Научная статья на тему 'Мотивационная направленность выпускников 2009 года психологического, юридического и экономического факультета академии ФСИН России после прохождения преддипломной практики'

Мотивационная направленность выпускников 2009 года психологического, юридического и экономического факультета академии ФСИН России после прохождения преддипломной практики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / МНЕНИЕ КУРСАНТОВ / КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ / ГОТОВНОСТЬ И НАМЕРЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ / АНАЛИЗ ДАННЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / SURVEYS / THE OPINION OF STUDENTS / THE CRITERION OF THE QUALITY OF TRAINING / READINESS AND INTENTIONS OF GRADUATES / DATA ANALYSIS / PROFESSIONAL-IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чурилова И. А.

в статье показаны результаты социально-психологических исследований, а именно: изучение мнения курсантов об обучении в академии, мотивационная направленность выпускников, а также исследование в ходе комплексных учений «Итог-08/09». Предложена авторская интерпретация анализа полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чурилова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motivational orientation of graduates in 2009 psychological, legal and economic faculty of the Academy of FSIN of Russia, after passing the pre-graduation practice

this paper shows the results of socio-psychological research, namely: the study of the views of students about studying at the academy, the motivational orientation of graduates, as well as a study in the comprehensive doctrines «Results08/09». Offered the authors' interpretation of the data analysis.

Текст научной работы на тему «Мотивационная направленность выпускников 2009 года психологического, юридического и экономического факультета академии ФСИН России после прохождения преддипломной практики»

Мотивационная направленность выпускников 2009 года психологического, юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России после прохождения преддипломной практики

Аннотация: в статье показаны результаты социально-психологических исследований, а именно: изучение мнения курсантов об обучении в академии, мотивационная направленность выпускников, а также исследование в ходе комплексных учений «Итог-08/09». Предложена авторская интерпретация анализа полученных данных.

Ключевые слова: анкетирование, мнение курсантов, критерий качества подготовки, готовность и намерения выпускников, анализ данных, профессиональнозначимые качества.

The summary: this paper shows the results of socio-psychological research, namely: the study of the views of students about studying at the academy, the motivational orientation of graduates, as well as a study in the comprehensive doctrines «Results-08/09». Offered the authors' interpretation of the data analysis.

Keywords: surveys, the opinion of students, the criterion of the quality of training, readiness and intentions of graduates, data analysis, professional-important qualities.

В апреле 2009 года проведено анкетирование выпускников психологического факультета академии после прохождения преддипломной практики.

Цель исследования—выявить и проанализировать мотивационную направленность, готовность и намерения вы-

И. А. Чурилова

пускников служить в учреждениях ФСИН России после прохождения преддипломной практики.

Задачи исследования:

• изучить мнения выпускников относительно правильности профессионального выбора после поступления в академию;

• изучить мнения выпускников относительно направленности на работу, не связанную со службой во ФСИН России;

• изучить мнения выпускников в отношении предстоящей службы в учреждениях ФСИН России.

Всего опрошено: 59 чел. Из них:

• по специальности «Психология»— 45 чел;

• по специальности «Социальная работа» —всего в группе обучается 14 чел.

Территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний, в которых выпускникам предварительно определено место работы и должность: ГУФСИН России по Саратовской области, ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю, ГУ МЧС России по Курской области.

Территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний, в которых выпускникам предварительно не определено место работы и должность: ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Республике Башкортостан, ГУФСИН Рос-

Таблица 9. Распределение выпускников психологического факультета во время прохождения преддипломной практики в учреждениях и определение места работы (данные в %/чел.)

специальность предварительно определено подразделение и должность предварительно не определено подразделение и должность определено только подразделение

Психология (45 чел.) 17,8 44,4 37,B

8 20 17

Социальная работа (14 чел.) 35,7 --- 64,3

5 9

В целом по факультету (59 чел.) 26,5 33,9 44,1

13 20 26

сии по Пермскому краю, УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Нижегородской области, УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Липецкой области, УФСИН России по Московской области, УФСИН России по Пензенской области, УФСИН России по Республике Бурятия, УФСИН России по Кировской области.

Территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний, в которых должности определены не у всех: УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Марий Эл, УФСИН России по Курской области, УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, УФСИН России по Рязанской области, УФСИН России по г. Москве.

Таблица 10. Готовность выпускников психологического факультета к практической работе в учреждениях ФСИН России (оценка проводилась по 10-бальной шкале)

Готов работать в ФСИН России

специальность выпускники выпускники 2009 выпускники

2009 в начале после учении 2009 после

учений «Итог» «Итог» практики

Психология (45 чел.) 6,7 7,9 B,0

Социальная работа (14 чел.) 7,B 8,0 9,1

В целом по факультету (59 чел.) 7,3 8,0 B,6

Таблица 11. Оценка выпускниками психологического факультета своих намерений работать в учреждениях ФСИН России (оценка проводилась по 10-бальной шкале)

специальность Буду работать во ФСИН России

выпускники 2009 в начале учений «Итог» выпускники 2009 после учений «Итог» выпускники 2009 после практики

Психология (45 чел.) 6,9 7,6 7,4

Социальная работа (14 чел.) 7,0 7,6 6,9

В целом по факультету (59 чел.) 7,0 7,6 7,2

На вопрос «если бы было можно все начать заново, выбрали бы Вы это образовательное учреждение и этот факультет?», ответы выпускников психологического факультета распределились следующим образом.

Специальность «Психология» (45 человек):

• выбрал бы это заведение и этот факультет—71,1% (32 чел.);

• выбрал бы другой факультет — 13,3% (6 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведение —6,7% (3 чел.);

• затрудняюсь ответить—8,9% (4 чел.).

Специальность «Социальная работа»

(14 чел.):

• выбрал бы это заведение и этот факультет —57,1% (8 чел.);

• выбрал бы другой факультет—7,1% (1 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведение —35,7% (5 чел.).

В целом по факультету:

• выбрал бы это заведение и этот факультет— 67,8% (40 чел.);

• выбрал бы другой факультет— 11,9% (7 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведение — 13,6% (8 чел.);

• затрудняюсь ответить—6,8% (4 чел.).

Выбрали другое учебное заведение (специальность «Психология»):

• академия ФСБ—2,2% (1 чел.);

• МГЮА (Московская государственная юридическая академия)— 2,2% (1 чел.);

• медицинский университет—2,2% (1 чел.);

• гражданский вуз—2,2% (1 чел.).

Специальность «Социальная работа»:

• гражданский вуз—14,3% (2 чел.);

• ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда) —7,1% (1 чел.);

• МГУ—7,1% (1 чел.);

• медицинский университет — 7,1% (1 чел.).

В целом по факультету:

• гражданский вуз—5,1% (3 чел.);

• медицинский университет — 3,4% (2 чел.);

• академия ФСБ—1,7% (1 чел.);

• МГЮА — 1,7% (1 чел.);

• ВИПЭ ФСИН России (г. Волог-да)—1,7% (1 чел.);

• МГУ — 1,7% (1 чел.).

На вопрос «были ли у Вас сомнения относительно выбранной профессии?» выпускники психологического факультета ответили следующим образом.

Специальность «Психология»(45 чел.):

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался—40,0% (18 чел.);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в выбо-ре—35,6% (16 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—24,4% (11 чел.).

Специальность «Социальная рабо-та»(14 чел.):

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался—28,6% (4 чел.);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в выбо-ре—42,9% (6 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—21,4% (3 чел.);

• поступая, уже знал, что эта профессия не для меня—7,1% (1 чел.).

В целом по факультету(59 чел.):

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался—37,3% (22 чел.);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в выбо-ре—37,3% (22 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—23,7% (14 чел.);

• поступая, уже знал, что эта профессия не для меня — 1,7% (1 чел.).

Если после поступления в академию начали сомневаться в правильности выбора учебного заведения, то это обусловлено (ответили 9 человек):

• неудовлетворительный социальнопсихологический климат в среде сотрудников УИС—6,8% (4 чел.);

• поступая, ничего не знал о службе в УИС—3,4% (2 чел.);

• специфика службы (ненормированный рабочий день, работа со спецконтин-гентом) — 1,7% (1 чел.);

• низкое материально-финансовое обеспечение сотрудника УИС — 1,7% (1 чел.);

• невостребованность на практике специалистов по социальной работе — 1,7% (1 чел.).

