Научная статья на тему 'Организация воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России'

Организация воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-КУРАТОР / EDUCATIONAL WORK / METHODS OF EDUCATION / FORMS OF EDUCATION / TEACHER-CURATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизулин Александр Ильдарович, Титова Оля Зокировна

Данная статья посвящена организации воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России. Авторы рассматривают реализацию воспитательных задач через образовательную деятельность, практику в учреждениях ФСИН России, научно-исследовательскую работу курсантов, систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям. В статье делается акцент на институте кураторства в вузе ФСИН России. Главную задачу авторы видят в духовном и интеллектуальном развитии будущих сотрудников пенитенциарной системы, подготовке их к профессиональной и общественной деятельности. Основным способом развития у курсантов вузов ФСИН России необходимых общих и специфических качеств и стремления к самосовершенствованию является воспитательная работа. При организации воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России используются различные виды мероприятий, организованные отделом по работе с личным составом и кураторами учебных подразделений. Воспитательная работа предусматривает проведение информационно-пропагандистских кампаний, индивидуально-психологических бесед, правового информирования и культурно-оздоровительных мероприятий, необходимых для формирования у обучающихся вузов морально-этических норм, психологической устойчивости и профессионально-нравственного отношения к будущей трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизулин Александр Ильдарович, Титова Оля Зокировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

This article discusses the organization of the educational process of students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author considers the implementation of educational tasks through educational activities, practice in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, the research work of cadets, the system of extracurricular educational work in all areas. The article focuses on the institution of supervision in the departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author sees the main task in the formation of the spiritual and intellectual development of future employees of the penitentiary system, prepared for professional and social activities. An important means of forming the necessary general and specific qualities and aspirations for self-improvement in a cadet is educational work. When organizing the educational process of students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, various kinds of events are used, organized by the department for working with personnel and curators of educational units. Educational work provides for awareness-raising campaigns, individual psychological conversations, legal information and cultural and recreational activities necessary for the formation of moral and ethical standards, psychological stability and a professional and moral attitude towards future work in students of specialized universities.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Газизулин Александр Ильдарович

заместитель начальника кафедры физической и тактико-специальной подготовки, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e- mail: [email protected]

Титова Оля Зокировна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии и общегуманитарных дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e- mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Данная статья посвящена организации воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России. Авторы рассматривают реализацию воспитательных задач через образовательную деятельность, практику в учреждениях ФСИН России, научно-исследовательскую работу курсантов, систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям.

В статье делается акцент на институте кураторства в вузе ФСИН России. Главную задачу авторы видят в духовном и интеллектуальном развитии будущих сотрудников пенитенциарной системы, подготовке их к профессиональной и общественной деятельности. Основным способом развития у курсантов вузов ФСИН России необходимых общих и специфических качеств и стремления к самосовершенствованию является воспитательная работа.

При организации воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России используются различные виды мероприятий, организованные отделом по работе с личным составом и кураторами учебных подразделений. Воспитательная работа предусматривает проведение информационно-пропагандистских кампаний, индивидуально-психологических бесед, правового информирования и культурно-оздоровительных мероприятий, необходимых для формирования у обучающихся вузов морально-этических норм, психологической устойчивости и профессионально-нравственного отношения к будущей трудовой деятельности.

Ключевые слова: воспитательная работа, методы воспитания, формы воспитания, преподаватель-куратор.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Summary. This article discusses the organization of the educational process of students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author considers the implementation of educational tasks through educational activities, practice in the institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, the research work of cadets, the system of extracurricular educational work in all areas.

The article focuses on the institution of supervision in the departmental university of the Federal Penitentiary Service of Russia. The author sees the main task in the formation of the spiritual and intellectual development offuture employees of the penitentiary system, prepared for professional and social activities. An important means of forming the necessary general and specific qualities and aspirations for self-improvement in a cadet is educational work.

When organizing the educational process of students of departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, various kinds of events are used, organized by the department for working with personnel and curators of educational units. Educational work provides for awareness-raising campaigns, individual psycho-

Alexander I Gazizulin

Deputy head of the Department of physical and tactical training, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

Olya Z. Titova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Assistant Professor of the Department of philosophy and humanities,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: [email protected]

© 2019 Газизулин А. И., Титова О. З.

ВЕСТНИК СЮИ

logical conversations, legal information and cultural and recreational activities necessary for the formation ofmoral and ethical standards, psychological stability and a professional and moral attitude towards future work in students of specialized universities.

Keywords: educational work, methods of education, forms of education, teacher-curator.

Служба в исправительных учреждениях и органах ФСИН России вызывает повышенный интерес общественности, поскольку имеет прямое отношение к обеспечению безопасности граждан, государства и общества. Сотрудники, несущие службу в местах отбывания наказания, ежедневно сталкиваются с различными сложностями, связанными со спецификой их профессиональной деятельности. Подготовка квалифицированного персонала для учреждений и органов УИС входит в число основных задач, стоящих перед системой. «Обеспечение эффективного процесса исполнения уголовных наказаний, в том числе в виде лишения свободы, зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы, но и в значительной степени от персонала учреждений, исполняющих наказания, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня правовой культуры» [1]. Сотрудники УИС наделены властными полномочиями исполнять наказания в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, и обеспечивать охрану общества и защиту прав его граждан. В этой связи возникает вопрос о соблюдении морально-этических норм и должностных полномочий при несении службы в исправительных учреждениях.

