцев 2013 г. 37 987 сотрудников УИС допустили нарушения служебной дисциплины, 381 - злоупотребили спиртными напитками, 261 из них -на службе. Как видим, поводов для оптимизма нет.
Примечательно и то, что наибольший уровень нарушений отмечен среди сотрудников служб воспитательной работы, производства, тыла, оперативного состава, то есть лиц, выполняющих свои служебные обязанности в непосредственном контакте с осужденными15.
Так, О. А. Чистотина, О. К. Хотькина, исследуя проблему преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, отмечают, что отсутствие престижа службы, случайный выбор профессии, экстремальные условия служебной деятельности, психологические перегрузки приводят к развитию психической и психосоматической патологии, формированию комплекса профессиональной неполноценности, результатом чего становится профессиональная деформация - непосредственная причина совершения сотрудниками противоправных действий16. Иными словами, «постоянное общение с преступниками, изоляция от внешнего мира создают атмосферу, в которой профессионализм сотрудников «заражается» преступной идеологией, утрачивая при этом иммунитет к негативному влиянию осужденных»17.
Не вызывает сомнений, что на эффективность деятельности исправительных учреждений в определенной степени влияет и то, что профессиональное ядро сотрудников составля-
ют те, кто имеет недостаточный практический опыт18. На это обращали внимание ученые и практики в конце XX века, положительной динамики не прослеживается и сейчас. Так, более чем у трети (36,5 %) оперативных сотрудников стаж работы не превышает трех лет19.
Анализ статистических данных за 2010-2013 гг. показал, что текучесть кадров в учреждениях и органах УИС составляет 4 % и более. Причем текучесть кадров младшего начальствующего состава в два раза превышает аналогичный показатель среди высшего, старшего и среднего начальствующего состава (5,47 против 2,64 в 2012 г.). Из-за низкого уровня организации работы по отбору кандидатов на службу, в частности отсутствия к ним квалификационных требований, во многих регионах увольняются, не прослужив и года, 4-5 % от числа при-нятых20. Происходит рост количества вакантных должностей. По этой причине 45 % должностей младшего начальствующего состава, который непосредственно несет службу по охране осужденных, укомплектовано лицами женского пола, что, безусловно, сказывается на качестве несения службы21 .
Кроме того, прослеживается еще одна неблагоприятная тенденция: большой процент составляют сотрудники, не имеющие профильного образования22 . Кадровая ситуация в уголовно-исполнительной системе в настоящее время такова, что планомерно увеличивается доля сотрудников, получивших образование не в системе учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний.
По результатам специальной переписи работников уголовно-исполнительной системы, проведенной НИИТ ФСИН России, основными источниками комплектования УИС в 2012 г. явились: гражданские организации - 9624 принятых на службу в УИС граждан (40,8 %); Минобороны России, МВД России и другие правоохранительные органы - 5818 (24,6 %); органы службы занятости - 1168 (4,9 %); ведомственные образовательные учреждения - 984 (4,2 %); другие образовательные учреждения - 310 (1,3 %).
Иными словами, основным источником комплектования подразделений являются гражданские организации, то есть основной костяк пер-
сонала исправительных учреждений составляют лица, не имеющие соответствующей физической, боевой и психологической подготовки, поскольку невозможно, на наш взгляд, за 3 месяца (а именно столько отводится на переподготовку выпускника гражданского вуза для службы в исправительных учреждениях ФСИН России) достичь того уровня профессионализма, который необходим для работы в специфических условиях учреждений, исполняющих наказания.
Совершенно справедливо высказывание по этому поводу А. Никитина о том, что «пенитенциарные учреждения сегодня нуждаются в новом поколении профессионалов, умеющих адекватно реагировать на изменяющуюся обстановку, грамотно осуществлять на практике мероприятия, направленные на совершенствование исполнения наказаний»23, в подготовке которых, несомненно, главенствующая роль отводится образовательным учреждениям Федеральной службы исполнения наказаний. Конечно, такая работа должна начинаться с подбора кадров для поступления на учебу в образовательные учреждения, их обучения и воспитания как в процессе учебы, так и в период профессионального становления и роста.