Таблица 12. Мотивационная направленность выпускников психологического факультета по завершению обучения в академии

(данные в %/чел.)

Психологи (45 чел.) Социальные работники (14 чел.) В целом по факультету (59 чел.)

Намерен работать во ФСИН России по специальности 71,1 42,9 77,6

32 6 3B

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Буду работать по специальности, но только не во ФСИН России 6,7 --- 5,1

3 3

Скорее всего поменяю специальность, но останусь во ФСИН России 11,1 35,7 16,9

б 5 10

Думаю приобрести специальность, не связанную с работой во ФСИН России 11,1 21,4 13,6

5 3 B

Таблица 13. Направленность выпускников на работу, не связанную

с прохождением службы во ФСИН России (данные в %/чел., ответили 9 чел.)

Ведомства, министерства, организации и т.д. Данные в %/чел.

МВД 5,1% (3 чел.)

МЧС 1,7% (1 чел.)

Департамент судебных приставов 1,7% (1 чел.)

Нотариат ---

Адвокатура ---

Федеральные суды и мировые судьи 5,1% (3 чел.)

Прокуратура ---

ФСБ 1,7% (1 чел.)

Следственный комитет ---

Таблица 14. Что, по мнению выпускников, привлекает в предстоящей работе по специальности

№ п/п Мотивационный фактор Данные в %/чел.

1 Материально финансовое и социальное обеспечение сотрудников УИС 30,5

18

2 Возможность реализовать себя в профессиональной деятельности 11,9

7

3 Возможность карьерного роста 5,1

3

4 Возможность помогать людям и заниматься интересным и престижным делом 5,1

3

Таблица 15. Что, по мнению выпускников, не удовлетворяет в предстоящей работе по специальности

№ п/п Мотивационный фактор Данные в %/чел.

1 Низкое материально-финансовое и социальное обеспечение сотрудников УИС 40,0

23

2 Работа со спецконтингентом 1,7

1

3 Ненормированный рабочий день 11,9

7

4 Отсутствие карьерного роста 5,1

3

В ходе анализа полученных данных можно сделать вывод, что готовность выпускников психологического факультета 2009 года к работе в учреждениях ФСИН России находится на высоком уровне. Ежегодные комплексные учения «Итог» в достаточной мере способствуют повышению мотивации и готовности к дальнейшей практической работе в учреждениях ФСИН России.

Однако намерения выпускников работать в учреждениях ФСИН России после прохождения практики ниже, чем готовность работать. На практике выпускники нередко сталкиваются с назначением на должности, не соответствующие полученной специальности и поверхностной оценкой своих профессиональных и личностных качеств.

Особенно данная проблема выражена у социальных работников—намере-ния работать в учреждениях ФСИН России после прохождения преддипломной практики снизились на 0,7 баллов (у психологов на 0,2). Сами выпускники (социальные работники) объясняют это следующим образом:

• отсутствие единой системы социальной службы в ФСИН России;

• низкий имидж профессии «социальный работник»;

• должность социального работника не является перспективной в плане служебного роста;

• современное состояние организации деятельности социальной службы в учреждениях ФСИН России свидетельствует о том, что должности социального работника разаттестовываются и сокращаются;

• недопонимание роли и значения социальной службы некоторых руководителей.

Кроме того, 10 человек (16,9%) выпускного курса психологического факультета выразили стремление сменить специализацию, оставшись работать в ФСИН России. Это выпускники объясняют тем, что при поступлении в академию они были мотивированы на получение юридической или экономической специальности.

8 человек (13,6%) думают приобрести специальность, не связанную с работой в ФСИН России. Данные обстоятельства они объясняют тем, что, поступая в академию, ничего не знали о специфике службы в УИС в целом.

Лишь у 26,5% выпускников психологического факультета предварительно определены должность и место службы. В целом по факультету, в сравнении с оценкой после комплексных учений «Итог», готовность служить во ФСИН России повысилась на 0,6, а намерения снизились на 0,4. Все это также может способствовать снижению мотивации к службе в УИС.

