И. В. КАРЛОВ преподаватель кафедры управления
I V КЛКЬОУ и административно-правовых дисциплин
юридического факультета ВЮИ ФСИН России, майор внутренней службы
Предупреждение правонарушений среди обучающихся образовательных организаций ФСИН России
Prevention of offenses among the students at educational organizations of FPS of Russia
Аннотация. В статье рассматриваются основные количественные характеристики и тенденции правонарушений среди обучающихся образовательных организаций ФСИН России. Анализируется организация предупредительной работы в учебных заведениях и предлагается комплекс мероприятий по ее совершенствованию.
Ключевые слова: предупреждение, обучающийся, правонарушение, преступление, дисциплинарный проступок.
Annotation. In the article the author pays attention to main quantitative characteristics and trends of offenses among the students at educational organizations of FPS of Russia. The organization of precautionary work in educational institutions is analyzed and the complex of actions for its improvement is offered.
Key words: prevention, student, offense, crime, minor offense.
Обеспечение законности и служебной дисциплины выступает необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система, УИС), поэтому одним из важных направлений деятельности образовательных организаций ФСИН России является работа по предупреждению правонарушений среди обучающихся.
В рамках настоящего исследования нами будут рассмотрены вопросы предупреждения правонарушений среди обучающихся, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава УИС, к которым относятся курсанты, слушатели, адъюнкты и докторанты (далее - обучающиеся). Как известно, правонарушения делятся на уголовные, административные, гражданские и дисциплинарные. Основное внимание будет
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
9
уделено предупреждению нарушений служебной дисциплины (как наиболее распространенного вида) и преступлений (как наиболее опасного вида).
Следует отметить, что, по данным ведомственной статистической отчетности [1], по итогам последних 10 лет (2009-2018 годы) число нарушений служебной дисциплины изменилось незначительно (выросло на 6,7 %, с 424 до 452 нарушений), а по итогам последних пяти лет (2014-2018 годы) вообще наблюдается существенное их снижение (на 22,4 %). На первый взгляд, данная динамика является положительной, однако следует учитывать, что за десятилетний период общая численность обучающихся сократилась более чем на четверть (на 25,1 %): с 7 262 до 5 443 человек. С учетом же изменений численности личного состава динамика будет выглядеть противоположным образом. На рисунке 1 представлены сравнительные данные о числе нарушений в расчете на 1 000 человек личного состава.
Как видно на рисунке, с учетом изменений численности обучающихся наблюдается общий рост числа нарушений (а с 2015 года указанный показатель вырос в 1,5 раза). Следует отметить, что подобная тенденция соответствует общей динамике нарушений служебной дисциплины среди сотрудников УИС в целом, где также наблюдается рост (количественные данные представлены по вспомогательной оси). При этом относительные темпы прироста правонарушений среди обучающихся с 2015 года превосходили средние по УИС и к 2018 году относительная динамика практически выровнялась.
Значительные изменения произошли в структуре нарушений служебной дисциплины. В частности, в 2009-2018 годах наблюдается стабильный рост нарушений исполнительской дисциплины, причем как среди обучающихся, так и среди сотрудников УИС в целом. Но если среди сотрудников удельный вес таких нарушений вырос с 70 до 90 %
Рис. 1. Количество нарушений служебной дисциплины среди обучающихся образовательных организаций и сотрудников уголовно-исполнительной системы в целом (в расчете на 1 000 человек) за период 2009-2018 годы, ед.
10 [email protected] www.or.fsin.su
(на 20 %), то среди обучающихся изменения более значимы: с 33 % в 2009 году до 52 % в 2014-м (за пять лет) и до 84 % в 2018-м (за 10 лет), то есть итоговый показатель вырос в 2,6 раза. Примечательно, что по остальным видам дисциплинарных проступков за последние 10 лет наблюдается положительная динамика: число прибытий на службу в состоянии алкогольного опьянения уменьшилось в 7,6 раза; число невыходов на службу без уважительных причин - в 7,3 раза; число иных нарушений - в 4,3 раза.
Также в период 2009-2018 годы 28 обучающимся были предъявлены обвинения в совершении преступлений. В структуре совершаемых преступлений преобладали преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (42,9 %). Были распространены преступления против жизни и здоровья (35,8 %) и против собственности (17,9 %).
