Научная статья на тему 'Совершенствование воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России'

Совершенствование воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / ПЕРЕМЕННЫЙ СОСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФСИН РОССИИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршков Александр Владимирович, Щелкушкина Екатерина Александровна

В статье рассмотрены проблемы совершенствования воспита-тельной работы с сотрудниками образовательных организаций ФСИН России. В 90-е годы ХХ века ряд диссертационных исследований были посвящены общим вопросам повышения эффективности управления правоохранительными органами (В. М. Анисимков «Реформа системы управления органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы (теоретические основы, механизм реализации)» 1994 г., В. М. Морозов «Государственная политика реформирования кадров правоохранительных органов России социальная проблема и важнейший фактор стабилизации общества», 1996 г.). Несколько шире данная проблема затрагивалась рядом исследователей на уровне научных статей, монографий, публикаций научно-прикладной направленности (Н. А. Волгин, В. И. Гладких, Н. И. Дорохов и др.). Однако постановка вопросов производилась преимущественно под углом государственной гражданской службы и деятельности правоохранительных органов за исключением органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем рассмотрение вопросов, связанных с надлежащим содержанием государственной политики в правоохранительной службе, в особенности в ведомственных образовательных организациях ФСИН России, с позиций организационно-управленческих подходов не производилось. В статье исследуются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России. Авторами с учетом изменений, произошедших в государстве в последнее десятилетие, подготовлены предложения по повышению эффективности воспитательного процесса в образовательных организациях ФСИН России, которые могут быть использованы в деятельности воспитательных подразделений образовательных организаций ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршков Александр Владимирович, Щелкушкина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России»

УДК 37.015.3:343.83

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕРЕМЕННЫМ СОСТАВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ

Реферат: в статье рассмотрены проблемы совершенствования воспитательной работы с сотрудниками образовательных организаций ФСИН России. В 90-е годы ХХ века ряд диссертационных исследований были посвящены общим вопросам повышения эффективности управления правоохранительными органами (В. М. Анисимков «Реформа системы управления органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы (теоретические основы, механизм реализации)» 1994 г., В. М. Морозов «Государственная политика реформирования кадров правоохранительных органов России - социальная проблема и важнейший фактор стабилизации общества», 1996 г.). Несколько шире данная проблема затрагивалась рядом исследователей на уровне научных статей, монографий, публикаций научно-прикладной направленности (Н. А. Волгин, В. И. Гладких, Н. И. Дорохов и др.). Однако постановка вопросов производилась преимущественно под углом государственной гражданской службы и деятельности правоохранительных органов за исключением органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем рассмотрение вопросов, связанных с надлежащим содержанием государственной политики в пра-

© Паршков А. В., Щелкушкина Е. А., 2016

А. В. Паршков, Е. А. Щелкушкина

воохранительной службе, в особенности в ведомственных образовательных организациях ФСИН России, с позиций организационно-управленческих подходов не производилось.

В статье исследуются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России. Авторами с учетом изменений, произошедших в государстве в последнее десятилетие, подготовлены предложения по повышению эффективности воспитательного процесса в образовательных организациях ФСИН России, которые могут быть использованы в деятельности воспитательных подразделений образовательных организаций ФСИН России.

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, воспитательная работа в уголовно-исполнительной системе, переменный состав образовательных организаций ФСИН России, образовательные организации ФСИН России, уголовно-исполнительная система.

Деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, всегда находилась, находится и будет находиться под пристальным вниманием общества, так как она в той или иной мере затрагивает интересы почти всех его членов и ее результаты непо-

средственно сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства. Сегодня работа учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС) сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности. Одно то, что обеспечивать правопорядок, спокойную жизнь граждан, защиту их прав, свобод и законных интересов приходится с использованием мер принуждения и ограничения прав личности, вызывает целый комплекс противоречий как в общественном, так и в индивидуальном сознании.

В настоящее время особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед отечественной системой исполнения наказаний, определение ее функций и полномочий, возможных и допустимых средств борьбы с преступностью. Предоставление обществом и государством сотрудникам УИС не только правовой, но и моральной санкции на осуществление с использованием властных полномочий соответствующей деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний, направленной на охрану и защиту прав граждан, налагает на них высокую ответственность за строгое и точное соблюдение законности, с одной стороны, непревышение границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей, - с другой.

При этом и в первом, и во втором случаях встает вопрос о требованиях к поведению сотрудников УИС, включая не только профессиональные, но и нравственные. Данные вопросы нашли свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года.