Сдерживающим фактором (в сравнении с другими сферами деятельности) в данном случае выступает социальная стабильность сотрудников, возможность получения практического опыта по специальности, гарантированное место работы в условиях непростого финансовоэкономического положения в стране.

Критерием качества подготовки любого специалиста служит его готовность к эффективной профессиональной деятельности, способность использовать полученные знания, умения и навыки в решении профессиональных задач. Анализ полученных данных показывает, что 40 выпускников психологического факультета (67,8%) выбрали бы вновь этот факультет Академии ФСИН Рос-

сии. 38 выпускников психологического факультета (что составляет 77,8% от числа опрошенных) намерены работать в ФСИН России по полученной специальности.

Таким образом, за время обучения в Академии ФСИН России выпускники получают устойчивые знания по всем дисциплинам и хорошее психологическое образование, которое востребовано как в силовых, так и в государственных структурах, что способствует повышению уровня притязаний и уверенности в своих силах молодых специалистов.

Мотивационная направленность выпускников 2009 года юридического факультета Академии ФСИН России после прохождения преддипломной практики В апреле 2009 года сотрудниками отдела проведено анкетирование выпускников юридического факультета акаде-

области, УФСИН Архангельской области, УФСИН Белгородской области, ГУФСИН Республики Коми, УФСИН Липецкой области, УФСИН Оренбургской области, ГУФСИН по Приморскому краю, УФСИН Пермской области, ГУФСИН Краснодарского края, ГУФСИН Республики Калмыкия, УФСИН Калужской области.

мии после прохождения преддипломной практики.

Цель—изучить мотивационную направленность, готовность и намерения выпускников служить в учреждениях ФСИН России после прохождения преддипломной практики.

Задачи исследования:

• изучить мнения выпускников относительно правильности профессионального выбора после поступления в академию;

• изучить мнения выпускников относительно направленности на работу, не связанную со службой во ФСИН;

• изучить мнения выпускников в отношении предстоящей службы в учреждениях ФСИН.

Всего опрошено: 142 человека.

Территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний, в которых выпускникам предварительно определено место работы и должность: УФСИН по Московской

Территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний, в которых выпускникам предварительно не определено место работы и должность: УФСИН по Тульской области, УФСИН по Свердловской области, ГУФСИН Краснодарского края, УФСИН Сахалинской области,

Таблица 16. Распределение выпускников юридического факультета во время прохождения преддипломной практики в учреждениях и определение места работы (данные в %/чел.)

специальность предварительно определено подразделение и должность предварительно не определено подразделение и должность определено только подразделение

юриспруденция 15,5 64,8 19,7

22 92 28

УФСИН Челябинской области, УФСИН Курганской области, УФСИН Тверской области, УФСИН Ростовской области, УФСИН Смоленской области, УФСИН Тамбовской области, ГУФСИН Республики Коми.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что готовность выпускников 2009 года к работе в учреждениях ФСИН России находится на достаточно высоком уровне. Готовность выпускников к практической работе в учреждениях ФСИН выше, чем намерения работать. После прохождения выпускниками преддипломной практики готовность и намерения служить в учреждениях ФСИН России снижается. Это может быть связано с тем, что лишь у 15,5% выпускников юридического факультета определено место и должность предварительной службы. Намерения служить во ФСИН, в сравнении с оценкой после учений комплексных

Территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний, в которых должности определены не у всех: УФСИН по г. Москва, УФСИН по Рязанской области, УФСИН Брянской области.

учений «Итог», снизилась на 0,7. Готовность уменьшилась на 0,4.

Согласно данным проведенных исследований, ежегодные комплексные учения «Итог» в достаточной мере способствуют повышению мотивации и готовности к дальнейшей практической работе в учреждениях ФСИН России. Однако, на практике выпускники нередко сталкиваются с поверхностной оценкой профессиональных и личных качеств, низкой материально-финансовой обеспеченностью и социальной незащищенностью сотрудников УИС. Эти и многие другие факторы могут вызывать текучесть кадров из системы УИС.