В 2009-2018 годах за различные правонарушения были уволены из уголовно-исполнительной системы 190 обучающихся. Кроме того, в рассматриваемый период из учреждений и органов УИС на первом году службы за совершение правонарушений был уволен 401 сотрудник, что также может указывать на недостатки в проведении предупредительной работы на этапе обучения. Учитывая значительные затраты на подготовку сотрудников УИС (которые могут превышать 1,5 миллиона рублей) [2], можно говорить и о нанесении правонарушениями существенного ущерба федеральному бюджету.
Представленные данные говорят о необходимости повышения эффективности работы по предупреждению правонарушений среди обучающихся, которая, на наш взгляд, может быть достигнута за счет применения комплек-
□ Нарушения исполнительской дисциплины ВПрогул
ШУтрата документов, имущества, спецсредств И Прибытие на службу в сост. ал к. опьян. ■ Прочие нарушения
Рис. 2. Структура нарушений служебной дисциплины переменным составом образовательных организаций ФСИН России: 2009,2014 и 2018 годы
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
са мероприятий. С учетом требований Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» основными направлениями предупредительной работы могут являться: противодействие коррупции, экстремистской деятельности, незаконному обороту наркотиков; обеспечение охраны имущества учебных заведений и личных вещей обучающихся; предупреждение дисциплинарных проступков, административных правонарушений, дорожно-транспортных происшествий и другие.
Первостепенное предупредительное значение имеет своевременное выявление правонарушений, а также лиц, их совершивших. Это функция прежде всего правоохранительных органов. Однако, как справедливо отмечают З. С. Зарипов и М. В. Артемьева, в образовательных организациях предупредительная деятельность правоохранительных органов имеет ряд недостатков, к числу которых относятся низкий уровень осведомленности о состоянии оперативной обстановки, недостаточный опыт сотрудников по выявлению, предупреждению и раскрытию правонарушений, слабое взаимодействие с другими субъектами профилактики [3]. Поэтому более эффективной деятельностью по выявлению правонарушений среди обучающихся представляется деятельность подразделений собственной безопасности ФСИН России во взаимодействии с администрациями образовательных организаций.
С учетом широкого распространения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков особое значение приобретает вопрос раннего выявления среди обучающихся наркопотребителей.
Действенным средством являются медицинские осмотры. В рамках данных мероприятий могут подлежать выяснению факты злоупотребления алкоголем и токсикологическими веществами. Следует отметить, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок их проведения в УИС, пока не разработан, что, естественно, затрудняет их проведение.
Важную роль играет взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями, основной формой которого является реализация планов и программ предупреждения правонарушений (федеральных, региональных, ведомственных). К их числу можно отнести Национальный план противодействия коррупции на 20182020 годы, государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», государственную программу Владимирской области «Обеспечение безопасности населения и территорий во Владимирской области», государственную программу Рязанской области «Профилактика правонарушений и предупреждение чрезвычайных ситуаций на 2015-2020 годы» [4] и другие. Часть профилактических мероприятий может выполняться в рамках совместных планов взаимодействия с правоохранительными органами [5].
Большое значение имеют повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания обучающихся, которые могут реализовываться в рамках учебных и внеучебных форм. Среди учебных форм главную роль играют учебные занятия (прежде всего по юридическим наукам и специальным дисциплинам). По оценке М. В. Саакян [6],
12
[email protected] www.or.fsin.su
образование является необходимым условием повышения правовой культуры и мощным профилактическим средством неправомерного поведения молодежи.
Широкие предупредительные возможности имеют и внеучебные формы, главную роль среди которых играет общественно-политическое и государственно-правовое информирование, в которое рекомендуется включать изучение нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение службы, права, обязанности и ответственность обучающихся, а также вопросов профилактики распространения наркотиков, экстремизма, злоупотребления алкоголем и других деструктивных явлений.
Значительную помощь в доведении правовой информации до обучающихся могут оказать ведомственные печатные издания, методические материалы, издаваемые образовательными организациями, а также наглядная агитация по вопросам профилактики правонарушений.
Большое значение имеют встречи с представителями правоохранительных и комплектующих органов, подразделений собственной безопасности. Привлечение практических работников возможно и при изучении дисциплин, организации научно-представительских мероприятий и смотров-конкурсов.
Среди общественных организаций особое место занимают ветеранские организации, члены которых, имеющие большой опыт, могут оказать действенную помощь в патриотическом воспитании обучающихся, формировании у них значимых профессиональных качеств. Особенно велика роль ветеранов в профилактике экстремистских проявлений (в частности, получающе-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
го значительное распространение неонацизма).