Необходимость проведения эффективной воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях существует уже долгое время. Ученые и исследователи в области уголовно-исполнительного права пытаются найти способы повышения профессионального роста служащих пенитенциарной системы при высоком уровне преступности. Какими средствами мотивировать будущих сотрудников ФСИН России добросовестно, не преступая закон, исполнять свой профессиональный и гражданский долг?

Формирование правильного отношения к своим обязанностям, желания служить на благо Родины начинается с курсантской скамьи.

Воспитательный процесс обучающихся направлен на всестороннее развитие личности, обладающей культурными, нравственными, моральными нормами поведения, имеющей профессиональную и психологическую подготовку, стремящейся достойно проявить себя в профессиональной деятельности. «Проведение мероприятий по воспитательной работе требует многоуровневого многопланового и согласованного взаимодействия всех субъектов воспитательной работы. Круг воспитателей в военном вузе достаточно широк, поскольку процесс воспитания в вузе - это многоплановая деятельность, которая осуществляется на разных уровнях» [2].

При организации воспитательного процесса обучающихся вузов ФСИН России используются всевозможные виды мероприятий, организованных отделом по работе с личным составом и кураторами учебных подразделений. Воспитательная работа предусматривает проведение информационно-пропагандистских кампаний, индивидуально-психологических бесед, правового информирования и культурно-оздоровительных мероприятий, необходимых для формирования у обучающихся морально-этических норм, психологической устойчивости и профессионально-нравственного отношения к будущей трудовой деятельности.

Организация воспитательного процесса будущих сотрудников ФСИН России предполагает духовно-нравственное становление, формирование патриотического, профессионально-нравственного и правового сознания, раскрытие и развитие профессионально значимых качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

В Самарском юридическом институте ФСИН России воспитательный процесс обучающихся осуществляется сотрудниками отдела ОРЛС, профессорско-преподавательским составом и учебно-строевыми подразделениями.

Отдельное внимание следует уделить кураторской деятельности преподавателей, которая регламентируется локальными нормативно-правовыми актами. Целью работы куратора является обеспечение единства обучения и подготовки кадров для ФСИН России.

На роль куратора взвода чаще всего назначается сотрудник из числа ППС в начале учебного года. Кураторство относится к служебным обязанностям сотрудника института. Куратор обязан выполнять свои функции на протяжении всего периода обучения курсантов.

Отдел по работе с личным составом составляет список рекомендованных кандидатур кураторов, согласует его с заместителем начальника института по учебной работе и начальником института. При формировании списка сотрудники института подлежат рассмотрению с разных пози-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ций, в первую очередь подлежат включению характеризующиеся добросовестным отношением к службе, трудолюбием, профессионализмом, доверием со стороны руководства, ведь одна из функций куратора - привитие обучающимся посредством личного примера исполнительности и дисциплинированности, мотивации на достижение поставленных целей. В случае ненадлежащего исполнения функций куратора сотрудник подвергается дисциплинарному взысканию.

Отдел по работе с личным составом, учебный отдел, руководство курса учебно-строевых подразделений института обязаны помогать сотрудникам, занимающимся кураторской деятельностью, например, оказывать организационную, консультационную и методическую помощь. Особо следует отметить важность тесного взаимодействия с командирами взводов учебно-строевых подразделений института, поскольку они проводят большую часть времени с курсантами и имеют возможность выявить причину низкой успеваемости по преподаваемым дисциплинам, понять суть конфликтов среди обучающихся.

Одной из основных задач куратора взвода является организация работы по улучшению качества подготовки курсантов на конкретном курсе, повышение уровня дисциплины и успеваемости. Куратор еженедельно просматривает журнал учета учебных занятий обучающихся, контролирует исправление неудовлетворительных оценок, помогает преодолеть обучающимся сложности, возникающие в период обучения.

Для укрепления морально-психологического и нравственного состояния обучающихся куратор взвода проводит индивидуально-воспитательную работу с курсантами.

Согласно Методическим рекомендациям по организации индивидуально-воспитательной работы с курсантами образовательных организаций высшего образования ФСИН России индивидуально-воспитательная работа - совокупность воспитательных целенаправленных действий на обучающихся со стороны руководящего состава образовательного учреждения, сотрудников, осуществляющих воспитательную работу вуза, психологических служб, а также членов ветеранской организации в целях:

1) всестороннего изучения его личных качеств, характера, темперамента, способностей, индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;

2) развития профессиональных и индивидуальных навыков и качеств, необходимых для успешного обучения и последующего выполнения служебных задач;

3) обеспечения сознательной дисциплинированности и соблюдения требований законности в повседневной деятельности каждого курсанта.