Таблица 17. Готовность выпускников юридического факультета к практической работе в учреждениях ФСИН России (оценка проводилась по 10-балльной шкале)

специальность Буду работать во ФСИН России

выпускники 2009 в начале учений «Итог» выпускники 2009 после учений «Итог» выпускники 2009 после практики

Юриспруденция 6,9 8,3 7,9

Таблица 18. Оценка выпускниками юридического факультета своих намерений работать в учреждениях ФСИН России (оценка проводилась по 10-балльной шкале)

специальность Буду работать во ФСИН России

выпускники 2009 в начале учений «Итог» выпускники 2009 после учений «Итог» выпускники 2009 после практики

Юриспруденция 6,7 7,7 7,0

На вопрос «если бы было можно все начать заново, выбрали бы Вы это образовательное учреждение и этот факультет?», ответы выпускников юридического факультета распределились следующим образом:

• выбрал бы это заведение и этот факультет — 82,4% (117 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведение — 10,6% (15 чел.);

• затрудняюсь ответить—7,0% (10 человек).

Выбрали другое учебное заведение (ответили 6 человек):

• академия ФСБ — 1,4% (2 чел.);

• МГУ—0,7% (1 чел.);

•университет МВД—0,7% (1 чел.);

• институт культуры—0,7% (1 чел.);

• медицинский университет — 0, 7% (1 чел.)

На вопрос «были ли у Вас сомнения относительно выбранной профессии?», выпускники юридического факультета ответили следующим образом:

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался—52,1% (74 чел.);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в вы-боре—28,9% (41 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—16,2% (23 чел.);

• поступая, уже знал, что это профессия не для меня—2,8% (4 чел.).

Если после поступления в академию начали сомневаться в правильности выбора учебного заведения, то это обусловлено (ответили 14 человек):

• низкой заработной платой сотрудника УИС—4,2% (6 чел.);

• коррупцией в системе УИС—2,8% (4 чел.);

• спецификой службы (ненормированный рабочий день, работа со спец-контингентом, необорудованность рабочих мест)—2,1% (3 чел.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• личной неготовностью к службе в УИС (ответила девушка)—0,7% (1 чел.).

Таблица 19. Мотивационная направленность выпускников юридического факультета по завершении обучения в академии (данные в %/чел.)

№ п/п Мотивационная направленность Данные в %/чел.

1 Намерен работать в ФСИН по специальности 64,8

92

2 Буду работать по специальности, но только не во ФСИН 14,1

20

3 Скорее всего поменяю специальность, но останусь в ФСИН 7,0

10

4 Думаю приобрести специальность, не связанную с работой в ФСИН 14,1

20

Таблица 20. Направленность выпускников на работу, не связанную

с прохождением службы во ФСИН России (данные в %/чел., ответили 50 чел.)

Ведомства, министерства, организации и т.д. Данные в %/чел.

МВД 12,0

17

МЧС ---

Департамент судебных приставов 4,9

7

Нотариат 4,2

6

Адвокатура ---

Федеральные суды и мировые судьи 7,7

11

Прокуратура 3,5

5

ФСБ 1,4

2

Следственный комитет 1,4

2

Таблица 21. Что, по мнению выпускников, привлекает

в предстоящей работе по специальности (данные в %/чел.)

№ п/п Мотивационный фактор Данные в %/чел.

1 Материально финансовое и социальное обеспечение сотрудников УИС 6,3

9

2 Возможность реализовать себя в профессиональной деятельности 6,3

9

3 Возможность карьерного роста 4,9

7

4 Возможность помогать людям и заниматься престижным делом 4,2

6

5 Социальные гарантии 2,8

4

Таблица 22. Что, по мнению выпускников, не удовлетворяет в предстоящей работе по специальности (данные в %/чел.)

№ п/п Мотивационный фактор Данные в %/чел.

1 Низкое материально-финансовое и социальное обеспечение сотрудников УИС 32,4

46

2 Социальная незащищенность, отсутствие гарантий, низкий статус сотрудника УИС 5,6

8

3 Отсутствие жилья 4,2

6

4 Ненормированный рабочий день 2,8

4

5 Непрестижность 1,4

2

6 Работа со спецконтингентом, отсутствие карьерного роста 1,4

2

Критерием качества подготовки любого специалиста служит его готовность к эффективной профессиональной деятельности, способность использовать полученные знания, умения и навыки в решении профессиональных задач.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: 117 выпускников юридического факультета (82,4%) выбрали бы вновь юридический факультет Академии ФСИН России, и лишь 15 человек (10,6%)—выбрали бы другое учебное заведение. 82 выпускника юридического факультета, что составляет 64,8% от числа опрошенных, намерены работать во ФСИН по специальности.