Немаловажное значение в предупреждении правонарушений среди обучающихся имеет работа с традиционными религиозными организациями. По нашему мнению, в образовательных организациях ФСИН России работа религиозных конфессий является достаточно успешной за счет значительного удельного веса представителей регионов с традиционно сильным влиянием религии (например, Северного Кавказа), что подтверждают и результаты проведенного нами исследования*. Если среди студентов общее число лиц, позитивно характеризующих роль религии в регулировании общественных отношений, составило 24,4 %, то среди курсантов данный показатель почти вдвое выше - 46,1 %.
Повышению эффективности и систематизации работы институтов гражданского общества может способствовать деятельность общественных советов -общественно-консультативных органов, действующих при ФСИН России и ее образовательных организациях, а также заключение специальных соглашений о сотрудничестве. Так, в соответствии с соглашением о сотрудничестве между ФСИН России и Русской православной церковью последняя осуществляет духовное окормление, религиозное образование и духовно-нравственное
* Исследование было проведено в 2016-2018 годах среди 207 курсантов Академии ФСИН России, Владимирского, Воронежского и Пермского институтов ФСИН России и 141 студента Юридического института Владимирского государственного университета, факультета права и управления ВЮИ ФСИН России и Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России. Выборка респондентов проводилась с учетом равного представительства учебных групп по годам обучения и направлениям подготовки.
13
просвещение курсантов и работников образовательных организаций ФСИН России [7].
Важным направлением предупреждения правонарушений среди курсантов является работа с учебными коллективами, которая должна начинаться еще на этапе их формирования на младших курсах. В ходе проведенного нами социологического исследования было установлено, что формирование учебных коллективов в начале обучения является одной из основных причин возникновения конфликтов (ее отметили 37,4 % курсантов и 11,4 % студентов), которые могут перерасти в совершение правонарушений. Кроме того, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе вызывает нервно-психологическую напряженность, ведущую к деформации правового сознания, которая может проявляться в неисполнении приказов или распоряжений руководства, сознательном нарушении правовых предписаний и других деструктивных последствиях [8].
Одним из способов повышения предупредительного воздействия коллективов может быть рассмотрение поведения обучающихся, совершающих дисциплинарные проступки, на общих собраниях учебных коллективов. Еще более эффективной мерой могло бы стать возрождение в УИС деятельности судов чести, игравших важную роль с точки зрения применения к нарушителям мер общественного воздействия. На необходимость восстановления судов чести обращают внимание и руководители правоохранительных органов [9].
Большое значение имеет организация отбора кандидатов на обучение. Как справедливо отмечает В. И. Михайлов, недостаточное внимание комплектую-
щих органов к подбору кандидатов на обучение, формальное выполнение разнарядки, поверхностное изучение их характеристик может привести к их несоответствию предъявляемым требованиям [10]. Поэтому отбор кандидатов на обучение на всех этапах должен носить комплексный характер (собеседование, вступительные испытания, медицинская комиссия, психологическое тестирование и другое).
Ключевую роль в предупреждении правонарушаемости курсантов играет вопрос привлечения нарушителей к ответственности. Как правило, дисциплинарное производство реализуется в рамках служебных проверок, в ходе которых подлежат установлению причины и условия, способствующие совершению правонарушения, данные, характеризующие особенности личности виновного, его мотивы и цели, разрабатываются рекомендации предупредительно-профилактического характера и так далее.
Вместе с тем профилактический потенциал служебных проверок во многом снижен их большим количеством, что может негативно сказываться на качестве их проведения. К тому же большая часть времени уходит на документальное оформление результатов проверки, из-за чего страдает реализация предупредительных мер, являющихся, по сути, наиболее важной ее частью. Выходом из данной ситуации может стать повышение внимания руководителей подразделений к проведению индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Использование же громоздкой и формализованной процедуры служебных проверок представляется целесообразным в наиболее сложных ситуациях, а также при выявлении грубых или систематических нарушений,
14
[email protected] www.or.fsin.su
преступлений и административных правонарушений.
Важным средством предупреждения правонарушений выступает культурно-просветительная работа, которая должна быть направлена не только на организацию полноценного досуга обучающихся, но и на формирование у них определенных профессионально значимых качеств. Следует согласиться с Т. С. Шестаковой в том, что неорганизованный досуг молодых людей обычно приобретает потребительскую направленность, а при отсутствии своевременного предупредительного воздействия может принять антиобщественный характер [11]. Кроме того, по оценке В. К. Осокина, культурно-просветительная работа поднимает уровень культуры обучающихся, сплачивает учебные коллективы, способствует формированию здорового морально-психологического климата [12].