Планирование и организация досуговых мероприятий с курсом, взводом в выходные и праздничные дни осуществляется во взаимодействии с руководством учебно-строевых подразделений, сотрудниками отдела по работе с личным составом. Посещение выставок, театров, музеев, мастер-классов направлено на укрепление дружеской атмосферы среди обучающихся, повышение их культурного уровня.

Неотъемлемой частью воспитательного процесса являются беседы о специфике службы в учреждениях и органах УИС с работниками практических органов и ветеранами уголовно-исполнительной системы. В процессе общения с обучаемыми приглашенные гости делятся личным трудовым опытом, профессиональными знаниями, отвечают на вопросы.

Особое внимание кураторы уделяют курсантам первого года обучения. Воспитательная работа заключается в оказании практической помощи, направленной на адаптацию к условиям учебы и прохождения службы. Первокурсники испытывают стресс от вхождения в новую среду, приобретения новых привычек и смены поведения. Воспитательная функция со стороны куратора заключается в сплочении и воспитании крепкого коллектива, формировании морально-психологического состояния обучающихся, поддержания уровня дисциплины и успеваемости во взводе [3].

Воспитательное воздействие на обучающихся оказывает их участие в подведении итогов учебной и служебной деятельности во взводе и на совете курса, на которых присутствует руководящий состав института, где обучающиеся могут получить ответы на интересующие вопросы.

Еженедельно обучающиеся участвуют в организации государственно-правового информирования личного состава, проводимого курсантами в присутствии куратора, командира взвода, которое включает в себя информацию о политических событиях в мире, новости уголовно-исполнительной системы, а также новости спорта в России и за рубежом. Воспитательная функция заключается в формировании сознательного отношения обучающихся к профессиональному долгу, повышении уровня политической грамотности, совершенствовании нравственных и деловых качеств.

ВЕСТНИК СЮИ

Индивидуальные задания и поручения оказывают серьезное воспитательное воздействие на курсанта и, как правило, подразделяются на следующие виды:

служебные задания, цели которых - развитие положительных качеств курсанта, направление его знаний и умений на образцовое выполнение служебного долга и трудовых функций;

общественные поручения с целью вовлечения курсанта в активную общественную жизнь, многообразную деятельность общественных организаций и творческих коллективов.

Большое воспитательное значение на развитие нравственных качеств обучающихся оказывает церковь. «Присутствие на богослужениях содействует патриотическому воспитанию курсантов, поддержанию боевых традиций России, сохранению памяти о славных воинах Отечества» [4]. На территории Самарского юридического института ФСИН России функционирует храм в честь благоверного князя Димитрия Донского.

Важно также отметить, что при организации воспитательного процесса должны быть созданы условия для самоопределения и самореализации обучающихся.

Подводя итоги, подчеркнем важность совместных усилий для максимального физического, интеллектуального, культурного и нравственного развития курсантов [5].

Библиографический список

1. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: Приказ от 28 декабря 2010 г. № 555 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2019).

2. Царева Н. А. Особенности воспитательной работы в военном вузе // Здоровье и образование в 21 веке: электронный научно-образовательный вестник. 2016. Т. 18 (12). С. 98-102.

3. Бялт В. С., Трипутин С. Н. К вопросу об институте кураторства // Вестник Санкт Петербургского университета МВД России. 2013. № 4(60). С. 156-160.

4. Панарин Д. А., Луканин В. В. Опыт духовно-нравственного воспитания курсантов на примере Академии ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25 (1-4). № 4. С. 681-684.

5. Пиюкова С. С. Кураторство как средство воспитательной работы с курсантами и слушателями ведомственного вуза // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2(16) /2015. С. 86-90.

References

1. Ob organizacii vospitatel'noj raboty s rabotnikami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Prikaz ot 28 dekabrja 2010 g. no. 555 [Order of December 28, 2010, no. 555 on the organization of educational work with employees of the penal system]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 17.06.2019) [in Russian].

2. Tsareva N. A. Osobennosti vospitatel'noj raboty v voennom vuze [The peculiarities of educational work in a military university]. Zdorov'e i obrazovanie v 21 veke: dektronnyj nauchno obrazovatel'nyj vestnik [Health and education in the 21st century: electronic scientific and educational bulletin], 2016, t. 18 (12), pp. 98-102 [in Russian].

3. Byalt V. S., Triputin S. N. K voprosu ob institute kuratorstva [To the Question of Tutor Institute]. Vestnik Sankt Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Russian interior Ministry], 2013, no. 4(60), pp. 156-160 [in Russian].

4. Panarin D. A., Lukanin V. V. Opyt duhovno-nravstvennogo vospitanija kursantov na primere Akademii FSIN Rossii [The experience of spiritual and moral education of cadets on the example of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2017, t. 25 (1-4), no. 4, pp. 681-684 [in Russian].

5. Pijukova S. S. Kuratorstvo kak sredstvo vospitatel'noj raboty s kursantami i slusha-teljami vedomstvennogo vuza [Supervision as a means of educational work with cadets and students of governmental universities]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2015, no. 2 (16), pp. 86-90 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.