20 человек (14,1%) выпускников юридического факультета будут работать по специальности, но не во ФСИН.

Таким образом, за время обучения в Академии ФСИН России молодые специалисты получили достаточно устойчивые знания по всем дисциплинам и хорошее

юридическое образование, которое пользуется успехом в правоохранительных органах и частных фирмах. Это позволяет им претендовать на достаточно хорошие должности. Однако на практике выпускники сталкиваются с назначением на должности, не соответствующие полученной специальности. Неудовлетворенность работой приводит к разочарованию, желанию сменить место работы и увольнению.

Мотивационная направленность выпускников 2009 года экономического факультета Академии ФСИН России после прохождения преддипломной практики В апреле 2009 года проведено анкетирование выпускников экономического факультета академии после прохождения преддипломной практики.

Цель исследования—выявить и проанализировать мотивационную направлен-

ность, готовность и намерения выпускников служить в учреждениях ФСИН России после прохождения преддипломной практики.

Задачи исследования:

• изучить мнения выпускников относительно правильности профессионального выбора после поступления в академию;

• изучить мнения выпускников относительно направленности на работу, не связанную со службой в ФСИН России;

• изучить мнения выпускников в отношении предстоящей службы в учреждениях ФСИН России.

Всего опрошено 76 человек. Из них:

• 521 группа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (27 человек);

• 522 группа «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)» (22 человека);

• 523 группа «Коммерция (торговое дело)» (27 человек).

Таблица 23. Распределение выпускников экономического факультета во время прохождения преддипломной практики в учреждениях ФСИН России

и определение места работы (данные в %/чел.)

специальность предварительно определено подразделение и должность предварительно не определено подразделение и должность определено только подразделение

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (27 чел.) 11,1 88,9 ---

3 24

Экономика и управление на предприятии (в машиностроении) (22 чел.) 18,2 81,8 ---

4 18

Коммерция (торговое дело) (27 чел.) 25,9 74,1 ---

7 20

В целом по факультету (76 чел.) 18,4 81,6 ---

14 62

Таблица 24. Готовность выпускников экономического факультета к практической деятельности в учреждениях ФСИН России (оценка проводилась по 10-балльной шкале)

специальность Буду работать во ФСИН России

выпускники 2009 в начале учений «Итог» выпускники 2009 после учений «Итог» выпускники 2009 после практики

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (27 чел.) 6,9 8,0 7,8

Экономика и управление на предприятии (в машиностроении) (22 чел.) 6,2 8,6 8,1

Продолжение Таблицы 24.

Коммерция (торговое дело) (27 чел.) 7,5 8,0 7,9

В целом по факультету (76 чел.) 6,9 8,2 7,9

Таблица 25. Оценка выпускниками экономического факультета своих намерений работать в учреждениях ФСИН России (оценка проводилась по 10-балльной шкале)

специальность Буду работать во ФСИН России

выпускники 2009 в начале учений «Итог» выпускники 2009 после учений «Итог» выпускники 2009 после практики

Бухгалтерский учет, анализ и аудит (27 чел.) 6,6 7,6 7,5

Экономика и управление на предприятии (в машиностроении) (22 чел.) 6,9 8,6 6,7

Коммерция (торговое дело) (27 чел.) 7,9 7,9 7,6

В целом по факультету (76 чел.) 7,1 8,1 7,3

На вопрос «если бы было можно все начать заново, выбрали бы Вы это образовательное учреждение и этот факультет?», ответы выпускников экономического факультета распределились следующим образом (521 группа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (27 чел.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выбрал бы это заведение и этот факультет — 81,5% (22 чел.);

• выбрал бы другой факультет—7,4% (2 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведе-ние—3,7% (1 чел.);

• затрудняюсь ответить—7,4% (2 чел.).

522 группа «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)» (22 чел.).