Итак, недостатки в кадровом обеспечении деятельности исправительных колоний, текучесть кадров, непрестижность службы, неудовлетворенность персонала социальными условиями труда, их слабая социально-правовая защищенность - все это, безусловно, не может не влиять на состояние оперативной обстановки в исправительных колониях.
В заключение следует отметить, что все отмеченные нами недостатки в кадровом обеспечении, непосредственно влияющие на состояние оперативной обстановки в исправительных учреждениях, объективно свидетельствуют о том, что государство должно коренным образом пересмотреть свою политику в этой области. Совершенно справедливо мнение Д. Брыко-ва и В. Шорникова о том, что одним из действенных механизмов является ротация руководящих кадров, применяемая с целью обнов-ляемости, преемственности и пополняемости кадров, предупреждения размывания служебного ядра, коррумпированности, оперативного
Список использованной литературы
1 Краев В. Оперативная обстановка - под контролем // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 3. С. 19.
2 См.: Официальный сайт ФСИН России //ШрУ/фсин.рф^ЙБЙСБ.
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1
64
3 См.: Положение о Федеральной службе исполнения наказаний : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42. Ст. 4109.
4 Подробнее см.: Балашов А. А. Коррупция в обществе и уголовно-исполнительной системе России: учеб. пособие. Рязань, 2011; Букалерова Л. А. Коррупция в системе ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 6. С. 18-22; Предупреждение коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы : учеб. пособие. Рязань, 2011; Симоненко А. Н. Предупреждение коррупционных преступлений при исполнении уголовных наказаний : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2010; Хотькина О. К. Личность преступника - сотрудника уголовно-исполнительной системы, совершившего коррупционное преступление : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011.
5 См.: Петров С. М. Актуальные проблемы управления исправительно-трудовыми колониями и пути их решения. Домодедово, 1993. С. 21.
6 См.: Горошко Е. Безопасность превыше всего // Преступление и наказание. 2012. № 5. С. 3.
7 См.: Официальный сайт Университета Портленда // http://online.ccj .pdx.edu/prisonguards/.
8 См.: Колоколов Н. А. Нильс Кристи: торжество аболиционизма // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 5. С. 6.
9 Подробнее см.: Шитяков И. Н. Обеспечение виктимологической безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы от криминальных посягательств осужденных : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011.
10 См.: О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. Ст. 2, ч. 3 ст. 20; Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 3 ноября 2011 г. № 878.
11 См.: Кузнецов М., Тарасиков М. О закреплении на службе выпускников образовательных учреждений ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. № 2. С. 39.
12 Стерн В. Грех против будущего. М., 2000. С. 34.
13 См.: О предупреждении и законодательном обеспечении противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдении законности по обеспечению безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы : материалы выездного заседания Комиссии Государственной Думы Российской Федерации по законодательному обеспечению противодействия коррупции и Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности от 8 апреля 2010 года. URL:http://komitet7.km.duma.gov.ru.
14 См.: Шамсунов С. Актуальные задачи совершенствования психологической службы УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 2. С. 70.
15 См.: Шамсунов С. Комплексный подход в работе с кадрами - необходимое условие эффективности деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 3. С. 27.
16 См.: Чистотина О. А. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. С. 113; Хоть-кина О. К. Указ. соч. С. 10.
17 Чепелев А. В. Предупреждение незаконных связей с осужденными (вопросы правоприменения) : учеб. пособие. М., 1991. С. 28.
18 См.: Зубков А. И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М., 1998. С. 114.
19 См.: Соколов А. В., Садриев А. М. Оперативные сотрудники как важная составная часть профессионального ядра в период реформирования уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 4. С. 12-16.
20 См.: Данные НИИИТ ФСИН России.
21 См.: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг. Федеральной службы исполнения наказаний. М., 2010. С. 16-17.
22 См., напр.: Погодина И. В., Смирнова А. О. Совершенствование организации кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 4. С. 18; Угрюмов Ю. И. Улучшать кадровую работу по всем направлениям // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 5. С. 12.
23 Никитин А. Научный и образовательный потенциал - делу реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. № 7. С. 37.
24 См.: Брыков Д., Шорников В. Кадровое обеспечение и социальный статус работников УИС // Преступление и наказание. 2011. № 11. С. 3.