Представляется, что предупредительное воздействие культурно-досуговой работы на обучающихся может быть достигнуто за счет придания нужной направленности традиционным формам культурно-массовых мероприятий -смотрам-конкурсам (самодеятельного художественного творчества, плакатов и роликов антикоррупционной и антинаркотической направленности), посещению учреждений культуры и искусства (тематических выставок, просмотров тематических фильмов) и других.
В рамках настоящего исследования были оценены распространенность предупредительных мер и охват ими обучающихся. Респондентам предлагалось указать, в каких профилактических мероприятиях они принимали участие в течение года. В результате было установлено, что наиболее распространенными
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 8/2019
формами являются профилактические беседы (их указали 42,9 % опрошенных курсантов) и различные виды массовых мероприятий (отметили 34,2 %). Как видно, ни одна из представленных форм не охватила и половины обучающихся.
Однако как положительный момент следует отметить гораздо более широкий охват курсантов (по сравнению с обучающимися в гражданских вузах) мерами специального предупреждения. Так, они в 4,4 раза чаще становились участниками обследований на употребление наркотических средств, в 2,9 раза чаще - участниками специальных психологических исследований с использованием полиграфа, в 1,7 раза чаще у них проводились проверки жилищно-бытовых условий администрациями образовательных организаций.
Таким образом, с учетом наблюдаемого роста правонарушений среди обучающихся в условиях сокращения их численности можно говорить о значительном потенциале совершенствования предупредительной работы с данными лицами. Повышение эффективности этой деятельности может быть достигнуто за счет более качественного отбора кандидатов на обучение комплектующими органами, укрепления взаимодействия образовательных организаций с иными субъектами профилактики правонарушений, организации культурно-массовой работы, сплочения учебных коллективов, более полного охвата обучающихся профилактическими мероприятиями и других мероприятий. ф
1. Сведения о состоянии служебной дисциплины и преступлений среди личного состава УИС : отчеты по формам 3-Д, 3-ПР за 2009-2015 гг. и ФСИН-7 (работа с личным
15
составом, разделы 1-4) за 2016-2018 гг. Документы опубликованы не были. Доступ из автоматизир. информ. системы «Статистика ТО УИС».
2. Решение Октябрьского районного суда г. Владимира по делу № 2-69/2016 от 14.01.2016. Документ опубликован не был.
3. Зарипов З. С., Артемьева М. В. Специально-криминологические и индивидуальные меры предупреждения коррупционных преступлений в образовательных учреждениях // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 114-116.
4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы : указ Президента Рос. Федерации от 29.06.2018 № 378 // СЗ РФ. 2018. № 27, ст. 4038 ; О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» : пост. Правительства Рос. Федерации от 30.12.2015 № 1493 // СЗ РФ. 2018. 2016. № 2, ч. 1, ст. 368 ; Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение безопасности населения и территорий во Владимирской области» : пост. администрации Владим. обл. от 20.01.2016 № 17 // Владим. ведомости. 2016. 30 января ; Об утверждении государственной программы Рязанской области «Профилактика правонарушений и предупреждение чрезвычайных ситуаций на 2015-2020 годы» : пост. Правительства Ряз. обл. от 29.10.2014 № 317 // Ряз. ведомости. 2014. 19 ноября.
5. Панарин Д. А. Основные направления, формы и методы укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди личного состава образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (опыт Академии ФСИН России)
// Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 177-181.
6. Саакян М. В. Правовая культура студенческой молодежи как фактор предупреждения преступности в современном обществе (социологический анализ) : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. Майкоп, 2010. С. 8.
7. Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью // Русская Православная Церковь : [сайт]. URL: http: //www.patriarchia.ru/db/text/1414718 (дата обращения: 25.02.2019).
8. Панченко А. М., Канина И. А. Социально-психологические факторы, влияющие на деформацию правового сознания сотрудников правоохранительных органов // Юридическая психология. 2014. № 4. С. 12.
9. Пункт 1.16 Дорожной карты дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф /upload/site 1/document_file/roadmap.doc (дата обращения: 02.03.2019).
10. Михайлов В. И. Актуальные вопросы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел // Российский следователь. 2014. № 9. С. 48-51.
11. Шестакова Т. С. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в сфере свободного времени : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Рязань, 2004.
12. Осокин В. К. Роль культурно-просветительной работы в формировании у курсантов и слушателей академии профессиональной культуры, привитие высокопоставленных морально-волевых качеств и воспитание патриотизма // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 4. С. 373-374.
16
[email protected] www.or.fsin.su