• выбрал бы это заведение и этот факультет —59,1% (13 чел.);

• выбрал бы другой факультет—9,1% (2 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведение —4,5% (1 чел.);

• затрудняюсь ответить—27,3% (6 человек).

523 группа «Коммерция (торговое дело)» (27 чел.).

• выбрал бы это заведение и этот факультет — 74,1% (20 чел.);

• выбрал бы другой факультет—3,7% (1 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведение — 14,8% (4 чел.);

• затрудняюсь ответить—7,4% (2 человека).

В целом по факультету (76 чел.):

• выбрал бы это заведение и этот факультет — 72,4% (55 чел.);

• выбрал бы другой факультет — 6,6% (5 чел.);

• выбрал бы другое учебное заведе-ние—7,9% (6 чел.);

•затрудняюсь ответить — 13,2% (10 чел.).

Выбрали другое учебное заведение (521 группа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»):

• МГИМО — 3,7% (1 чел.);

• МИЭМП — 3,7% (1 чел.).

522 группа «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)».

• РГУ—9,1% (2 чел.);

• университет МВД—4,5% (1 чел.);

• Ставропольский Государственный университет — 4,5% (1 чел.).

523 группа «Коммерция (торговое дело)».

• МГИМО — 3,7% (1 чел.);

• МГУ—3,7% (1 чел.);

• университет МВД—3,7% (1 чел.);

• академия ФСБ—3,7% (1 чел.).

В целом по факультету.

• МГИМО — 2,6% (2 чел.);

• МИЭМП — 1,3% (1 чел.).

• РГУ—2,6% (2 чел.);

•университет МВД—2,6% (2 чел.);

• Ставропольский Государственный университет — 1,3% (1 чел.).

• МГУ — 1,3% (1 чел.);

• академия ФСБ — 1,3% (1 чел.).

На вопрос «были ли у Вас сомнения относительно выбранной профессии?», выпускники экономического факультета ответили следующим образом (521 группа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (27 чел.).

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался—81,5% (22 чел.);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в выборе — 11,1% (3 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—7,4% (2 чел.).

522 группа «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)» (22 чел.).

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался—59,3% (16 человек);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в выборе — 18,5% (5 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—22,2% (6 чел.).

523 группа «Коммерция (торговое дело)» (27 чел.).

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался—45,5% (10 человек);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в выборе — 18,2% (4 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—31,8% (7 чел.);

• поступая, уже знал, что эта профессия не для меня—4,5% (1 чел.).

В целом по факультету (76 чел.):

• я правильно выбрал профессию и никогда не сомневался — 63,2% (48 чел.);

• с самого начала были сомнения, но затем появилась уверенность в выборе — 15,8% (12 чел.);

• сомневаться начал позже и до сих пор не уверен в правильности выбо-ра—19,7% (15 чел.);

• поступая, уже знал, что эта профессия не для меня — 1,3% (1 чел.).

Если после поступления в академию начали сомневаться в правильности выбора учебного заведения, то это обусловлено (ответили 14 человек):

• низкой заработной платой сотрудника УИС—2,6% (2 чел.);

• отсутствием перспектив — 2,6% (2 чел.);

• неинтересной профессией — 1,3% (1 чел.);

• работой со спецконтингентом — 1,3% (1 чел.).

Таблица 26. Мотивационная направленность выпускников экономического факультета по завершении обучения в академии

(данные в %/чел.)

Мотивационная направленность 521 группа (27 чел.] 522 группа (22 чел.] 523 группа (27 чел.] В целом по факультету (76 чел.]

Намерен работать в ФСИН России по специальности 88,9 70,4 88,9 88,2

24 19 24 67

Буду работать по специальности, но только не в ФСИН России 3,7 4,5 3,7 3,9

1 1 1 3

Скорее всего поменяю специальность, но останусь в ФСИН России 7,4 14,8 7,4 7,9

2 4 2 6

Думаю приобрести специальность, не связанную с работой в ФСИН России --- 11,1 4,5 5,3

3 1 4

Таблица 27. Направленность выпускников на работу, не связанную с прохождением службы в ФСИН России (данные в %/чел., ответили 14 чел.)

Ведомства, министерства, организации и т.д. Данные в %/чел.