Проблема повышения эффективности воспитательной работы в учреждениях и органах УИС стоит уже не первый год. До сих пор ученые и практики ищут ответы на вопросы: как в условиях роста преступности сохранить и повысить профессиональный уровень сотрудников УИС? Как на фоне сложных процессов, происходящих в обществе, добиться осознания каждым борцом за правопорядок своего профессионального и гражданского долга? Какие социально-политические явления и процессы в обществе и государстве оказывают наиболее существенное влияние на поведение сотрудников УИС? Каким должен быть сотрудник УИС и его поведение при выполнении своих оперативно-служебных задач?

В настоящее время в рамках реализации решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, директивных и иных поручений Минюста России и руководства ФСИН России продолжается работа по совершенствованию кадрового обеспечения учреждений и органов УИС, главной задачей которой является сохранение высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового состава, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым условиям, способного эффективно решать поставленные задачи.

В последние годы принят ряд нормативных правовых актов по вопросам правовой и социальной защиты сотрудников УИС. В то же время законодательство, регламентирующее прохождение службы в УИС и определяющее приоритетные направления кадровой политики в УИС, существенных изменений не претерпело. До сих пор отношения в рамках прохождения службы в УИС регулируются Положением о служ-

бе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, а также некоторыми подзаконными нормативными актами, что не всегда положительно сказывается на работе с личным составом.

В целях устранения данного правового пробела ФСИН России проводится кропотливая работа по сопровождению проекта федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». Данный законопроект в декабре 2015 г. в установленном порядке был направлен в Правительство Российской Федерации. Кроме того, одновременно с этим ведется обсуждение текста законопроекта в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации.

Кроме того, продолжается последовательное решение задач по повышению эффективности ведомственной системы профессионального образования, в том числе в сфере организации воспитательной работы с личным составом. В последнее время уровень служебной дисциплины среди переменного состава образовательных организаций ФСИН России носит положительный характер. В соответствии со статистическими данными ФСИН России в 2014 г. из 516 лиц из числа переменного состава образовательных организаций ФСИН России, допустивших нарушения служебной дисциплины, к дисциплинарной ответственности было привлечено 514 чел., из которых 29 уволены (из них на первом году службы - 10). Всего переменным составом в 2014 г. было совершено 582 нарушения служебной дисциплины. В 2015 г. данный показатель сократился: совершено нарушений служеб-

ной дисциплины - 455; количество лиц из числа переменного состава образовательных организаций ФСИН России, допустивших нарушения служебной дисциплины, - 394; привлечено к дисциплинарной ответственности - 394, из них уволено - 12 (на первом году службы - 2). За три квартала 2016 г. данный показатель выглядит следующим образом: совершено нарушений служебной дисциплины - 288; количество лиц из числа переменного состава образовательных организаций ФСИН России, допустивших нарушения служебной дисциплины, - 274; привлечено к дисциплинарной ответственности - 274, из них уволено - 5 (на первом году службы - 0).

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что при реализации воспитательного процесса особое внимание необходимо обращать на организацию воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России. Так, в целях повышения эффективности работы воспитательных подразделений образовательных организаций ФСИН России сотрудниками Академии ФСИН России подготовлен проект Положения об организации воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Положение), который устанавливает организационно-правовые основы воспитательной работы с переменным составом образовательных учреждений ФСИН России.

Проект положения разработан с учетом отечественного и зарубежного опыта организации воспитательной работы с сотрудниками правоохранительных органов и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование деятельности субъектов

воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России.

Авторы положения попытались подробно отразить алгоритм воспитательно-профилактических мероприятий с переменным составом образовательных организаций ФСИН России. Данный процесс рассматривается как важнейшее средство формирования здорового морального духа в коллективе.

В соответствии с Положением под воспитательной работой с переменным составом образовательных организаций ФСИН России понимается комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-до-суговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у лиц из числа переменного состава образовательных организаций ФСИН России необходимых профессиональных и нравственных качеств, морально-психологической готовности к осуществлению оперативно-служебной деятельности, а также морально-психологической устойчивости к влиянию психотравми-рующих факторов.

На наш взгляд, воспитательная работа с переменным составом образовательных организаций ФСИН России как составная часть кадрового обеспечения системы ФСИН России должна включать в себя следующие направления: духовно-нравственное (патриотическое, профессионально-нравственное, правовое)воспитание;психолого-педагогическое обеспечение работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России; культурно-просветительная работа; работа по укреплению служебной дисциплины

и законности среди переменного состава образовательных организаций ФСИН России.

Формирование человека как личности неразрывно связано с его нравственным и духовным развитием, ибо без нравственных характеристик, без нравственной структуры личность не состоится [1, с. 7]. Самое категорическое предупреждение забвения или недооценки нравственных начал личности принадлежит Аристотелю: «Человек без нравственных устоев оказывается самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» [2]. В структуре личности сотрудника УИС нравственность и духовность должна занимать главенствующее положение, выступать регулятором его деятельности.