МВД 14,5

11

МЧС 1,3

1

Департамент судебных приставов 1,3

1

Федеральные суды и мировые судьи 1,3

1

Таблица 28. Что, по мнению выпускников, привлекает

в предстоящей работе по специальности: (данные в %/чел.)

№ п/п Мотивационный фактор Данные в %/чел.

1 Социальные гарантии и стабильность 14,5

11

2 Приобретение практических знаний 6,6

5

3 Возможность карьерного роста 5,3

4

4 Возможность заниматься престижным делом 2,7

2

5 Выслуга лет 3,9

3

Таблица 29. Что, по мнению выпускников, не удовлетворяет

в предстоящей работе по специальности (данные в %/чел.)

№ п/п Мотивационный фактор Данные в %/чел.

1 Низкое финансовое и социальное обеспечение сотрудников УИС 32,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

2 Отсутствие жилья 13,2

10

3 Ненормированный рабочий день 3,9

3

4 Непрестижность социального статуса сотрудника УИС 3,9

3

5 Работа со спецконтингентом 1,3

1

Территориальные управления Феде- Территориальные управления Фе-ральной службы исполнения наказаний, деральной службы исполнения нака-в которых выпускникам предваритель- заний, в которых выпускникам пред-но определено место работы и дол- варительно не определено место жность: УФСИН по Тверской обла- работы и должность: УФСИН по сти, УФСИН по Оренбургской области, Брянской области, ГУФСИН по Респу-УФСИН по Псковской области, УФСИН блике Калмыкия, УФСИН по Вологод-по Тамбовской области, ГУФСИН по ской области, УФСИН по Владимир-Ставропольскому краю. ской области, УФСИН по Орловской

области, УФСИН по Пензенской области, УФСИН по Смоленской области, ГУФСИН по Пермскому краю, УФСИН по Костромской области, УФСИН по Саратовской области.

Территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний, в которых должности определены не у всех: УФСИН по Московской области, УФСИН по г. Москве, УФСИН России по Рязанской области, ГУФСИН по Республике Коми, ГУФСИН России по Ростовской области, УФСИН по Липецкой области, УФСИН по Брянской области, УФСИН по Калужской области, УФСИН по Калининградской области, ГУФСИН по Краснодарскому краю.

В ходе анализа полученных данных становится понятно, что готовность выпускников экономического факультета 2009 года к работе в учреждениях ФСИН России находится на высоком уровне. Ежегодные комплексные учения «Итог» в достаточной мере способствуют повышению мотивации и готовности к дальнейшей практической работе в учреждениях ФСИН России.

Однако намерения выпускников работать в учреждениях ФСИН России после прохождения практики ниже, чем готовность работать. На практике выпускники нередко сталкиваются с назначением на должности, не соответствующие полученной специальности и поверхностной оценкой своих профессиональных и личностных качеств. Это также способствует снижению мотивации к службе в УИС.

Лишь у 18,4% выпускников экономического факультета предварительно определены должность и место службы. Намерения служить в ФСИН России, в сравнении с оценкой после комплекс-

ных учений «Итог», снизились на 0,8. Готовность уменьшилась на 0,3.

Удерживающим фактором (в сравнении с другими сферами деятельности) в данном случае выступает социальная стабильность сотрудников, гарантированное место работы в условиях непростого финансово-экономического положения в стране.

Критерием качества подготовки любого специалиста служит его готовность к эффективной профессиональной деятельности, способность использовать полученные знания, умения и навыки в решении профессиональных задач. Анализ полученных данных показывает, что 55 выпускников экономического факультета (72,4%) выбрали бы вновь экономический факультет Академии ФСИН России. И лишь 6 человек (7,9%)—вы-брали бы другое учебное заведение. 67 выпускников экономического факультета (что составляет 88,2% от числа опрошенных) намерены работать в ФСИН России по полученной специальности. 3 выпускника (3,9%) экономического факультета будут работать по специальности, но не в ФСИН России.

Таким образом, за время обучения в Академии ФСИН России выпускники получают устойчивые знания по всем дисциплинам и хорошее экономическое образование, которое востребовано как в силовых, так и в государственных структурах, что способствует повышению уровня притязаний и уверенности в своих силах молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.