Профессионально-нравственное воспитание развивает у лиц из числа переменного состава образовательных организаций ФСИН России представления о нравственных основах службы в учреждениях и органах УИС, дает знание профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатываетустой-чивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Патриотическое воспитание формирует и развивает личностные качества гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

Правовое воспитание оказывает систематическое воздействие на сознание лиц из числа переменного со-

става образовательных организаций ФСИН России в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых знаний, взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение государственной правоприменительной политики.

Психолого-педагогическое обеспечение работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России направлено на формирование у лиц из числа переменного состава образовательных организаций ФСИН России профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач.

Культурно-просветительная работа формирует у лиц из числа переменного состава образовательных организаций ФСИН России нравственно-эстетические и морально-психологические качества средствами художественной культуры и искусства.

Работа по укреплению служебной дисциплины и законности среди переменного состава образовательных организаций ФСИН России направлена на профилактику и предупреждение правонарушений и чрезвычайных происшествий.

Считаем, что принятие данного Положения позволит поднять на новый уровень качество воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России.

На наш взгляд, среди перспективных направлений деятельности совершенствования ключевых форм и методов организации воспитательной работы с переменным составом образовательных организаций ФСИН России

в контексте реализации предписаний нормативных правовых актов, указаний и решений руководства ФСИН России также необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:

- постоянное повышение уровня требовательности и контроля за личным составом прежде всего со стороны руководства учебно-строевых подразделений и факультетов. Повышение качества организации индивидуально-воспитательной работы с курсантами. Разработка и применение новых подходов в работе с личным составом, качественное методическое обеспечение воспитательной работы;

- регулярное привлечение к воспитательной работе сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава, представителей комплектующих органов, родителей курсантов, ветеранской организации в качестве наставников и кураторов; участие в воспитательных мероприятиях индивидуально-профилактического характера представителей соответствующих комплектующих органов-заказчиков;

- укрепление роли неформальных лидеров устойчивой положительной мотивации в коллективах учебных групп, оказание содействия в работе органов курсантского самоуправления с применением мер действенной мотивации их работы;

- совершенствование организации обучения курсовых офицеров и других основных субъектов организации воспитательной работы. Повышение роли младших командиров в укреплении служебной дисциплины, организации работы с личным составом;

- разработка и осуществление мер, направленных на выработку в сознании личного состава нетерпимости к фактам коррупции, систематическое проведение мероприятий, направлен-

ных на предупреждение воздействия негативных факторов, создающих условия для противоправного поведения личного состава;

- совершенствование взаимодействия и партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями в решении вопросов социально-правовой защищенности работников УИС;

- активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений и организаций,зарегистрированных в установленном порядке;

- использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании личного состава на основе взаимных соглашений;

- улучшение взаимодействия с представителями средств массовой информации в вопросах освещения жизнедеятельности академии в целях формирования в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников УИС, их роли в обеспечении общественной безопасности. Расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах ФСИН России, а также крупных информационных агентствах;

- обеспечение постоянного взаимодействия с управлением кадров ФСИН России, образовательными организациями ФСИН России и региона, региональными органами власти в реализации долгосрочных целевых региональных программ по профилактике правонарушений, в том числе программ антинаркотической и антиэкстремистской направленности;

- использование возможностей общественных организаций, в том числе

попечительских советов, для укрепления материальной базы информационно-пропагандистской работы в образовательных организациях ФСИН России.

Таким образом, масштабная модернизация системы воспитательной работы с личным составом в органах и учреждениях ФСИН России, в том числе в образовательных организациях ФСИН России, направлена в первую очередь:

- на выработку у сотрудников УИС комплекса гражданских, духовно-нравственных и иных профессионально значимых качеств для выполнения поставленных оперативно-служебных задач;

- подготовку сотрудников УИС новой формации, способных решать задачи по охране правопорядка в современных условиях развития гражданского общества, а также готовых соблюдать конституционные права человека и гражданина и на практике осуществлять их эффективную защиту;

- формирование у сотрудников УИС высокой антикоррупционной устойчивости и надежного иммунитета к профессионально-нравственной деформации личности в условиях выполнения поставленных оперативно-служебных задач [3, с. 215].

Список литературы

1. Петрова А. С., Шелепова М. А. Нравственно-этическое воспитание со-трудников правоохранительных органов : учеб. пособие. Тюмень, 2010. 93 с.

2. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения : в 4 т. М., 1984. Т. 4. 832 с.

3. Мачкасов А. И., Панарин Д. А., Паршков А. В. Некоторые аспекты по-вышения эффективности деятельности субъектов воспитательной работы в сфере профилактики правонарушений и укрепления служебной дисциплины среди личного состава образовательных организаций ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.